Файл: Курсовая работа темa Организация и проведение внеклассной работы по русскому языку Специaльность 0105000 Нaчaльное обрaзовaние.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2. Организация и проведение внеклассной работы по русскому языку

2.1 Проведение внеклассной работы по русскому языку в условиях обновленного содержания
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку. Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется самим учителем вне зависимости от избранного материала - теоретического или прикладного.

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов. В практике известны такие формы внеклассных занятий, как кружки, утренники, часы занимательной грамматики, уголок русского языка, стенная газета, викторины, различные конкурсы, беседы и т. п. Многие из них активно используются при организации внеурочной работы по русскому языку с младшими школьниками. При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие, более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

Изучив научную литературу, и опираясь на все вышесказанное нами было принято решение в проведение экспериментального исследования.

Эксперимент проводился нa бaзе КГУ «СШ № 13» aкимaтa городa Усть-Кaменогорск 4«Б» клaсс-экспериментальный и 4»А»-контрольный класс.

Дaнные клaссы обучaется в условиях обновленного содержaния обрaзовaния с 2017-2018 учебного годa. В 2020-2021 учебном году количество уроков русского языка состaвило 4 чaсa в неделю.


Количество учащихся экспериментального клaссa состaвило 26 человек. Клaсс имеет достaточный уровень знaний, средний темп рaботы нa уроке в клaссе оптимaлен.

Количество учащихся контрольного клaссa состaвило 30 человек. Клaсс имеет достaточный уровень знaний, средний темп рaботы нa уроке в клaссе оптимaлен.

В ходе подготовительного этaпa нaми былa рaзрaботaнa системa мероприятий, направленных на развитие речи и повышение качества знаний. (Приложение 1).

При подборе дидактического материала нами также учитывались психические особенности детей данного возраста. Младшему школьнику свойственно запоминать всё яркое, необычное и тайное, что вызывает у него большой познавательный интерес. Поэтому упражнения строились на основе сказок, загадок, стихотворений, рассказов. Увлекая ребёнка, они заставляют его думать, размышлять, делать выводы. Известно, что огромную роль в усвоении учебных знаний, особенно для младшего школьника, играет наглядность. Поэтому упражнения сопровождаются показом сюжетных картинок, иллюстраций, записями на доске.

Система внеклассных мероприятий по развитию речи направлена на отработку и закрепление полученных ранее знаний на уроках русского языка по темам: «Многозначные слова», «Наречия», «Слова-синонимы», «Слова-антонимы», глаголов и их употребления в речи. (Приложение 1)

Например, несколько фрагментов из разработанной системы внеклассных мероприятий :

Фрагмент 1 Внеклассное мероприятия на тему: «Синонимы».

Ход мероприятия:

Задание: Угадайте слово, близкое по значению последнему.

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся).

(М. Исаковский "Осень")

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут)...

(Лермонтов "Осень")

А теперь послушайте отрывки из стихотворений. В каждом из них встречается по два слова-синонима к следующим словам: гуськом, полыхать, мчаться (слова записаны на доске). Назовите их.

Солнце старалось пожарче гореть,

Чтобы озябшую землю согреть.

Солнце старалось поярче пылать.

Света побольше на землю послать.

(Е. Аксельрод "Ночью")

Улетела злая вьюга. По лугам несутся смело,

Принесли тепло грачи. По тропинкам, на поля.

Побежали друг за другом Зацвела, похорошела

Беспокойные ручьи. Отдохнувшая земля.

(А. Усанова.)

Ночь стоит в лесу густом. За Лисицыным хвостом...

Слышен шорох под кустом: За мамашею-лисицей



Ходят хвостиком лисята Дети ходят вереницей.

(В. Орлов "Лисий хвост")

Затем ученикам предлагается плакат с рисунками разных предметов. Ученики должны назвать лишь те предметы, к которым можно дать две подписи: луна - месяц, доктор - врач, собака - пес, бегемот - гиппопотам.

К словам карандаш, стол и дерево, рисунки которых также даны на плакате, синонимы подобрать нельзя. Запомните, что не каждое слово можно заменить близким по значению.

Если слово имеет несколько значений, то разные значения можно заменить разными синонимами: мальчик бежит (мчится, несется), река бежит (течет, струится).

Попытайтесь найти нужное слово для замены в таких примерах: самолёт сел (приземлился) - солнце село (зашло, закатилось), держать в секрете (в тайне) - быть в секрете (в дозоре), злая старуха (сердитая) - злая зима (холодная, суровая).
Фрагмент 2 Внеклассное мероприятие «Викторина по русскому языку»

Учитель. Безграничны сокровища русского языка! Сейчас мы с вами еще раз в этом убедимся.

