Файл: Образовательная программа как условие получения образования ребенком с овз е. Н. Кутепова.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
20
Е.Н. Кутепова
При правильном воспроизведении текста можно говорить о высоком уровне развития речи.
Для среднего уровня характерны незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок.
При низком уровне сформированности связной речи отме
чается неверное воспроизведение, нарушение структуры тек
ста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Полученные результаты позволят подбирать задания для учеников с учетом их речевых возможностей. Приведем при
мер домашнего задания по результатам проведения урока на тему «Сочинение по картине Ф.Решетникова “Опять двойка!”.
Этапы проведения урока по этой теме традиционны, в качестве домашнего задания предлагается написать сочинение по кар
тине. Особенности его выполнения будут зависеть от физиче
ского состояния ребенка и от его речевых возможностей.
Детям, не имеющим возможности писать или печатать текст, можно предложить расположить части разрезанного текста в нужном порядке и, при сохранных речевых возможностях, описать картину.
В зависимости от уровня речевого развития ребенка задания могут быть разными.
Детям с низким уровнем ра звития речи
могут быть предложены два варианта выполнения задания: вставить пропущенные слова в текст и выразить свое мнение
1
о картине; переписать напечатанный текст.
2
Вставить пропущенные слова в текст и выразить свое
мнение о картине.
Передо мной картина Ф.П. Решетникова « … … ». На ней художник … момент возвращения из школы … , получив
шего … . Вид … виноватый. Он стоит, опустив голову. Во
лосы … , красные от мороза, оттопыренные … , видно, долго … , забыв про всё. И вот теперь к нему пришло … , ему стыдно … на сестру, мать и брата. Какие разные лица
21
Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов
и позы у его родных! Сестра смотрит на брата … , … . Да и как может быть иначе! Она … , пионерка. Это видно по … …
… … . Мать … около стола. Ей и … своего сына, и … за него.
Это не первая двойка — это «опять» двойка! Младший брат
… над двоечником. И только верный Дружок … хозяина.
Картина не может не понравиться нам, потому что такие моменты бывали у многих______________________________
__________________________(написать о своем впечатлении
1–2 предложения).
___________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
С л о в а д л я с п р а в о к : «Опять двойка!», изобразил, маль
чика, двойку, у него, взъерошены, уши, катался на коньках, рас
каяние, поднять глаза, строго, осуждающе, отличница, ее акку
ратной, чистой, отутюженной одежде; по портфелю, стоящему на стуле; по книгам, которые она только что листала; присела, жалко, горько, смеется, радостно встречает.
Детям со средним уровнем ра звития речи
пред
лагается написать сочинениеописание картины, ответив на вопросы плана.
План
I. Что я знаю о художнике.
II. Описание картины.
1) О каком событии рассказывает художник.
2) Главные герои.
3) Цвета, краски.
III. Идея художника.
IV. Мое впечатление от картины.
К л ю ч е в ы е с л о в а и ф р а з ы : Федор Павлович Решет
ников жил в первой половине XX века. Главными героями его картин были дети. Словно застыл, опустил голову, чувствует вину, стыдно, совестно, досадно, раскрасневшееся лицо, торча
щие из портфеля коньки, видимо, он долго катался на коньках,
22
Е.Н. Кутепова
растрепанный портфель перевязан веревкой, осуждающе, горь
ко. Всё в комнате говорит о заботе матери: у мальчика есть все условия для хорошей учебы.
Детям с высоким уровнем развития речи и со-
хранными физическими возможностями
предла
гается написать сочинение по картине «Опять двойка!».
Методы и приеМы обучения МАтеМАтике детей С нАрушенияМи опорно-двигАтельного АппАрАтА
13
Адаптированная образовательная программа по математи
ке должна соответствовать содержанию обучения математике общеобразовательной школы и решать следующие задачи:
дать учащимся доступные, количественные, простран
z ственные, временные и геометрические представления, кото
рые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятель
ность;
развивать речь учащихся, обогащать ее математической z
терминологией;
использовать процесс обучения математике для повы
z шения уровня общего развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности.
