Файл: Курсовая работа темa Организация и проведение внеклассной работы по русскому языку Специaльность 0105000 Нaчaльное обрaзовaние.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Опираясь на проведение анкетирования и тестирования по срезу знаний, можно сделать вывод, что у учащиеся 4 класса более преобладает средний уровень интереса к предмету русский язык. Качество знаний по предмету русский язык так же находится на среднем уровне.
Подведя итог, мы приступили к обучающему эксперименту, цель которого доказать или опровергнуть гипотезу о том, что внеклассные мероприятия по русскому языку способствуют развитию интереса к изучению русского языка в начальной школе и повышению качества знаний по данному предмету.
В течении 6 недель учащимся были предложены различные внеклассные мероприятия, а так же в содержании уроков включался занимательный материал по русскому языку (Приложение 2). Внеклассные мероприятия свободное время от уроков проводились внеклассные мероприятия. Внеклассные мероприятия проводились, опираясь на изученный материал, изложенный выше в работе. При выборе видов и форм внеклассных мероприятий, проводимых в начальной школе, мы опирались на изученный материал.
Проведенные мероприятия В конце практики был проведен повторно срез знаний и анкетирование по предмету русский язык. На пятой недели практики была проведена «Выставка тетрадей», она проведена для повышения интереса по предмету русский язык. Ученикам очень понравился этот конкурс, они вели тетради аккуратно на протяжении всего времени , старались писать четко и соблюдали каллиграфию
Была повторна использована анкета «Мое отношение к русскому языку» и проведен тест по срезу знаний (Приложение 3).
Гистогрaммa 5. Уровень познавательного интереса учащихся к предмету русский язык у экспериментального класса 4 «Б»
По гистограмме сразу видно, что преобладает средний уровень интереса к предмету русский язык в экспериментальном классе. Но сравнивая с первым проведенным анкетированием и повторным вторым, можно заметить, что изменились показатели. Увеличился уровень интереса к предмету и снизился уровень тех учащихся, которым предмет был не интересен. Ранее по классу был высокий уровень 24% - 6 учеников, теперь 38% - это 10 учеников. Средний уровень был 62%, теперь 53% - это 14 учеников. И понижение низкого уровня было 16 %, стало 8% - это 2 ученика.
Гистогрaммa 6. Уровень познавательного интереса учащихся к предмету русский язык у контрольного класса 4 «А»
По гистограмме сразу видно, что преобладает средний уровень интереса к предмету русский язык в контрольном классе. Но сравнивая с первым проведенным анкетированием и повторным вторым, можно заметить, что изменились показатели. Увеличился высокий уровень и понижение низкого уровня. Ранее по классу был высокий уровень 24% - 8 учеников, теперь 38% - это 10 учеников. Средний уровень был 60%, теперь 55% - это 17 учеников. И понижение низкого уровня было 16 %, стало 7% - это 3 ученика.
Так же проведенный повторный срез знаний по предмету русский язык, представлен в гистограмме 7-8.
Гистогрaммa 7. Уровень умственных способностей по предмету русский язык в экспериментальном классе 4 «Б»
Высокий уровень показали 38% (10 учеников), средний уровень 50% (13 учеников), низкий уровень 12% (3 ученика).
Гистогрaммa 8. Уровень умственных способностей по предмету русский язык в контрольном классе 4 «А»
Высокий уровень показали 30% (7 учеников), средний уровень 53% (16 учеников), низкий уровень 17% (7 ученика).
Сравнительный анализ первого тестирования и второго представлен в гистограмме 9.
Гистогрaммa 9. Сравнительный анализ умственных способностей по предмету русский язык в экспериментальном классе
Количество с высоким уровнем увеличилось на 8%, было 8 учащихся, стало 10 учеников. Исходя из этого, видим сокращение среднего и низкого уровня умственных способностей по предмету русский язык.
Гистогрaммa 10. Сравнительный анализ умственных способностей по предмету русский язык в контрольном классе
Количество с высоким уровнем уменьшилось на 6%, было 9 учащихся, стало 7 учеников. Исходя из этого, видим увеличение среднего и низкого уровня умственных способностей по предмету русский язык.
Заключение
При организации внеклассной работы в начальных классах учитель должен учитывать психологические и возрастные особенности младших школьников, что поможет ему в дальнейшем не только грамотно построить учебно-воспитательный процесс, но и способствовать наиболее качественному усвоению детьми учебного материала.
Учителю также важно помнить, что организация внеклассной работы в школе опирается на общедидактические и методические принципы.
Для внеклассных занятий по русскому языку, как, впрочем, и по другим предметам, не существует какой-либо программы. В зависимости от особенностей своего класса, возможностей школы, даже своих личных склонностей учитель решает, чем он будет заниматься с детьми во внеурочное время. Однако при любом выборе темы работы необходимо учитывать изучаемый на уроках материал и ориентироваться на обязательную учебную программу. Связь классных и внеклассных занятий является необходимым требованием при организации последних.
