Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Почти ежедневные визиты французов в деревню, где жила Прасковья, превращались в повальные грабежи и избиение ни в чем не повинных людей. В один из таких наездов двое солдат ворвались в ее избу и «со злобным намерением устремились к крестьянской жене, угрожая умертвить ее саблею». Жизнью расплатились они за беспредельную наглость. Топор еще раз сослужил Прасковье хорошую службу, трое их шестерых нападавших были убиты. Среди убитых оказался полковник, в форме которого она не раз появлялась перед неприятелем во главе отряда, вооруженного трофейным оружием.
«Страшное это было войско, — свидетельствовал современник, — двадцать сильных молодых парней и с ними красавица Прасковья».7
-
Старостиха Василиса
В селе Сычевка Пореченского уезда знали, что французы заняли Смоленск, но староста Дмитрий Кожин полагал, что нельзя оставлять хлеб в поле, да и значительная отдаленность от города вселяла надежду, что французы сюда не дойдут. И все же они не обошли Сычевку. Начали с уговоров, закончили грабежом. Ни крики негодования, ни плач женщин и детей не остановили грабителей. За отказ выдать требуемое многие в тот жаркий августовский день поплатились жизнями. Удар сабли решил судьбу старосты. Так Василиса Кожина стала вдовой. Односельчане, справив поминки, избрали ее старостихой, сопроводив избрание словами: «Будь ты на место мужа. Ты — баба с головой». В последнюю фразу, по всей вероятности, был вложен следующий смысл. В замужестве любая из женщин-крестьянок окончательно теряла всякую самостоятельность и навсегда лишалась возможности выражать собственное мнение. Но, очевидно, перед нами исключительный факт, когда широкие мужские плечи не могли заслонить природный ум, рассудительность и решимость отстоять собственное «я». И не только смерть мужа, но и авторитет односельчан выдвинул Василису Кожину на довольно значительный пост сельского старосты.
«Плетью обуха не перешибешь», — гласит пословица, но коль так, то в ход были пущены изобретательность и хитрость. Пригодились лесть, чарующая улыбка, задорный смех в ответ на корявые сальности.
В этот визит в Сычевку французам казалось, что хлебосольству русской женщины не будет предела. На столе одна за другой появлялись наливки, пиво, всевозможные закуски. Но, как говорится в народе, на пиру наступило похмелье, обломки избы, подожженной Василисой, навсегда похоронили под собой жаждущих легкой наживы.
Сколько их полегло от кос и рогатин, не счесть, еще больше попало в плен. Летом это были наглецы и истязатели, а в начинавшуюся стужу пришедшие от голода в отчаяние люди по своему виду стали напоминать бродяг.
Хочется отметить удивительную скромность героинь. И те, что отдавали последнее во имя Победы, и те, что открыто смотрели в лицо смерти, предпочитали остаться безызвестными, нежели требовать воздаяния за свершенное. Так произошло и с Василисой Кожиной, получившей серебряную медаль «В память Отечественной войны» и пять рублей. Не сохранили источники имя дочери, сражавшейся рядом с нею. Та же участь постигла казначейскую горничную из Волоколамска, заколовшую в чулане двух гвардейцев.
Не требовала для себя никакой награды Анфиса из деревни Юхны Вяземского уезда Смоленской губернии. Стоны, проклятия, жалобные крики, ругательства часто оглашали лес и дороги. На них бесследно исчезали конные и пешие солдаты и офицеры. В плен «команда Анфисы» никого не брала. Это было в некотором роде соперничество в уничтожении врага. О послевоенной судьбе Анфисы ничего не известно.
-
Маргарита Тучкова.
Говоря о роли женщины в Отечественной войне 1812 года, нельзя не не вспомнить историю жизни и любви Маргариты Тучковой, которая сочетает в себе самую нежную романтику и самую высокую трагедию, какие только возможно представить...
Маргарита родилась в 1775 году в старинной аристократической семье Нарышкиных. С Александром Тучковым-четвертым она познакомилась на одном из званных приёмов, еще во время своего неудачного первого замужества.
