Файл: Электронное правительство как способ взаимодействия органов власти с населением.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК
««Электронное правительство» как способ взаимодействия органов власти с населением»
Поляков Валерий Олегович
Научный руководитель: Ст. преп. Яворская Анастасия Алексеевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматривается «электронное правительство» как способ взаимодействия органов власти с населением, выявление проблемных зон в области коммуникаций населения и органов власти с применением информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова: информационные технологии, электронное правительство, государственное управление, модернизация, оптимизация, право, открытое правительство.
Современное общество подвержено влиянию электронных гаджетов и интернету, помогая в решении различных задач. Следовательно, с учетом всех данных факторов, растут и требования в информационной мобильности государства, после чего появилась необходимость создания так называемого «электронного правительства». По мнению С.Л. Кузнецова: «Электронное правительство подразумевает эффективное использование новых технологий, и в первую очередь сети Интернет, для улучшения взаимоотношений и развития связей между государственными службами и гражданами.»[6]
Таким образом, для выполнения «информационных» целей нашего государства 17 октября 2009 года Правительством РФ был утверждено Распоряжение Правительства РФ от 17.20.2009 «Об утверждении плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти». Данное Распоряжение дало начало созданию всем известного для гражданина РФ интернет портала – Госуслуги РФ. С появлением справочно- информационного портала взаимодействие органов государственной власти приобрело положительные черты:
-
Оперативность; -
Снижение коррупции; -
Удобство; -
Разгрузка; -
Универсальность. [8]
В электронное правительство входят:
-
Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) — Госуслуги -
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) -
Досудебное обжалование -
Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ) -
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) -
Информационная система головного удостоверяющего центра (ИС ГУЦ) -
Ситуационный центр [10]
Как система электронного документооборота государственного управления электронное правительство должно:
-
Расширять и поддерживать возможности самостоятельного обслуживания граждан; -
Оптимизировать предоставление государственных услуг населению; -
Увеличивать технологическую компетентность и интернет-квалификацию граждан; -
Повышать уровень участия всех граждан-избирателей в процессе управления государством
Нужно подчеркнуть тот факт, что «электронное правительство» - это не аналог или дополнение традиционного правительства. Оно помогает обеспечить качественный и удобный уровень предоставления услуг гражданам или взаимодействия с ними за счет внедрения модернизированных информационно-коммуникационных технологий.
Электронное правительство содержит в себе большое количество связанных между собой теоретических аспектов. В свою очередь электронное правительство как инструмент (e-governance) преследует вполне определенные цели, объединяющие все взаимодействующие отрасли (рис.1).
Рисунок 1. Теоретизация целей и инструментов электронного правительства
Россия по праву считается одним из мировых лидеров в области цифровизации государственных услуг. Всего за пару минут, используя только свой мобильный телефон или компьютер, можно оплатить штрафы или пошлины, оформить льготы, записаться к врачу или даже подать заявление в ЗАГС. И, несмотря на довольно сложную геополитическую ситуацию, государственные сервисы продолжают модернизироваться. Об этом свидетельствует также полезное нововведение – робот Макс, который стал очень популярен, ведь он может выдать информацию в необходимой ситуации, замещая обычный поиск, существовавший раннее.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий понижает государственные расходы, способствует повышению эффективности государственного управления, активного вовлечения граждан в деятельность государства и прозрачности деятельности государства.
Для удобства населения разрабатываются и добавляются каждый год новые функции и системы по упрощению подачи документов и др. Планируется полная роботизация услуг, что радикально поменяет формат предоставления услуг. Принципиальное сокращение услуг, изменение состава документов и данных – это то, чего планируют добиться на портале. Это также касается не только региональных, но и федеральных услуг.
Несомненно наше государство пытается повысить эффективность коммуникаций с населением путем создания электронных порталов, но пока что это конкретизировалось в качестве предоставления гражданам различных государственных услуг.
Несмотря на все преимущества, есть и свои нюансы. Одной из последних, но достаточно глобальной стала проблема связанная с информационной безопасностью. Очевидно, что такие масштабные порталы, как портал Госуслуг не раз подвергались атакам со стороны злоумышленников с целью компрометации и замещения контента. Но в апреле-марте 2022 года на портале были проведены работы по усилению контура безопасности, были выявлены системы, которые находились в зоне риска. На данный момент эта проблема все равно остается во внимании, но модернизируется из года в год, вырабатывая способы нейтрализации новых угроз.
Еще одна важная проблема – не все граждане имеют равноценный доступ к Интернету, что является составляющей частью работы электронного правительства и процесса предоставления государственных услуг.
Немаловажен и факт того, что зачастую сайты некоторых администраций не имеют грамотной структуры и это также подтверждается отсутствием функций комментария, голоса. Ограничение населения в информации приводит к тому, что они не чувствуют эффективность коммуникации.
В заключение хочется отметить, что модернизация «электронного правительства» стала неотъемлемой частью развития технологий. Это позволяет упростить и ускорить многие вопросы и процессы, например, такие как сбор документов. Также упрощаются административные процедуры, сокращаются административные расходы и повышается качество и уровень доступности государственных услуг. Но и в то же время происходит расслоение людей при низкой компьютерной грамотности и сложности в использовании услуг электронного правительства. Немаловажен и факт того, что необходимо решать вопросы касаемо безопасности данных населения, т.к. часто существующие данные большинства государственных организаций переходят в разряд «краденые» и используются открыто, что является большой проблемой. И необходимо разработать единые стандарты в области справочной информации и межведомственного документооборота.
Список использованных источников
-
«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445). // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. -
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ.РФ. 2007, No 10, ст. 1522. -
Федеральный закон от 27.07.2004N79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // СЗ.РФ. 2004, No 31, ст. 3215. 13 -
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления электронных государственных (муниципальных) услуг" // СЗ.РФ. 2010, No 31, ст. 4179. -
Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c. ISBN: 978-5-238-03066-1. -
С.Л. Кузнецов – Журнал «Административное право» №1. Электронное правительство – что это такое?, 2010 г. -
Васильев, А.А. Система муниципального управления: учебник / Васильев, А.А. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: КНОРУС, 2016. - 734 с.- (Бакалавриат). ISBN: 978-5-406-05141-2. -
Интернет портал C NEWS [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cnews.ru/articles/elektronnoe_pravitelstvo_nachinaetsya/2 -
Интернет портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ -
Интернет портал Госуслуги [
Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/