Файл: Криминалистические учеты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Тема № 10

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ

Основное содержание темы:

Криминалистическая регистрация имеет давнюю историю. Со времени обра­зования государственности (при определении меры уголовного наказания) перед ка­рательными органами стояла задача установить степень общественной опасности виновных лиц.

Общественная опасность, наряду с другими признаками, характеризуется ре­цидивом, т. е. повторным после осуждения совершением преступления.

Криминалистическая регистрация как своеобразная информационная сис­тема состоит из подсистем, называемых учетами. Понятием учет охватывается дей­ствия по собиранию, накоплению, систематизации, обработке и передаче кримина­листически значимой информации или ее носителей (например: пуль, гильз, под­дельных документов).

Как правило, учеты именуются по видам объектов учета, например: дак­тилоскопический учет, учет поддельных денежных знаков, учет без вести пропавших граждан. Нередко объекты учета одновременно выступают и носителями, и источ­никами криминалистически значимой информации (поддельный денежный знак, труп неизвестного гражданина и т. д.).

Наряду с видами учетов, различают формы их ведения, т. е. способы на­копления информации:

  • коллекции,

  • картотеки,

  • альбомы,

  • видеозаписи и др.


ПЛАН ЛЕКЦИИ:

Введение

Вопрос 1. Понятие, назначение криминалистической регистрации и виды учетов.

Вопрос 2. Централизованные оперативно-справочные учеты.

Вопрос 3. Централизованные криминалистические и розыскные учеты.

Вопрос 4. Экспертно-криминалистические учеты

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Эффективность раскрытия и расследования преступлений во многом зависит от качества и количества криминалистически значимой информации, ее доступности для следователей и лиц, осуществляющих розыск и дознание. Фактические данные или сведения, находящиеся в причинно-следственной связи с событием преступле­ния и характеризующие способ его совершения, лиц его совершивших, предметы преступного посягательства, орудия преступления и тому подобные обстоятельства называют актуальной криминалистически значимой информацией. Ее источниками при этом являются самые разнообразные (материальные и идеальные) следы пре­ступлений, а соответственно, и все следообразующие объекты.

Вместе с тем, в процессе уголовного судопроизводства для установления фак­тов и обстоятельств, входящих в предмет доказывания, нередко большое значение имеет сугубо справочная информация, характеризующая индивидуальные и родовые (видовые) признаки человека, материалов, веществ и изделий, которые зачастую не имеют причинно-следственных связей с событием преступления, однако способст­вуют решению диагностических, классификационных и идентификационных задач. Сюда относятся сведения об источниках происхождения; качественном и количест­венном составе известных веществ и материалов; их физических и химических свой­ствах; сведения об образцах изделий или продукции и другая справочная информа­ция. Такая информация имеет потенциальное криминалистическое значение. Вместе с актуальной криминалистически значимой она составляет криминалистически зна­чимую информацию, рациональное использование которой с учетом ее объема и многообразия возможно только в рамках информационно-поисковой системы, обес­печивающей накопление, обработку, хранение и поиск такой информации. Эту сис­тему принято называть системой криминалистической регистрации. Причем под криминалистической регистрацией подразумевают как определенную систему мате­риальных объектов (коллекции, картотеки, базы данных, иные хранилища информа­ции), так и практическую регистрационную деятельность.





  1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕГИСТРАЦИИ

И ВИДЫ УЧЕТОВ

Криминалистическая регистрация - это система научных по­ложений и разработанных на их основе методик по формированию и ведению цен­трализованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов в целях информационного обеспечения раскрытия, расследования, предупреждения преступлений и решения иных задач правоохранительных органов.

Научные предпосылки основания ведения криминалистиче­ской регистрации.

Научные предпосылки криминалистической регистрации заключаются в ин­дивидуальностиобъектов материального мира, их относительной устойчивости, рефлекторности(способности объектов запечатлеваться в различных отображени­ях).

История криминалистической регистрации.

Криминалистическая регистрация имеет давнюю историю. Со времени обра­зования государственности (при определении меры уголовного наказания) перед ка­рательными органами стояла задача установить степень общественной опасности виновных лиц.

