Файл: 40. Основные типы речи повествование, описание, рассуждение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Русский язык принадлежит к индоевропей- ской семье языков. Со временем индоевро- пейские языки стали потомками существо- вавшего когда-то индоевропейского праязы- ка, который перестал существовать несколь- ко тысячелетий назад.
Одним из ответвлений праязыка был общес- лавянский язык- более или менее единый и понятный ля всех славянских племен.
В 16-17 веке московская русь оказалась на грани между северным и южным диалек- том(говором), и там постепенно начал складываться общий язык, включающий в себя особенности двух диалектов, который было принято считать эталонным.
В московской руси развивается оригиналь- ная и переводная литература, но единого литературного языка еще не было. От древнерусского языка было унаследовано двуязычие: церковнославянский и русский литературный язык с речевой основой. С 17 века появляется понятие русской нации со своим национальным языком, в результате преобразования великорусских народов.
Переломным моментом в становлении русского языка стал 18 век- развитие промышленности, переустройство государ- ства,
Особую роль в становлении русского языка в
18 веке сыграл михаил васильевич ломоно- сов - он впервые создал научную теорию русского языка, общий свод правил, который он закрепил в «русской грамматике».
2. Язык и речь. Язык и общение.
Язык и речь часто используются как синони- мы обозначая одно и то же, однако в лингви- стическом контексте они имеют разное значение.
Изучить язык значит:
- освоить и овладеть его фонетической систе- мой
-познать особенности изменения различных категорий речи 6 как склоняются сущ. И прил., как изменяются глаголы
- освоить модели сочетания слов и построе- ния предложений
Язык воспринимается как система представ- ленная в моделях
Изучить речь значит: усвоить или познать особенности звучания речи
Таким образом в противоположность языку выступает речь как нечто материальное, так как мы ее видим и слышим; речь индивиду- альна, она отражает пережитый опыт индивидуума, на основе которого у него выработались определённые модели сочета- ния слов и построения предложений, речь субьективна и произвольна
Общение- разговор, беседа двух или более лиц; в широком смысле общение это разностороннее проявление совместной человеческой деятельности, речь выступает средством общения
Формы существования языка. Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Русский язык- общенационален, не одноро- ден по своему составу и включает в себя не только литературный язык, но и диалекты, жаргоны, просторечия.
Литературный язык- исторически сложивша- яся высшая форма языка. Литературный язык объединяет все сферы жизни: политику, законодательство, бытовое общение, культу- ру, словесное искусство.
Признаки литературного языка: 1. Обработан- ность,2. Устойчивость, 3. Обязательность, 4.
Наличие письменной и устной формы, 5.
Наличие функциональных стилей, 6. Норми- рованность.
Литературный язык- подсистема националь- ного языка, на котором говорят люди, имею- щие следующие признаки: язык считается родным, они родились или длительное время живут в городе, они имеют высшее или среднее образование, полученное в заведении с преподаванием предметов на данном языке.
3.понятие «культура речи». Основные аспек- ты культуры речи. Культура речи- владение литературными нормами языка в его устной и письменной форме, при котором осущест- вляется выбор языковых средств, позволяю- щих в определенной ситуации общения и при правильной этике общения, добиваться поставленных коммуникативных целей.
Основные аспекты культуры речи: коммуни- кативный, этический, нормативный.
4.Понятие «Культура речи». Основные
аспекты культуры речи.
Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесоо- бразное и незатрудненное применение языка в целях общения.
В речевой культуре выделяют три главных аспекта:
Нормативный — заключается в знании языковых правил и норм
Коммуникативный — состоит в умении использовать речевые особенности в разных ситуациях общения
Этикетный — подразумевает владение нормами речевого этикета.
5. Этический аспект культуры речи. Речевой
этикет. Речевой этикет- система устойчивых норм общения, предписанных обществом, для установления речевого контакта с собеседником, поддержания общения в определенной тональной офиц. Или неофиц.
Обстановки. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение, речевому этикету свойственна яркая нацио- нальная окраска, из-за различий обычаев и ритуалов. В русском языке наличие местои- мений 2 лица ед. Числа ты вы является особенностью, так как с помощью неё определяется обстановка беседы офиц. Не офиц. А также статус собеседника. Любой акт общение имеет начало, основную засть и заключение, если адресат не знаком субъек- ту, то общение начинается с знакомства.
