Файл: Образовательная программа как условие получения образования ребенком с овз е. Н. Кутепова.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
Е.Н. Кутепова
При правильном воспроизведении текста можно говорить о высоком уровне развития речи.
Для среднего уровня характерны незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок.
При низком уровне сформированности связной речи отме­
чается неверное воспроизведение, нарушение структуры тек­
ста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Полученные результаты позволят подбирать задания для учеников с учетом их речевых возможностей. Приведем при­
мер домашнего задания по результатам проведения урока на тему «Сочинение по картине Ф.Решетникова “Опять двойка!”.
Этапы проведения урока по этой теме традиционны, в качестве домашнего задания предлагается написать сочинение по кар­
тине. Особенности его выполнения будут зависеть от физиче­
ского состояния ребенка и от его речевых возможностей.
Детям, не имеющим возможности писать или печатать текст, можно предложить расположить части разрезанного текста в нужном порядке и, при сохранных речевых возможностях, описать картину.
В зависимости от уровня речевого развития ребенка задания могут быть разными.
Детям с низким уровнем ра звития речи
могут быть предложены два варианта выполнения задания: вставить пропущенные слова в текст и выразить свое мнение
1
о картине; переписать напечатанный текст.
2
Вставить пропущенные слова в текст и выразить свое
мнение о картине.
Передо мной картина Ф.П. Решетникова « … … ». На ней художник … момент возвращения из школы … , получив­
шего … . Вид … виноватый. Он стоит, опустив голову. Во­
лосы … , красные от мороза, оттопыренные … , видно, долго … , забыв про всё. И вот теперь к нему пришло … , ему стыдно … на сестру, мать и брата. Какие разные лица

21
Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов
и позы у его родных! Сестра смотрит на брата … , … . Да и как может быть иначе! Она … , пионерка. Это видно по … …
… … . Мать … около стола. Ей и … своего сына, и … за него.
Это не первая двойка — это «опять» двойка! Младший брат
… над двоечником. И только верный Дружок … хозяина.
Картина не может не понравиться нам, потому что такие моменты бывали у многих______________________________
__________________________(написать о своем впечатлении
1–2 предложения).
___________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
С л о в а д л я с п р а в о к : «Опять двойка!», изобразил, маль­
чика, двойку, у него, взъерошены, уши, катался на коньках, рас­
каяние, поднять глаза, строго, осуждающе, отличница, ее акку­
ратной, чистой, отутюженной одежде; по портфелю, стоящему на стуле; по книгам, которые она только что листала; присела, жалко, горько, смеется, радостно встречает.
Детям со средним уровнем ра звития речи
пред­
лагается написать сочинение­описание картины, ответив на вопросы плана.
План
I. Что я знаю о художнике.
II. Описание картины.
1) О каком событии рассказывает художник.
2) Главные герои.
3) Цвета, краски.
III. Идея художника.
IV. Мое впечатление от картины.
К л ю ч е в ы е с л о в а и ф р а з ы : Федор Павлович Решет­
ников жил в первой половине XX века. Главными героями его картин были дети. Словно застыл, опустил голову, чувствует вину, стыдно, совестно, досадно, раскрасневшееся лицо, торча­
щие из портфеля коньки, видимо, он долго катался на коньках,


