Файл: Жизнь и ее смысл.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В человеке необходимо различать природу и сущность. Если человеческое бытие представляет собою, определенную задачу, то в этой задаче природа человека создает раздел, который содержит исходные данные, которые имеет человек в качестве основы своего существования. Говоря об общей природе человека, можно выделить его индивидуальные задатки и природные способности. Сущность предмет задачи, задание, которое необходимо решить, найти. Сущность есть то, что делает из самого себя человек своей жизнью. Является всегда продуктом собственной деятельности, неким решением задачи собственной жизни.

Кроме сущности, природы существует и личность человека.

Личность - это и есть тот, кто имеет призвание, и кто способен откликнуться на этот призыв свыше, кто реализует себя, самоопределяясь в бытии. Существует определенная тайна личности. Тайна эта состоит в творческой свободе личности. Прежде всего, имеется в виду творчество человеком своей собственной жизни. Сущность человека есть не просто некий продукт деятельности человека, она есть абсолютно свободное его самоопределение. Жизненный путь человека явно зависит не только от этого, этот путь складывается как определенная цепь событий. В которой каждое звено в цепи жизни есть случай, то есть встречи и столкновения многих факторов. Но то, чем является сам человек в некой заданной этими бесчисленными факторами ситуации, - это зависит только от него. Специфика ситуации может наложить характерный отпечаток на внешний образ поступка человека, но внутренняя сущность, из которой поступок исходит, зависит только от самого человека, определяясь его свободной волей.
2. Смысл жизни человека
Проблема смысла жизни имеет огромное значение, для большинства людей она вообще осознается как главная, центральная, а порой даже единственная проблема всей жизни.

Смысл - то, чем человек воодушевляется для жизни, - он может быть обретен и в старости, и в болезни, и в ситуации, которая кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материаль­ными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться с утратой смысла.

Смысл жизни относится к числу духовных потребностей, но, несмотря на это он не является менее важным, чем телесная потребность в еде или душевная потребность в общении с себе подобными. Например, наличие настоящей потребности в смысле жизни является опровержением и позиции Камю, и всех прочих скептиков и агностиков. Если у человека есть потребность в смысле жизни, то этот смысл можно найти.


Отличие потребности от простого пожелания велико. Не всякая прихоть может быть удовлетворена, не всякая фантазия имеет реальное представление и возможность осуществления, а вот предмет всякой потребности существует. Иногда, может быть, не удается найти еды, чтобы удовлетворить телесную потребность, тогда человек может умереть от голода, но это не отменяет того факта, что в мире еда есть. Человек может не иметь смысла жизни, может не найти его, человек может даже погибнуть, не найдя его, но все это не отменяет того факта, что смысл жизни бывает, что он есть, и найти его в принципе можно.

Это означает, что смысл жизни существует, он есть независимо от того, знает ли о нем человек, понимает ли человек смысл своей жизни. Разница есть в экзистенциальном плане: понимание или непонимание человеком смысла своей жизни существенно определяет экзистенцию человека в самом ее истоке. Стоит, видимо, различать этот экзистенциальный смысл жизни, который означает осмысленность человеком своей жизни и который можно иметь или не иметь, и объективный смысл жизни, который не мы в нее вкладываем, но который может быть усмотрен и понят нами, который способен обогатить нас, наполнив собой нашу экзистенцию.

Этот объективно существующий смысл жизни является условием возможности всякого субъективного смысла: ибо «спрашивать о смысле - значит задаваться вопросом о безусловном значении чего-либо, т.е. о таком значении, которое не зависит от чьего-либо субъективного усмотрения, от произвола какой-либо индивидуальной мысли». Вопрос о смысле жизни - это не вопрос о субъективных целях, которые ставит человек, это вопрос «Зачем жизнь?», «Для какой такой надобности она?» Однако именно тот факт, что смысл у жизни должен быть, что он есть очевидная потребность человека, образует камень преткновения для многих людей, сколь легче, спокойнее была бы их участь, если бы его могло не быть.

Исходя из гипотезы, что смысл жизни есть, это означает только одно: жизнь человеку именно дана, притом дана не просто так, а зачем-то. Сам вопрос о смысле жизни, вопрос «зачем жизнь?» предполагает именно такое видение жизни. Если жизнь «дана» человеку как-то метафорически, то и о смысле ее можно говорить только метафорически. Наличие реального смысла жизни предполагает, что жизнь реально дана. Всякий смысл определяется конечной целью, предназначением, стало быть, и смысл жизни человека определяется предназначением человека. То есть, Тот, Кто жизнь дал, Он дал ее не просто так, а к чему-то человека предназначил: предварительным образом назначил человеку определенную цель. Это является залогом существования смысла жизни.



«Предназначение» само по себе, по своей внутренней сути является еще чем-то внешним для человека, это есть соотнесенность жизни с некими целями, заданная помимо воли и сознательной свободы. Однако в жизнь человека «предназначение» входит как «призвание». Тот, Кто жизнь человеку дал, не просто к чему-то человека предназначил, Он еще и призывает человека к сознательному и свободному исполнению этого предназначения. Столь дорогое и значимое для человека слово «призвание» означает ведь именно «призыв», услышав который, надо на него откликнуться и быть ему верным. То есть это означает, в конечном счете, откликнуться и быть верным Тому, Кто тебя зовет, Тому, Кто тебе жизнь дал. Слово «призвание» имеет, таким образом, откровенно религиозный смысл, и мы считаем необходимым употреблять его именно в этом - точном и полноценном - значении. Тот, кому не нравятся религиозные смыслы, должен, видимо, отказаться вообще от использования этого слова, заменив его другим, более адекватно выражающим нужную мысль.