7. Нормативный аспект культуры речи.
Формирование норм литературного языка.
Типы норм.
Основной признак литературного языка — это его нормативность. Норма — этоедино образное, образцовое, общепринятое употребление элементов языка.
Типы норм: акцентологические, орфоэпиче- ские, лексические, фразеологические, слово- образовательные, морфологические, синтак- сические, орфографические, пунктуацион- ные.
6. Коммуникативный аспект культуры речи.
Основные качества речи
Культура речи – это совокупность качеств, которые оказывают лучшее воздействие на адресата, в соответствии с поставленными целями и задачами. Основные качества речи: содержательность, точность, богатство и разнообразие, чистота, выразительность, логичность, правильность.
Тропы- употребление слов и предложений в переносном значенииПеренос осуществля- ется на базе явлений: метафора, метонимия, синекдоха, перифразис(тождество), гипербо- ла, мейозис, плеоназм.
8. Фонетика. Основные фонетические
единицы. Фонетические средства языковой
выразительности
Фонетика-раздел языкознания, в котором изучаются звуки являющиеся элементы звуковой системы языка.
При фонетическом членении речи выделя- ют: фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук
Фраза- характеризуется законченной интонацией и отделяется от других фраз паузами
Речевой такт- отрезок звучащей речи, непре- рывного речевого потока, имеющий незакон- ченную интонацию и ограничивающийся короткими фразами
Фонетическое слово- комплекс звуков, объединённых одним уравнением
Слог- звук или группа звуков, приносящихся одним выдохом, толчком.
Звук- неделимая единица звукового потока
В зависимости от рода звука их делят на:
Вокальные(голос) -а о у и р м л н
Не вокальные- все остальные согласные(- шум)
Средства выразительности: аллитерация, повторение одинаковых согласных в одина- ковых контекстах- ассонанс;
Редукция- ослабление произношения глас звуков в безударных словах- дом дома
Оглушение- звонкие согласные перед глухи- ми соглас на конце слова оглушаются
-книжка дуб
Означение- глухие перед звонкими стано- вятся звонкими -сделать рюкзак.
9. Орфоэпия. Особенности русского ударе-
ния.
Ударение-выделение слога в слове при помощи фонетических средств силы голоса длительности произношения. Акцентология- изучает функции и особенности ударения.
Ударение может быть фиксированным и не фиксированным как в нашем языке, может падать на любой слог, а также по отношению к морфемной структуре слова, ударение может быть подвижным стол столы, и не подвижным- торт, торты.
Однако для ударения существует понятие вариантности, то есть ударение может ставиться в зависимости от ситуации и определённого контекста: туфля цемент каталог: являются нейтральными, а их варианты: компас к профи ли туфля: к просто- речным.
Обычно слово имеет одно ударение, но в сложных словах- книгоиздательский их будет двадно будет являться главным, а второе побочным, а в сложных словах пишущихся через дефис одно будет так же одно русско-английский.
С помощью ударения различают омографы мука, мука.
Так же ударение помогает различать грамма- тические формы слов подходите, подходите.
В русском языке есть буква ё и она считается не обязательной, ударный звук о обозначает
ё. Печатание буквы е вместо ё привело к тому что во многих словах вместо о начали произз- носить ё – толочь
Необязательное исп ё привело к новым ударениям в словах- новорождённый
Чтобы не допустить ошибку нужно пользо- ваться орфографическим словарем.
10.орфоэпия. Нормы произношения.
Орфоэпия – совокупность правил норматив- ного литературного произношения. Нормы рус лит произношения формировались в процессе становления и развития языка, и формировались на основе московского говора с умеренным аканьем 15-17 века
Произношение гласных: 1. Сильная позиция для гласныз- позиция под ударением, все безударные гласные подвергаются редукции
-ослаблению произношения. Для рус лит произношения характерно умеренное аканье- в безударных слогах а и о совпадают в звучании,в 1 пред удар слоге вместо о произносится а дома, этот же звук близкий к а произносится и в начале слова на о огород.