22
Е.Н. Кутепова
растрепанный портфель перевязан веревкой, осуждающе, горь­
ко. Всё в комнате говорит о заботе матери: у мальчика есть все условия для хорошей учебы.
Детям с высоким уровнем развития речи и со-
хранными физическими возможностями
предла­
гается написать сочинение по картине «Опять двойка!».
Методы и приеМы обучения МАтеМАтике детей С нАрушенияМи опорно-двигАтельного АппАрАтА
13
Адаптированная образовательная программа по математи­
ке должна соответствовать содержанию обучения математике общеобразовательной школы и решать следующие задачи:
дать учащимся доступные, количественные, простран­
z ственные, временные и геометрические представления, кото­
рые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятель­
ность;
развивать речь учащихся, обогащать ее математической z
терминологией;
использовать процесс обучения математике для повы­
z шения уровня общего развития и корректировать недостатки в познавательной деятельности.
Одним из условий успешности обучения детей с наруше­
ниями опорно­двигательного аппарата является увеличение времени изучения предмета, исходя из индивидуальных осо­
бенностей каждого ребенка. Если этой возможности нет, то уровень сложности учебного материала необходимо снижать и подбирать для контроля такие задания, на которых ученик смог бы показать базовый уровень обученности.
Особенно труден для усвоения детьми с ДЦП геометрический материал, поэтому некоторые темы не оцениваются, а перед контрольными работами вводятся обобщающие уроки по теме.
Если у учащегося есть нарушения функций рук, то геометри­
ческий материал можно рассмотреть обзорно, задачи, связан­
ные с построением, опустить. Большое внимание необходимо
13
Из опыта работы Ропай И.П., Толстиковой О.А.

23
Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов
обращать на практическую направленность, а именно: а) измерение площадей; б) вычислительные навыки, в том числе и с помощью каль­
кулятора.
Приведем примеры разноуровневых заданий на правило
«Складывай и вычитай числа по одноименным разрядам», учи­
тывающие уровень обученности и возможности ребенка.
1 уровень.
Задание может предлагаться ребенку с нару­
шениями пространственного восприятия, функций рук и низ­
ким уровнем сформированности лексико­грамматического строя речи и словесно­логического мышления.
Инструкция: «Делай по образцу и вычисли самостоятельно»:
а) 9,4 + 7,3=
б) 3,54 – 1,4=
в) 4,6 + 2,85=
Образец. 5,709 – 0,307 = ?
единицы
десятые
сотые
тысячные
5
,
7
0
9
0
,
3
0
7
5
,
4
0
2
5,709

0,307
5,402
2 уровень.
Задание может предлагаться ребенку с низким уровнем сформированности лексико­грамматического строя речи.
Инструкция: «Вычисли самостоятельно»:
а) 9,4 + 7,3;
б) 3,54 – 1,4; в) 4,6 + 2,85».


24
Е.Н. Кутепова
3 уровень.
Задание может предлагаться ребенку со сред­
ним уровнем сформированнсти лексико­грамматического строя речи и словесно­логического мышления.
Инструкция: «Реши задачу».
Купили 4,8 кг картофеля, а лука на 1,5 кг меньше.
Какова масса всей покупки?
Для большинства учащихся с ДЦП, приходящих в 5 класс, в рамках реализации адаптированной образовательной про­
граммы, необходимо предусмотреть некоторый вводный этап, направленный не на изучение какой­то конкретной темы из школьного курса (тем более что тема «Натуральные числа», с которой начинается курс математики 5 класса, для детей не нова и при стандартном школьном подходе не слишком увле­
кательна), а на решение доступных для детей на этом уровне логических задач, оригинальных и неожиданных по содержа­
нию, и доступных всему классу по методам решения, увлека­
тельных математических ребусов и т.п.
Например:
задания 1
Це ль:
восстановление навыков счета, чтения и записи чисел, табличного сложения и вычитания.
1. Продолжите счет чисел, начиная с 28 до 56, называя числа через одно. Как называются эти числа?
2. Считайте по пять, начиная с 75 до 115.
3. Запишите двузначное, трехзначное, четырехзначное числа, используя цифры 8 и 9.
4. Как в две коробки можно разложить 9 карандашей?
задания 2
Це ль:
восстановление навыков счета, чтения и записи чисел, табличного умножения и деления.
1. Сколько дней в неделе? Сколько в двух неделях?
2. Какую цифру надо приписать слева к цифре 4, чтобы получилось двузначное число, которое делится на 6?
3. В 4 пачках находится 20 штук печенья. Сколько печенья в одной пачке?