Одним из условий успешности обучения детей с наруше
ниями опорнодвигательного аппарата является увеличение времени изучения предмета, исходя из индивидуальных осо
бенностей каждого ребенка. Если этой возможности нет, то уровень сложности учебного материала необходимо снижать и подбирать для контроля такие задания, на которых ученик смог бы показать базовый уровень обученности.
Особенно труден для усвоения детьми с ДЦП геометрический материал, поэтому некоторые темы не оцениваются, а перед контрольными работами вводятся обобщающие уроки по теме.
Если у учащегося есть нарушения функций рук, то геометри
ческий материал можно рассмотреть обзорно, задачи, связан
ные с построением, опустить. Большое внимание необходимо
13
Из опыта работы Ропай И.П., Толстиковой О.А.
23
Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов
обращать на практическую направленность, а именно: а) измерение площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью каль
кулятора.
Приведем примеры разноуровневых заданий на правило
«Складывай и вычитай числа по одноименным разрядам», учи
тывающие уровень обученности и возможности ребенка.
1 уровень.
Задание может предлагаться ребенку с нару
шениями пространственного восприятия, функций рук и низ
ким уровнем сформированности лексикограмматического строя речи и словеснологического мышления.
Инструкция: «Делай по образцу и вычисли самостоятельно»:
а) 9,4 + 7,3=
б) 3,54 – 1,4=
в) 4,6 + 2,85=
Образец. 5,709 – 0,307 = ?
единицы
десятые
сотые
тысячные
5
,
7
0
9
0
,
3
0
7
5
,
4
0
2
5,709
–
0,307
5,402
2 уровень.
Задание может предлагаться ребенку с низким уровнем сформированности лексикограмматического строя речи.
Инструкция: «Вычисли самостоятельно»:
а) 9,4 + 7,3;
б) 3,54 – 1,4; в) 4,6 + 2,85».
24
Е.Н. Кутепова
3 уровень.
Задание может предлагаться ребенку со сред
ним уровнем сформированнсти лексикограмматического строя речи и словеснологического мышления.
Инструкция: «Реши задачу».
Купили 4,8 кг картофеля, а лука на 1,5 кг меньше.
Какова масса всей покупки?
Для большинства учащихся с ДЦП, приходящих в 5 класс, в рамках реализации адаптированной образовательной про
граммы, необходимо предусмотреть некоторый вводный этап, направленный не на изучение какойто конкретной темы из школьного курса (тем более что тема «Натуральные числа», с которой начинается курс математики 5 класса, для детей не нова и при стандартном школьном подходе не слишком увле
кательна), а на решение доступных для детей на этом уровне логических задач, оригинальных и неожиданных по содержа
нию, и доступных всему классу по методам решения, увлека
тельных математических ребусов и т.п.
Например:
задания 1
Це ль:
восстановление навыков счета, чтения и записи чисел, табличного сложения и вычитания.
1. Продолжите счет чисел, начиная с 28 до 56, называя числа через одно. Как называются эти числа?
2. Считайте по пять, начиная с 75 до 115.
3. Запишите двузначное, трехзначное, четырехзначное числа, используя цифры 8 и 9.
4. Как в две коробки можно разложить 9 карандашей?
задания 2
Це ль:
восстановление навыков счета, чтения и записи чисел, табличного умножения и деления.
1. Сколько дней в неделе? Сколько в двух неделях?
2. Какую цифру надо приписать слева к цифре 4, чтобы получилось двузначное число, которое делится на 6?
3. В 4 пачках находится 20 штук печенья. Сколько печенья в одной пачке?
25
Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов
На основе укрупнения дидактических единиц предлагается объединить темы «Натуральные числа и шкалы» и «Сложение и вычитание натуральных чисел». Основная цель изучения этих тем – это систематизация и развитие знаний учащихся о натуральных числах.