Таким образом, смысл жизни, если он вообще есть, может заключаться единственно в том, чтобы понять свое призвание, служить призыву, обращенному к тебе, откликнуться на него и быть верным ему, обратив свою свободную волю на реализацию своего жизненного предназначения. Однако эти слова остаются лишь формальным определением до тех пор, пока мы не ответим на вопрос, а в чем же заключается предназначение человека в этой жизни. То есть, конечно, можно и нужно предполагать, что есть разница индивидуальных предназначений людей, разница призваний, но при этом явно должно быть некое вообще «предназначение человека на земле», некое единое призвание, обращенное к человеку, как именно человеку. Элементарный здравый смысл требует того, чтобы все индивидуальные призвания были не более чем частными способами реализации общечеловеческого призвания.

Говоря об этом общем смысле жизни человека на земле, необходимо использовать еще одно часто употребляемое и поверхностно понимаемое слово. Только, разумеется, прежде чем его использовать, надо очистить его от обессмысливающей расплывчатости и понять во всей глубине его значения. Итак: всякий вообще человек на земле призван к самореализации. «Самореализация» означает не более и не менее как реализацию себя. Всякая реализация предполагает наличие некоего замысла, который реализуется, то есть воплощается. Предназначение человека заключается, в конечном счете, в том, чтобы стать самим собой, самоопределиться в бытии, свободно реализуя (или свободно отказываясь реализовывать) замысел о себе. Тот, Кто эту жизнь человеку дал, призывает человека свободно обрести самого себя и войти в полноту бытия, - именно это и может быть названо самореализацией в настоящем смысле этого слова.


Это ставит человека в совершенно уникальное положение: человек - это единственное существо, которое, чтобы в полной мере быть, должно само себя реализовать. Бытие человека, таким образом, представляет собой безмерный риск, который заключается в том, что оно никогда еще не есть бытие в полной мере в готовом виде, оно есть шанс обрести себя. Этот шанс может быть использован человеком, но человек может и упустить его, может отказаться реализовывать себя и становиться самим собою. Чем человек окажется в таком случае, вопрос, пожалуй, неразрешимый и очень страшный. Строго логически говоря, человек в этом случае остается неким полуфабрикатом, некой недоделанной сущностью, так и не обретшей реального бытия. Быть человеком - это значит выбрать, жизнь, которую ты хочешь прожить без сожаления. «Быть или не быть», - вот в чем вопрос всякой человеческой жизни.

Заключение
Проблема смысла жизни как нельзя более принадлежит к тем вопросам, с которыми к философу могут обратиться «простые» люди и молодежь в первую очередь. Более того, эта проблема - как раз тот вопрос, к постановке которого философ должен настойчиво подводить людей, пробуждая и побуждая их к сознательному выстраиванию своего мировоззрения.

Анализируя большое количество книг и статей, хотелось самой разобраться, в чем же заключается смысл жизни, есть ли он вообще и нужно ли его искать. У каждого человека на данный вопрос будет свой ответ. Выполняю данную работу, вряд ли был найден полный и точный ответ на поставленную задачу, но прочитав данный реферат можно узнать о многом и действительно серьезно задуматься над своим существованием.

В первой главе рассматривались вопросы жизни в философском, религиозном понимании. Многие великие умы высказывали свои речи по отношению к жизни и ее смыслу. Эти высказывания не только противоречат друг другу, но и подтверждают сказанное. Так же затрагивается тема бессмертия души, этот вопрос был отчетливо сформулирован в свое время Лосским Н.О.. Несмотря на то что, по мнению многих в жизни не существует ничего вечного, а все лишь конечное и прерывное, Лосский доказывает обратное. Исходя из многих предпосылок, он доказывает существования любого предмета, в доказательстве их существования, причем особенно - бессмертия души, в связи, с чем оказывается беспомощной и бесполезной и человеческая способность воображения.


Во второй главе анализируя проблему смысла жизни, выявилось несколько главных фактов. Первый и наиболее важный, это то что жизнь нам дана, кем то свыше, дана не просто так, а с определенной целью. То есть каждому человеку отведено свое предназначение. И уж только от самого человека зависит, хочет он его найти или нет. Главная задача человека в жизни - сделать правильный выбор: жить без цели и смысла или все-таки потратить свою единственную жизнь на выполнение своего предназначения. Второй же - это осознание того что смысл жизни прежде всего духовная потребность и отсутствие его не означает, что его в природе не существует. То есть для выполнения своего предназначения необходимо сначала найти его.

Одна жизнь подарена человеку, и мы не вправе губить ее. Необходимо каждому задуматься над смыслом жизни, над своим предназначением и постараться как можно быстрее начать менять ее в лучшую сторону. И может быть тогда, мы станем жить лучше.

Список используемой литературы
1. Замалеев А.Ф. Смысл жизни в русской философии. Санкт-Петербург, 1995.

2. Маслихин А.В., Маслихин В.Д. Человеческая жизнь бесценна Йошкар-Ола, 2006.

.Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.,1984.

.Дмитренко С., Энциклопедия ума. М.: Олма Медиа Групп, 2007.

.Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

.Введенский А., Условия допустимости веры в смысл жизни.

М.: Прогресс-Культура, 1994.

.Трубецкой Е. Смысл жизни. М.: Прогресс-Культура, 1994.

. Лосский Н. Идея бессмертия души, как проблема теории знания.

М., 1990.