Файл: Единственное и множественное число имен существительных.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Открытый урок по русскому языку: «Единственное и множественное число»

Класс: 2 «Б»

Тема: «Единственное и множественное число имен существительных»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: Формировать умение изменять имена существительные по числам и определять число имен существительных.

Задачи урока:

1. Создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам. Учить определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа.

2.Развивать орфографическую зоркость, учебно-интеллектуальные умения (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы).

3.Воспитывать отношения делового сотрудничества, интерес к предмету, чувство взаимовыручки.

4.Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха, использования интерактивной доски и средств наглядности; создать комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа

Личностныеформирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий (УУД):

коммуникативные:

  • развивать умение слушать и понимать других;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • уметь работать в паре.

регулятивные:

  • развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • прогнозировать предстоящую работу

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

  • на основе анализа объектов делать выводы;

  • обобщать и классифицировать по признакам;

  • ориентироваться на страницах учебника;

  • находить ответы на вопросы.

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.


Оборудование:интерактивная доска SMART, компьютер, проектор, учебник «Русского языка» для 2-го класса 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, карточки для самостоятельной работы.

Технологическая карта урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

-Здравствуйте ребята!

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Все пиши не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите четко, внятно,

Чтобы было все понятно

Если хочешь отвечать- надо руку поднимать.

Приветствуют учителя

2

Чистописание

1.Откройте тетради. Запишите число, классная работа.(называют орфограммы)

2. На экране таблица. У вас на парте карточки.

   А

   Б

   К

  У

   Ф

   И

   Ч

   Д

   О

  Ё

   Г

   Ю

   Ы

   Т

   В

  С

   П

   Ё

   Ш

   Э

   Ж

  Е

   Я

   З

1.Зачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных

2.Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.

3.Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.

4.Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.

5.Какая буква у вас осталась? (ч)

6. Какие звуки обозначает буква ч?

7.Дайте характеристику звуку ч

8.С какой буквой 1 ряда дружит ч? (а,у)

Запишите минутку чистописания:

1.Ч ч ч ч ч ч ча ча чу чу

2. Чаща, чудо, чучело,чайник.

-Какую орфограмму вы увидели в минутке чистописания? Подчеркните их.



Ч (ч)- согласный, глухой, всегда мягкий, непарный.
Орфограмма: чу-пиши с буквой у, ча -пиши с буквой а.

3

Словарная работа

Картинный диктант

1.Посмотрите на картинки, что на них изображено?

2.Запишите эти слова в столбик (1 ученик)

Слова: Береза, коньки, медведь, тарелка, карандаш.

(подчеркнуть орфограммы, разделить на слоги, поставить ударение, указать количество букв и звуков.)

1.Что объединяет эти слова?

2.Что вы уже знаете об имени существительном?

3.В каких словах букв больше чем звуков?

4.Как вы думаете какое слово лишнее? Почему?

5.Как изменяются имена существительные?

-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Какую цель перед собой поставим ? (Научимся определять число имен существительных)


1.Словарные

2.Имя сущ-это

3.Медведь,коньки

4.Коньки (мн.ч)

5.По числам

6.О ед.ч и мн.ч имен существительных

4

Работа по теме

-Откройте учебники на странице 61.

-Прочитайте правило

-Упр.107

Сосны- сосна, трава-травы, дерево-деревья, письмо-письма, пчела-пчелы.

Дрозд-дрозды, хлеб-хлеба, грачи-грач, моря-море, грибы-гриб.
Вывод: Если существительное обозначает один предмет, то это существительное единственного числа.

Если существительное обозначает 2 или несколько предметов, то это существительное множественного числа.

-Но не все существительные изменяются по числам, есть слова исключения.

Например: Москва, сахар, сметана, брюки, качели, шахматы и т.д.


Читают правило

Анализируют

5

Физкультминутка

Игра «Один-много»

-Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Один-много»

Правила игры: Если я называю слова в единственном числе, то вы хлопаете. Если я называю слова во множественном числе, то вы приседаете.

Дом, город, машины, улица, цветы, книги, деревья, мама, школы, класс, дети.

-Молодцы, садитесь.


Выполняют физминутку

6

Закрепление изученного материала

На экране предложение: В саду цветут душистые цветы.

-Вставьте пропущенные буквы и запишите предложение.

Задания:

1.Синтаксический разбор предложения (повест, невоск, распрост)

2.Звуко-буквенный разбор слова душистые- 4 сл,8б,9 зв, 4 гл,4 согл.
Работа на карточках:

Карточка №1

1.Укажите число имен существительных.
Щётка, ребёнок, иголки, шубы, теленок, звери.




Карточка №2

2. Слова, в которых 1 слог -запиши в единственном числе.

А слова, в которых 2 слога- во множественном числе.
Дом, роза, снег, крот, петух, шляпа


Единственное число

Множественное число






















Выполняют задания

7

Итог урока

-О каком признаке имени существительного вы узнали?

-Как это может помочь при написании слов с орфограммами?

-Все ли было понятно?

Отвечают на вопросы учителя

8

Рефлексия

-Ребята, наш урок подходит к концу и пришло время оценить себя на уроке.

У вас на столе карточки, в самом низу есть круг. Этот круг разделен на несколько частей.

Закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока.

Оценивают свою работу на уроке

9

Домашнее задание

с.64, упр.111. Выучить правило на с.61

Записывают домашнее задание в дневники