25
Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов
На основе укрупнения дидактических единиц предлагается объединить темы «Натуральные числа и шкалы» и «Сложение и вычитание натуральных чисел». Основная цель изучения этих тем – это систематизация и развитие знаний учащихся о натуральных числах.
Изучение материала начинается с рассмотрения десятичной нумерации десятичной системы записи чисел. Важным резуль­
татом по теме здесь является понимание возможности записи в десятичной системе сколь угодно большого числа, а также овладение алгоритмами записи и чтения больших чисел. При чтении многозначного числа учащимся с ДЦП можно пред­
ложить разбивать числа на группы по три цифры в каждой группе и отделять их друг от друга точкой, т.к. при насиль­
ственных движениях (гиперкинезах) рук может нарушаться фиксация взгляда.
Для правильной записи чисел под диктовку учащимся сле­
дует усвоить такой прием: сначала надо уяснить, с какого клас­
са начинается запись числá, а затем последовательно записы­
вать все классы, начиная со старшего.
При сравнении натуральных чисел следует обратить вни­
мание на существование наименьшего числа, бесконечности натурального ряда, наличие для каждого числа, следующего за ним, указать «соседей» числа. Чтобы легче было учащимся запомнить знаки неравенства, следует сделать карточки, на­
пример: 8 > 3 (8 больше 3); 6 < 2 (6 меньше 2).
Затем продолжается дальнейшая отработка навыков ариф­
метических действий с натуральными числами. При отработ­
ке вычислительных навыков сложные случаи перехода из раз­
ряда в разряд рассматриваются сначала на примерах сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через десяток, через сотню.
Особое внимание уделять поддержке умений выполнять действия устно. С помощью устных вычислений развивается память, быстрота реакции.
Важным моментом является решение простых арифмети­
ческих задач. Задачи решаются арифметическим способом по вопросам или с пояснением, что позволяет выявить логическую схему рассуждения. При обсуждении условия задачи нужно сделать чертеж, чтобы представить условие наглядно.


26
Е.Н. Кутепова
Предлагается также совместное изучение темы «Умножение и деление натуральных чисел» и темы «Площади и объемы».
Первые 5–6 уроков направлены на восстановление основных знаний и умений учащихся, связанных с умножением и деле­
нием натуральных чисел. При отработке навыков умножения нужно предусмотреть упражнения на умножение многознач­
ного числа на однозначное, двузначное. Рассмотреть случаи умножения на 10, 100, 1000.
Деление — это самая трудная для учащихся вычислительная операция. Хорошую помощь здесь окажут задачи практиче­
ского содержания, например: ленту длиной 56 см разрезали пополам. Какова длина каждой части? При отработке навыков деления следует обратить внимание на случаи деления на однозначное и двузначное числа. Продолжать формировать навыки устного счета, составить таблицу квадратов от 1 до 20, таблицу кубов.
Объясняя тему «Обыкновенные дроби и действия с ними», учитель должен опираться на наглядные и практические за­
дания (позволяющие усилить познавательную мотивацию процесса обучения), т.к. учащиеся не могут представить их в виде отдельных предметов. Поэтому желательно помимо учеб­
ника еще иметь рабочие тетради, которые направлены на наглядно­образные представления дробей. А также программу
«Живая математика», с помощью которой учащимся можно показать и рассказать на доступном уровне данную тему. При рассмотрении темы 6 класса «Действия с дробями» преиму­
щественно рассматриваются дроби с небольшими знаменате­
лями.
Определенную сложность для учащихся с ДЦП представля­
ет вопрос о приведении дробей к общему знаменателю. Дети должны усвоить, что общим знаменателем дробей может быть любое число, которое делится на каждый из знаменателей.
Сначала проверяем, делится ли больший знаменатель на мень­
ший, если делится, то он и является общим знаменателем.
А также в качестве общего знаменателя можно взять произ­
ведение знаменателей. Желательно, чтобы учащиеся также овладели приемом перебирать числа, которые делятся на зна­
менатель одной из дробей, и проверять, может ли какое­то из них быть знаменателем другой дроби.

