Файл: Дидактические принципы построения урока целевые ориентиры, особенности содержания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дидактические принципы построения урока: целевые ориентиры, особенности содержания
Что же такое дидактические принципы, каковы основные целевые ориентиры и особенности содержания?

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

Рассмотрим систему принципов, состоящую из 7 пунктов:

  • Принцип воспитывающего обучения.

Всякое обучение должно быть воспитывающим, т.е. наряду с определенными обучающими функциями должны осуществляться и воспитательные функции. Отсюда не следует, что все воспитание сводится к обучению. Наоборот, правильнее будет считать, что обучение является составной частью системы воспитания.

Поэтому при подготовке и организации любого урока по математике нужно начать с выстраивания воспитательных целей и задач (воспитать доброту, честность, взаимопонимание, активность, наблюдательность, гражданскую позицию, умение преодолевать трудности и др.
). Также, стоит внимательно подходить к выстраиванию самого урока, правильно подбирать задачи (ведь через них тоже можно реализовывать воспитательные моменты), работу на уроке (работа в парах, фронтальный опрос и др.) и обязательную рефлексию в конце каждого урока.

  • Принцип научности в обучении.

В соответствии с этим принципом учебный материал должен излагаться в последовательности, сохраняющей связи между понятиями, темами, разделами в рамках отдельного предмета, а также межпредметные связи. Таким образом, принцип научности в обучении включает систематичность и последовательность. Собственно, для этого и составляется программа и ктп, для создания последовательного и систематичного введения тех или иных понятий.

  • Принцип сознательности усвоения.


Сознательность усвоения понимается как такое овладение учащимися знаниями, которое включает глубокое понимание усвоенного и умение применять его в новых конкретных ситуациях. Например, при изучении темы «Дискриминанта» учащиеся легко запоминают формулу вычисления корней, но около 30-40 % учащихся впадают в ступор, если коэффициенты поменять местами.

  • Принцип активности учащихся.

Сознательность усвоения предполагает активность учащихся в процессе обучения. Без активной мыслительной деятельности не может быть достигнуто сознательного усвоения знаний.

Лучший способ изучить что-нибудь — это открыть самому. Поэтому, часто, на уроках нужно создавать и стимулировать ситуацию успеха.

  • Принцип наглядности.

Наглядное обучение – обучение, которое строится на конкретных образах, воспринятых учащимся.

Чтобы познавать окружающую реальность, человек использует все органы чувств в разной степени. Принцип наглядности говорит о формировании у детей понятий и представлений, на которых основываются все чувственные восприятия явлений и предметов. Эмоциональный диапазон и пропускная способность имеющихся органов чувств у каждого человека индивидуальны. Но около 80% информации об окружающем мире воспринимаются посредством зрительного аппарата.

В математике это чертежи, графики, схемы, кластеры и др.

При использовании наглядности следует помнить о чувстве меры. Совместное применение картинок, изображений с непосредственной творческой деятельностью детей дают высокие результаты при обучении.

  • Принцип прочности знаний.

Сохранение у учащихся на протяжении длительного времени систематизированных знаний, умений и навыков. Поэтому очень важно на некоторых темах проводить актуализацию знаний или при решении той или иной задачи вспоминать, какой способ решения еще известен, когда изучался?

  • Принцип индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

При обучении необходимо учитывать особенности мышления каждого ученика, свойства его памяти

, отдельных анализаторов (зрение, слух) и т.д. Даже у учащихся одного возраста они различны, поэтому один и тот же материал одни учащиеся усваивают быстрее, а другие медленнее. Все это и обусловливает необходимость индивидуального подхода в обучении.

Таким образом, мы рассмотрели основные принципы и их содержание.