Изучение материала начинается с рассмотрения десятичной нумерации десятичной системы записи чисел. Важным резуль
татом по теме здесь является понимание возможности записи в десятичной системе сколь угодно большого числа, а также овладение алгоритмами записи и чтения больших чисел. При чтении многозначного числа учащимся с ДЦП можно пред
ложить разбивать числа на группы по три цифры в каждой группе и отделять их друг от друга точкой, т.к. при насиль
ственных движениях (гиперкинезах) рук может нарушаться фиксация взгляда.
Для правильной записи чисел под диктовку учащимся сле
дует усвоить такой прием: сначала надо уяснить, с какого клас
са начинается запись числá, а затем последовательно записы
вать все классы, начиная со старшего.
При сравнении натуральных чисел следует обратить вни
мание на существование наименьшего числа, бесконечности натурального ряда, наличие для каждого числа, следующего за ним, указать «соседей» числа. Чтобы легче было учащимся запомнить знаки неравенства, следует сделать карточки, на
пример: 8 > 3 (8 больше 3); 6 < 2 (6 меньше 2).
Затем продолжается дальнейшая отработка навыков ариф
метических действий с натуральными числами. При отработ
ке вычислительных навыков сложные случаи перехода из раз
ряда в разряд рассматриваются сначала на примерах сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток, через сотню.
Особое внимание уделять поддержке умений выполнять действия устно. С помощью устных вычислений развивается память, быстрота реакции.
Важным моментом является решение простых арифмети
ческих задач. Задачи решаются арифметическим способом по вопросам или с пояснением, что позволяет выявить логическую схему рассуждения. При обсуждении условия задачи нужно сделать чертеж, чтобы представить условие наглядно.
26
Е.Н. Кутепова
Предлагается также совместное изучение темы «Умножение и деление натуральных чисел» и темы «Площади и объемы».
Первые 5–6 уроков направлены на восстановление основных знаний и умений учащихся, связанных с умножением и деле
нием натуральных чисел. При отработке навыков умножения нужно предусмотреть упражнения на умножение многознач
ного числа на однозначное, двузначное. Рассмотреть случаи умножения на 10, 100, 1000.
Деление — это самая трудная для учащихся вычислительная операция. Хорошую помощь здесь окажут задачи практиче
ского содержания, например: ленту длиной 56 см разрезали пополам. Какова длина каждой части? При отработке навыков деления следует обратить внимание на случаи деления на однозначное и двузначное числа. Продолжать формировать навыки устного счета, составить таблицу квадратов от 1 до 20, таблицу кубов.
Объясняя тему «Обыкновенные дроби и действия с ними», учитель должен опираться на наглядные и практические за
дания (позволяющие усилить познавательную мотивацию процесса обучения), т.к. учащиеся не могут представить их в виде отдельных предметов. Поэтому желательно помимо учеб
ника еще иметь рабочие тетради, которые направлены на нагляднообразные представления дробей. А также программу
«Живая математика», с помощью которой учащимся можно показать и рассказать на доступном уровне данную тему. При рассмотрении темы 6 класса «Действия с дробями» преиму
щественно рассматриваются дроби с небольшими знаменате
лями.
Определенную сложность для учащихся с ДЦП представля
ет вопрос о приведении дробей к общему знаменателю. Дети должны усвоить, что общим знаменателем дробей может быть любое число, которое делится на каждый из знаменателей.
Сначала проверяем, делится ли больший знаменатель на мень
ший, если делится, то он и является общим знаменателем.
А также в качестве общего знаменателя можно взять произ
ведение знаменателей. Желательно, чтобы учащиеся также овладели приемом перебирать числа, которые делятся на зна
менатель одной из дробей, и проверять, может ли какоето из них быть знаменателем другой дроби.
27
Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов
Что касается выполнения арифметических действий со сме
шанными числами, то они должны сводиться к действиям с обыкновенными дробями. При умножении и делении дробей на целое число важно? чтобы целое число учащиеся записы
вали в виде дроби. Записи по теме действия с дробями должны быть подробными.
Темы «Углы», «Измерение углов», «Круговые диаграммы» изучаются наглядно – образно, иллюстративно, для развития общего кругозора.