Общественная опасность, наряду с другими признаками, характеризуется ре­цидивом, т. е. повторным после осуждения совершением преступления.

Одним из первых способов «выделения» ранее судимых стало превращение их в калек: им отрезали уши, носы, пальцы, языки и др. С одной стороны, оно игра­ло роль наказания за совершенное преступление, а с другой - выступало как способ обозначения судимого с указанием вида преступления, которое он совершил. Наряду с этим или вместо него применяли клеймение. На лице или иной части тела выжи­гали буквы, слова (в России - «кат», <вор>) либо иные условные знаки. Однако та­кой способ регистрации преступников был негуманен и весьма неудобен (нельзя же выжечь на теле анкету). Хотя в России и в Австрии такие попытки были. Проводили и так называемые полицейские парады. Задержанных показывали чиновникам по­лиции, которые обладали хорошей зрительной памятью, для идентификации ими разыскиваемых или ранее судимых лиц. Подобные способы регистрации преступни­ков применялись в некоторых странах до конца Х!Х в. С появлением антропомет­рии, фотографии, дактилоскопии возникли и были усовершенствованы соответст­венно антропометрический, фотографический и дактилоскопический способы реги­страции.

Таким образом, криминалистическая регистрация сформировалась вна­чале как уголовная. Тогда вели учет лиц, подвергшихся уголовному наказанию (преследованию), и совершенных ими преступлений. В настоящее время учету под­лежат и иные объекты (предметы преступного посягательства, средства и способы совершения преступлений, следы преступлений и т. д.). Это и послужило основной причиной уточнения названия данной системы. Ее стали именовать не уголовной, а криминалистической регистрацией.

Цели криминалистической регистрации.

Цельюкриминалистической регистрации является информационное обеспе­чение деятельности по:

0 предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;

0розыску лиц и похищенного имущества;

0 идентификации лиц и неопознанных трупов;

0 выявлению и пресечению административных правонарушений.

Криминалистическая регистрация как своеобразная информационная сис­тема состоит из подсистем, называемых учетами.

Учет - это информационный массив, в котором сосредоточивает­ся криминалистически значимая информация об объектах регистрации, предназна­ченный для информационного обеспечения раскрытия, расследования и предупреж­дения преступлений.

Понятием учет охватывается действия по собиранию, накоплению, система­тизации, обработке и передаче криминалистически значимой информации или ее носителей (например: пуль, гильз, поддельных документов).

Учеты функционируют в интересах МВД России и др.федеральных органов государственной власти, осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, в т.ч. государств - участников СНГ.

Как правило, учеты именуются по видам объектов учета, например: дак­тилоскопический учет, учет поддельных денежных знаков, учет без вести пропавших граждан. Нередко объекты учета одновременно выступают и носителями, и источ­никами криминалистически значимой информации (поддельный денежный знак, труп неизвестного гражданина и т. д.).

Для регистрации объектов учета используются следующие способы:

а) описательный - письменная фиксация сведений и признаков объекта уче­та;

б) графический - фиксация признаков объекта, производимая по правилам криминалистической фотографии, с использованием видео- и аудиотехники;

в) дактилоскопический - регистрация живых лиц и трупов по отпечаткам пальцев рук;

г) коллекционный - собирание и хранение объектов в натуральном виде;

д) комбинированный - регистрация объектов двумя и более из перечислен­ных выше способов.

Форма ведения учета предопределяет способы фиксации информации.

Наиболее распространенные из них:

  • описательный (описание признаков и т. д.);

  • изобразительный (изготовление снимков, дактилоскопических карт и т. д.);

  • графический (в виде схем, чертежей, спектрограмм и т. д.);

  • коллекционный (натурные коллекции объектов оригиналов или образцов) .

На практике нередко применяются смешанные формы ведения учетов и способы фиксации информации: картотеки, альбомы, коллекции, дополненные описаниями, фотоснимками.

Виды учетов криминалистической регистрации

Понятие и содержание криминалистической регистрации охватывают три основные группы учетов:

  • оперативно-справочные,

  • централизованные криминалистические и розыскные;

  • экспертно-криминалистические учеты.


КЛАССИФИКАЦИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕТОВ

По функциональному признаку:

  • Оперативно- справочные учеты

  • Криминалистические учеты

  • Розыскные

По территориальности:

  • Международные криминалистические учеты (Учеты Интерпола, стран-участников СНГ)

  • Централизованные учеты (ведутся на федеральном уровне в ГИАЦ и ГУ ЭКЦ МВД РФ)

  • Региональные учеты (ведутся в ИЦ и ЭКП МВД, ГУ МВД, УВД субъек­тов РФ)

  • Местные (инициативные) учеты (ведутся по инициативе и на уровне ГО-РОВД)

По месту сосредоточения

  • Учеты, сосредоточенные в информационных подразделениях ОВД (ин­формационных отделениях и отделах ГО-РОВД, ИЦ МВД, ГУВД, УВД и ГИАЦ МВД РФ)

  • Учеты, сосредоточенные в экспертно-криминалистических подразделе­ниях ОВД (ЭКО, ЭКЦ МВД, ГУВД, УВД, ГУ ЭКЦ МВД РФ

  1. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ОПЕРАТИВНО-СПРАВОЧНЫЕ УЧЕТЫ

Оперативно-справочные учеты содержат краткое описание объек­тов учета.

Они предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования престу­плений; предупреждения и выявления административных правонарушений; под­тверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной от­ветственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, ус­тановления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности граждан по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установления лич­ности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.

Централизованные оперативно-справочные учеты состоят из:

  • пофамильного учетов

  • дактилоскопического учетов.

Объекты оперативно-справочных учетов:

а) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гра­жданства, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, объявленные в розыск в соответствии с правовыми ак­тами, регламентирующими организацию розыскной работы;

б) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или ЛБГ, подверг­нутые административному аресту, совершившие административные правонаруше­ния, если установить их личность иным способом невозможно;

в) иностранные граждане или ЛБГ, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;

г) иностранные граждане или ЛБГ, подлежащие административному выдворе­нию за пределы территории Российской Федерации либо депортации;

д) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или ЛБГ, не спо­собные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, ес­ли установить указанные данные иным способом невозможно.

Оперативно-справочные учеты указанных лиц ведутся ГИАЦ (федеральный уровень) и ИЦ (региональный уровень) путем формирования и ве­дения автоматизированных банков данных, а также пофамильных и дактилоскопи­ческих картотек.

В ГИАЦ на оперативно-справочный учет ставятся:

а) осужденные к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы, к смертной казни;

б) осужденные иностранные граждане или ЛБГ независимо от состава престу­пления и вида наказания;

в) граждане Российской Федерации, осужденные в иностранном государстве, в том числе переданные Российской Федерации для отбывания наказания, в случае поступления материалов о них в соответствии с международными конвенциями и договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам, неза­висимо от состава преступления и вида наказания;

г) осужденные к обязательным работам, исправительным работам, ограниче­нию свободы, лишению свободы условно, а также с отсрочкой отбывания наказания, в отношении которых судом вынесено определение о замене указанного вида нака­зания на лишение свободы или направлении в места лишения свободы для дальней­шего отбывания наказания;

д) лица (подозреваемые, обвиняемые, осужденные), проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в центральных архивах МВД России, ФСБ России, ФСКН России и ФТС России;

е) иностранные граждане или ЛБГ, подлежащие административному выдворе­нию за пределы территории Российской Федерации либо депортации - только на дактилоскопический учет.

В ИЦ на оперативно-справочный учет ставятся:

а) лица, перечисленные в подпункте 8.1 настоящего Наставления;

б) осужденные, подозреваемые и обвиняемые на территории субъекта Россий­ской Федерации независимо от состава преступления, срока и вида наказания, из­бранной меры пресечения (в том числе лица, уголовные дела в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям);

в) несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности либо освобожденные судом от наказания, с применением принудительных мер воспита­тельного воздействия;

г) осужденные в других субъектах Российской Федерации и прибывшие для исполнения приговора либо отбывания наказания в данный субъект Российской Фе­дерации;

