Файл: Агрессия и альтруизм как формы социального поведения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мотивы отражаются в сознании человека, но не всегда адекватно, и в этом случае исследовать их можно только косвенным путем - через психологический анализ содержания деятельности. Но в деятельности в различных ситуациях по-разному и в разной степени проявляются две опосредованные формы отражения действительности - значение и личностный смысл. Если в «значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой», то личностный смысл - это продукт отражения мира конкретным субъектом, формирующийся в его индивидуальной деятельности и выражающийся в его (субъекта) отношении к осознаваемым субъектом явлениям.
Благодаря личностному смыслу объективное значение связывается с реальной жизнью субъекта, с мотивами его деятельности, создается пристрастность, субъективность человеческого сознания. Таким образом, всякая ситуация, предмет или явление выступают для субъекта, отражаются им двояким образом. В условиях, когда отражаются ситуация, предмет или явление, имеющие определенное значение, и когда целеобразование не затруднено, субъект интерпретирует их в соответствии с их объективным значением. Но если ситуация достаточно неопределенна, то в таких случаях на первый план выступает их личностный смысл, их значение для субъекта. Это своеобразие личностного смысла подчеркнуто А. Н. Леонтьевым. Он писал по этому поводу следующее: «В том случае, если целеобразование в наличных объективных условиях невозможно и ни одно звено деятельности субъекта не может реализоваться, то данный мотив остается лишь потенциальным - существующим в форме готовности, в форме установки
-
Факторы, влияющие на проявление альтруизма.
Альтруистические действия связанны с социальными нормами, которые диктуют нам определенное поведение, определенные жизненные обязательства.
В связи с этим были выделены нормы, которые мотивируют альтруизм:
-
взаимность;
-
справедливость; -
социальная ответственность.
Исследователи утверждают, что норма взаимности является моральным кодом и предполагает, что люди прежде всего окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог.
Относительно норм справедливости, то ими проверяется благо и недостаток этого блага. Более того, людям свойственно верить в справедливое существование. Поэтому каждый получает то, что заслуживает. Конечно, индивид сочувствует и прибегает к альтруистическому действию тогда, когда судьба другого кажется ему незаслуженно плохой.
Социосистемный подход означает учет благоприятных и сдерживающий факторов, влияющих на альтруизм.
Исследователи выделили такие сдерживающий факторы, которые ослабляют альтруистический поступок:
-
безответственное поведение жертвы, -
гипертрофированное понимание внутригрупповой солидарности, -
внешний вид жертвы и др.
Относительно нормы социальной ответственности, то она предполагает, что люди должны оказывать помощь другим безотносительно к получению вознаграждения или какой-либо выгоды. Необходимо также помогать людям, которые зависят от вашей помощи.
Эмпирические исследования показали, что при экстремальных условиях готовность прийти на помощь наивысшая там, где свидетель опасности один, чем их целая группа.
Выделены причины, которые тормозят процесс предоставления помощи:
-
размывание ответственности (когда свидетель один, то он чувствует, что именно ему следует вмешаться, а если есть и другие свидетели, то чувство ответственности распределяется на всех); -
общественная оценка (каждый из свидетелей медлит, ведь пытается понять, что же будет, и все они становятся друг для друга примерами пассивного поведения, то есть процесс социального сравнения приводит к ошибочному толкованию ситуации: другие интерпретируют то, что произошло, как безопасное событие); -
боязнь оценки (присутствие других свидетелей вызывает чувство неуверенности, потому что другие станут свидетелями оказания помощи; когда же свидетель уверен в своих силах и компетентности, то присутствие других может служить стимулом для оказания помощи). -
С позиций эволюционной психологии есть два вида альтруизма - защита рода, преданность ему и взаимная выгода. Людей необходимо учить альтруизму, поскольку, как считают представители этого подхода, гены эгоистических индивидуумов выживают с большей вероятностью, чем гены тех, кто жертвует собой.
Рассмотренные выше подходы к проблеме альтруизма имеют много общего. В частности, каждая из перечисленных теорий предлагает два типа просоциального поведения: обмен по схеме «я - тебе, ты - мне». Каждая из них также предлагает широкие возможности понять мотивы и причины двух типов альтруизма: основанного на взаимном обмене и того, который не предусматривает никаких дополнительных условий.
Считается, что альтруизм может передаваться детям, во-первых, как часть семейного сценария, привычная модель поведения, во-вторых, путем подражания; в-третьих, через телевизионно-просоциальные модели влияния.
Практика показывает, что более эффективным является то обучение альтруизму, которое не прибегает к средствам наружной стимуляции: поощрение и наказание - ведь добрые дела не приобретаются, а осуществляемые по велению сердца, совести и чести. Знание причин, что тормозят проявление альтруизма, а также условий, способствующих альтруистическому поведению, помогают людям стать более внимательными к окружению.
В целом можно назвать ряд рекомендаций, которые станут полезным тому человеку, который хочет научиться помогать:
-
уважать того, кому помогает, иметь к человеку, который нуждается в помощи, гуманные, теплые чувства; -
стараться быть независимым от того, кому помогает и не претендовать на свободу и независимость человека, которому помогает; -
предоставить человеку право оставаться таким, каким он есть; -
помнить, что помощь должна соответствовать потребностям реципиента.