Маргарита прекрасно пела, Александр — тоже, их стали просить исполнить какой-нибудь модный дуэт. Со временем молодые люди подружились, а потом между ними зародилось чувство, тем более сильное и глубокое, что, казалось, этим молодым людям никогда не быть вместе. Маргарита была замужем и слишком добродетельна и честна, чтобы изменять мужу, как бы дурно он с ней не обращался, а о разводе она и не думала. Хотя от чудовищного поведения мужа страдала ужасно.
Но Маргарите все-таки удалось развестись с Павлом Ласунским и в 1806 году она обвенчалась с Тучковым. Этот брак удивил всю светскую Москву: ведь Маргарита Нарышкина была не только некрасива и разведена, она была еще и старше Александра Тучкова на три года, к тому же от приданого ее остались только те самые изумруды, которые Нарышкиным удалось выкупить. А Александр Тучков, блестящий молодой офицер, сам того не желая, покорил уже множество девичьих сердец, и мог сделать куда как лучшую партию!
Спустя сто лет после его смерти юная Марина Цветаева влюбится в него — по портрет и напишет свои знаменитые стихи: «
Вы, чьи широкие шинели напоминали паруса».
Позже Маргарита не раз рассказывала, что ей привиделся кошмарный сон и некий голос предупредил ее, что Александр погибнет в бою при Бородине. Но когда наутро она рассказала все Александру, он даже не нашел никакого Бородино на своей походной карте!
Однако сон был вещим. Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков-четвертый погиб в Бородинской битве 26 августа 1812 года, на 35-м году от рождения своего. Он со знаменем в руках вел свою бригаду на атакующих французов. Пушечное ядро попало Александру в грудь — и буквально разорвало на части. Тело Александра отыскать не смогли, и для похорон домой привезли только его старшего брата Николая, смертельно раненого при Бородине и умершего вскоре после битвы.
Сначала Маргарита не могла поверить в смерть любимого. Но среди раненых и попавших в плен его не было. В конце концов, она смирилась с потерей, но не смирилась с тем, что у ее мужа не будет даже могилы, куда она могла бы приходить, чтобы поплакать и помолиться за упокой его души, куда она могла бы приводить сына.
И вот, в сопровождении денщика генерала Тучкова, вдова поехала на Бородинское поле, искать среди мертвых тел — тело мужа. Несколько дней от рассвета до заката ходила она по глубокой грязи, среди трупов, словно не чувствуя смрада разложения, собственными руками переворачивала окостеневшие тела, заглядывала в лица. но найти смогла только правую руку мужа — узнала ее по рубиновому перстню, её подарку в день свадьбы.
Она захоронила эту руку прямо там, на поле Бородина, точно в том месте, где, как указывали очевидцы, погиб Александр. И на том же месте по ее указанию и на ее средства — Маргарита Тучкова продала все свои драгоценности и имение, доставшееся по наследству, — возвели сначала часовню, а потом и храм Спаса Нерукотворного.
Это был первый памятник на Бородинском поле, возведенный «для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных».
После трагической, внезапной смерти единственного сына Николая, Маргарита похоронила мальчика рядом с отцом. Теперь больше ничего не держало ее в этом мире. Все, что она любила, лежало в земле Бородинского поля.
Когда-то Маргарита Тучкова лично наблюдала за строительством, поселившись в маленьком домике неподалеку от будущего храма. Теперь она решила вовсе перебраться в этот домик. Она продала все, что только у нее было — единственными вещами, оставшимися у нее от мирской жизни, были портреты мужа и сына. Даже когда Маргарита уже приняла пострижение, она держала эти портреты в своей келье, вопреки монастырским правилам. Она даже зажигала перед ними лампадку. Но даже митрополиту Филарету, с которым Маргарита Тучкова была дружна, не приходило в голову осудить ее за святотатство!
«Постепенно дом Тучковой стал своеобразным центром колонии, где жили женщины, в основном вдовы погибших на полях сражений. В 1833 г. поселение было утверждено как Спасо-Бородинская общежительная пустынь. Спустя три года Тучкова приняла малое пострижение и стала инокиней Меланией. И вот, в начале 1838 года община была преобразована в Спасо-Бородинский общежительный монастырь. 28 июня 1840 г. состоялось пострижение инокини Мелани в мантию с именем Мария, а на следующий день она была возведена в сан игуменьи, - пишет А. В. Репников в статье «Над вечным покоем». - Игуменье Марии принадлежит инициатива проведения ежегодных Бородинских торжеств и круглосуточного поминовения русских воинов, которое совершалось в монастыре. На территории обители были воссозданы укрепления одной из Багратионовых флешей. Мемориальный характер носит и посвящение монастырского собора Владимирской иконе Божией Матери, ведь само Бородинское сражение происходило в день церковного празднования Сретения Владимирской иконы – 26 августа. До последних дней жизни игуменья Мария жила в доме напротив усыпальницы мужа и сына».
