Файл: Технология развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках музыки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Узерина Светлана Владимировна

Технология развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках музыки

Технология развития критического мышления в педагогической деятельности отвечает целям современного образования и является одной из приоритетных, т.к. способствует интерактивному включению учащихся в образовательный процесс.

Что же такое критическое мышление?

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, выносить суждение, как в стандартной, так и нестандартной ситуации.

Оно помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо демонстрировать не только знание, но и умение рассуждать, а единственно правильного ответа на вопрос не существует. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.

По данной технологии используется модульный урок из 3-х этапов или трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия, которую я использую в своей практике.

1 этап: Вызов – актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;

– постановка учеником собственных целей обучения.

2 этап: Осмысление – получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

3 этап: Рефлексия – размышление, рождение нового знания.

На каждой стадии применяю ряд приёмов и методик. Остановлюсь на некоторых.

На стадии Вызова использую:

Приём «Ассоциативный ряд». Подбираю ряд слов к данной теме урока, учащиеся определяют её. Например: спектакль, декорации, хор, оркестр, солист. Тема урока «Опера». Можно предложить составить свой ассоциативный ряд.

Следующий приём: составление кластера (можно использовать на всех этапах). Кластер (гроздь) – графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.


Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Как уже известно, схемы кластера бывают разнообразными. Приведу пример кластера в теме урока «Искусство открывает мир» (рисунок 1).

На стадии Осмысления можно использовать технологию «ПОПС-формула».

П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения). Я считаю, что …

О - ОБОСНОВАНИЕ (объяснение) (на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции). Потому что ….

П – ПРИМЕР (факты, иллюстрирующие ваш довод).Я могу доказать это на примере того, что…

С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции). Исходя из этого, я делаю вывод, что …

Приведу пример ПОПС-формулы в 7 классе по теме «Такие разные песни, танцы, марши»

П–Я считаю, что русская народная песня – душа народа.

О – Потому и существует многообразие жанров. Русские композиторы воспевали в своём творчестве русскую народную песню.

П – Например: лирические, плясовые, солдатские, хороводные и т.д..

С – Исходя из этого, делаю вывод: народная песня охватила все стороны жизни народа, была любима и необходима для широкой души.

На стадии рефлексии применяю синквейн от французского пятистишье.

1. Тема, выраженная ОДНИМ словом. Существительное – кто? что?
2. Описание темы ДВУМЯ прилагательными: какой? какая? какое?

3. Описание действия по теме ТРЕМЯ глаголами: что делает?
4. Фраза из ЧЕТЫРЕХ слов - отношение к теме.
5. ОДНО слово на эмоционально - образном уровне, синоним слова 1-й строки.

Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. 

На уроках использую схему-пирамиду (рисунок 2).
Синквейн по теме «Романс»:

Романс

Трепетный, лирический

Воодушевляет, вдохновляет, успокаивает

Вся прелесть души – романс.

Чувство

Синквейны очень полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразительности.

Следующим методическим приемом является метод «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». Суть данного методического приема - установление причинно - следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Фишбоун на уроке по теме «Эпические образы в музыке» (рисунок 3).

Опыт показывает, применяя технологию развития критического мышления на уроках музыки, успешно развиваются познавательные способности учащихся, удовлетворяя потребности личности в творчестве, игре, общении, уважении и самоутверждении.

Библиографический список

1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

2. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во» 2012.

3. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. 2013. № 2.