Файл: Законом О трудовых пенсиях в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, компенсации - направление в адрес нуждающихся граждан в установленных законом случаях натуральных предоставлений с целью восстановления утраченного по объективным причинам имущественного положения.

Предоставление предметов первой необходимости.

Предоставление предметов первой необходимости, заключается в обеспечении малоимущих граждан топливом, продуктами питания, медикаментами и др.

Интересно, что законодатель и, как следствие, многие ученые не признают предоставление жизненно необходимых товаров полновесным видом социального обеспечения, а рассматривают его в качестве разновидности поддержки малоимущих граждан. Вместе с тем, существующая социально-обеспечительная практика не дает оснований согласиться с этим. Во-первых, объемы обеспечения граждан предметами первой необходимости, составляющего в некоторых регионах страны до 70-80% от общей доли поддержки малоимущих лиц, позволяют утверждать, что данная группа предоставлений переросла качество простой разновидности государственной социальной помощи. Во-вторых, составляющие рассматриваемый вид поддержки предоставления, качественно отличаются от предоставлений, формирующих иные виды обеспечения, в том числе выражающиеся в натуральной форме (пособий, компенсаций, льгот и т.п.). К признакам, отличающим предоставление предметов первой необходимости от иных видов социального обеспечения и позволяющим его считать таковым, относятся следующие:

1) Предоставление производится исключительно в натуральной форме. Любая замена денежной компенсацией трансформирует данный вид помощи в пособие.

2) Предоставление осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

3) Субъектами-получателями выступают малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины установленного в конкретном регионе прожиточного минимума (ч.1 ст. 7 Закона о социальной помощи). Тем самым, право на предоставление предметов первой необходимости российский законодатель связывает с таким основанием нуждаемости, как малообеспеченность, которое одновременно является элементом юридического состава при возникновении соответствующих отношений.

Значение натуральных предоставлений в виде пищи, одежды, медикаментов и других жизненно необходимых товаров для России, в которой к началу 2001 года доля жителей, среднедушевые доходы которых не превышали прожиточного минимума, по разным данным, составила 31-42%, сложно переоценить. Не все субъекты РФ в должной мере осознали это и в отдельных региональных актах, посвященных социальной помощи, нет даже упоминания об оказании содействия в натуральной форме.


Итак, предоставление предметов первой необходимости с учетом выявленных признаков может быть определено как обеспечение малоимущих граждан и семей топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и другими жизненно необходимыми товарами в целях поддержания их уровня жизни.

Социально-обеспечительные льготы.

В специальных исследованиях отмечается, что российская система социально-обеспечительных льгот, становление которой происходило еще в советские годы, изначально формировалась как комплекс мер по компенсации низкой заработной платы и заниженных размеров социальных выплат. В.С. Аракчеев прямо называет их данью государства своим гражданам, компенсацией «заслуженного или ущербного положения лица». М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова указывают на то, что льготы восполняют, пусть и не всегда в полной мере, крайне низкий уровень материального обеспечения в денежной форме. Из этого следует, что отечественные социально-обеспечительные льготы возникли и развивались как дополнение к основному источнику доходов, но сами никогда им не считались. В отличие от пенсий, которые тоже являются своего рода компенсацией утраченного материального положения гражданина, льготы никогда не обеспечивали содержание гражданина, а являлись дополнительным содействием. Именно поэтому они должны быть отнесены к разряду социально-обеспечительной помощи.

Уточним понятие льгот, тем более что смысл, вкладываемый в это понятие разными исследователями, различен. В юридической литературе по этому поводу отсутствует даже элементарное терминологическое единство - для обозначения рассматриваемого вида социального обеспечения помимо понятия «льгота» нередко используются другие обозначения - «привилегия», «преимущество», «предпочтение».

В толковом словаре С.И. Ожегова под льготами понимается облегчение, предоставляемое кому-либо как исключение из общих правил. Очевидно, что применительно к правовому статусу гражданина такое «исключение из общих правил» может быть достигнуто двумя способами: 1) путем наделения дополнительным (как правило, исключительным) полномочием; 2) посредством полного или частичного освобождения от бремени исполнения какой-либо обязанности.

В этой связи на настоящий момент в теории права социального обеспечения оформились два подхода к пониманию льгот - узкий и широкий. В рамках широкого подхода под льготой подразумевают предоставление специального права и (или) освобождение от обязанности. Так, А.В. Малько и И.С. Морозова определяют льготы как «…правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от некоторых обязанностей».