д) лица, совершившие преступления или общественно опасные деяния, в от­ношении которых в соответствии с определением суда применены меры принуди­тельного медицинского характера;

е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане или ЛБГ, не спо­собные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, ес­ли установить указанные данные иным способом невозможно;

ж) лица (подозреваемые, обвиняемые, осужденные), проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в архивах МВД, ГУВД, УВД, УФСБ по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации, территориальных органов ФСКН Рос­сии и ФТС России;

з) лица, привлеченные к административной ответственности;

и) иностранные граждане или ЛБГ, подлежащие административному выдворе­нию за пределы территории Российской Федерации либо депортации - на пофамиль­ный и дактилоскопический учеты;

к) лица, в отношении которых вынесены постановления об отказе в возбужде­нии уголовных дел по нереабилитирующим основаниям;

л) осужденные, в отношении которых до вступления приговора в законную силу, были применены акты об амнистии или помиловании с освобождением от на­казания или заменой более мягким видом наказания;

м) военнослужащие, в отношении которых приговор вступил в законную силу, дополнительно ставятся на учет ИЦ по месту рождения на территории Российской Федерации, либо по месту призыва или поступления на военную службу по контрак­ту в Вооруженные Силы Российской Федерации в случае рождения за пределами Российской Федерации;

н) лица, объявленные в местный розыск.


Основания постановки на учет:

а) приговор суда, в том числе по уголовным делам частного обвинения;

б) постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;

в) уведомление о подозрении в совершении преступления;

г) постановление дознавателя, следователя или судьи, определение суда об из­брании меры пресечения в отношении подозреваемого, обвиняемого;

д) постановление суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого, обвиняемого;

е) постановление о заведении розыскного дела;

ж) постановление об административном правонарушении;

з) постановление суда (судьи) об административном аресте;

и) постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследова­ния по нереабилитирующим основаниям;

к) определение суда о применении мер принудительного медицинского харак­тера в отношении лиц, совершивших преступления или общественно опасные дея­ния;

л) постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилити­рующим основаниям;

м) постановление о принятии к производству уголовного дела, поступившего из компетентного органа иностранного государства;

н) постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного;

о) решение суда (судьи) об административном выдворении за пределы Рос­сийской Федерации;

п) решение о депортации иностранного гражданина или ЛБГ.




  1. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ И РОЗЫСКНЫЕ

УЧЕТЫ

Розыскные и криминалистические учеты, по сравнению с опера­тивно-справочными учетами, содержат более подробные сведения об учитываемых объектах. В них содержатся не только установочные данные об объектах, но и опи­сание их индивидуальных особенностей, а также краткое изложение обстоятельств совершенного преступления.

Информационной основой криминалистических учетов является сбор, накоп­ление и анализ криминалистически значимых сведений о субъектах и предметах преступлений и связанных с ними событиях.

Централизованные криминалистические и розыскные учеты состоят из учета преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении; учета по­хищенных и изъятых номерных вещей и документов; учета лиц, пропавших без вес­ти, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности; учета лиц, объявленных в федеральный и меж­государственный розыск; учета утраченного или выявленного огнестрельного ору­жия и иного вооружения; учета разыскиваемых транспортных средств; учета похи­щенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художествен­ную) ценность; учета правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или ЛБГ, а также в отношении них.

Формирование и ведение автоматизированных централизованных крими­налистических и розыскных учетов.

Формирование и ведение автоматизированных нейтрализованных криминали­стических и розыскных учетов осуществляется ГИАЦ и ИЦ на базе интегрированно­го банка данных федерального уровня и интегрированного банка данных региональ­ного уровня, а также автоматизированных информационных систем и ароматизиро­ванных информационно-поисковых систем.

Ведение централизованных криминалистических и розыскных учетов в управ­лениях (отделах) внутренних дел в закрытых административно-территориальных об­разованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляется:

а) отделом информационного обеспечения Центра по обеспечению деятельно­сти органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах МВД России - подсистемы ИБД-Ф: «Автопоиск», «Оружие», «ФР-Оповещение», «Крими- нал-И»;

б) ИЦ по месту дислокации - остальные виды централизованных криминали­стических и розыскных учетов, предусмотренных настоящим Наставлением.