2.после мяг глас в 1 предударном слоге произносится звук с призвуком ши(ы)рокий
3.во 2 безуд слоге и далее произноситься редуцирование гласного ь
4. В немногих словах ин яз происхождения не до конца усваивается рус яз правила и редуцирования не происходит,в безуд полжении произносится о радио,какао,бой
Произношение согласных и их сочетаний:
1. Согл г может произносится как г к в х 2. Все согласные на конце слова оглушаются -сад дуб
3. Принцип приспособления звукового облика заимствованных слов с буквой е после мягк согл , они адаптированы и произ- носятся так же – музей, крем, шинель, но есть исключения- антенна, модель, тезис
4.чн произносится как шн конечно, скучно , яичница, в женских отчествах тоже
5.сочетания жд произносятся ш”т”
6. Сочетания ст произносится как долгая т
7. Заимств слова как правило подчиняются рус.правилам -аромат,соната, мотив, костюм, исключения – отель оазис фонема вольтер шопен, и в именах собств.
40. Основные типы речи: повествование,
описание, рассуждение.
Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли.
Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный проме- жуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связа- ны друг с другом. Композиция повествова- ния такова: завязка (начало действия; обяза- тельно есть сообщение о месте и времени действия, о действующем лице), развитие действия, кульминация (пиковый момент действия) и развязка (конец действия).
Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.
Описание имеет следующую композицион- ную структуру: общее впечатление от предмета речи; признаки предмета речи; авторская оценка описываемого
Рассуждение — тип речи, в котором исследу- ются предметы или явления, раскрываются их внутренние признаки. Рассуждением может стать словесное изложение, разъясне- ние и подтверждение какой-то мысли. Вклю- чает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, а также сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить, расширить или обобщить
41. Сокращение текста. План. Конспект.
Рецензия. Аннотация.
Существует несколько видов преобразова- ния, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.
Сокращать текст можно разными способами:
1) исключить отдельные его части (соответ- ствующие определенным пунктам плана); 2) сократить изложение каждой части; 3) заменить развернутые предложения более простыми
План— нэто логическая схема текста, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.
Конспектирование – письменная фиксация основных положений читаемого или воспри- нимаемого на слух текста. При конспектиро- вании происходит свертывание. Компрессия первичного текста. Запись-конспект позво- ляет восстановить, развернуть с необходи- мой полнотой исходную информацию, поэто- му при конспектировании надо отбирать новый и важный материал, связывать его для лучшего осознания со старым, уже извест- ным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения.
Рецензия — жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Рецен- зия даёт право на оценку работы, сделанной человеком, нуждающимся в правке и коррек- тировке его работы. Рецензия информирует о новом произведении, содержит его краткий анализ и оценку.
Аннотация — это краткое обобщенное описа- ние статьи. В ней должны быть изложены цели и задачи исследования, существенные факты работы и ее результаты.
42. Функциональные стили литературного
языка. Научный стиль.
Научный стиль используется в сфере науки и техники. Главная задача научного стиля – сообщение и логическое доказательство истинности сообщаемого. Научный стиль имеет три подстиля: собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный. В научном стиле преобладают слова нейтраль- ные и слова с обобщенным и отвлеченным значением
(достоверность, изыскание, анализ и пр.), активно используется специ- альная терминология и общенаучная лекси- ка (функция, элемент, система и пр.).
43. Функциональные стили литературного
языка. Официально-деловой стиль.
Официально-деловой стиль употребляется в сфере административно-правовой деятель- ности. Самую важную роль в официально-де- ловой речи играет функция сообщения и социальной регламентации (информацион- но-директивная функция). Стилевые черты – безличность, стандартность.
Типичные языковые средства: нейтральные слова, официально-деловая терминология, стандартные выражения и обороты. Жанры деловой речи исключительно многообразны.
Среди них – автобиография, заявление, отчет, протокол, приказ, объяснительная записка, закон, устав, договор и пр.
44. Функциональные стили литературного
языка. Публицистический стиль.