В узком смысле льгота - это только лишь освобождение от исполнения обязанности (которое может быть полным или частичным). В.С. Аракчеев, Г.Г. Пашкова и другие сторонники узкого подхода рассматривают льготы в качестве средства реализации общеправового принципа социальной справедливости и одновременно отмечают, что применительно к социальному обеспечению (которое a priori должно выражать социальную справедливость) правомерно говорить главным образом об освобождении от обязанности, поскольку «определение льгот как преимуществ изначально допускает неравенство возможностей при реализации гражданами своих прав».

Немаловажным критерием социально-обеспечительной льготы является то, что она выражает не любое освобождение от обязанности, а только правомерное, установленное в правовой норме (в такой же, что устанавливает и общее правило, из которого делается исключение). Установление такого изъятия обусловлено трудным жизненным положением гражданина, который по причинам объективного характера (низкий уровень дохода, нетрудоспособность и др.) не может в полной мере исполнять возложенные на него законом обязанности (например, оплачивать жилищно-коммунальные услуги).

Выделенные признаки, с одной стороны, позволили установить принадлежность льготы к социально-обеспечительной помощи, с другой - определить ее как предусмотренное законом освобождение нуждающегося гражданина от бремени исполнения части обязанностей (которые в противном случае он должен был исполнять) в целях оказания ему дополнительного материального содействия. Таким образом, последним непроверенным на предмет включения в систему помощи видом социального обеспечения, также выражающимся в натуральной форме, остаются


1. Понятие, виды и значение трудового стажа

  Право на многие виды социального обеспечения, и особенно на пенсионное обеспечение, ставится в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно полезной деятельности. Многообразие и значимость норм, регулирующих трудовой стаж, позволяет выделить эту группу в самостоятельный институт отрасли права социального обеспечения.
  Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности работника и иной общественнополезной деятельности, а также иных периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца от общего заболевания, на отдельные виды пособий и социальных льгот.
  Трудовой стаж является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений, а также правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий и льгот.
  Трудовой стаж как особая мера продолжительности трудовой деятельности имеет количественную и качественную характеристики.
  Качественная сторона - отражает характер и условия, в которых протекала трудовая деятельность (вредность, тяжесть, опасность и т. п.).
  В зависимости от качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового стажа:
  1) общий,
  2) специальный,
  3) непрерывный,
  4) страховой.
  В связи с реформой пенсионного образования институт трудового стажа, очевидно, утратит свое значение. Его заменит институт страхового стажа. Это будет происходить постепенно, без снижения уровня и объема уже накопленных прав как у тех, кто получает пенсию, так и у тех, кто имеет большой трудовой стаж к моменту введения нового пенсионного законодательства.
  В результате пенсионной реформы второй уровень в пенсионной системе займет трудовая (страховая) пенсия. Она будет исчисляться с учетом продолжительности страхования, величины страховых взносов и ряда других факторов. В случае введения накопительного принципа финансирования она будет финансироваться примерно в равной пропорции из распределительного и накопительного источников.
  Реализация пенсионной реформы началась с принятия 1 апреля 1996 г. ФЗ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхо- вания». Закон введен в действие с 1 января 1997 г., но из-за технических сложностей проводится поэтапно и должна охватить все население только к 2000 году.

  Принципы индивидуального (персонифицированного) учета:
  - единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования в РФ,
  - всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в ПФР и учета сведений о застрахованных лицах,
  - доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем,
  - использование сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения,
  - соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов,
  - осуществление учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использование его данных для назначения пенсии.
  В ст. 1 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете...» сформулировано определение страхового стажа:
  «Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы».
  Следовательно:
  1. Поскольку в страховой стаж включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой взносов, то неработающие лица не могут вносить взносы на государственное пенсионное страхование по собственной инициативе.
  2. Если трудовая деятельность не осуществляется по объективным причинам, носящим социально значимый характер (безработица, болезнь, уход за ребенком и пр.), зачет этих периодов в страховой стаж производиться не должен, т. е. для многих застрахованных это приведет к сокращению фактической продолжительности страхового стажа по сравнению с трудовым, а это, в свою очередь, повлечет и уменьшение размера трудовой пенсии. Поэтому сейчас изучаются возможности внесения взносов за счет средств федерального бюджета - за государственных служащих и приравненных к ним категорий, из Фонда социального страхования - за временно нетрудоспособных, из Фонда занятости - за безработных.

Общий трудовой стаж и его юридическое значение

Общий трудовой стаж (ОТС) - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 01.01.2002 г., а также других социально-значимых периодов, установленных законом.

ОТС учитывается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных до 01.01.2002 г., т.е. до введения в действие ФЗ от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в  РФ».