Файл: Рассмотрена и принята.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Стеженская средняя школа

Алексеевского района Волгоградской области


РАССМОТРЕНА И ПРИНЯТА

На Педагогическом совете

МБОУ Стеженской СШ

Протокол от 17.05.2021

УТВЕРЖДЕНА

Приказом № 31 от 17.05.2021

Директора МБОУ Стеженской СШ

____­­­­­­­­­­_____________ И.Н.Михайлов








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Литературные каникулы»

Возраст обучающихся — 7-17 лет

Срок реализации – один месяц

Разработчик программы:

Дерюгина В.В., учитель русского языка и литературы

Х.Стеженский, 2021

с

СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Пояснительная записка………………………………………….…..3

  2. Психолого-педагогические принципы программы…………….…4




  1. Ресурсное обеспечение программы…………………………..……..5




    1. Материально техническое обеспечение…………………5

    2. Кадровое обеспечение………………………………………….5




  1. Этапы реализации программы…………………………………….…6




  1. План работы ……………………………………7




  1. Содержание программы……………………………….……………..8

6.1 Направление «Обучение»……………………………........................8

6.2 Направления «Общение» и «Досуг»………………........................9

  1. Ожидаемый результат……………………………………………....10



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Летний отдых в системе образования сегодня – это не только социальная защита, но и расширенные возможности для творческого развития,
обогащения духовного мира и интеллекта подростка, его социализации и профориентации. Воспитательная ценность системы летнего отдыха, таким образом, состоит в том, что профильный лагерь создает все необходимые условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга подростков, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации и общении.

Направленность программы - социально - педагогическая.

Актуальность ее создания обусловлена необходимостью выявления и развития литературной одаренности, обучающихся и предоставления им возможности проявлять свои способности в разных формах и видах речевого творчества, дополняя тем самым знания, приобретаемые детьми на уроках русского языка и литературы в школе.

Важно и то, что творческая среда смены будет способствовать эффективному развитию детей, поможет в выборе и подготовке к будущей профессии.

Образовательный процесс в лагере строится с учетом профориентационной направленности; предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, самосознания, дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Основные направления работы:

Направление «Обучение»

Направление «Общение»

Направление «Досуг»

Цель программы: развитие литературных способностей и общего творческого потенциала детей в условиях лагеря.

Задачи:

  • Воспитание и оздоровление детей в условиях летнего лагеря.

  • Создание условий, позволяющих детям реализовывать свои потенциальные возможности в литературном творчестве .

  • Формирование интереса к установлению взаимоотношений со сверстниками в процессе совместной творческой деятельности.

  • Расширение возможности для самореализации участников смены.

Участниками смены являются учащиеся школ и учреждений дополнительного образования в возрасте 7 – 17 лет, имеющие способности в области литературного творчества.

Срок реализации

программы – один месяц.

  1. ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ



  • Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразие каждого ребенка.

  • Гуманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, создание ситуации успеха.

  • Деятельностный подход к воспитанию: воспитательная сфера жизнедеятельности должна развиваться как пространство деятельностного формирования у детей и подростков умений и навыков самосовершенствования

  • Дифференциация в воспитании: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с возрастными, индивидуально-психологическими особенностями подростков.

  • Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать особенность обучающихся.



  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1 Материально – техническое обеспечение: письменные принадлежности; бумага для создания текстов; специальная литература по развитию речи, культуре речи; литература, содержащая специальные задания и упражнения по развитию литературных способностей; компьютер и принтер, проектор, экран

3.2 Кадровое обеспечение: учитель русского языка и литературы готовит с детьми мероприятия, мастер – классы, действующие журналисты областных СМИ. Речевые и актерские тренинги проведёт руководитель театральной студии МБУК МКДЦ.

  1. Этапы реализации программы


I. Организационный этап:

- формирование групп;


- организация самоуправления.
II. Основной этап:

- мастер-классы по программе летней смены;

- культурно-массовые мероприятия;

- выполнение творческих тематических заданий;

III. Заключительный этап:

-проведение конкурса творческих работ – (самопрезентации)


- отбор и подготовка работ в итоговый сборник

- награждение победителей

-создание печатного издания детских творческих работ

  1. План работы

«Литературные каникулы»

Кол-во занятий

Название мероприятия

Ответственные

за проведение

1

Вводное занятие.


Дерюгина В.В.

2

Мастер класс «Литературные жанры»


Дерюгина В.В.

2

Мастер класс «Создание стихотворения».


Дерюгина В.В.

2

Мастер класс: «Виды текстов: художественный, публицистический, научный.

Заголовок. Главная мысль».

Деловая игра «Дайте заголовок».

Встреча с представителями СМИ

Дерюгина В.В.

1

Устное народное творчество. Детский фольклор. Развитие речи при помощи скороговорок

Викторина «Виды фольклора»

Дерюгина В.В.


1

Актерский тренинг.

Спектакль. Обсуждение.

Дерюгина В.В.

Шмыкова Н.Ю.

2

Мастер класс: Язык и речь. Стилистика выразительной речи.

Стилистическая окраска слова.

Использование поговорок, «крылатых» слов и выражений, фразеологическихоборотов

Дерюгина В.В.


1

Творческие и авторские работы детей (в стихах и прозе). Написание, анализ, правка.

1 этап отбора конкурсных работ

Дерюгина В.В.


1

Речевой тренинг.

Театральный концерт. Просмотр. Обсуждение.

Дерюгина В.В.

1

«Литературная гостиная»

Презентация детских авторских работ (в стихах и прозе)

2 этап конкурсного отбора

Дерюгина В.В.

1

Литературный квест

Дерюгина В.В.

1

Итоговое занятие. Награждение.

Дерюгина В.В.

ИТОГО: 16










  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6.1 Направление « Обучение»

Мастер классы:

  • «Литературные жанры»

Теория: знакомство с жанрами, изучение их композиционных особенностей. Обучение связному и последовательному описанию событий, правила построения рассуждений.

Практика: написание текстов по аналогии, их анализ и обсуждение. Игры «Дорисуй», «Оживи картинку», игры в ассоциации, в слова, «Прокручивание видеопленки», игры с карандашом, игра «Возьми интервью», обогащение и активизация лексического словаря.

  • «Виды текстов. Заголовок. Главная мысль»

Теория: понятие о видах текстов (художественный, публицистический, научный). Практика: работа с текстами разных видов, определение их видовых особенностей, составление собственных текстов. Работа с заголовками. Деловая игра «Дайте заголовок».

  • «Язык и речь. Стилистика выразительной речи»

Теория: стилистическая окраска слова, стилистическое использование фразеологических оборотов, поговорок. «крылатых» выражений, стилистические функции прямой речи. Изучение эмоциональных ситуаций и основных текстовых эффектов.

  • Практика: работа с готовыми текстами, содержащими стилистические особенности, составление собственных текстов, игры со словами. Применение приема распространения.

  • Творческие и авторские работы (в стихах и прозе): написание, анализ, правка.

Данный вид занятий предполагает помощь педагога в правильном и актуальном выборе тем, контроле за правильностью композиционного решения, учета жанровых особенностей, оригинальностью подачи материала. Ведется редактирование.

  • Помощь в подготовке к самопрезентации авторских работ:

Тренинг по сценической речи

Актерский тренинги

«Литературный конкурс» - Самопрезентация авторских работ (в стихах и прозе) созданных в итоге мастер – классов.