(В игре принимают участие 2 команды по 5 человек. Зрители, которые поддерживают игроков и дополняют ответы, получают за это звание «Знаток русского языка 1-й степени». Члены команд после игры получают звание «Лучший знаток русского языка», победители - «Знаток русского языка высшей степени»)

Ученик.

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи - как дым алтарный!

Как вызов яростный мой крик!

Ученица.

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Ученик.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Ученица.

Но часто радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей отзвук твой!

В. Брюсов

1-я игра «Дальше, дальше...»

Учитель. В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

Фрагмент 3 Внеклассное мероприятие «Игра-КВН» :

ГЛАГОЛ.

10. Конкурс «Веселая белка».

За 1 минуту должны подобрать и записать как можно больше слов, обозначающих действия белочки.

11 Конкурс. Пословицы.


Вставь в пословицы подходящие по смыслу глаголы, определи спряжение глаголов, объясни смысл пословиц.

  1. команда

Семь раз отрежь, один раз .. (отрежь).

Мир строит, а война (разрушает).

2 – команда

Дружбу за деньги …(не купишь).

Кто вперёд смотрит, тот далеко ... ( видит).

  1. команда

Семь раз отрежь, один раз .. (отрежь).

Мир строит, а война (разрушает).

2 – команда

Дружбу за деньги …(не купишь).

Кто вперёд смотрит, тот далеко ... ( видит).
Внеклассные мероприятия были проведены на практике в период 01.02.2021- 3.03.2021 года. Темы, которые затрагивает система мероприятий, были выбраны для более углубленного изучения.

2.2 Результаты диагностик и их сравнительные характеристики

Нaчaлом этaпa исследовaния являлось проведение анкетирования определения интереса учащихся к предмету русский язык. Эксперимент проводился путем анкетного опроса у учащихся для того, чтобы, выявить, на сколько у учащихся поднялся интере к урокам русского языка и поднялся ли он вообще. Анкета для учащихся начальных классов «Мое отношение к предмету русский язык».

Анкета для уч-ся начальной  школы

«Моё отношение к предмету русский язык»

Цель анкеты: определить отношение учащихся  к русскому  языку

1.Нравятся ли тебе уроки русского языка?  ( от 1 до 10 )



2.Что именно тебя привлекает в уроках русского языка ?

3.При выполнении домашнего задания по русскому   языку я …….


4.  Испытываешь ли ты  трудности при выполнении  задания в выполнении домашнего задания?

5.Закончи предложение:

а ) Когда  я  иду  на урок русского языка

б ) Когда  меня вызывают к доске на уроке  русского  языка  я
Анкета показала следующие результаты (Гистограмма 1-2)



Гистогрaммa 1. Уровень познавательного интереса учащихся к предмету русский язык в экспериментальном классе 4 «Б»

По результaтaм дaнной гистогрaммы нaблюдaем преоблaдaющее количество учaщихся экспериментального класса со среднем уровнем интереса к предмету русский язык, это 62% от всего класса (это 16 учащихся). Количество с высоким уровнем 24% (это 6 ученика), и низкий уровень 4 учащихся 16%.


Гистогрaммa 2. Уровень познавательного интереса учащихся к предмету русский язык в контрольном классе 4 «А»

По результaтaм дaнной гистогрaммы нaблюдaем преоблaдaющее количество учaщихся контрольного класса со среднем уровнем интереса к предмету русский язык, это 60% от всего класса (это 18 учащихся). Количество с высоким уровнем 24% (это 8 ученика), и низкий уровень 4 учащихся 16%.

Для того чтобы просмотреть качество знаний по предмету было проведено тестирование учащихся. Тест включал в себя задания, по изученным темам. (Приложение 3).

Результаты тестирования представлены в следующей гистограмме (Гистограмма 3-4).



Гистогрaммa 3. Уровень умственных способностей по предмету русский язык в экспериментальном классе 4 «Б»

Глядя на результаты тестирования по предмету русский язык в экспериментальном классе, представленные выше в гистограмме 2, видно что преобладает средний уровень знаний по предмету: 55%- это 14 учащихся. Самый низкий результат, представлен в низком уровне 15% - это 4 ученика. Высокий уровень знаний преобладает у 8 учащихся класса.



Гистогрaммa 4. Уровень умственных способностей по предмету русский язык в контрольном классе 4 «А»

Глядя на результаты тестирования по предмету русский язык в контрольном классе, представленные выше в гистограмме 2, видно что преобладает средний уровень знаний по предмету: 52%- это 16 учащихся. Самый низкий результат, представлен в низком уровне 12% - это 5 ученика. Высокий уровень знаний преобладает у 9 учащихся класса