ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
_______________Социология____________
Группа ___Бр17ГУ111___
Студент
П.А. Радионов
МОСКВА 2021
Вопрос 1. Метод фокус-группы.
Данный метод еще называют фокусированным интервью, ценность данного метода заключается в полученной информации, так как участники дискуссии становятся более раскованными и откровенными в своих ответах, нежели во время индивидуального интервью.
Возникновение метода фокус-групп
Метод фокус-групп имеет свои истоки в рамках традиций эмпирической социологии и экспериментальной психологии. В социологии фокус-группы относят «качественным» методам, становление и развития таких методов, пока не достаточно хорошо освящено в отечественной литературе.
Метод фокус-групп или как его еще называют, метод глубокого группового интервью, появился на пересечении целого ряда исследовательских традиций и занял важное место среди других методов эмпирической социологии. Часто использование данного метода в исследованиях обусловлено его уникальными свойствами, которые до сих пор остаются предметом обсуждений и споров среди отечественных и зарубежных социологов. Активно метод фокус-групп начали использовать в начале XX века. Самым первым его использовал американский социолог Р. Мертон в 1941 году, он проводил исследование об эффективности воздействия радио на людей. В настоящее время метод фокус-групп используется во всем мире в социологии, экономике, психологии.
Характеристика метода
Методу фокус-групп присущи следующие характеристики:
Численность группы не должна превышать 10 человек, оптимальное число участников от 3 до 8;
Группа формируется с учетом цели исследования;
Дискуссия в зависимости от задач длится определенное время, от 1 до 2 часов;
Вести дискуссию должен опытный модератор или социолог.
В группе исследуются причины отношения к предмету или явлению, чтобы принимать участие в исследовании, важно чтобы ранее респонденты не принимали участие в подобных исследованиях, желательно, чтобы участники были не знакомы между собой, респонденты должны иметь представление о теме дискуссии и могли выразить свое мнение.
Групповая дискуссия предусматривает создание комфортных условий и доброжелательной обстановки. Как и любой другой метод опроса, фокусированное интервью требует специальной подготовки, которая осуществляется в несколько этапов.
Составление программы, в ней обоснована цель, задачи исследования, сформулирована проблемная ситуация, также число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. На этом этапе формируется команда из модератора и его ассистентов, если они нужны.
Отбор участников опроса, такому отбору может предшествовать предварительное интервью или не большое анкетирование, стоит избегать уже сформированных групп, так как их отношения могут негативно повлиять на характер обсуждения проблем.
Создание организованного плана дискуссии, который должен включать приветствие, объяснения основных правил при проведении интервью, в плане должно быть указано время и продолжительность перерывов (если они предусмотрены). В завершении стоит поблагодарить участников дискуссии.
Преимущества и ограничения метода фокус-групп
Как и все другие методы сбора информации метод фокус- групп имеет свои достоинства и недостатки. К преимуществам можно отнести, то, что результаты исследования в виде отчета могут быть более понятными заказчику, чем показатели стандартных опросов в виде шкал, где нужно будет еще какое-то время разбираться, что к чему.
Другие достоинства метода:
Разные люди объединяются в одну группу, в результате исследователь получит сразу несколько мнений на одну и ту же ситуацию или явление.
Цепная реакция. Комментарии одного участника дискуссии вызовут желание высказаться всех остальных участников.
Как правило, после не большого рассказа о себе респонденты хотят поделиться своими идеями с другими участниками, так постепенно нарастает общее возбуждение в ходе обсуждения конкретной проблемы.
Дискуссия не подразумевает конкретных вопросов, соответственно ответы могут быть более правдивыми и развернутыми.
Чувства участников схожи между собой, соответственно они ощущают себя комфортно и безопасно и поэтому охотно готовы делиться своими взглядами и мнениями.
Во время группового интервью, за ним следят наблюдатели, поэтому сбор информации проводится болеет тщательно.
Групповое интервью позволяет подойти к рассмотрению вопросов в более свободной и одновременно углубленной форме.
Данный метод является дешевым, с помощью него можно быстро получить результат, но есть у него и свои ограничения.
Материалы для дискуссии подготовить не так просто, работа обычного интервьюера гораздо проще, могут возникать сложности на этапе подбора участников, так как участник должен быть максимально открытым и честным и при этом не быть специалистом в данной области.
Участников необходимо наградить подарком или сувениром, но несмотря на все эти ограничения, в последнее время метод фокус-групп применяется очень часто, поскольку его быстрота, дешевизна и качество становятся все более очевидными.
Обсуждение лучше начинать с открытых вопросов, которые могут раскрыть особенности характера участников, ближе к завершению задаются закрытые вопросы, это позволяет сфокусировать ответы на конкретных аспектах обсуждаемой проблемы.
