Файл: Изучение стилей речи на уроках русского языка а какие стили и в каких классах изучаются Источник Козлова В. Ю. Стилистические аспекты языка в умк Русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изучение речеведческих понятий

  1. Изучение стилей речи на уроках русского языка

А) какие стили и в каких классах изучаются;

Источник: Козлова В.Ю. Стилистические аспекты языка в УМК «Русский язык» Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/09/25962 (дата обращения: 09.05.2022).

Согласно программам по русскому языку с функциональными стилями речи учащиеся начинают знакомиться с V класса. Сначала они получают элементарное понятие о стилистике как разделе науки о языке, который изучает стили литературного языка (функцио­нальные стили речи - разговорно-бытовой, научный, литератур­но-художественный, публицистический, официально-деловой).

На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной устной речи школьников: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с основными видами бытового, общественно-политического и академического общения.

Сведения по стилистике и речеведению в данном школьном курсе программы даются с пятого по девятый классы. Работа по культуре речи также рассредоточена по всем классам. В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи, включающие речеведческие понятия и виды работы над текстом, пропорционально распределены среди грамматического материала.

Итак, начнем с пятого класса и рассмотрим темы, включающие в себя стилистический аспект.

Тема «Стили речи». При изучении этой темы ученики выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей речи. Учатся устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения цели высказывания; ищут в школьных учебниках примеры научных и художественных текстов; сравнивают выражения приветствия и прощания; знакомятся с понятием речевого этикета.


Пятый класс является переходным, вступительным в большой мир русского языка, поэтому содержание тем базируется на знакомстве с различными разделами и понятиями. Происходит формирование, в первую очередь, коммуникативной компетенции: школьники начинают овладевать основами письменной и устной речи и видами речевой деятельности; учатся правильно использовать язык в различных сферах общения в зависимости от ситуации, умеют определить стиль письма и написать ответ; знают, что такое обращения и для чего они служат в речи; понимают разницу в стилях между разговором с другом и описанием научного термина.

В шестом классе углубляется изучение стилистических аспектов языка и изучаются особенности официально-делового стиля речи.

Тема «Текст и стили речи». Повторение и расширение знаний по данной теме. Ученики в упражнениях в рабочих тетрадях выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов из дидактических материалов, предложенных учителем.

Тема «Официально-деловой стиль речи». Узнают особенности текстов официально-делового стиля. Пишут тексты, относящиеся к данному стилю: заявления, объяснительной записки, характеристики, автобиографии.

Для выявления особенностей функциональных стилей речи, в частности, пройденного раннее официально-делового стиля, потребуется знание всех тем из раздела «Лексика»: «Общеупотребительные слова», «Профессионализмы», «Диалектизмы». Кроме того, пишут сжатое изложение из входящего в состав УМК сборника с диктантами и изложениями.

Итак, мы видим, что в шестом классе, в отличие от пятого, вводных тем практически нет, зато углубляются знания одного конкретного стиля – официально-делового. Знания лексического состава языка расширяются, что повышает словарный запас учеников и формирует языковую компетенцию, а затем, после применения полученных знаний на уроках в виде устной работы, и лингвистическую. При написании текстов в официально-деловом стиле, а также написании изложения происходит формирование коммуникативной компетенции.

В седьмом классе происходит дальнейшее углубление знаний о стилистике.

Тема «Стили литературного языка». Школьники знакомятся с текстом, а затем дополняют начатые предложения. Определяют стиль текстов из упражнений в рабочей тетради и аргументируют свой ответ. Учатся соотносить стили текстов и жанры.



Тема «Публицистический стиль». Получают знания о публицистическом стиле как функциональной разновидности языка. Работают со справочной литературой и подбирают примеры текстов данного стиля. Учатся находить признаки публицистического стиля в различных текстах. Создают устное выступление в публицистическом стиле и выступают с ним в классе. Пишут свободный диктант.

Тема «Стили литературного языка». Ученики определяют стиль текстов и аргументировано обосновывают ответ. Соотносят стили текстов и жанры.

Тема «Учебно-научная речь. Отзыв». Ищут признаки учебно-научной речи и учат правила написания отзыва. Проводят анализ отзывов, приведенных в качестве примера в учебнике и рабочей тетради. Ищут отзывы в Интернете. Пишут собственные отзывы.

Тема «Текст. Стили речи». Читают тексты, приведенные в рабочей тетради, а также в дидактичских материалах, предложенных учителем, определяют стиль речи и обосновывают ответ. Пишут диктант.