Публицистический стиль реализуется в общественно-политической сфере. Главная его функция – функция социального воздей- ствия. Первоначально он выступал как книж- ный стиль и употреблялся в газетах и журна- лах, т.е. публицистике (отсюда и его назва- ние), однако сегодня активно развивается и устная разновидность публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенно- сти разговорной речи. Стилевые черты – страстность, призывность. В публицистиче- ском стиле активно употребляется обще- ственно-политическая лексика и фразеоло- гия, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и обращения. Жанры публицистической речи: статья, очерк, интервью, информация, репор- таж, комментарий, агитационное выступле- ние и пр.
45. Функциональные стили литературного
языка. Язык художественной литературы.
Разговорный стиль.
Разговорный стиль используется в сфере бытового общения и реализуется, преимуще- ственно, в устной форме. Этот стиль противо- поставляется другим стилям, которые связа- ны с различными сферами общественной деятельности и реализуются, преимуще- ственно, в письменной форме. Основной функцией разговорного стиля является функция общения. Разговорный стиль обладает такими стилевыми чертами, как непринужденность и эмоциональность.
Отличительной особенностью данного стиля является употребление языковых средств с разговорной окраской: особой лексики и фразеологии, а также неполных предложе- ний.
25. Морфологические нормы. Употребление
форм имени существительного.
1.слова обозначающие неодуш предметы относятся к среднему роду. 2.жен пол=жен род 3. Муж пол=муж род 4.муж+женрод=
двуродовые-мой протеже,моя протеже 5.сущ.
Обозначающ. Животного =муж род,без отношения к полу животного-кенгуру покор- мила дитя. 6.обознач географ понятия обозначаются по родовому наименованию.
7.по родовому наим опред и организ.печа- ти-газета,урнал\писала
8.сложно сокращ слова аббривеатуры склоняются по род определяется по 1 слову
26. Морфологические нормы. Употребление
форм имени прилагательного.
Варианты степеней сравнения:
1.сравнительная-простая\умнее\сильнее(раз- говорная речь)
-составная\более умный\менее(употребляет- ся в научном и офиц.дел.стиле)
2.превосходная степень-простая\умнейший-
(книжное)
-сложная \самый умный(свойственна всем стилям речи)
В одном предложении не стоит использовать простую и сложную форму сравнительной степени
Краткие формы им прил ед ч мр
Прилагательные завершаются суффиксом после согл, как правило образуют краткую форму на ен-отважный\отважен,умный\умен
Во многих случаех когда полное оканчивает- ся на -нный- краткое будет на -нен-странный\
странен,откровенный\откровенен
27. Морфологические нормы. Употребление
форм имени числительного.
1.собирательные числительные от двое до десятого употреблются если:
А.с сущ муж рода множ числа-двое студентов
\трое сирот
Б.с личными местоимениями-нас двое\их пятеро
В.с сущ ребята дети лица люди
Г.с сущ имеющими форму только множ числа- трое ножниц
2.при склонении составных имен числитель- ных склоняются все слова,а при склонении порядковых состаных числительных изменя- ется только последнее слово
29. Морфологические нормы. Употребление
личных форм глагола, причастия, дееприча-
стия.
1.глагол класть употребляется только без приставки-покласть\поклади неверно,верно
-положить
2.гласная -о- пишется в корне глагола совер- шенного вида (проверяемая безударная гласная): опоздать (поздний), раскроить
(кройка). гласная -а- пишется в корне соответ- ствующего глагола несовершенного вида на
-ывать (-ивать): опаздывать, раскраивать.
3.в лит яз не употреб формы первого лица будущ и прошедш времени- победить,убе- дить,очутится,ощутить, употребляются в словосочетаниях-сумею победить
4.глагол кушать употребляется только при созыве гостей за стол,и к детям
5.литературными считаются след формы повелительного наклонения:выставь почисть испорть
6.нельязя допускать разнобой во временах у деепр в одном предложении
28. Морфологические нормы. Употребление
местоимений.
1.формы от ней для ней- разговорная речь,правильно-от нее\для нее
2.местоименя ихний нет
3.личные местоимения 3л ед ч употребляют- ся с собирательными существ
30. Понятие о синтаксисе. Основные синтак- сические единицы: словосочетание, предло- жение.
Основными синтаксическими единицами являются словосочетание и предложение .
