Файл: Электронное правительство как способ взаимодействия органов власти с населением.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

УДК

««Электронное правительство» как способ взаимодействия органов власти с населением»

Поляков Валерий Олегович

Научный руководитель: Ст. преп. Яворская Анастасия Алексеевна

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматривается «электронное правительство» как способ взаимодействия органов власти с населением, выявление проблемных зон в области коммуникаций населения и органов власти с применением информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, электронное правительство, государственное управление, модернизация, оптимизация, право, открытое правительство.

Современное общество подвержено влиянию электронных гаджетов и интернету, помогая в решении различных задач. Следовательно, с учетом всех данных факторов, растут и требования в информационной мобильности государства, после чего появилась необходимость создания так называемого «электронного правительства». По мнению С.Л. Кузнецова: «Электронное правительство подразумевает эффективное использование новых технологий, и в первую очередь сети Интернет, для улучшения взаимоотношений и развития связей между государственными службами и гражданами.»[6]

Таким образом, для выполнения «информационных» целей нашего государства 17 октября 2009 года Правительством РФ был утверждено Распоряжение Правительства РФ от 17.20.2009 «Об утверждении плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти». Данное Распоряжение дало начало созданию всем известного для гражданина РФ интернет портала – Госуслуги РФ. С появлением справочно- информационного портала взаимодействие органов государственной власти приобрело положительные черты:

  1. Оперативность;

  2. Снижение коррупции;

  3. Удобство;

  4. Разгрузка;

  5. Универсальность. [8]

В электронное правительство входят:


  • Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) — Госуслуги

  • Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)

  • Досудебное обжалование

  • Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ)

  • Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

  • Информационная система головного удостоверяющего центра (ИС ГУЦ)

  • Ситуационный центр [10]

Как система электронного документооборота государственного управления электронное правительство должно:

  • Расширять и поддерживать возможности самостоятельного обслуживания граждан;

  • Оптимизировать предоставление государственных услуг населению;

  • Увеличивать технологическую компетентность и интернет-квалификацию граждан;

  • Повышать уровень участия всех граждан-избирателей в процессе управления государством

Нужно подчеркнуть тот факт, что «электронное правительство» - это не аналог или дополнение традиционного правительства. Оно помогает обеспечить качественный и удобный уровень предоставления услуг гражданам или взаимодействия с ними за счет внедрения модернизированных информационно-коммуникационных технологий.

Электронное правительство содержит в себе большое количество связанных между собой теоретических аспектов. В свою очередь электронное правительство как инструмент (e-governance) преследует вполне определенные цели, объединяющие все взаимодействующие отрасли (рис.1).



Рисунок 1. Теоретизация целей и инструментов электронного правительства

Россия по праву считается одним из мировых лидеров в области цифровизации государственных услуг. Всего за пару минут, используя только свой мобильный телефон или компьютер, можно оплатить штрафы или пошлины, оформить льготы, записаться к врачу или даже подать заявление в ЗАГС. И, несмотря на довольно сложную геополитическую ситуацию, государственные сервисы продолжают модернизироваться. Об этом свидетельствует также полезное нововведение – робот Макс, который стал очень популярен, ведь он может выдать информацию в необходимой ситуации, замещая обычный поиск, существовавший раннее.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий понижает государственные расходы, способствует повышению эффективности государственного управления, активного вовлечения граждан в деятельность государства и прозрачности деятельности государства.



Для удобства населения разрабатываются и добавляются каждый год новые функции и системы по упрощению подачи документов и др. Планируется полная роботизация услуг, что радикально поменяет формат предоставления услуг. Принципиальное сокращение услуг, изменение состава документов и данных – это то, чего планируют добиться на портале. Это также касается не только региональных, но и федеральных услуг.

Несомненно наше государство пытается повысить эффективность коммуникаций с населением путем создания электронных порталов, но пока что это конкретизировалось в качестве предоставления гражданам различных государственных услуг.

Несмотря на все преимущества, есть и свои нюансы. Одной из последних, но достаточно глобальной стала проблема связанная с информационной безопасностью. Очевидно, что такие масштабные порталы, как портал Госуслуг не раз подвергались атакам со стороны злоумышленников с целью компрометации и замещения контента. Но в апреле-марте 2022 года на портале были проведены работы по усилению контура безопасности, были выявлены системы, которые находились в зоне риска. На данный момент эта проблема все равно остается во внимании, но модернизируется из года в год, вырабатывая способы нейтрализации новых угроз.

Еще одна важная проблема – не все граждане имеют равноценный доступ к Интернету, что является составляющей частью работы электронного правительства и процесса предоставления государственных услуг.

Немаловажен и факт того, что зачастую сайты некоторых администраций не имеют грамотной структуры и это также подтверждается отсутствием функций комментария, голоса. Ограничение населения в информации приводит к тому, что они не чувствуют эффективность коммуникации.

В заключение хочется отметить, что модернизация «электронного правительства» стала неотъемлемой частью развития технологий. Это позволяет упростить и ускорить многие вопросы и процессы, например, такие как сбор документов. Также упрощаются административные процедуры, сокращаются административные расходы и повышается качество и уровень доступности государственных услуг. Но и в то же время происходит расслоение людей при низкой компьютерной грамотности и сложности в использовании услуг электронного правительства. Немаловажен и факт того, что необходимо решать вопросы касаемо безопасности данных населения, т.к. часто существующие данные большинства государственных организаций переходят в разряд «краденые» и используются открыто, что является большой проблемой. И необходимо разработать единые стандарты в области справочной информации и межведомственного документооборота.

Список использованных источников

  1. «Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993 (Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 N 445). // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

  2. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ.РФ. 2007, No 10, ст. 1522.

  3. Федеральный закон от 27.07.2004N79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» // СЗ.РФ. 2004, No 31, ст. 3215. 13

  4. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления электронных государственных (муниципальных) услуг" // СЗ.РФ. 2010, No 31, ст. 4179.

  5. Василевич, С.Г. Государственное управление. Проблемы и пути повышения эффективности. Монография / С.Г. Василевич. - М.: Юнити, 2019. - 544 c. ISBN: 978-5-238-03066-1.

  6. С.Л. Кузнецов – Журнал «Административное право» №1. Электронное правительство – что это такое?, 2010 г.

  7. Васильев, А.А. Система муниципального управления: учебник / Васильев, А.А. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: КНОРУС, 2016. - 734 с.- (Бакалавриат). ISBN: 978-5-406-05141-2.

  8. Интернет портал C NEWS [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.cnews.ru/articles/elektronnoe_pravitelstvo_nachinaetsya/2

  9. Интернет портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/

  10. Интернет портал Госуслуги [
    Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/