Файл: Л. К. Радченко навигационная картография новосибирск сгугиТ 2017.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

60
В соответствии с информацией, предоставленной на сайте Ян- декс.Карты [28], построение маршрута осуществляется по алгоритму
Дейкстры. Используя его, система вычисляет самый быстрый вариант проезда – исходя из длины каждого отрезка графа и скорости движения на этом участке. Если пользователь строит маршрут проезда без учета про- бок, то алгоритм использует среднюю скорость движения на участке.
А если пользователь хочет знать, как быстрее всего добраться до места с учетом ситуации на дороге, то алгоритм использует данные о текущей об- становке на дороге.
Например, при необходимости проложить маршрут из точки А в точ- ку B, алгоритм начинает перебирать все возможные варианты. Сначала он прокладывает маршрут на один шаг (фрагмент графа) во все стороны от точки А (рис. 19), затем вычисляет, сколько времени потратится на пре- одоление этих участков (в этом случае расстояние делится на скорость).
Потом он выбирает точку, до которой удалось бы добраться быстрее все- го. Это точка С.
Рис. 19. Возможные маршруты точки А
Следующий шаг – алгоритм строит маршрут во все стороны от точки
С (рис. 20), анализируя, в какую из точек можно было бы попасть быстрее всего, на этот раз это точка D. Далее алгоритм будет строить маршрут уже от нее.

61
Рис. 20. Маршруты от точки С
Продолжая выполнять те же самые действия, маршрутизатор находит вариант проезда, который оказывается самым коротким по времени (рис. 21).
Рис. 21. Самый короткий маршрут
Особую сложность составляют дворовые проезды, так как сквозной проезд через дворы запрещен. Кроме того, на движение по дворам зачас- тую уходит больше времени, чем на проезд по прямой. Чтобы сервис не строил маршруты через дворы, за них начисляются дополнительные ми- нуты (они не влияют на время в пути, которое видит пользователь). По- этому в большинстве случаев алгоритм выбирает другие варианты проез- да – они занимают меньше времени. В любом случае, если конечная точка маршрута находится во дворе, то алгоритму все равно придется туда про- ложить путь.

62
Для того, чтобы построение маршрута происходило быстро, вся карта автоматически делится на множество областей, для каждой из которых можно посчитать оптимальные варианты ее пересечения. Такой областью может быть, например, небольшой городок, через который проходит всего одна междугородняя трасса – въехать и выехать из города можно только по ней (рис. 22).
Рис. 22. Короткий маршрут в городе
Если на пути пользователя лежат несколько таких областей, навига- тор просто складывает маршрут из уже готовых кусочков. Всевозможные варианты проезда внутри каждой области и между ними навигатор строит заранее – при каждом обновлении графа. Далее, когда пользователь про- сит построить маршрут, сервис просто достает его из памяти. Этот вари- ант срабатывает, только если пользователю нужен маршрут без учета про- бок – заранее построенные маршруты рассчитаны на основе средней ско- рости движения, которая заложена в графе. Если же пользователь хочет построить маршрут с учетом ситуации на дороге и внутри области в дан- ный момент есть пробки, навигатор построит для него маршрут заново.


63
1   2   3   4   5   6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленном издании освещены теоретические и методические вопросы навигационной картографии. В настоящее время имеется боль- шое количество навигационных карт и приложений, которые позволяют решать различные прикладные задачи широкому кругу потребителей. Над созданием этих приложений и карт работают большие коллективы карто- графов и программистов, но, несмотря на это, остается не решенным ряд вопросов, которые обозначены в данном издании. Поэтому оно служит основой для становления научно-теоретической базы по созданию и об- новлению навигационных карт и приложений.
В учебном пособии определены цели и задачи навигационной карто- графии, связь навигационной картографии с другими дисциплинами.
Предложена классификация навигационных карт, которая обладает ре- зервностью и способностью вмещать все новые виды карт. Описана мето- дика создания автонавигационных карт и адресных планов, а также осо- бенности составления отдельных элементов содержания карт. Подробно изложена теория графов и ее основные понятия, применение в навигаци- онной картографии. Также дана информация о возможных перспективах и тенденциях развития навигационного картографирования в будущем.

64
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Определение навигационной картографии.
2. Цели навигационной картографии.
3. Функции и задачи навигационной картографии.
4. Определение навигационной карты и ее цель.
5. Особенности навигационной карты.
6. История развития навигационной картографии.
7. Связь навигационной картографии с другими дисциплинами.
8. Понятие навигации и ее виды.
9. Основные этапы развития спутниковой навигации.
10. Перспективы развития спутниковой навигации.
11. Устройства для использования навигационных систем.
12. Классификация морских навигационных карт по назначению и по масштабу.
13. Классификация аэронавигационных карт.
14. Автонавигационные карты и их функции.
15. Место навигационных карт в современной классификации карт.
16. Классификация навигационных карт по назначению.
17. Классификация навигационных карт по виду транспорта.
18. Классификация навигационных карт для различных пользователей.
19. Содержание автонавигационных карт.
20. Специальное содержание автонавигационных карт.
21. Нормативно-правовые требования, предъявляемые к автонавига- ционным картам.
22. Навигационные карты в интернет. Онлайн-карты.
23. Программное обеспечение, с помощью которого создаются нави- гационные карты.
24. Современное состояние навигационного картографирования и его сущность.