Итак, мы видим, что происходит постепенное, поэтапное усложнение практических заданий. Так, если раньше нужно было просто прочитать текст и выявить особенности стиля, то теперь, обладая уже достаточно объемным багажом знаний, школьники должны дополнить предложения лексикой определенной сферы употребления. Становится все больше упражнений на определение стиля текста, что формирует коммуникативную компетенцию, и написания различных работ и диктантов, что формирует языковую компетенцию. Школьники учатся находить фразеологизмы в текстах и овладевают знаниями, в каких стилях речи они уместны, а в каких – нет. Кроме того, подробно изучается публицистический стиль. Во время изучения данной темы можно брать тексты не только из учебников, рабочей тетради и дидактических материалов, но и из различных публицистических изданий. Это также формирует коммуникативную компетенцию. Научный стиль представлен своей разновидностью – учебно-научной речью.

В восьмом классе ученики учатся употреблять обращения, составляют письма, моделируют разговор по телефону. Можно сказать, что преподавание русского языка в восьмом классе по данной программе меньше всего предполагает изучение стилистического аспекта языка. При этом нельзя не отметить, что приведенные темы формируют лингвистическую и коммуникативную компетенции.

Девятый класс можно назвать повторение всего изученного. Тема «Стили речи» также есть в плане, но рассматривается уже иначе. Если с пятого по восьмой класс темы подразумевали подробное изучение конкретных стилей и их особенностей, то в девятом классе учащиеся уже просто заполняют схему о стилях в рабочей тетради и оттачивают на практических упражнениях умение определять стиль, его особенности и признаки. Также ученики высказывают свое мнение по поводу соблюдения стиля в разных речевых ситуациях и добавления в речь жаргонизмов и заимствований, что в настоящее время очень актуально. Здесь в полной степени и равной мере формируются и языковая (лексическая составляющая), и лингвистическая (отрабатывание на практике), и коммуникативная (смена речевых ситуаций) компетенции.


В русском языке существует пять функциональных стилей речи: научный, художественный, публицистический, официально-деловой и разговорный. Мы рассмотрели представление стилистических аспектов языка в УМК «Русский язык» Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. и можем сделать следующий вывод: данный учебно-методический комплекс действительно направлен на практическое применение знаний. В нем подробно рассмотрены официально-деловой и публицистический стили, что говорит об установке на развитие речевой культуры учащихся и овладение ими правилами использования языка в разных ситуациях общения. Художественный стиль – это язык литературы. Его нужно изучать, знать его особенности, но он не является коммуникативным стилем. Научный стиль в данном УМК представлен своей разновидностью, подстилем – учебно-научной речью. Ее цель – научить ученика четко и доказательно излагать свои аргументы, выводы, обобщения письменно и устно. Разговорный стиль в устной речи представлен диалогом, изучению которого уделяется большое внимание в каждом классе. На письме данный стиль может выражаться запиской, личным дневником или письмом. Правила написания письма, его виды изучаются в пятом и повторяются в восьмом классе.

Мы видим, что формирование языковой, лингвистической и, особенно, коммуникативной компетенций реализуется в полной мере. Содержание данной программы (мы рассматриваем только стилический аспект) обеспечивает осознание основных особенностей устной и письменной речи и анализ примеров; владение различными видами монолога и диалога; выбор языковых средств в зависимости стиля речи и ситуации общения; установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка, а также создание письменных высказываний разных стилей и выступление перед классом с небольшими сообщениями, докладом.

Б) значение понятия

Стили речи – это система языковых элементов внутри языка, разграниченных условиями и задачами общения. Стиль – это разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. 

Художественный стиль – один из функциональных стилей, характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. 

Официально-деловой стиль (деловой, официально-документальный, административный, законодательный, официально-канцелярский, канцелярский, деловая словесность) − это функциональная разновидность современного литературного языка, обслуживающая сферу права, власти, администрации, коммерции внутри- и межгосударственных отношений. 


Научный стиль – представляет науч. сферу общения и речевой деятельности, связанную с реализацией науки как формы общественного сознания; отражает теоретическое мышление, выступающее в понятийно-логической форме, для которого характерны объективность и отвлечение от конкретного и случайного (поскольку назначение науки - вскрывать закономерности), логическая доказательность и последовательность изложения (как воплощение динамики мышления в суждениях и умозаключениях).

Разговорный стиль (разговорно-бытовой, разговорно-обиходный, повседневного общения) − один из функциональных стилей, но в системе функц.-стилевой дифференциации лит. языка занимает особое место, т.к. в отличие от других не связан с профессиональной деятельностью человека, используется только в неофициальной сфере общения и не требует для его применения специального обучения: им овладевают с раннего детства.

Публицистический стиль (газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный) − один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Публицистический стиль используется в политической литературе, его представляют средства массовой информации (СМИ) − газеты, журналы, радио, телевидение, документальное кино. 

Источник: http://rus-yaz.niv.ru/doc/stylistic-dictionary/articles/132/stil.htm


Как понятия расшифровываются в школьном учебнике?

УМК «Русский язык» Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др.

5 класс



6 класс



7 класс