Объекты автоматизированных централизованных криминалистических и розыскных учетов.

В ГИАЦ постановке на учет подлежат:

а) тяжкие и особо тяжкие преступления, а также лица, подозреваемые, обви­няемые в их совершении;

б) преступления, совершенные путем мошенничества в сфере предпринима­тельской деятельности и на потребительском рынке, а также лица, их совершившие;

в) лица, объявленные в федеральный и межгосударственный розыск;

г) лица, пропавшие без вести, неопознанные трупы и лица, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если устано­вить указанные данные иным способом невозможно;

д) иностранные граждане или ЛБГ, совершившие преступления и администра­тивные правонарушения на территории Российской Федерации;

е) иностранные граждане или ЛБГ, в отношении которых принято решение о депортации;

ж) граждане Российской Федерации, совершившие преступления в отношении иностранных граждан и ЛБГ;

з) преступления и административные правонарушения, совершенные ино­странными гражданами или ЛБГ на территории Российской Федерации, а также в отношении них;

и) утраченное. и выявленное огнестрельное оружие и иное вооружение, имеющее индивидуальный номер;

к) разыскиваемые транспортные средства;

л) номерные вещи и документы, похищенные и изъятые в связи с совершени­ем тяжких и особо тяжких преступлений;

м) похищенные средства мобильной связи, независимо от тяжести совершен­ного преступления.

н) похищенные предметы, имеющие культурную (историческую, научную, ху­дожественную) ценность;

о) объявленные в международный розыск по линии Интерпола подозреваемые, обвиняемые, осужденные и лица, пропавшие без вести.

В ИЦ постановке на учет подлежат:

а) преступления и лица, подозреваемые, обвиняемые в их совершении;

б) лица, объявленные в федеральный, межгосударственный розыск либо мест­ный розыск;

в) лица, пропавшие без вести, неопознанные трупы и лица, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если устано­вить указанные данные иным способом невозможно;

г) иностранные граждане или ЛБГ, совершившие преступления и администра­тивные правонарушения на территории Российской Федерации;

д) иностранные граждане или ЛБГ, в отношении которых принято решение о депортации;

е) административные правонарушения и преступления, совершенные ино­странными гражданами или ЛБГ на территории Российской Федерации, а также в отношении них;

ж) огнестрельное оружие и иное вооружение (утраченное и выявленное), имеющее индивидуальный номер;

з) разыскиваемые транспортные средства;

и) номерные вещи -и документы, похищенные и изъятые в связи с совершени­ем преступления;

к) похищенные предметы, имеющие культурную (историческую и художест­венную) ценность;

л) объявленные в международный розыск по линии Интерпола подозреваемые, обвиняемые, осужденные и лица, пропавшие без вести.

Исполнение запросов.

Запросы на проверку информации по учетам ГИАЦ выполняются в срок не более 5 рабочих дней с момента получения запросов. Срочные запросы выполняют­ся в течение суток.

Запросы на проверку информации по учетам ИЦ выполняются в срок не более 3 рабочих дней с момента получения запроса. Срочные запросы выполняются в те­чение суток.

Запросы, поступившие по каналам специальной связи, обрабатываются в сро­ки, установленные для этого вида связи.

Сроки хранения учетных материалов устанавливаются по каждому виду централизованного криминалистического или розыскного учета исходя из его спе­цифики в соответствии с Наставлением по организации и ведению учета.

Для учетных материалов, имеющих научно-историческое значение, сроки мо­гут продлеваться решением руководства ИЦ и ГИАЦ в установленном порядке.

1. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ЛИЦ, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ В ИХ СОВЕРШЕНИИ предназна­чен для информационного обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и след - ственных действий, проводимых подразделениями органов внутренних дел и други­ми правоохранительными органами.

