Файл: 1. 1 Экономическая сущность и этапы процесса кредитования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На сегодняшний день Сбербанк является абсолютным лидером российской банковской системы. По своим рыночным позициям, по объему активов и капитала, по своим финансовым результатам и масштабам инфраструктуры Банк в несколько раз превосходит своих ближайших конкурентов. Масштаб и устойчивость Банка особенно явственно проявляются в периоды нестабильности на финансовых рынках. За последние годы Банком проведена большая работа, которая обеспечила окончательное формирование четырех основных групп конкурентных преимуществ Банка, а именно:

· значительная клиентская база во всех сегментах (корпоративные и розничные, крупные и мелкие клиенты) и во всех регионах страны;

· масштаб операций как с точки зрения финансовых показателей (доступные размер и дюрация операций, доступ к ресурсам, международные рейтинги, возможность инвестиций), так и с точки зрения количества и качества физической инфраструктуры (в частности, уникальная сбытовая сеть для розничных и корпоративных клиентов);

· бренд и репутация Банка, в первую очередь связанные с огромным ресурсом доверия Банку со стороны всех категорий клиентов;

· коллектив Банка и значительный накопленный опыт. Большое количество опытных квалифицированных специалистов во всех регионах России, огромный управленческий опыт в рамках одной из самых масштабных организаций в мире, процессы и системы, которые в целом справляются с задачами уникального масштаба и сложности.

В то же время работа Банка на сегодняшний день связана с рядом серьезных недостатков, без преодоления которых нельзя говорить о реализации его потенциала развития. К ним относятся:

· низкая эффективность использования двух важнейших конкурентных преимуществ Банка: сбытовой сети и клиентской базы, что связано с недостаточной организацией клиентской работы и неразвитыми навыками и системами продаж и обслуживания. Проявлениями этого являются низкий уровень перекрестных продаж, низкий уровень доходов от многих продуктов, недостаточный охват потенциальной клиентской базы;

· низкое качество обслуживания с точки зрения скорости принятия решений, сложности процессов и процедур, уровня общения и взаимодействия между Банком и клиентом, а также удобства и функциональности филиалов Банка. По мнению клиентов, Банк существенно отстает по уровню обслуживания от основных конкурентов;


· исключительно низкий уровень производительности труда. По этому показателю Банк сильно проигрывает не только банкам развитых стран (ряд которых уже пришли на российский рынок), но и банкам развивающихся рынков. Основные причины этого: излишняя громоздкость и сложность бизнес-процессов, низкий уровень специализации и разделения труда; отсутствие унификации бизнес-процессов в масштабе Банка, что делает невозможным использование экономии на масштабах и внедрение современных информационных технологий;

· недостаточно эффективные и затратные системы управления рисками. Большинство из них сегодня являются распределенными, недостаточно формализованными и плохо масштабируемыми. Также в ряде случаев баланс между контролем рисков и доходностью слишком сильно смещен в сторону недопущения рисков. В результате Банк несет высокие расходы на осуществление контроля, которые не дают ожидаемой отдачи, и недополучает доходы;

· слабые стороны корпоративной культуры Банка, прежде всего избыточный бюрократизм, недостаточная ответственность за итоговый результат работы Банка и качество клиентской работы, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.

октября 2008 года Наблюдательный совет Сбербанка России единогласно одобрил Стратегию развития Сбербанка до 2014 года - Основные направления преобразований.

Основные направления преобразований:

· Максимальная ориентация на клиента и превращение Сбербанка в «сервисную» компанию по обслуживанию индивидуальных и корпоративных клиентов;

· Технологическое обновление Банка и «индустриализация» систем и процессов;

· Повышение операционной эффективности Банка на основе самых современных технологий, методов управления, оптимизации и рационализации деятельности по направлениям за счет Производственной Системы Сбербанка, разработанной на базе технологий Lean;

· Развитие операций на международных рынках, прежде всего в странах СНГ.

Цели и задачи Сбербанка до 2014 года


сбербанк кредитование банковский политика

2.2 Перспективы развития банковской сферы в 2013 году



В 2012 году потребительское кредитование стало главным фактором экономического роста банковской системы. Сейчас спрос на кредиты у населения снижается и в 2013 году снизится с 40 до 15 процентов. Россияне станут меньше покупать автомобили, дорогую электронику и недвижимость.

В банковском секторе сохраняется напряженная ситуация с ликвидностью. Население перестало открывать депозитные вклады и в будущем ситуация будет только ухудшаться. Впервые с 1990 года депозиты компаний и предприятий превысили по объему вклады граждан. Чтобы повысить интерес населения, банки начнут подымать процентные ставки. В пассивах финансовых учреждений доля средств, полученных от Центробанка, будет увеличиваться. Основные пассивы достанутся государственным банкам, которые увеличат свою долю на российском рынке.

Доходность банковской системы в России значительно ниже, чем доходность по депозитам. Это усложнит получение дополнительного капитала. Хуже всего придется финансовым организациям, которые занимаются корпоративным кредитованием, так как на них будут давить еще и требования Центробанка к величине основного капитала.

