Файл: Практическая работа 1 по теме Целостный педагогический процесс единство обучения и воспитания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа 1

по теме «Целостный педагогический процесс:

единство обучения и воспитания»

Для решения педагогической задачи необходимо исходить из понимания учителем самой сути педагогического процесса, заключающегося во целенаправленном взаимодействии старшего с младшим.

Определим основные позиции педагогического взаимодействия исходя из контекста решаемой задачи:

- преднамеренный контакт педагога с ребёнком;

- длительный контакт педагога с ребёнком/обучающимися класса;

- активность педагога (передача социального опыта);

- активность ребёнка (освоение социального опыта),

- совершенствование ребёнком самого себя (самовоспитание).

Для формирования опыта общественной деятельности будет эффективным косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение (одноклассников и друзей).

При воздействии на окружение оправдывает себя прием воздействия через референтное лицо. У каждого ученика есть одноклассники, с мнением которых он считается, чью позицию он принимает. Это и есть референтные для него лица, через которых педагог может организовать воздействие, делая их своими союзниками.

Поскольку формирование опыта общественной деятельности осуществлять будем преднамеренно, то оно должно осуществляться по целевой программе, когда педагог заранее моделирует и планирует ожидаемые изменения.

Конструировать педагогический процесс по формированию у обучающихся 5-го класса необходимо с использованием следующих видов деятельности в условиях предстоящего общения:

для педагога:

- проектирование совместной деятельности пятиклассников,

- продумать стиль общения с учащимися; мысленно восстановить опыт общения с данным классом; уточнить особенности общения в новых коммуникативных условиях;

- учесть личностные характеристики пятиклассников для обеспечения освоения социальных навыков на принципах доверия и творчества, паритетности и сотрудничества;

- предвосхитить возможные реакции/ отношение обучающихся класса на предложенные мероприятия: пассивно-положительное, открыто-отрицательное, пассивно-отрицательное).

План решения педагогической задачи
1. Знакомство с теоретическими трудами авторов: Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Баранова Н.Н., Григорьева М.В., Журавлев Д.А., Пономаренко Л.П. и др.

2. Составить социальный портрет класса, определить возможные причины быстрых уходов из школы в каждом конкретном случае: после урочные занятия в других организациях (музыкальная школа, спортивная школа, занятия в кружках вне образовательной организации, необходимость быть дома в определенное время (далеко проживает от школы, помощь по хозяйству, уход за животными), не желание общаться с одноклассниками из – за плохого взаимопонимания и др.

3. Проконсультироваться с учителями, работающими в данном классе или преподающими в параллельных классах по вопросу решению похожих задач в их практике.

4. Изучить окружение школы в отношении социально-значимых объектов с целью определения возможных направлений педагогического воздействия.

5. Спроектировать социальный проект, направленный на формирование у 5-тиклассников опыта общественной деятельности, сформулировать цели и задачи проекта, выбрать форму совместной деятельности ребят, виды организации деятельности, систему поощрений.

6. Приступить к реализации проекта по сплочению коллектива, привлечению к социально-значимой деятельности, приобщению к школьной жизни.

7. Подведение итогов, принятие решения о продолжении проекта, прогнозирование дальнейшего поведения ребят внутри коллектива, школы провести в форме видеоотчёта или тестирования. За основу взять ответы на вопросы самих ребят - участников проекта.

Вариант решения задачи

Самым простым является объединение детей общей целью и общим результатом.

При этом планирование и совершение действий каждым участником деятельности происходит автономно.

Общая цель - сделать пригласительные билеты на концерт для родителей.

Деятельность индивидуальная: каждый ребенок разрабатывает и осуществляет свой вариант оформления такого билета.

Деятельность коллективная: составить фотоколлаж из пригласительных билетов для общешкольного праздничного стенда.

Результат косвенный - родители получают приглашения на праздник.



Результат педагогического воздействия – все учащиеся класса вовлечены в групповую работу с презентацией результата этой работы на школьном уровне.

Отдалённый результат - детский коллектив формирует умение работать над общим проектом, умение договариваться, согласовывать позиции в ходе работы над проектом, оценивать свою работу и работу одноклассников, осуществлять рефлексию по итогам совместной общественной деятельности, эмоциональная удовлетворённость от полученного результата.