Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.
Крепнет национальное своеобразие отечественной литературы. Новаторские достижения в русской литературе, прежде всего, имели место в произведениях Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.М. Карамзина. Художественная литература оказывалась тесно связанной с общественными идеями века Просвещения. Эти идеи естественных прав человека, свободы и равенства развивала и зарождающаяся "разночинная" интеллигенция. Все более заметные очертания приобретал процесс формирования русской национальной культуры, вбирающий в себя достижения и традиции культуры, созданной многовековой деятельностью народа, всех его слоев, но в первую очередь - крестьянства, и новой культуры, творившейся, главным образом, образованными слоями общества.
Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.
Я постаралась перечислить мероприятия, совершённые Екатериной II. Перечисленные деяния ставят её в ряд действительно великих правителей, среди которых особое место занимает имя Петра I, получившего при жизни имя «Великий» и продолжательницей чьих дел считала себя сама Екатерина.
IV Заключение.
Вторая половина XVIII века не случайно названа екатерининской эпохой, личность императрицы наложила на нее особый отпечаток. Волею судеб на российском престоле оказался человек яркий, незаурядный, оставивший заметный след в отечественной истории, - несомненно, один из наиболее талантливых государственных деятелей России, верно сумевший понять и оценить объективные тенденции развития общества и небезуспешно пытавшийся их направлять. Деяния Екатерины имели долговременное значение и во многом определили последующую историю страны.
За период царствования Екатерина внесла много законов в духе идей Просвещения, которые после ее кончины долго служили России. Екатерина внесла неоценимый вклад в развитии и укреплении России.
Стратегические цели политической программы Екатерины II состояли в следовании гуманным идеям западноевропейских просветителей, направленным на создание справедливого общества, с поправкой на российскую действительность.
Мероприятия екатерининского правительства несут на себе печать просвещенного абсолютизма. Его наиболее яркими проявлениями были секуляризация церковных земель, «Наказ», Уложенная комиссия, реформирование местного управления, отмена монополий в торговле и промышленности, жалованные грамоты дворянству и городам и др. Практическим выражением просвещенного абсолютизма была система воспитательно-образцовых учреждений в стране.
За годы правления Екатерины II были осуществлены серьезные преобразования, носившие созидательный, а не разрушительный характер, коснувшиеся всех сторон жизни государства и имевшие долговременное значение.
V Список используемой литературы
1. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. “Русская история от Екатерины Великой до Александра II” М.,1994.
2. “Трёхсотлетие дома Романовых 1613-1913” (Репринтное воспроизведение юбилейного издания 1913 года). М., 1991.
3. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 1991.
4. Брикнер А. “История Екатерины Второй”, М., 1991.
5. Платонов С.Ф. “Лекции по русской истории” М.,1993.
6. Каменский А.Б. “Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой”, М, 1997г.
7. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, М., 1991г.
8. А.Б. Каменский Жизнь и Судьба императрицы Екатерины II
9. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М.: Проспект. – 2006. – 336 с.
10. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767 [Электрон. ресурс] // Сайт «Российский образовательный портал».
11. Борзаковский П. "Императрица Екатерина Вторая Великая", М., 1991.
12. Брикнер А. "История Екатерины Второй", М., 1991.
13. Платонов С.Ф. "Лекции по русской истории" М.,1993.14. История России. А. Ишимова. Москва, "Олма-Пресс", 2000 г.
15. История России с начала XVII до конца XIX века. Л. Слов. Москва, "АСТ", 1997 г.