В 2013 году ожидается снижение инфляции в стране, что может создать много сложных ситуаций. Чтобы компенсировать рост стоимости ресурсов кредитные организации начнут подымать ставки по займам, которые станут недоступны реальному сектору экономики. Эксперты полагают, что 2013 год станет переломным для всего банковского рынка, так как начнется его реконструкция. Массового разорения банков не стоит опасаться, но у многих банков возникнут реальные проблемы.

В этой ситуации государственные банки укрепят свои позиции.

«Сбербанк» уже продемонстрировал свою высокую капитализацию, успешно проведя SPO. Теперь банк сможет привлекать денежные средства путем выпуска долговых обязательств. ВТБ также сможет увеличить свой потенциал долговым или акционерным капиталом. Банки, которые наращивали потребительское кредитование, тоже будут в хорошем положении. Они смогут пережить увеличение ставок и продолжат наращивать свою долю на рынке депозитных вкладов.

Банк России попытается снова поднять ставку рефинансирования, что повысит стоимость денежных средств на финансовом рынке. Регулятор пытается сбить спрос на корпоративный кредит. Сегодня инвестиции практически уже оторвались от банковского сектора, компании стали использовать собственные средства или берут иностранные кредиты. Решение о снижении ставки рефинансирования будет зависеть от решений правительства по индексации тарифов для естественных монополий.

Заключение
В современных условиях особое значение приобретают принципы рационального кредитования, требующие надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, снижения риска. Важным становится и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций.

Банки, являясь, по сути, коммерческими предприятиями, накладывают коммерческий характер и на всю систему их деятельности по кредитованию. Прежде всего, исходя из принципа прибыльности банковскою хозяйства, банковские ссуды являются платными. Но дело не только в этом. Банки как торговые предприятия торгуют, прежде всего, своими ресурсами, размещая их в кредитные операции. Именно поэтому в нормальном (бескризисном, безинфляционном) хозяйстве для банков, выступающих прежде всего как крупные кредитные институты, доход от кредитной деятельности является основополагающим.

Размер кредитного продукта банка зависит не только от объема его собственных средств, но и от привлеченных ресурсов. В современной рыночной системе торговать большим объемом средств можно лишь тогда, когда банк дополнительно привлек средства своих клиентов. Поскольку банк привлекает ресурсы не для себя, а для других, то оказывается, что объем кредитного продукта становится тем выше, чем больше масса аккумулируемых им на началах возвратности денежных средств.

Особенность современной системы кредитования состоит в ее зависимости не только от собственных и привлеченных ресурсов, но и от определенных норм, которые устанавливает Центральный банк для коммерческих банков, осуществляющих кредитование клиентов. Центральный банк РФ, к примеру, регламентирует норму обязательных отчислений в централизованные резервы. Есть и другие нормативы, в том числе в виде минимальных денежных резервов, создаваемых в коммерческом банке, в форме регламентации объемов особо крупных кредитов, параметров ликвидности баланса банка, когда обязательства банка соизмеряются с размером ликвидных средств.


Кредитная политика банка определяется, во-первых, общими, установками относительно операций с клиентурой, которые тщательно разрабатываются и фиксируются в меморандуме о кредитной политике, и, во-вторых, практическими действиями банковского персонала, интерпретирующего и воплощающего в жизнь эти установки. Следовательно, в конечном счете, способность управлять кредитом зависит от компетентности руководства банка и уровня квалификации его рядового состава, занимающегося отбором заемщиков, конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных соглашений

В современных условиях выигрывает тот, кто умеет правильно просчитать, распознать и предвидеть результаты кредитной сделки. Это главный залог успеха банка при кредитовании. В случае, если банк занимается различными аспектами деятельности клиента, он в состоянии не только оценить кредитоспособность предприятия, но и помочь ему повысить эффективность своего бизнеса, а значит, сделать его более надежным заемщиком.

Исходя из описанного выше, напрашивается вывод, что один из основных элементов системы кредитования - это доверие. Он возникает из самого понятия кредит, что в переводе с лат. «credo» означает «верю». В кредите участвуют две стороны - кредитор и заемщик. Кредит как экономическое отношение - это всегда риск и без доверия здесь не обойтись. Доверие, хотя и несет в себе определенный психологический оттенок, бесспорно основано на знании либо субъекта, либо объекта, либо обеспечения кредита. В конечном счете, можно сказать, что доверие, с одной стороны, возникает как элемент кредитного отношения, с другой - как осознанная позиция двух сторон, имеющая вполне определенное экономическое обоснование.

Список литературы



. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2009.


4. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки/ Е.Ф. Борискин, А.А. Тарабцева. - С-Пб.: СпецЛит, 2007.

. Гончаров Д. О банковской и коммерческой тайне. // Законность. 2009, №1.

. Финансы и кредит: Учеб. пособие/ Под ред. А.М. Королевой. - М., Финансы и статистика, 2008.

. «Финансы», издательское объединение «Юнити», 2009.