Файл: Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учение Павлова о первой и второй сигнальных системах.
Понятия о первой и второй сигнальных системах были введены в науку И. II. Павловым. Они описывают различные способы отражения действительности.
Первая сигнальная система — система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.
Вторая сигнальная система — система обобщенного отражения действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах и образах художественных произведений.
Вторая сигнальная система представляет собой новый способ сигнализации. Благодаря второй сигнальной системе стало возможным отвлечение и обобщение огромного количества сигналов первой сигнальной системы. Вторая сигнальная система имеет дело преимущественно с речевыми процессами и речемыслителыюй деятельностью. Слова принципиально отличаются от первосигнальных раздражителей. Так, с одной стороны, у слова есть и просто звучание (если оно произнесено), и зрительный образ (если оно написано), а с другой стороны — каждое слово имеет определенное семантическое (смысловое) значение. Именно это значение слова имеет отношение ко второй сигнальной системе. В словах отражаются не конкретные, а наиболее существенные свойства предметов и явлений.
Речь определяется как психофизиологический процесс, обеспечивающий общение людей на основе голосовых, слуховых, зрительных и мануальных навыков, к которым относят способность произносить слова, воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и зрительно распознавать печатный или рукописный текст1.
Способность человека к речи объясняется анатомическими особенностями строения его голосового аппарата, увеличением размеров головного мозга.
Принято выделять три основные функции речи:
-
коммуникативную; -
регулирующую; -
программирующую.
Коммуникативная функция речи заключается в обеспечении общения между людьми при помощи языка. Она может выполнять как функцию передачи сообщения, так и побуждения к действию. При помощи языка, его устной и письменной форм,
человек связан с прошлым и будущим, может передавать знания следующим поколениям. У человека есть генетические предпосылки к освоению какого-либо языка, т.е. просто к способности говорить. Однако какой язык человек освоит как родной, зависит только от той среды, в которой он воспитывается и живет. Языковые знания не передаются по наследству.
Регулирующая функция речи проявляется в регуляции поведения человека. Наиболее наглядно она видна в процессе развития ребенка. Вначале, пока ребенок еще не умеет сам говорить, взрослый регулирует его поведение при помощи своей речи. Затем, когда ребенок способен сам разговаривать, он сам своей внешней (экспрессивной) речью регулирует свое поведение. И в конце развития речи происходит процесс интериори- зации — перевода внешней речи во внутреннюю, в результате чего взрослый человек своей внутренней речью (мыслительными процессами) регулирует собственное поведение. Определяющая роль в реализации этой функции речи принадлежит лобным (особенно префронтальным) отделам коры б.п.
Программирующая функция речи выражается в переводе замысла, грамматической и смысловой структуры будущего высказывания в развернутое речевое высказывание. Вначале при помощи внутренней речи осуществляются внутреннее программирование, построение схемы предложения, а затем уже перевод во внешнюю речь.