Файл: Проблема реабилитации детей с аутизмом очень актуальна в настоящее время.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Можно использовать детские песни в ходе занятий. Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции.
В начальном периоде индивидуальных и подгрупповых занятий хорошо используются детские песни из мультфильмов: «Антошка», «Чунга – Чанга», «Кузнечик», «Песенка крокодила Гены», «Песенки кота Леопольда», «Жили у бабуси два веселых гуся» и др. Дети любят танцы с флажками, цветами, ленточками.
Дети любят танец с цветами под композицию Поля Мориа «Токката». Можно использовать песню «Танцуйте сидя» на слова М. Пляцковского, музыку Б. Савельева. Дети заражаются положительными эмоциями, выполняя движения под песню «Разноцветная игра» на музыку Б. Савельева, слова Л.Рубальской.
Логопедическая работа
Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств.
В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы.
Центральное место в формировании речевых и коммуникативных навыков занимает игротерапия.
При обучении грамоте используется глобальное чтение.
Многие понятия дети усваивают на написанных на карточках словах. А некоторые аутичные дети общаются с опорой на карточки.
Игротерапия
Для достижения целей в коррекционно – воспитательной работе используются игры, которые направлены на:
1. - Установление контакта;
2. - Устойчивую совместную деятельность взрослого и ребенка;
3. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми подгруппы (2-3 человека);
4. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми группы;
5. – Формирование учебных навыков;
6. – Формирование речевых навыков;
7. – Формирование коммуникативных навыков;
8. – Развитие эмоциональной сферы;
9. – Формирование социоэмоциональных навыков;
10. - Формирование правильного поведения.
Игры со сборно-разборными игрушками, как способ установления взаимодействия с аутичными детьми
Пирамидки, чашечки, матрешки, доски Сегена, «Почтовые ящики», логические кубы, паззлы способствуют опосредованному контакту и взаимодействию с ребенком, а в дальнейшем формированию речевых и коммуникативных навыков.
Игры на формирование навыка сотрудничества с напарником по занятию
Взрослый дает 2-м детям (3,4гр.аутизма) разрезные картинки и с задором говорит: «Раз, два, три - картинку собери».
Дети с аутизмом тяжело переживают ситуации неудачи и проигрыша. Взрослому важно корригировать поведение детей в этих ситуациях: «В прошлый раз ты собрал первым, а в этот раз - Витя…»
Игры на формирование навыка соблюдения очередности
-
Навык соблюдения очередности очень важен, т.к. без этого навыка не формируется способность к диалогу. -
Игры с кубиками при выстраивании башни: «Твой кубик, мой кубик». -
Игры с мозаикой при выкладывании дорожки: «Моя мозаика, твоя мозаика». -
Игры с толканием мяча или машинки. -
Игры в домино с более продвинутыми детьми: «Моя очередь, твоя очередь». -
Игры с музыкальными инструментами в музыкальном зале. «Сначала звучат погремушки, потом ложки, потом бубен и т.п»
Игры на растормаживание эмоциональной сферы
-
«Догоню, догоню». -
«Убегу, убегу». -
Взрослый делает возле головы «рожки» и бежит за ребенком: «Напугаю, напугаю», «Забодаю, забодаю». -
Взрослый берет ребенка за пояс, поднимает и кружит его со словами: «Полетели, покружили».
Игры на формирование речевых навыков
-
Пальчиковые игры; -
Дидактические игры в лото; -
Игры с картинками, кубиками: «Найди», «Покажи», «Назови», «Собери». -
Игры с мячом (для детей 3-4 гр.), в ходе которых, взрослый катит ребенку мяч со словом, например: «Кукла», ребенок должен откатить мяч с обобщающим словом «Игрушка» и т.п.
Игры на формирование диалоговых и коммуникативных навыков
Доскажи словечко
-
Игры для детей 3-4 гр. -
В предложении: «Летом жарко, а зимой…» -
В стихотворении:
Би-би-би, - кричит машина,
Не могу я без… (бензина).
-
В загадке:
Захотелось плакать вдруг,
Слезы лить заставил … (лук).
Договаривание словосочетаний, предложений в тексте литературного произведения.
Игры с конструктором-
Плоскостное и объемное конструирование в:
Совместном конструировании;
В самостоятельном конструировании объектов;
В сюжетном конструировании: «Автобус для ребят», «Как я шел в школу» и т.п.
Важная составляющая методического подхода в коррекционно – воспитательной работе с аутичными детьми - эмоциональное подкрепление состояния успешности.
Ситуации успеха нужно передавать с оттенком особой эмоциональной окрашенности: «Ух ты! Смотри, какой ты молодец, как здорово у тебя получилось!»
Использующиеся в коррекционно-воспитательной работе с аутичными детьми различные игры, создают особую «терапевтическую среду», расширяющую использование ребенком игрушек, помогающую поддерживать эмоциональный контакт с ребенком, формирующую устойчивую совместную деятельность взрослого с ребенком, стимулирующую развитие его личности, способствующую формированию его речевых, коммуникативных и социальных навыков.
Таким образом, подведем итоги:
НЕОБХОДИМЫ ОБЩИЕ УСИЛИЯ!!!
Комплексная клинико-психолого-педагогическоя коррекция РДА может включать следующие разделы (и, соответственно, этапы):
-
1. Психологическая коррекция:
а) установление контакта со взрослыми;
б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
г) формирование целенаправленного поведения;
д) преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений.
-
2. Педагогическая коррекция РДА:
а) формирование навыков самообслуживания;
в) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности).
-
3. Медикаментозная коррекция РДА:
поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.
Лечебная помощь должна строится на базе индивидуальной клинической верификации состояния ребенка и представляется разными лечебными профилями: психофармакотерапией, психотерапией (индивидуальной и семейной физиотерапией, массажем и другими ее видами. Фармакотерапия должна быть направлена на купирование психопатологических проявлений болезни, вегето-сосудистой и вегето-висцеральной дистонии, на активизацию ребенка, на ослабление психического напряжения. Медикаментозное лечение должно соотноситься с высокой чувствительностью маленьких аутистов к нейролептикам, транквилизаторам, и необходимостью пребывания ребенка в условиях дома, в пути, с неустойчивой его активностью.
-
Работа с семьей:
Успешная коррекционная работа с ребенком-аутистом невозможна без определённого специального образования родителей.
Главными принципами ведения этой работы являются:
- уважительный и демократичный характер отношения педагога с семьей ребенка-инвалида;
- охват системой просвещения родителей;
- участие в педагогическом просвещении родителей всех специалистов школы;
- создание условий для посещения родителями занятий с целью ознакомления с программой и методами обучения детей и дальнейшего закрепления полученных ими знаний в условиях семейного воспитания.
Вся работа направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Это основная цель педагогического просвещения родителей.
Родители не менее детей нуждаются в реабилитации, им нужна помощь и поддержка, они живут под гнетом социальных и психологических проблем, сопутствующих воспитанию ребенка с особыми потребностями. Потому участие в совместных с детьми занятиях, тренингах, праздниках дает родителям возможность освободиться и от своих проблем, «вырасти» из них и перевести отношения в семье на иной уровень.
Как указывалось ранее, реабилитационная работа должна проводиться комплексно, специалистами различного профиля. В ниже представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми.
Виды помощи Этапы | МЕДИКО МЕТОЗНАЯ | ПСИХОЛО ГИЧЕСКАЯ | ПЕДАГОГИ ЧЕСКАЯ | ЛОГОПЕИ ЧЕСКАЯ | РАБОТА С СЕМЬЕЙ |
I Диагностический | Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноза | диагностика проявлений психического дизонтогене- за ребенка | проведение педагогичес- кой диагностики, педагогичес- кого обследования ребенка | определение особенно- стей речевого развития ребенка | установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями |
II Адаптационный | психотерапия родителей. привлечение к процессу медикаментозного лечения | установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоциональ- ного дискомфорта, тревоги, страхов | адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслуживания | взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата, массаж со стимуляцией активных речевых точек | ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка |
III Активирующий | купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка | стимуляция психической активности направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками | пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи) | активация речи с помощью жестов, песен, стихов, в ходе тонизирующей игры, просмотр фильмов | составление индивидуального плана, программы обучения аутичного ребенка в домашних условиях |
IV Формирующий | медикаментозное лечение гибко корригируется, то тонизируя активность ребенка, то купируя | формирование у ребенка целенаправленного поведения | обучение чтению, письму; формирование навыков изобразительной деятельности, навыков игры со сверстниками | работа по формированию диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы | обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка: организация его режима, привитие навыков самообслуживания |
| болезненные проявления (тревогу и страхи) | | | | |
VI Корригирующий | поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия; массаж | преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений | реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе. | обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментиру-ются речью; коррекция реч.нар-ний | обучение холдинг-терапии; подготовка к школе |
Хочется пожелать всем, кто хочет помочь аутичным детям терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу с вами жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» (Р. Шнайдер – педагог и философ). А так же помните, что «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть...
Л.Н.Толстой».