ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Стеженская средняя школа
Алексеевского района Волгоградской области
РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА На Педагогическом совете МБОУ Стеженской СШ Протокол от 17.05.2021 | УТВЕРЖДЕНА Приказом № 31 от 17.05.2021 Директора МБОУ Стеженской СШ _________________ И.Н.Михайлов |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Литературные каникулы»
Возраст обучающихся — 7-17 лет
Срок реализации – один месяц
Разработчик программы:
Дерюгина В.В., учитель русского языка и литературы
Х.Стеженский, 2021
с
СОДЕРЖАНИЕ:
-
Пояснительная записка………………………………………….…..3 -
Психолого-педагогические принципы программы…………….…4
-
Ресурсное обеспечение программы…………………………..……..5
-
Материально техническое обеспечение…………………5 -
Кадровое обеспечение………………………………………….5
-
Этапы реализации программы…………………………………….…6
-
План работы ……………………………………7
-
Содержание программы……………………………….……………..8
6.1 Направление «Обучение»……………………………........................8
6.2 Направления «Общение» и «Досуг»………………........................9
-
Ожидаемый результат……………………………………………....10
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Летний отдых в системе образования сегодня – это не только социальная защита, но и расширенные возможности для творческого развития,
обогащения духовного мира и интеллекта подростка, его социализации и профориентации. Воспитательная ценность системы летнего отдыха, таким образом, состоит в том, что профильный лагерь создает все необходимые условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации и общении.
Направленность программы - социально - педагогическая.
Актуальность ее создания обусловлена необходимостью выявления и развития литературной одаренности, обучающихся и предоставления им возможности проявлять свои способности в разных формах и видах речевого творчества, дополняя тем самым знания, приобретаемые детьми на уроках русского языка и литературы в школе.
Важно и то, что творческая среда смены будет способствовать эффективному развитию детей, поможет в выборе и подготовке к будущей профессии.
Образовательный процесс в лагере строится с учетом профориентационной направленности; предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
Основные направления работы:
Направление «Обучение»
Направление «Общение»
Направление «Досуг»
Цель программы: развитие литературных способностей и общего творческого потенциала детей в условиях лагеря.
Задачи:
-
Воспитание и оздоровление детей в условиях летнего лагеря. -
Создание условий, позволяющих детям реализовывать свои потенциальные возможности в литературном творчестве . -
Формирование интереса к установлению взаимоотношений со сверстниками в процессе совместной творческой деятельности. -
Расширение возможности для самореализации участников смены.
Участниками смены являются учащиеся школ и учреждений дополнительного образования в возрасте 7 – 17 лет, имеющие способности в области литературного творчества.
Срок реализации
программы – один месяц.
-
ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
-
Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка. -
Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха. -
Деятельностный подход к воспитанию: воспитательная сфера жизнедеятельности должна развиваться как пространство деятельностного формирования у детей и подростков умений и навыков самосовершенствования -
Дифференциация в воспитании: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими особенностями подростков. -
Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенность обучающихся.
-
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Материально – техническое обеспечение: письменные принадлежности; бумага для создания текстов; специальная литература по развитию речи, культуре речи; литература, содержащая специальные задания и упражнения по развитию литературных способностей; компьютер и принтер, проектор, экран
3.2 Кадровое обеспечение: учитель русского языка и литературы готовит с детьми мероприятия, мастер – классы, действующие журналисты областных СМИ. Речевые и актерские тренинги проведёт руководитель театральной студии МБУК МКДЦ.
-
Этапы реализации программы
I. Организационный этап:
- формирование групп;
- организация самоуправления.
II. Основной этап:
- мастер-классы по программе летней смены;
- культурно-массовые мероприятия;
- выполнение творческих тематических заданий;
III. Заключительный этап:
-проведение конкурса творческих работ – (самопрезентации)
- отбор и подготовка работ в итоговый сборник
- награждение победителей
-создание печатного издания детских творческих работ
-
План работы
«Литературные каникулы»
Кол-во занятий | Название мероприятия | Ответственные за проведение |
1 | Вводное занятие. | Дерюгина В.В. |
2 | Мастер класс «Литературные жанры» | Дерюгина В.В. |
2 | Мастер класс «Создание стихотворения». | Дерюгина В.В. |
2 | Мастер класс: «Виды текстов: художественный, публицистический, научный. Заголовок. Главная мысль». Деловая игра «Дайте заголовок». Встреча с представителями СМИ | Дерюгина В.В. |
1 | Устное народное творчество. Детский фольклор. Развитие речи при помощи скороговорок Викторина «Виды фольклора» | Дерюгина В.В. |
1 | Актерский тренинг. Спектакль. Обсуждение. | Дерюгина В.В. Шмыкова Н.Ю. |
2 | Мастер класс: Язык и речь. Стилистика выразительной речи. Стилистическая окраска слова. Использование поговорок, «крылатых» слов и выражений, фразеологическихоборотов | Дерюгина В.В. |
1 | Творческие и авторские работы детей (в стихах и прозе). Написание, анализ, правка. 1 этап отбора конкурсных работ | Дерюгина В.В. |
1 | Речевой тренинг. Театральный концерт. Просмотр. Обсуждение. | Дерюгина В.В. |
1 | «Литературная гостиная» Презентация детских авторских работ (в стихах и прозе) 2 этап конкурсного отбора | Дерюгина В.В. |
1 | Литературный квест | Дерюгина В.В. |
1 | Итоговое занятие. Награждение. | Дерюгина В.В. |
ИТОГО: 16 | | |
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
6.1 Направление « Обучение»
Мастер классы:
-
«Литературные жанры»
Теория: знакомство с жанрами, изучение их композиционных особенностей. Обучение связному и последовательному описанию событий, правила построения рассуждений.
Практика: написание текстов по аналогии, их анализ и обсуждение. Игры «Дорисуй», «Оживи картинку», игры в ассоциации, в слова, «Прокручивание видеопленки», игры с карандашом, игра «Возьми интервью», обогащение и активизация лексического словаря.
-
«Виды текстов. Заголовок. Главная мысль»
Теория: понятие о видах текстов (художественный, публицистический, научный). Практика: работа с текстами разных видов, определение их видовых особенностей, составление собственных текстов. Работа с заголовками. Деловая игра «Дайте заголовок».
-
«Язык и речь. Стилистика выразительной речи»
Теория: стилистическая окраска слова, стилистическое использование фразеологических оборотов, поговорок. «крылатых» выражений, стилистические функции прямой речи. Изучение эмоциональных ситуаций и основных текстовых эффектов.
-
Практика: работа с готовыми текстами, содержащими стилистические особенности, составление собственных текстов, игры со словами. Применение приема распространения. -
Творческие и авторские работы (в стихах и прозе): написание, анализ, правка.
Данный вид занятий предполагает помощь педагога в правильном и актуальном выборе тем, контроле за правильностью композиционного решения, учета жанровых особенностей, оригинальностью подачи материала. Ведется редактирование.
-
Помощь в подготовке к самопрезентации авторских работ:
Тренинг по сценической речи
Актерский тренинги
«Литературный конкурс» - Самопрезентация авторских работ (в стихах и прозе) созданных в итоге мастер – классов.