27
Примеры организации обучения детей с ОВЗ при изучении разных предметов
Что касается выполнения арифметических действий со сме­
шанными числами, то они должны сводиться к действиям с обыкновенными дробями. При умножении и делении дробей на целое число важно? чтобы целое число учащиеся записы­
вали в виде дроби. Записи по теме действия с дробями должны быть подробными.
Темы «Углы», «Измерение углов», «Круговые диаграммы» изучаются наглядно – образно, иллюстративно, для развития общего кругозора.
Основные задачи темы «Десятичные дроби» – это формиро­
вание навыков чтения и записи десятичных дробей, раскрытие связи с метрическими системами мер. Навыки письменных вычислений с десятичными дробями предлагается отрабаты­
вать на несложных примерах. Примеры: вычислить 1,2 + 0,3;
7,4 – 7,2; 0,3 · 4; 4,2 : 2.
Изучение темы «Проценты» желательно перенести в 6 класс, когда будет повторение десятичных дробей и действий с ними.
Систематизация и сообщение изученного происходит при итоговом повторении, когда многие факты уже исчезли из памяти ученика. Чтобы устранить этот пробел, можно исполь­
зовать опорные конспекты по темам (см. фрагмент 1).
Фрагмент 1
1   2   3

Сложение и вычитание натуральных чисел.
НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА (N)
1, 2, 3…  ∞
100 000 000 000
млрд млн тыс. ед.
СРАВНЕНИЕ: чем больше, тем правее
СЛОЖЕНИЕ: 
ВЫЧИТАНИЕ: 

28
Е.Н. Кутепова
Контроль знаний учащихся можно проводить с помощью тестов, в которых предлагается выбрать правильный ответ, или в конце темы проводить зачет, выполняя задания по об­
разцу. Такая система контроля оптимальна именно в связи с двигательными нарушениями у детей.
Заключение
Формирование модели инклюзивного образования детей с ОВЗ – это создание для них беспрепятственной среды обуче­
ния, приспособление образовательной среды к их нуждам и обеспечение для них необходи мой поддержки в целях совмест­
ного обучения (воспитания) детей с ограниченными возмож­
ностями и детей, не имеющих таких ограничений.
При этом необходимо иметь в виду, что инклюзивное об­
разование представляет набор ценностей, принципов и мето­
дов, на правленных на обеспечение целевого, эффективного и качественного образова ния для всех учащихся, в рамках которого в первую очередь принимается во вни мание разно­
образие условий обучения и образовательных потребностей не только детей­инвалидов, детей с ОВЗ, но и всех учащихся.
Реализация инклюзивного образования как инновации общего образования требует от учителя не только, и не столь­
ко знаний о тех или иных нарушениях развития, но, что более важно, умения работать в разнородных и разноуровневых средах, построения индивидуального учебного плана для лю­
бого учащегося, адаптивных методов и приемов осуществления педагогической деятельности, реализации компетентностно­
го подхода в образовании.

29
Лебединцев В.Б.
1
Индивидуальные учебные занятия в малочисленной школе// Народное образование. 2009. № 10. С. 173–180.
Лебединцев В.Б., Горленко Н.М.
2
Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образо­
вание. 2011. № 09. С. 224–231.
Лебединцев В.Б., Запятая О.В.
3
Индивидуальные образовательные про­
граммы школьников // Народное образование. 2010. № 6. С. 189–197.
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методи­
4
ческие рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина; под общ. ред. Н.Я. Семаго.
М.: МГППУ, 2012.
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными
5
возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина,
Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013.
Организация обучения на основе индивидуальных образовательных
6
программ: сборник статей / М.А. Мкртчян, Г.В. Клепец, В.Б. Лебедин­
цев [и др.]; сост. Г.В. Клепец. Красноярск, 2007.
Организация специальных образовательных условий для детей с огра­
7
ниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреж­
дениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина.
М.: МГППУ, 2012.
Особенности обучения ребенка с нарушением опорно­двигательного
8
аппарата в общеобразовательном учреждении: методические реко­
мендации. М.; СПб.: Нестор­История, 2012. (Инклюзивное образо­
вание).
Разработка и реализация индивидуальной образовательной програм­
9
мы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы /
Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в об­
10
щеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред.
С.В. Алехина; под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
Создание специальных условий для детей с расстройствами аутисти­
11
ческого спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина; под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ,
2012.
Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения
12
в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина; под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
литература