Основные задачи темы «Десятичные дроби» – это формиро
вание навыков чтения и записи десятичных дробей, раскрытие связи с метрическими системами мер. Навыки письменных вычислений с десятичными дробями предлагается отрабаты
вать на несложных примерах. Примеры: вычислить 1,2 + 0,3;
7,4 – 7,2; 0,3 · 4; 4,2 : 2.
Изучение темы «Проценты» желательно перенести в 6 класс, когда будет повторение десятичных дробей и действий с ними.
Систематизация и сообщение изученного происходит при итоговом повторении, когда многие факты уже исчезли из памяти ученика. Чтобы устранить этот пробел, можно исполь
зовать опорные конспекты по темам (см. фрагмент 1).
Фрагмент 1
1 2 3
Сложение и вычитание натуральных чисел.
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (N)
1, 2, 3… ∞
100 000 000 000
млрд млн тыс. ед.
СРАВНЕНИЕ: чем больше, тем правее
СЛОЖЕНИЕ:
ВЫЧИТАНИЕ:
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (N)
1, 2, 3… ∞
100 000 000 000
млрд млн тыс. ед.
СРАВНЕНИЕ: чем больше, тем правее
СЛОЖЕНИЕ:
ВЫЧИТАНИЕ:
28
Е.Н. Кутепова
Контроль знаний учащихся можно проводить с помощью тестов, в которых предлагается выбрать правильный ответ, или в конце темы проводить зачет, выполняя задания по об
разцу. Такая система контроля оптимальна именно в связи с двигательными нарушениями у детей.
Заключение
Формирование модели инклюзивного образования детей с ОВЗ – это создание для них беспрепятственной среды обуче
ния, приспособление образовательной среды к их нуждам и обеспечение для них необходи мой поддержки в целях совмест
ного обучения (воспитания) детей с ограниченными возмож
ностями и детей, не имеющих таких ограничений.
При этом необходимо иметь в виду, что инклюзивное об
разование представляет набор ценностей, принципов и мето
дов, на правленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образова ния для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во вни мание разно
образие условий обучения и образовательных потребностей не только детейинвалидов, детей с ОВЗ, но и всех учащихся.
Реализация инклюзивного образования как инновации общего образования требует от учителя не только, и не столь
ко знаний о тех или иных нарушениях развития, но, что более важно, умения работать в разнородных и разноуровневых средах, построения индивидуального учебного плана для лю
бого учащегося, адаптивных методов и приемов осуществления педагогической деятельности, реализации компетентностно
го подхода в образовании.
29
Лебединцев В.Б.
1
Индивидуальные учебные занятия в малочисленной школе// Народное образование. 2009. № 10. С. 173–180.
Лебединцев В.Б., Горленко Н.М.
2
Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образо
вание. 2011. № 09. С. 224–231.
Лебединцев В.Б., Запятая О.В.
3
Индивидуальные образовательные про
граммы школьников // Народное образование. 2010. № 6. С. 189–197.
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методи
4
ческие рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина; под общ. ред. Н.Я. Семаго.
М.: МГППУ, 2012.
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными
5
возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина,
Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013.
Организация обучения на основе индивидуальных образовательных
6
программ: сборник статей / М.А. Мкртчян, Г.В. Клепец, В.Б. Лебедин
цев [и др.]; сост. Г.В. Клепец. Красноярск, 2007.
Организация специальных образовательных условий для детей с огра
7
ниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреж
дениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина.
М.: МГППУ, 2012.
Особенности обучения ребенка с нарушением опорнодвигательного
8
аппарата в общеобразовательном учреждении: методические реко
мендации. М.; СПб.: НесторИстория, 2012. (Инклюзивное образо
вание).
Разработка и реализация индивидуальной образовательной програм
9
мы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы /
Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в об
10
щеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред.
С.В. Алехина; под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
Создание специальных условий для детей с расстройствами аутисти
11
ческого спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина; под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ,
2012.
Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения
12
в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина; под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
литература