Словоформа — это слово в одной из его грамматических форм, готовое к выполне- нию той или иной синтаксической роли.
Словосочетание — это основная единица синтаксиса, состоящая из двух и более слово- форм, соединенных посредством граммати- ческого подчинения. Предложение — основ- ная коммуникативная единица синтаксиса, грамматически оформленная и интонацион- но завершенная единица речи, состоящая из словоформ (иногда из одного слова), посред- ством которых формируется, выражается и сообщается мысль (сообщение, вопрос, побуждение к действию).
31. Стилистические возможности русского
синтаксиса. Актуальное членение предложе- ния. Прямой и обратный порядок располо- жения слов в предложении.
Фигура – обобщенное название стилистиче- ских приемов, в которых слово, в отличии от тропов, не обязательно выступает в перенос- ном значении.
Выделяют следующие виды стилистических фигур русского синтаксиса: анафора, антите- за, градация, оксюморон, острота, паралле- лизм, повторение, риторический вопрос
Актуальное членение предложения — смысловое членение предложения, при котором выделяются известное, данное
(основа, тема), то, что сообщается о данном, новое (ядро, рема) и (некоторыми учеными) элементы перехода.
При прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, т. E. Стоит на первом месте. При обратном порядке слов подлежащее ставится сразу после сказуемо- го (его спрягаемой части).
32. Синтаксические нормы. Согласование
сказуемого с подлежащим в простом
предложении.
При подлежащем выраженном существи- тельным в собир. знач, в сочетании с существ во мн. ч и род п сказуемое обычно ставится во мн ч если речь идет о одушевленных, если о неодушев-в ед ч
-при числ два три четыре-сказуемое мн.ч.
-при состав числ оканч на один сказуемое в ед.ч.
-при словах тысяча миллион миллиард -ед.ч.
-при сущ лет.годов, дней-ед ч
-при словах много мало немало сколько -ед.ч
-при подлеж выраж группой слов где ведущее слово в им.падеже сказуемое согла- суется с ним\ими
-при сложных названиях состоящ из двух слов одного грам рода сказуемое согласуется с тем которое выражает более широкое значение предмета
34. Синтаксические нормы. Употребление
однородных членов
-нельзя ставить в ряд однородных членов видовые и родовые понятия
-можно оускать одинаковые предлоги при перечисл однородных членов,но нельзя опускать разные
-однородные члены предложения могут быть выражены морфологически неодина- ковыми словами
35. Синтаксические нормы. Употребление
причастных и деепричастных оборотов
-глагол сказуемое и деепр не должны обозначать действия разных предметов и лиц
-нельзя допускать разнобой в употреб видов деепр
-деепр оборот не может быть употреб если предложение выражено страдательной конструкцией
- деепр оборот не может быть употреблен в безличном предложении
-причастный оборот обособляется если стоит после определяемого слова
-причастие должно согласоваться с опреде- ляемым словом в роде, числе и падеже.
36. Сложное предложение. Синтаксические
нормы в сложном предложении. Сложносо- чиненное предложение (ссп) — это предло- жение с двумя и более грамматическими основами, которые связаны между собой по смыслу, интонацией и соединены сочини- тельными союзами. Сложноподчинённое предложение состоит из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а другое — придаточным.
- в главной и придаточной частях спп подле- жащее и сказуемое должны быть согласова- ны в числе: кто, тот, никто + сказуемое в ед. Ч.; все, те, многие + сказуемое во мн. Ч.- прида- точная часть спп присоединяется так, чтобы не создавать неоднозначность восприятия смысла предложения
- связь между главным и придаточным предложением в спп оформляется без употребления лишних слов
- разрыв определяемого слова и придаточно- го определительного, относящегося к этому слову, другими членами главного предложе- ния недопустим
- придаточная часть спп не отделяетс в следу- ющее предложение, чтобы смысл высказыва- ния был понятен
37. Пунктуация. Принципы русской пунктуа-
ции. Пунктуация- это система знаков препи- нания в письменности какого-либо языка; правила их постановки в письменной речи; а также раздел грамматики, изучающий эти правила. Пунктуация как система граф обознач была принята к середине 15 го века,в конце 18го сложился основной состав небукв знаков-которые принято называть знаками препинания. Каждый из этих знаков имеет свою историю,еще м.в.ломоносов в «россий- ской грамматике»
Начал работу над пунктуацией, и выделил 8 основных знаков , .; : ? ! … «» -
Русская пунктуация строится на совмещении трех основных принципов:
Структурного (знаки как формально-грамма- тический показатель),
Смыслового (знаки как функционально-се- мантический компонент высказывания),
Интонационный (знаки как отражение устно- го бытования того же текста, предполагаемое прочтение фразы)
Правила:знаки препинания в конце прело- жения, внутри простого предложения, между частями сложного, в предложениях с прямой речью
Пунктуационное правило-инструкция в которой указ.услов выбора знаков препин
, ставится: между однород членами, перед и после обособл членов, перед и после обращ, перед и после ввсл, между предикативными частями предлоежния
-ставится тире ставится в предложениях с составным именным сказуемым, между подлежащими и сказуемым. В предложениях такого рода, сказуемое, как правило, являет- ся родовым понятием по отношению к подлежащему.
39. Текст. Основные признаки текста. Абзац.
Текст-это письменная или звучащая речь, которая внутренне организована и относи- тельно закончена.
Признаки текста:
Предложения объединены общей темой.
Предложения связаны между собой по смыслу.
Предложения в тексте расположены логично и последовательно.
В тексте всегда можно выделить главную мысль.
Текст всегда можно озаглавить.
Текст можно разбить на части.
Абзац – это часть текста между двумя отступа- ми. Помимо этого, абзацем называют отступ вправо, который находится в начале строки.
Это так называемая красная строка
38. Чужая речь. Способы оформления чужой
речи.
Косвенная речь- чужая речь,введенная автором в повествование в форме придаточ- ного предложения,передает речь не долсловно
Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистиче- ские особенности речи
Способы оформления прямой речи:
«далече ли до крепости»-спросил я у ямщика
\«п(!?)»-а;
Игнат сказал: «завтра едем на дачу\ »а: «(п!?)»
«п(!?)-а-п(!?)»\ да ведь это школа!-воскликнул шофер.-здесь учительница живет
Ты думаешь?-встревоженно шепнул берило- за самм подумал:а ведь он прав!\п(!?)-а:-п(!?)»\
А: «п(!?)»-а\он кивнл присутствующим «все здесь»и широко улыбнулся
Косвенная речь. В главной части содержатся слова автора а в придаточной чужая речь.придаточная всегда стоит после главнойприсоеденяется к главной при помощи союзов что,чтобы,и если предложе- ние вопросительное ,союз словами какой ккая где когда и проч.
Прямая речь заключается в кавычки и сопро- вождается словами автора,используется для характеристк героев
Диалог.каждая реплика записывается с красной строки,не заключается в кавычки,пе- ред ней ставится тире
Цитатами называются дословные выдержки из высказываний и сочинеий кого то,приво- димые для потверждения воей мысли.
12. Слово и его лексическое значение.
Многозначность слова. Лексические нормы.
Лексика- словарный состав языка. Слово- является основной единицей языка ,и выпол- няет следующие функции:
Слово служит определением наименования, названия
Оно называет причины признаки действия состояния
Слово не только называет обьект мира но и часто содержит указания на его признаки,- прим, -аква-: аквариум,акватория
3.словоявляется основой для словосочета- ний и предложений, из слов состоит наша речь полностью
Признак слова,как самостоятельной едини- цы языка:
Воспроизводимость 2. Устойчивость 3.
Изолируемость 4. Одноударность
Лексическое значение слова- это его веще- ственное значение в котором отражается историческая связь слова с конкретным обьектом или действием
Многозначными называют слова имеющие несколько значений. Мдем по дороге-пря- мое значение, платье идет , время идет, переносное
Открыть окно-окно в европу,побелит потолок- потолок возраста,темный коридр-коридор власти
Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.
Виды: употребление слова без учета его значения.
Нарушение лексической сочетаемости.
Лексическая избыточность (плеоназм и тавтология).
Лексическая недостаточность.
Некорректный выбор синонимов, антони- мов, омонимов, паронимов.
Ошибки в употреблении фразеологизмов.
1 2 3 4 5 6 7 8