Модератор должен избегать оценивающих вербальных реплик (верно, согласен) и невербальных (покачивание головой). После завершения дискуссии её запись расшифровывается и распечатывается, на основе полученной стенограммы происходит анализ и составляется отчет
. Таким образом, суть метода фокус-групп состоит в том, что все внимание респондентов сфокусировано на конкретной проблеме или явлении, с целью выяснить отношение к ней участников группы. В ходе обсуждения можно услышать разные точки зрения на сложившуюся ситуацию и даже попытаться найти пути выхода из неё, во время дискуссии мнения людей могут меняться, но метод фокус-групп и не ставит своей задачей прийти к единому мнению.
2. Социологическая анкета - ключ к анализу социальных процессов.
Социологическая анкета - объединенная единым смыслом система опросов
, направленная на выявление кол/кач характеристик объектов и предмета исследования. Основа ее предназначения– дать исследователю достоверную инфу. Это система опросов, которые представляют собой перевод проблему в формулировку, принятые респондентом.
Вопрос как инструмент.
Функция вопроса – инструмент, с помощью которого исследователь получает нужную инфу. Сложность в том, что один и тот же вопрос будет обращен к разным людям, каждому из которых он должен быть понятен, никого не обидеть пониматься, так как его понимает задающий вопрос.
Классификация вопросов:
1.от отношение цели
-содержательные
-процедурные
2.по предметному содержанию
-о фактах
-о знаниях
-о мнениях
3.по функциям
-вопрос-фильтр
-контрольный вопрос-это достигается с помощью вопроса ловушки когда один и тотже вопрос формулируется по разному.
-функционально-психологические помогают поддерживать интерес, снимать напряжение, помогают точнее понять смысл, переходить от одной темы к другой.
4.по степени стандартизации
-закрытый вопрос
Предполагают готовые варианты ответа.
Виды:
а. дихотомический (да, нет).
б. альтернативный (один вариант ответа).
в. вопрос-меню (несколько вариантов ответов).
Трудности формулировки:
а. список вариантов ответов должен быть исчерпывающим.
б. в альтернативном вопросе варианты должны быть взаимоисключающими.
в. должна быть логика.
г. последовательность должна быть продуманной.
Преимущества:
а. позволяет за счет стандартизации получать четкие результаты. Анализ носит более объективный характер.
б. легкость обработки инфы.
в. высокая заполняемость.
г. оперативность получения инфы.
Недостатки:
а. не всегда исчерпывающие вопросы, примерное соответствие ответу.
б. можно пропустить вариант который нужен респонденту.
в. принижает личность респондента , некоторых раздражает выбор варианта ответов.
-открытый вопрос
Когда мы не предлагаем варианты ответов
Специфика:
1. нужно уметь правильно формулировать вопрос.
2. % заполнения низкий.
3. сложность обработки.
Преимущества:
1. Позволяет получать инфу о психотипе.
2. Позволяет получить не только прямую но и косвенную инфу .
3. Положительная мотивация для опроса, респонденту дают высказать свою точку зрения.
-полузакрытый вопрос
Анализ документов.
Содержание документа – это та сторона социальной инфы, которая связывает и объединяет участников общения. Именно обмен содержанием инфой составляет суть общения. Поэтому анализ этой инфы позволяет получить исчерпывающую и системную инфу о жизни общества в целом. Одним из способов оформления, фиксации, хранения являются документов.
Документ – все то, что представляет собой важный источник информации и вместе с тем результат осмысления знаний об определенной сфере социальной жизни.
Метод – совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической инфы при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.
Достоинства метода:
Документы созданы не исследователем и не для него, а другими людьми по различным поводам. Исследователь не может влиять на инфу, он может ее использовать в соответствии с целью и задачами своего исследования.
Недостаток метода:
Инфа может быть ложной, недостоверной, субъективной.
Что необходимо учитывать при оценке надежности документа:
1. официальность
2. авторство
3. надежность, юридическая защищенность
4. личные документы всегда носят тенденциозный характер
Классификация документов:
1. по общей значимости
-официальные
+мин субъективность автора, точность, большой охват инфы
-излишняя формализованость, могут обслуживать определенную группу, идеологию
-неофициальные
А. общественные (документы общественных организаций).
Б. личные (дневники, мемуары, письма, СМИ).
2. по форме изложения
-статистические
-вербальные
3. по способу фиксации
-письменные
-иконографические
-фонетические
4. по авторству
-индивидуальные
-коллективные
Вторичная инфа – это ранее собранная инфа для определенных целей.
Преимущества:
-дешевая
-быстрота сбора
-много источников
-можно получить инфу, которую нельзя получить самостоятельно
Недостатки:
-неполнота
-устаревшая инфа
-возможность ложной инфы
-противоречивость
Методы анализа документов:
1.Традиционный анализ.
Направлен на вскрытие содержания текста (читать между строк). Нужно установить:
-кто является автором документа, с какими целями и в каком социальном контексте создавался документ.