Объектами учета ГИАЦ являются:

а) тяжкие и особо тяжкие преступления;

б) преступления, предусмотренные частью 2 статьи 159 (мошенничество), ча­стью 2 статьи 160 (присвоение или растрата), частью 2 статьи 171 (незаконное пред- пренимательство) Уголовного Кодекса Российской Федерации, при условии их от­несения к числу преступлений экономической направленности;

в) лица, подозреваемые, обвиняемые в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 159, частью 2 статьи 160, частью 2 статьи 171 УК, при условии их отнесения к числу преступле­ний экономической направленности.

Объектами учета ИЦ по территориальности, ИЦ УВДТ являются:

а) объекты, указанные в подпункте 25.2 настоящего Наставления;

б) преступления небольшой и средней тяжести;

в) иные объекты, перечень которых определяется приказами ДОПТ МВД Рос­сии, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.

Основанием для постановки объектов на учет, коррекции данных и снятия с учета являются:

а) постановление о возбуждении уголовного дела;

б) постановление о выделении уголовного дела;

в) постановление о соединении уголовных дел;

г) постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления по подследственности;

д) постановление дознавателя, следователя или судьи, определение суда об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого и обвиняемого в соверше­нии преступления;

е) постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительный акт;

ж) постановление о прекращении уголовного дела;

з) поступившие из НЦБ Интерпола при МВД России сведения о разыскивае­мых правоохранительными органами иностранных государств по линии Интерпола гражданах России, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений за ру­бежом, а также иностранных гражданах или ЛБГ, арест которых невозможен ввиду отсутствия договора об экстрадиции с государством инициатором розыска;

и) поступившие из НЦБ Интерпола при МВД России сведения о лицах, подоз­реваемых в причастности к террористической деятельности.

Сроки хранения учетных материалов:

а) информация о тяжких и особо тяжких нераскрытых преступлениях хранится постоянно;

б) информация о лицах, и совершенных ими преступлениях, хранится до дос­тижения лицом 80-летнего возраста, а после окончания срока хранения поступает в архив, где остается на хранении в течение 10 лет;

в) в ИЦ срок хранения сведений об объектах учета может устанавливаться ис­ходя из их значения для решения задач оперативно-розыскной деятельности, а также обеспечения предварительного расследования, но не менее сроков, установленных в подпунктах «а» и «б».

По истечении сроков хранения учетных документов ИЦ осуществляет снятие соответствующей информации с централизованного учета ГИАЦ по каналам связи в формате, установленном ГИАЦ.

2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ПОХИЩЕННЫХ И ИЗЪЯТЫХ НОМЕРНЫХ ВЕЩЕЙ И ДОКУМЕНТОВ осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных, установления принадлежности изъятых вещей и документов, имеющих индивидуальные номера, присвоенные изготовителем, содей­ствия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями.

В ИЦ и ГИАЦ учет осуществляется путем формирования и ведения баз дан­ных ИБД-Р и ИБД-Ф (подсистема «Номерные вещи»).

Объектами учета в ГИАЦ являются:

а) номерные вещи и документы, похищенные и изъятые в связи с совершени­ем тяжких и особо тяжких преступлений;

б) похищенные средства мобильной связи, независимо от тяжести совершен­ного преступления.

Объектами учета ИЦ по территориальности, ИЦ УВДТ относятся номерные вещи и документы, похищенные или изъятые в связи с совершением преступления.

Основанием для постановки на учет, коррекции данных и снятия с учета в ГИАП и ИЦ являются:

а) постановление о возбуждении уголовного дела и иные материалы уголов­ных дел, содержащие информацию об объектах учета;

б) сообщение, поступившее из НЦБ Интерпола при МВД России.

Основанием для снятия объектов учета являются:

а) обнаружение или установление принадлежности номерной вещи и т доку­мента;

б) прекращение уголовного дела;

в) по истечении 2 лет с момента изъятия предмета, принадлежность которого не установлена;

г) сообщение, поступившее из НЦБ Интерпола при МВД России.

Срок обработки поступивших в ГИАЦ сведений на постановку, коррекцию или снятие с учета составляет не более 2 рабочих дней, с одновременным направле­нием в ИЦ протокола обработки информации.

Документы, не прошедшие форматный или логический контроль, возвраща­ются для исправления ошибок по электронным каналам связи.

3. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ, НЕОПОЗНАННЫХ ТРУПОВ И ЛИЦ, НЕ СПОСОБНЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ ВОЗРАСТУ СООБЩИТЬ ДАННЫЕ О СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ, создается и используется в целях идентификации личности.

Объектами учета являются:

а) граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане или ЛБГ, пропавшие без вести, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными, в том числе: лица, утратившие связь с близкими родственниками; несовершеннолет­ние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а также совершившие побег из центров временного содержания для несовершенно­летних правонарушителей, спецшкол, спецучилищ и специнтернатов; психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии, ушедшие из дома или медицинских учреждений;

б) граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане или ЛБГ, находящиеся в психоневрологических и других лечебных учреждениях, домах инва­лидов и престарелых, детских домах и интернатах, не способные по состоянию здо­ровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

в) неопознанные трупы или их фрагменты (независимо от состояния на мо­мент обнаружения).

Основанием для постановки на учет в ИЦ, ГИАЦ является уголовное дело, оперативно-поисковое дело, розыскное дело, дело по установлению личности, а также поступивший в НЦБ Интерпола при МВД России запрос НЦБ Интерпола ино­странного государства или генерального секретариата Интерпола о розыске или идентификации объектов учета, указанных в подпункте 27.1 настоящего Наставле­ния.

4. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ЛИЦ, ОБЪЯВЛЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ РОЗЫСК предназначен для обеспечения мероприятий федерального и межгосударственного розыска.

Сроки проведения розыска и порядок объявления федерального розыска раз­личных категорий лиц определяются правовыми актами, регламентирующими орга­низацию розыскной деятельности правоохранительных органов.

В ГИАЦ федеральный учет разыскиваемых лиц осуществляется на базе ИБД- Ф (подсистема «ФР-Оповещение»).

На учет ставятся лица:

а) подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от ор­ганов дознания, следствия, суда;

б) совершившие побег из ИВС, из-под охраны, стражи (конвоя), ИУ и СИЗО;

в) разыскиваемые в рамках возбужденного исполнительного производства о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, либо возмеще­нии вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, а также по ис­полнительным документам об отобрании ребенка;

г) лица, пропавшие без вести, а также лица, утратившие связь с близкими род­ственниками;

д) иные категории лиц, определенные правовыми актами МВД России.

5. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ УТРАЧЕННОГО ИЛИ

ВЫЯВЛЕННОГО ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ И ИНОГО ВООРУЖЕНИЯ

осуществляется в целях обеспечения розыска утраченного (похищенное, утерянное), установления принадлежности выявленного (изъятое, найденное, добровольно сдан­ное) вооружения, имеющего индивидуальный номер, присвоенный предприятием- изготовителем или при регистрации его в подразделениях лицензионно­разрешительной системы, а также содействия в раскрытии преступлений, совершен­ных с его применением.

В ГИАЦ учет осуществляется путем формирования и ведения банка данных ИБД-Ф (подсистема «Оружие»).

Учету подлежит утраченное и выявленное вооружение следующих видов:

а) боевое ручное стрелковое, служебное, гражданское (охотничье и спортив­ное) нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие всех моделей;

б) гранатометы;

в) огнеметы;

г) ствольные и реактивные артиллерийские системы;

д) газовое оружие;

е) боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальный номер;

ж) специальные приспособления (например, НРС-2 - нож разведчика стре­ляющий или иные);

з) иные виды вооружения, перечисленные в приложении № 27 к настоящему Наставлению.

Учету не подлежит:

а) вооружение, находившееся в распоряжении организаций и граждан на за­конных основаниях и добровольно сдаваемое ими в органы внутренних дел;

б) выявленное вооружение, принадлежность которого установлена;

в) вооружение, зарегистрированное в подразделениях лицензионно­разрешительной работы, в случае убытия владельца на другое место жительства (в другой субъект Российской Федерации) без его снятия с учета в указанных подраз­делениях.

6. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ РАЗЫСКИВАЕМЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ предназначен для обеспечения розыска транспорт­ных средств и содействия в раскрытии преступлений.