Внеклассная работа по русскому языку в школе преследует ту же цель, что и уроки русского языка, однако задачи её намного шире. Она должна способствовать развитию самостоятельности учащихся, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников. Они могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.
Содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с обязательной учебной программой по русскому языку.
В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.
При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющие, более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.
Учитывая особенности психического развития младшего школьника, а также полученные знания в ходе анализа психологической, педагогической и методической литературы, удалось разработать систему обучающих мероприятий по развитию речи.
Опираясь на текущие темы по предмету русский язык, была разработана система мероприятий, предложенная детям в процессе экспериментального обучения. Система была внедрена во внеклассные мероприятия.
Данная система включала в себя следующие виды упражнений:
· пропедевтические, подготовительные
· иллюстративные
· основные, закрепительные
· творческие
Сравнивая результаты проведенных экспериментов, видно положительную динамику. От этого можно с точностью утверждаться, что внеклассная работа по русскому языку способствует развитию интереса и повышению качества знаний по русскому языку. То есть гипотеза подтверждается
Список использованной литературы
1. Аверьянова А. П. Как образуются слова. М.-Л., "Просвещение", 1966
2. Александрович Н. Ф. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. Минск, Изд-во "Народная аскета", 1965
3. Александрович Н. Ф. Занимательная грамматика. Минск, 1964
4. Алексеев А. Н. Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению в V-VIII классах. М., Учпедгиз, 1985
5. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка, ч. II. М., "Просвещение", 1967
6. Арсирий А. Т., Дмитриева Т. М, Материалы по занимательной грамматике русского языка, ч. I. М., Учпедгиз, 1963
7. Ахманова О. С. Словарь синонимов русского языка. М.,1974
8. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.,1982
9. Баранникова Л. И. Основные сведения о языке. М., 1972
10. Баринова Е. А., Боженкова Л.Ф. Лебедев В.И. изд. "Просвещение", М., 1974
11. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. Л., 1941
12. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М.-Л., "Просвещение", 1966
13. Возрастная и педагогическая психология. М., 1973, с. 69
14. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собрание сочинений, т. 1. - М., 1982
15. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980
16. Григорян Л. Т. Язык - к знанию ключ. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку.) М., "Просвещение", 1968
17. Грызлова М. Л. Внеклассная работа по русскому языку, М., Учпедгиз, 1960
18. Еникеев М. И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М.: "ПРИОР", 2002
19. Жикин Н. И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблема совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. М., 1972
20. Жикин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966
21. Зарецкий А. И. Материалы по занимательной грамматике русского языка. М., Учпедгиз, 1961
22. Киселёва Л. А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978
23. Климанова Л. Ф. Обучение русскому языку через общение // Начальная школа. – 1993, № 12
24. Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. М., 1971
25. Козловский Я. О словах разнообразных - одинаковых, но разных. М., "Детская литература", 1965
26. Кондратов А. М. Звуки и знаки. М.,. "Знание", 1966
27. Купалова А. Ю. Интеграция двух начал в обучении // Сов. Педагогика. – 1988, № 3
28. Купалова А. Ю. О курсе русского языка в школе // РЯШ, 1988, № 4
29. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность, М., 1975
30. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – 3-е изд., М., 1972
31. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г. Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах, изд. 2-е перераб. "Просвещение", М., 1987
32. Львова С. И. Язык в речевом общении: Факультативный курс – М., 1991
33. Люблинская А. А. Детская психология. М., 1971
34. Макаров А. П. Занимательная грамматика. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку.) Ульяновск, 1959.
35. Мишина Т. И. Система повторения безударных гласных корня в начальной школе: Учебное пособие. Рязань: РГПУ, 1994
36. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969
37. Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.,1982
38. Обучение русскому языку в IV классе / Сост. Т. А. Ладыженская. М., 1981
39. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. 13-е изд., испр. М., 1981
40. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева – М., 1991
41. Панов Б. Т. Внеклассная работа по русскому языку. М., 1980
42. Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку (I-IV классы). М., "Просвещение", 1964
43. Преображенская Е. П. Кружок русского языка в школе. М., "Просвещение", 1966
44. Приступа Г. Н. О методических принципах обучения правописанию // Русский язык в школе. 1978
45. Приступа Г. Н. Теория и практика русского языка в 3-х частях, Рязань, 1993
46. Редозубов С. П. Методика русского языка в начальной школе. М., 1963
47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1996
48. Сонкина А. С. Внеклассная работа по русскому языку. (Материалы для V класса.) Ярославль, 1955
49. Тарасов Ф. И. Внеклассные занятия в языковом кружке с учащимися V-VI классов. Бийск, 1960
50. Текучев Методика русского языка в средней школе. 3-е изд., М.,1980
51. Ушаков Н. Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд. 2-е перераб. и доп. М., "Просвещение", 1978
52. Ушаков Н. Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. М., Просвещение", 1967
53. Ушаков Н. Н. О содержании внеклассной работы по русскому языку. – "Русский язык в школе", 1969, №1