65 25. Методика создания цифровых автомобильных навигационных карт и адресных планов.
26. Проблемы, перспективы и тенденции развития навигационного картографирования.
27. Основные понятия теории графов.
28. Применение теории графов в навигационной кратографии.
29. Что такое маршрутизация?
30. Что такое дорожный граф?
31. Задача о кратчайшем пути.

66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лисицкий Д. В., Радченко Л. К. Навигационная картография – про- блемы и задачи // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18–22 апреля
2016 г.). – Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. – C. 91–93.
2. Татаренко В. И., Радченко Л. К. Перспективы развития навигаци- онной картографии // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2015. –
№ 5/С. – С. 227–229.
3. Титов С. С., Вдовин А. И., Мурзинцев П. П. Методика автоматизи- рованной маршрутизации по пересеченной местности // ГЕО-Сибирь-
2010. VI Междунар. науч. конгр. : сб. материалов в 6 т. (Новосибирск, 19–
29 апреля 2010 г.). – Новосибирск : СГГА, 2010. Т. 3, ч. 2. – С. 73–74.
4. Мультимедийное направление в картографии / Д. В Лисицкий,
А. А. Колесников, Е. В. Комиссарова, П. Ю. Бугаков, В. С. Писарев //
Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2014. – № 3 – С. 40–44.
5. Берлянт А. М. Картография как форма существования навигации //
Картография, навигация, информационные системы. – 2010. – № 6. – С. 7–12.
6. Дорожный атлас Северной Америки
[Электронный ресурс]. – Ре- жим доступа : http://www.autonews.ru/autobusiness/news/1255909/.
7. Берлянт А. М. Картография : учебник. – 4-е изд., доп. – М. : КДУ,
2014. – 447 с.
8. Антонович К. М. Космическая навигация : учеб. пособие. – Ново- сибирск : СГУГиТ, 2015. – 232 с.
9. Лисицкий Д. В., Комиссарова Е. В., Колесников А. А. Мультиме- дийная картография : учеб. пособие. – Новосибирск : СГУГиТ, 2016. – 107 с.
10. Геодезия, картография, геоинформатика, кадастр : энциклопедия.
В 2-х т. Т. II / под общ. редакцией А. В. Бородко, В. П. Савиных. – М. :
Геодезиздат, 2008. – 462 с.

67 11. Глонасс/Проекты «НИС ГЛОНАСС» [Электронный ресурс]. – Ре- жим доступа : http://www.nis-glonass.ru/projects.
12. Давлатов Р. А., Лисеев И. А. Сопоставление GPS-измерений с на- земными геодезическими // Сб. статей по итогам научно-технических конференций. – М. : МИИГАиК, 2011. – С. 29–33.
13. Ревнивых И. Г., Сердюков А. И., Болкунов А. И. Некоторые аспекты проектирования перспективных глобальных навигационных спутниковых сис- тем // Труды МАИ. – Вып. № 34. – Режим доступа : www.mai.ru/science/trudy.
14. Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппа- ратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS [Элек- тронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 г. Москва. – Доступ из справ.-правовой сис- темы «Гарант». – Режим доступа : http://www.base.garant.ru.
15. Морская навигационная картографическая система [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.get-attached-file?id=144.
16. Классификация морских навигационных карт по масштабу [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.studfiles.ru.
17. Аэронавигационные карты. Международная организация граж- данской авиации. Приложение 4 к Конвенции о международной граждан- ской авиации Издание 11 [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа : www.aviadocs.net
18. Картографическое обеспечение автомобильных навигационных систем
[Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://search.rsl.ru.
19. Фокина Л. А. Картография с основами топографии. – М. :
ВЛАДОС, 2005. – 335 с.
20. Административно-территориальное деление России [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://megabook.ru/article/.
21. Порядок создания, обновления, использования, хранения и рас- пространения цифровых навигационных карт
[Электронный ресурс]. –
Режим доступа : http://www.zakonprost.ru/content/base/part/702486.
22. ГИС Панорама [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.gisinfo.ru.
23. Дубровина С. В. Автонавигационное картографирование в России и перспективы его развития // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Между-


68 нар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Геодезия, геоинформатика, картография, маркшейдерия» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8

18 апреля 2014 г.).

Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2.

С. 7–11.
24. Концепция развития отрасли геодезии и картографии до 2020 го- да [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 17.12.2010
№ 2378-р. – Режим доступа : http://www.rg.ru.
25. