Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема № 10
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ
Основное содержание темы:
Криминалистическая регистрация имеет давнюю историю. Со времени образования государственности (при определении меры уголовного наказания) перед карательными органами стояла задача установить степень общественной опасности виновных лиц.
Общественная опасность, наряду с другими признаками, характеризуется рецидивом, т. е. повторным после осуждения совершением преступления.
Криминалистическая регистрация как своеобразная информационная система состоит из подсистем, называемых учетами. Понятием учет охватывается действия по собиранию, накоплению, систематизации, обработке и передаче криминалистически значимой информации или ее носителей (например: пуль, гильз, поддельных документов).
Как правило, учеты именуются по видам объектов учета, например: дактилоскопический учет, учет поддельных денежных знаков, учет без вести пропавших граждан. Нередко объекты учета одновременно выступают и носителями, и источниками криминалистически значимой информации (поддельный денежный знак, труп неизвестного гражданина и т. д.).
Наряду с видами учетов, различают формы их ведения, т. е. способы накопления информации:
-
коллекции, -
картотеки, -
альбомы, -
видеозаписи и др.
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение
Вопрос 1. Понятие, назначение криминалистической регистрации и виды учетов.
Вопрос 2. Централизованные оперативно-справочные учеты.
Вопрос 3. Централизованные криминалистические и розыскные учеты.
Вопрос 4. Экспертно-криминалистические учеты
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность раскрытия и расследования преступлений во многом зависит от качества и количества криминалистически значимой информации, ее доступности для следователей и лиц, осуществляющих розыск и дознание. Фактические данные или сведения, находящиеся в причинно-следственной связи с событием преступления и характеризующие способ его совершения, лиц его совершивших, предметы преступного посягательства, орудия преступления и тому подобные обстоятельства называют актуальной криминалистически значимой информацией. Ее источниками при этом являются самые разнообразные (материальные и идеальные) следы преступлений, а соответственно, и все следообразующие объекты.
Вместе с тем, в процессе уголовного судопроизводства для установления фактов и обстоятельств, входящих в предмет доказывания, нередко большое значение имеет сугубо справочная информация, характеризующая индивидуальные и родовые (видовые) признаки человека, материалов, веществ и изделий, которые зачастую не имеют причинно-следственных связей с событием преступления, однако способствуют решению диагностических, классификационных и идентификационных задач. Сюда относятся сведения об источниках происхождения; качественном и количественном составе известных веществ и материалов; их физических и химических свойствах; сведения об образцах изделий или продукции и другая справочная информация. Такая информация имеет потенциальное криминалистическое значение. Вместе с актуальной криминалистически значимой она составляет криминалистически значимую информацию, рациональное использование которой с учетом ее объема и многообразия возможно только в рамках информационно-поисковой системы, обеспечивающей накопление, обработку, хранение и поиск такой информации. Эту систему принято называть системой криминалистической регистрации. Причем под криминалистической регистрацией подразумевают как определенную систему материальных объектов (коллекции, картотеки, базы данных, иные хранилища информации), так и практическую регистрационную деятельность.
-
ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ
И ВИДЫ УЧЕТОВ
Криминалистическая регистрация - это система научных положений и разработанных на их основе методик по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов в целях информационного обеспечения раскрытия, расследования, предупреждения преступлений и решения иных задач правоохранительных органов.
Научные предпосылки основания ведения криминалистической регистрации.
Научные предпосылки криминалистической регистрации заключаются в индивидуальностиобъектов материального мира, их относительной устойчивости, рефлекторности(способности объектов запечатлеваться в различных отображениях).
История криминалистической регистрации.
Криминалистическая регистрация имеет давнюю историю. Со времени образования государственности (при определении меры уголовного наказания) перед карательными органами стояла задача установить степень общественной опасности виновных лиц.
Общественная опасность, наряду с другими признаками, характеризуется рецидивом, т. е. повторным после осуждения совершением преступления.
Одним из первых способов «выделения» ранее судимых стало превращение их в калек: им отрезали уши, носы, пальцы, языки и др. С одной стороны, оно играло роль наказания за совершенное преступление, а с другой - выступало как способ обозначения судимого с указанием вида преступления, которое он совершил. Наряду с этим или вместо него применяли клеймение. На лице или иной части тела выжигали буквы, слова (в России - «кат», <вор>) либо иные условные знаки. Однако такой способ регистрации преступников был негуманен и весьма неудобен (нельзя же выжечь на теле анкету). Хотя в России и в Австрии такие попытки были. Проводили и так называемые полицейские парады. Задержанных показывали чиновникам полиции, которые обладали хорошей зрительной памятью, для идентификации ими разыскиваемых или ранее судимых лиц. Подобные способы регистрации преступников применялись в некоторых странах до конца Х!Х в. С появлением антропометрии, фотографии, дактилоскопии возникли и были усовершенствованы соответственно антропометрический, фотографический и дактилоскопический способы регистрации.
Таким образом, криминалистическая регистрация сформировалась вначале как уголовная. Тогда вели учет лиц, подвергшихся уголовному наказанию (преследованию), и совершенных ими преступлений. В настоящее время учету подлежат и иные объекты (предметы преступного посягательства, средства и способы совершения преступлений, следы преступлений и т. д.). Это и послужило основной причиной уточнения названия данной системы. Ее стали именовать не уголовной, а криминалистической регистрацией.
Цели криминалистической регистрации.
Цельюкриминалистической регистрации является информационное обеспечение деятельности по:
0 предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
0розыску лиц и похищенного имущества;
0 идентификации лиц и неопознанных трупов;
0 выявлению и пресечению административных правонарушений.
Криминалистическая регистрация как своеобразная информационная система состоит из подсистем, называемых учетами.
Учет - это информационный массив, в котором сосредоточивается криминалистически значимая информация об объектах регистрации, предназначенный для информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.
Понятием учет охватывается действия по собиранию, накоплению, систематизации, обработке и передаче криминалистически значимой информации или ее носителей (например: пуль, гильз, поддельных документов).
Учеты функционируют в интересах МВД России и др.федеральных органов государственной власти, осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, в т.ч. государств - участников СНГ.
Как правило, учеты именуются по видам объектов учета, например: дактилоскопический учет, учет поддельных денежных знаков, учет без вести пропавших граждан. Нередко объекты учета одновременно выступают и носителями, и источниками криминалистически значимой информации (поддельный денежный знак, труп неизвестного гражданина и т. д.).
Для регистрации объектов учета используются следующие способы:
а) описательный - письменная фиксация сведений и признаков объекта учета;
б) графический - фиксация признаков объекта, производимая по правилам криминалистической фотографии, с использованием видео- и аудиотехники;
в) дактилоскопический - регистрация живых лиц и трупов по отпечаткам пальцев рук;
г) коллекционный - собирание и хранение объектов в натуральном виде;
д) комбинированный - регистрация объектов двумя и более из перечисленных выше способов.
Форма ведения учета предопределяет способы фиксации информации.
Наиболее распространенные из них:
-
описательный (описание признаков и т. д.); -
изобразительный (изготовление снимков, дактилоскопических карт и т. д.); -
графический (в виде схем, чертежей, спектрограмм и т. д.); -
коллекционный (натурные коллекции объектов оригиналов или образцов) .
На практике нередко применяются смешанные формы ведения учетов и способы фиксации информации: картотеки, альбомы, коллекции, дополненные описаниями, фотоснимками.
Виды учетов криминалистической регистрации
Понятие и содержание криминалистической регистрации охватывают три основные группы учетов:
-
оперативно-справочные, -
централизованные криминалистические и розыскные; -
экспертно-криминалистические учеты.
КЛАССИФИКАЦИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ
По функциональному признаку:
-
Оперативно- справочные учеты -
Криминалистические учеты -
Розыскные
По территориальности:
-
Международные криминалистические учеты (Учеты Интерпола, стран-участников СНГ) -
Централизованные учеты (ведутся на федеральном уровне в ГИАЦ и ГУ ЭКЦ МВД РФ) -
Региональные учеты (ведутся в ИЦ и ЭКП МВД, ГУ МВД, УВД субъектов РФ) -
Местные (инициативные) учеты (ведутся по инициативе и на уровне ГО-РОВД)
По месту сосредоточения
-
Учеты, сосредоточенные в информационных подразделениях ОВД (информационных отделениях и отделах ГО-РОВД, ИЦ МВД, ГУВД, УВД и ГИАЦ МВД РФ) -
Учеты, сосредоточенные в экспертно-криминалистических подразделениях ОВД (ЭКО, ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД, ГУ ЭКЦ МВД РФ
-
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОПЕРАТИВНО-СПРАВОЧНЫЕ УЧЕТЫ
Оперативно-справочные учеты содержат краткое описание объектов учета.
Они предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности граждан по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.
Централизованные оперативно-справочные учеты состоят из:
-
пофамильного учетов -
дактилоскопического учетов.
Объекты оперативно-справочных учетов:
а) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, объявленные в розыск в соответствии с правовыми актами, регламентирующими организацию розыскной работы;
б) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или ЛБГ, подвергнутые административному аресту, совершившие административные правонарушения, если установить их личность иным способом невозможно;
в) иностранные граждане или ЛБГ, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;
г) иностранные граждане или ЛБГ, подлежащие административному выдворению за пределы территории Российской Федерации либо депортации;
д) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно.
Оперативно-справочные учеты указанных лиц ведутся ГИАЦ (федеральный уровень) и ИЦ (региональный уровень) путем формирования и ведения автоматизированных банков данных, а также пофамильных и дактилоскопических картотек.
В ГИАЦ на оперативно-справочный учет ставятся:
а) осужденные к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы, к смертной казни;
б) осужденные иностранные граждане или ЛБГ независимо от состава преступления и вида наказания;
в) граждане Российской Федерации, осужденные в иностранном государстве, в том числе переданные Российской Федерации для отбывания наказания, в случае поступления материалов о них в соответствии с международными конвенциями и договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, независимо от состава преступления и вида наказания;
г) осужденные к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, лишению свободы условно, а также с отсрочкой отбывания наказания, в отношении которых судом вынесено определение о замене указанного вида наказания на лишение свободы или направлении в места лишения свободы для дальнейшего отбывания наказания;
д) лица (подозреваемые, обвиняемые, осужденные), проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в центральных архивах МВД России, ФСБ России, ФСКН России и ФТС России;
е) иностранные граждане или ЛБГ, подлежащие административному выдворению за пределы территории Российской Федерации либо депортации - только на дактилоскопический учет.
В ИЦ на оперативно-справочный учет ставятся:
а) лица, перечисленные в подпункте 8.1 настоящего Наставления;
б) осужденные, подозреваемые и обвиняемые на территории субъекта Российской Федерации независимо от состава преступления, срока и вида наказания, избранной меры пресечения (в том числе лица, уголовные дела в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям);
в) несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности либо освобожденные судом от наказания, с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
г) осужденные в других субъектах Российской Федерации и прибывшие для исполнения приговора либо отбывания наказания в данный субъект Российской Федерации;
д) лица, совершившие преступления или общественно опасные деяния, в отношении которых в соответствии с определением суда применены меры принудительного медицинского характера;
е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
ж) лица (подозреваемые, обвиняемые, осужденные), проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в архивах МВД, ГУВД, УВД, УФСБ по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации, территориальных органов ФСКН России и ФТС России;
з) лица, привлеченные к административной ответственности;
и) иностранные граждане или ЛБГ, подлежащие административному выдворению за пределы территории Российской Федерации либо депортации - на пофамильный и дактилоскопический учеты;
к) лица, в отношении которых вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по нереабилитирующим основаниям;
л) осужденные, в отношении которых до вступления приговора в законную силу, были применены акты об амнистии или помиловании с освобождением от наказания или заменой более мягким видом наказания;
м) военнослужащие, в отношении которых приговор вступил в законную силу, дополнительно ставятся на учет ИЦ по месту рождения на территории Российской Федерации, либо по месту призыва или поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации в случае рождения за пределами Российской Федерации;
н) лица, объявленные в местный розыск.
Основания постановки на учет:
а) приговор суда, в том числе по уголовным делам частного обвинения;
б) постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;
в) уведомление о подозрении в совершении преступления;
г) постановление дознавателя, следователя или судьи, определение суда об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;
д) постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого;
е) постановление о заведении розыскного дела;
ж) постановление об административном правонарушении;
з) постановление суда (судьи) об административном аресте;
и) постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
к) определение суда о применении мер принудительного медицинского характера в отношении лиц, совершивших преступления или общественно опасные деяния;
л) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям;
м) постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства;
н) постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного;
о) решение суда (судьи) об административном выдворении за пределы Российской Федерации;
п) решение о депортации иностранного гражданина или ЛБГ.
-
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ И РОЗЫСКНЫЕ
УЧЕТЫ
Розыскные и криминалистические учеты, по сравнению с оперативно-справочными учетами, содержат более подробные сведения об учитываемых объектах. В них содержатся не только установочные данные об объектах, но и описание их индивидуальных особенностей, а также краткое изложение обстоятельств совершенного преступления.
Информационной основой криминалистических учетов является сбор, накопление и анализ криминалистически значимых сведений о субъектах и предметах преступлений и связанных с ними событиях.
Централизованные криминалистические и розыскные учеты состоят из учета преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении; учета похищенных и изъятых номерных вещей и документов; учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; учета лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск; учета утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения; учета разыскиваемых транспортных средств; учета похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность; учета правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или ЛБГ, а также в отношении них.
Формирование и ведение автоматизированных централизованных криминалистических и розыскных учетов.
Формирование и ведение автоматизированных нейтрализованных криминалистических и розыскных учетов осуществляется ГИАЦ и ИЦ на базе интегрированного банка данных федерального уровня и интегрированного банка данных регионального уровня, а также автоматизированных информационных систем и ароматизированных информационно-поисковых систем.
Ведение централизованных криминалистических и розыскных учетов в управлениях (отделах) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляется:
а) отделом информационного обеспечения Центра по обеспечению деятельности органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах МВД России - подсистемы ИБД-Ф: «Автопоиск», «Оружие», «ФР-Оповещение», «Крими- нал-И»;
б) ИЦ по месту дислокации - остальные виды централизованных криминалистических и розыскных учетов, предусмотренных настоящим Наставлением.
Объекты автоматизированных централизованных криминалистических и розыскных учетов.
В ГИАЦ постановке на учет подлежат:
а) тяжкие и особо тяжкие преступления, а также лица, подозреваемые, обвиняемые в их совершении;
б) преступления, совершенные путем мошенничества в сфере предпринимательской деятельности и на потребительском рынке, а также лица, их совершившие;
в) лица, объявленные в федеральный и межгосударственный розыск;
г) лица, пропавшие без вести, неопознанные трупы и лица, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
д) иностранные граждане или ЛБГ, совершившие преступления и административные правонарушения на территории Российской Федерации;
е) иностранные граждане или ЛБГ, в отношении которых принято решение о депортации;
ж) граждане Российской Федерации, совершившие преступления в отношении иностранных граждан и ЛБГ;
з) преступления и административные правонарушения, совершенные иностранными гражданами или ЛБГ на территории Российской Федерации, а также в отношении них;
и) утраченное. и выявленное огнестрельное оружие и иное вооружение, имеющее индивидуальный номер;
к) разыскиваемые транспортные средства;
л) номерные вещи и документы, похищенные и изъятые в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений;
м) похищенные средства мобильной связи, независимо от тяжести совершенного преступления.
н) похищенные предметы, имеющие культурную (историческую, научную, художественную) ценность;
о) объявленные в международный розыск по линии Интерпола подозреваемые, обвиняемые, осужденные и лица, пропавшие без вести.
В ИЦ постановке на учет подлежат:
а) преступления и лица, подозреваемые, обвиняемые в их совершении;
б) лица, объявленные в федеральный, межгосударственный розыск либо местный розыск;
в) лица, пропавшие без вести, неопознанные трупы и лица, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
г) иностранные граждане или ЛБГ, совершившие преступления и административные правонарушения на территории Российской Федерации;
д) иностранные граждане или ЛБГ, в отношении которых принято решение о депортации;
е) административные правонарушения и преступления, совершенные иностранными гражданами или ЛБГ на территории Российской Федерации, а также в отношении них;
ж) огнестрельное оружие и иное вооружение (утраченное и выявленное), имеющее индивидуальный номер;
з) разыскиваемые транспортные средства;
и) номерные вещи -и документы, похищенные и изъятые в связи с совершением преступления;
к) похищенные предметы, имеющие культурную (историческую и художественную) ценность;
л) объявленные в международный розыск по линии Интерпола подозреваемые, обвиняемые, осужденные и лица, пропавшие без вести.
Исполнение запросов.
Запросы на проверку информации по учетам ГИАЦ выполняются в срок не более 5 рабочих дней с момента получения запросов. Срочные запросы выполняются в течение суток.
Запросы на проверку информации по учетам ИЦ выполняются в срок не более 3 рабочих дней с момента получения запроса. Срочные запросы выполняются в течение суток.
Запросы, поступившие по каналам специальной связи, обрабатываются в сроки, установленные для этого вида связи.
Сроки хранения учетных материалов устанавливаются по каждому виду централизованного криминалистического или розыскного учета исходя из его специфики в соответствии с Наставлением по организации и ведению учета.
Для учетных материалов, имеющих научно-историческое значение, сроки могут продлеваться решением руководства ИЦ и ГИАЦ в установленном порядке.
1. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ В ИХ СОВЕРШЕНИИ предназначен для информационного обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и след - ственных действий, проводимых подразделениями органов внутренних дел и другими правоохранительными органами.
Объектами учета ГИАЦ являются:
а) тяжкие и особо тяжкие преступления;
б) преступления, предусмотренные частью 2 статьи 159 (мошенничество), частью 2 статьи 160 (присвоение или растрата), частью 2 статьи 171 (незаконное пред- пренимательство) Уголовного Кодекса Российской Федерации, при условии их отнесения к числу преступлений экономической направленности;
в) лица, подозреваемые, обвиняемые в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 159, частью 2 статьи 160, частью 2 статьи 171 УК, при условии их отнесения к числу преступлений экономической направленности.
Объектами учета ИЦ по территориальности, ИЦ УВДТ являются:
а) объекты, указанные в подпункте 25.2 настоящего Наставления;
б) преступления небольшой и средней тяжести;
в) иные объекты, перечень которых определяется приказами ДОПТ МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.
Основанием для постановки объектов на учет, коррекции данных и снятия с учета являются:
а) постановление о возбуждении уголовного дела;
б) постановление о выделении уголовного дела;
в) постановление о соединении уголовных дел;
г) постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления по подследственности;
д) постановление дознавателя, следователя или судьи, определение суда об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления;
е) постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;
ж) постановление о прекращении уголовного дела;
з) поступившие из НЦБ Интерпола при МВД России сведения о разыскиваемых правоохранительными органами иностранных государств по линии Интерпола гражданах России, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений за рубежом, а также иностранных гражданах или ЛБГ, арест которых невозможен ввиду отсутствия договора об экстрадиции с государством инициатором розыска;
и) поступившие из НЦБ Интерпола при МВД России сведения о лицах, подозреваемых в причастности к террористической деятельности.
Сроки хранения учетных материалов:
а) информация о тяжких и особо тяжких нераскрытых преступлениях хранится постоянно;
б) информация о лицах, и совершенных ими преступлениях, хранится до достижения лицом 80-летнего возраста, а после окончания срока хранения поступает в архив, где остается на хранении в течение 10 лет;
в) в ИЦ срок хранения сведений об объектах учета может устанавливаться исходя из их значения для решения задач оперативно-розыскной деятельности, а также обеспечения предварительного расследования, но не менее сроков, установленных в подпунктах «а» и «б».
По истечении сроков хранения учетных документов ИЦ осуществляет снятие соответствующей информации с централизованного учета ГИАЦ по каналам связи в формате, установленном ГИАЦ.
2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ПОХИЩЕННЫХ И ИЗЪЯТЫХ НОМЕРНЫХ ВЕЩЕЙ И ДОКУМЕНТОВ осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных, установления принадлежности изъятых вещей и документов, имеющих индивидуальные номера, присвоенные изготовителем, содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями.
В ИЦ и ГИАЦ учет осуществляется путем формирования и ведения баз данных ИБД-Р и ИБД-Ф (подсистема «Номерные вещи»).
Объектами учета в ГИАЦ являются:
а) номерные вещи и документы, похищенные и изъятые в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений;
б) похищенные средства мобильной связи, независимо от тяжести совершенного преступления.
Объектами учета ИЦ по территориальности, ИЦ УВДТ относятся номерные вещи и документы, похищенные или изъятые в связи с совершением преступления.
Основанием для постановки на учет, коррекции данных и снятия с учета в ГИАП и ИЦ являются:
а) постановление о возбуждении уголовного дела и иные материалы уголовных дел, содержащие информацию об объектах учета;
б) сообщение, поступившее из НЦБ Интерпола при МВД России.
Основанием для снятия объектов учета являются:
а) обнаружение или установление принадлежности номерной вещи и т документа;
б) прекращение уголовного дела;
в) по истечении 2 лет с момента изъятия предмета, принадлежность которого не установлена;
г) сообщение, поступившее из НЦБ Интерпола при МВД России.
Срок обработки поступивших в ГИАЦ сведений на постановку, коррекцию или снятие с учета составляет не более 2 рабочих дней, с одновременным направлением в ИЦ протокола обработки информации.
Документы, не прошедшие форматный или логический контроль, возвращаются для исправления ошибок по электронным каналам связи.
3. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, НЕОПОЗНАННЫХ ТРУПОВ И ЛИЦ, НЕ СПОСОБНЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ ВОЗРАСТУ СООБЩИТЬ ДАННЫЕ О СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ, создается и используется в целях идентификации личности.
Объектами учета являются:
а) граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане или ЛБГ, пропавшие без вести, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, в том числе: лица, утратившие связь с близкими родственниками; несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а также совершившие побег из центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, спецшкол, спецучилищ и специнтернатов; психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии, ушедшие из дома или медицинских учреждений;
б) граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане или ЛБГ, находящиеся в психоневрологических и других лечебных учреждениях, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
в) неопознанные трупы или их фрагменты (независимо от состояния на момент обнаружения).
Основанием для постановки на учет в ИЦ, ГИАЦ является уголовное дело, оперативно-поисковое дело, розыскное дело, дело по установлению личности, а также поступивший в НЦБ Интерпола при МВД России запрос НЦБ Интерпола иностранного государства или генерального секретариата Интерпола о розыске или идентификации объектов учета, указанных в подпункте 27.1 настоящего Наставления.
4. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ЛИЦ, ОБЪЯВЛЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОЗЫСК предназначен для обеспечения мероприятий федерального и межгосударственного розыска.
Сроки проведения розыска и порядок объявления федерального розыска различных категорий лиц определяются правовыми актами, регламентирующими организацию розыскной деятельности правоохранительных органов.
В ГИАЦ федеральный учет разыскиваемых лиц осуществляется на базе ИБД- Ф (подсистема «ФР-Оповещение»).
На учет ставятся лица:
а) подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от органов дознания, следствия, суда;
б) совершившие побег из ИВС, из-под охраны, стражи (конвоя), ИУ и СИЗО;
в) разыскиваемые в рамках возбужденного исполнительного производства о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, либо возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также по исполнительным документам об отобрании ребенка;
г) лица, пропавшие без вести, а также лица, утратившие связь с близкими родственниками;
д) иные категории лиц, определенные правовыми актами МВД России.
5. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ УТРАЧЕННОГО ИЛИ
ВЫЯВЛЕННОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И ИНОГО ВООРУЖЕНИЯ
осуществляется в целях обеспечения розыска утраченного (похищенное, утерянное), установления принадлежности выявленного (изъятое, найденное, добровольно сданное) вооружения, имеющего индивидуальный номер, присвоенный предприятием- изготовителем или при регистрации его в подразделениях лицензионноразрешительной системы, а также содействия в раскрытии преступлений, совершенных с его применением.
В ГИАЦ учет осуществляется путем формирования и ведения банка данных ИБД-Ф (подсистема «Оружие»).
Учету подлежит утраченное и выявленное вооружение следующих видов:
а) боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье и спортивное) нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие всех моделей;
б) гранатометы;
в) огнеметы;
г) ствольные и реактивные артиллерийские системы;
д) газовое оружие;
е) боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальный номер;
ж) специальные приспособления (например, НРС-2 - нож разведчика стреляющий или иные);
з) иные виды вооружения, перечисленные в приложении № 27 к настоящему Наставлению.
Учету не подлежит:
а) вооружение, находившееся в распоряжении организаций и граждан на законных основаниях и добровольно сдаваемое ими в органы внутренних дел;
б) выявленное вооружение, принадлежность которого установлена;
в) вооружение, зарегистрированное в подразделениях лицензионноразрешительной работы, в случае убытия владельца на другое место жительства (в другой субъект Российской Федерации) без его снятия с учета в указанных подразделениях.
6. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ РАЗЫСКИВАЕМЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ предназначен для обеспечения розыска транспортных средств и содействия в раскрытии преступлений.
Формирование и ведение централизованного учета разыскиваемых транспортных средств осуществляется с использованием ИБД-Ф (подсистема «Автопоиск») в ГИАЦ и ИБД-Р в ИЦ в интересах подразделений федеральных органов государственной власти и государств-участников СНГ.
В ГИАЦ учету подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, автобусы, рефрижераторы, тракторы и самоходные машины для дорожных, строительных работ отечественного и иностранного производства, транспортные средства, не оборудованные двигателем и предназначенные для движения в составе с механическим транспортным средством, включая прицепы к грузовым автомобилям, полуприцепы и прицепы-роспуски, мотоциклы иностранного производства, в том числе четырехколесные, а также мотороллеры иностранного производства (имеющие объем двигателя более 50 куб. см и подлежащие регистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения').
1 2 3 4
Основанием постановки транспортных средств на централизованный учет является:
а) зарегистрированное в органах внутренних дел в установленном порядке заявление (сообщение) об угоне или хищении транспортного средства;
б) постановление об объявлении розыска транспортного средства следователя, дознавателя или лица, производящего дознание, судьи, в чьем производстве либо рассмотрении находится уголовное дело;
в) сообщение НЦБ Интерпола при МВД России о розыске транспортного средства, похищенного за пределами Российской Федерации;
г) сообщение о розыске транспортных средств органами внутренних дел (по
Основанием для снятия сведений о розыске транспортного средства с учета
является:
а) сообщение инициатора розыска об обнаружении или задержании разыскиваемого транспортного средства;
б) постановление о прекращении розыска транспортного средства следователя, дознавателя или лица, производящего дознание, в чьем производстве находится уголовное дело;
в) решение суда о прекращении розыска транспортного средства;
г) сообщение НЦБ Интерпола при МВД России 'о прекращении розыска;
д) сообщение государств-участников СНГ о прекращении розыска;
е) постановление (решение) о прекращении уголовного дела, по которому было принято решение о розыске транспортного средства;
ж) истечение 90 дней с момента постановки на учет транспортного средства в случае отсутствия сведений о возбуждении уголовного дела.
7. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ПОХИЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ, ИМЕЮЩИХ КУЛЬТУРНУЮ (ИСТОРИЧЕСКУЮ, НАУЧНУЮ, ХУДОЖЕСТВЕННУЮ) ЦЕННОСТЬ, организован в целях обеспечения их розыска, а также содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями.
В ГИАЦ учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных ИБД-Ф (подсистема «Антиквариат»).
Учету подлежат следующие категории похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность:
а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
в) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
г) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
д) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
е) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы;
ж) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
з) произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
и) изделия традиционных народных художественных промыслов;
к) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
л) старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
м) редкие рукописи и документальные памятники;
н) архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
о) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
п) старинное огнестрельное и холодное оружие;
р) почтовые марки, иные филателистические материалы отдельно или в коллекциях;
с) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
т) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, и представляющие интерес для таких отраслей науки, как анатомия и палеонтология;
у) другие предметы, в том числе копии, имеющие культурное (историческое, художественное, научное) значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.
Учету не подлежат современные сувенирные предметы культурного назначения серийного и массового производства.
8. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛБГ, А ТАКЖЕ В ОТНОШЕНИИ ИХ, ведется в целях обеспечения органов внутренних дел и других правоохранительных органов соответствующей информацией.
Формирование учета осуществляется путем ведения в ГИАЦ базы данных ИБД-Ф (АИС «Криминал-И») и в ИЦ базы данных «Криминал-И» на основании информации, представляемой в пределах своей компетенции подразделениями феде - ральных органов государственной власти и территориальными органами ФМС России.