С этого времени, с 1826 года, началась ее созидательная деятельность. Маргарита Тучкова организовала при общине сначала — приют для инвалидов Бородинской битвы, затем — больницу для неимущих, потом — странноприимный дом и своего рода амбулаторию, где приходящим оказывали медицинскую помощь: от обработки язв до выдергивания больных зубов! Она организовала при своем монастыре что-то вроде сестринских курсов: молодых монахинь обучали уходу за больными, а затем отправляли в дальние монастыри, для организации там больниц и пунктов медицинской помощи. В 1844 году при ее содействии и попечительстве была организована Свято-Троицкая община сестер милосердия, занимавшаяся только и непосредственно заботой о немощных и недужных. В том же году была открыта первая больница в Москве, полностью находившаяся в ведении общины.
Умерла Маргарита Тучкова в 1846 году, в возрасте семидесяти одного года.
Перед смертью она сожгла все письма своего мужа, не желая, чтобы они попали в чужие руки.
Дом, в котором жила Тучкова, сохранялся до революции. В 1930 году монастырь был закрыт, но дом простоял до 1942 года: этот памятник Отечественной войны 1812 года сгорел во время Великой Отечественной войны... И в этом был некий жутковатый символизм. Сейчас монастырь и большинство памятников восстановлены, и 12 мая 1994 г. состоялось открытие Дома-музея игуменьи Марии.
Она не была святой, не совершала чудес, но на самом деле Маргарита Тучкова ею была — точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца. Она, как и эти женщины, лишь несла свой крест — как умела — и, наверное, до своего смертного часа не ведала сомнений на избранном пути — как и ее муж в свой смертный час, на этом же самом месте, у Семеновских флешей, 26 августа 1812 года. Именно ей мы также обязаны тем, что есть ныне Бородинское поле и Спасо-Бородинский монастырь, построенный на ее деньги в память о муже и всех убиенных на поле Бородинском.
-
Женщины 1812 года.
7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года вошло в русскую историю как день битвы у села Бородино, расположенного в 125 километрах западнее Москвы, день Бородинской битвы. Трагическое событие войны, которое стало переломным. На поле брани погибли тысячи воинов, которых дома ждали матери, сестры, дочери и жены. Красавицы и не очень, они ждали и верили, что будет победа и многие из них делали все, что в их силах для этого. Как-то великий Генрих Гейне изрек очень правильную мысль на этот счет: "Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин." А ведь верно: мы хорошо знаем имена полководцев 1812 года, имеем их галерею в Зимнем дворце, но, а как же женщины? Может быть только нескольким из них, кто непосредственно сражался с неприятелем, да Маргарите Тучковой суждено было войти в историю Великой Отечественной войны 1812 года? А как же остальные, те, которые ждали?
Ждали, не значит сидели около окна. Патриотические чувства стали причиной того, что в русском обществе этого периода стало появляться то, что именуется ныне благотворительной деятельностью. На тот момент это была одна из самых доступных форм помощи русской армии, воевавшей с Наполеоном. И у истоков как всегда стояли Романовы, начиная от императрицы Елизаветы Алексеевны, жены императора Александра I и заканчивая великими княжнами и их фрейлинами.
15 ноября 1812 года императору Александру I был представлен проект создания Патриотического Женского общества, который получил его одобрение, уже 12 ноября 1812 года в "Прибавлении к СПб ведомостям" было помещено Объявление такого содержания: "Сим извещается, что особы, желающие вступить в Патриотическое Женское общество или участвовать в сем заведении, могут записываться в Русской конторе гг. Петербургских банкиров братьев Ливио. Ежедневно с 10 утра будут приниматься деньги и приношения всякого рода, которые сострадательными людьми будут приносимы, или присылаемы несчастным пострадавшим от войны