Формирование и ведение централизованного учета разыскиваемых транспорт­ных средств осуществляется с использованием ИБД-Ф (подсистема «Автопоиск») в ГИАЦ и ИБД-Р в ИЦ в интересах подразделений федеральных органов государст­венной власти и государств-участников СНГ.

В ГИАЦ учету подлежат разыскиваемые легковые и грузовые автомобили, ав­тобусы, рефрижераторы, тракторы и самоходные машины для дорожных, строи­тельных работ отечественного и иностранного производства, транспортные средст­ва, не оборудованные двигателем и предназначенные для движения в составе с ме­ханическим транспортным средством, включая прицепы к грузовым автомобилям, полуприцепы и прицепы-роспуски, мотоциклы иностранного производства, в том числе четырехколесные, а также мотороллеры иностранного производства (имею­щие объем двигателя более 50 куб. см и подлежащие регистрации в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения').
1   2   3   4


Основанием постановки транспортных средств на централизованный учет является:

а) зарегистрированное в органах внутренних дел в установленном порядке за­явление (сообщение) об угоне или хищении транспортного средства;

б) постановление об объявлении розыска транспортного средства следователя, дознавателя или лица, производящего дознание, судьи, в чьем производстве либо рассмотрении находится уголовное дело;

в) сообщение НЦБ Интерпола при МВД России о розыске транспортного средства, похищенного за пределами Российской Федерации;

г) сообщение о розыске транспортных средств органами внутренних дел (по

Основанием для снятия сведений о розыске транспортного средства с учета

является:

а) сообщение инициатора розыска об обнаружении или задержании разыски­ваемого транспортного средства;

б) постановление о прекращении розыска транспортного средства следовате­ля, дознавателя или лица, производящего дознание, в чьем производстве находится уголовное дело;

в) решение суда о прекращении розыска транспортного средства;

г) сообщение НЦБ Интерпола при МВД России 'о прекращении розыска;

д) сообщение государств-участников СНГ о прекращении розыска;

е) постановление (решение) о прекращении уголовного дела, по которому бы­ло принято решение о розыске транспортного средства;

ж) истечение 90 дней с момента постановки на учет транспортного средства в случае отсутствия сведений о возбуждении уголовного дела.

7. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ПОХИЩЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ, ИМЕЮЩИХ КУЛЬТУРНУЮ (ИСТОРИЧЕСКУЮ, НАУЧНУЮ, ХУДОЖЕСТВЕННУЮ) ЦЕННОСТЬ, организован в целях обеспе­чения их розыска, а также содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями.

В ГИАЦ учет осуществляется путем формирования и ведения базы данных ИБД-Ф (подсистема «Антиквариат»).

Учету подлежат следующие категории похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность:

а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности личностей (государственных, политиче­ских, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);


б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических рас­копок;

в) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

г) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том чис­ле рельефы;

д) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материа­лов;

е) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы;

ж) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

з) произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художест­венные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других мате­риалов;

и) изделия традиционных народных художественных промыслов;

к) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художествен­ных памятников и памятников монументального искусства;

л) старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

м) редкие рукописи и документальные памятники;

н) архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

о) уникальные и редкие музыкальные инструменты;

п) старинное огнестрельное и холодное оружие;

р) почтовые марки, иные филателистические материалы отдельно или в кол­лекциях;

с) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекцио­нирования;

т) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, и представляющие интерес для таких отраслей науки, как анатомия и палеонтология;

у) другие предметы, в том числе копии, имеющие культурное (историческое, художественное, научное) значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Учету не подлежат современные сувенирные предметы культурного назначе­ния серийного и массового производства.

8. ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УЧЕТ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ ИЛИ ЛБГ, А ТАКЖЕ В ОТНОШЕНИИ ИХ, ведется в целях обеспечения органов внутренних дел и других правоохранительных органов соответствующей информацией.

Формирование учета осуществляется путем ведения в ГИАЦ базы данных ИБД-Ф (АИС «Криминал-И») и в ИЦ базы данных «Криминал-И» на основании ин­формации, представляемой в пределах своей компетенции подразделениями феде - ральных органов государственной власти и территориальными органами ФМС Рос­сии.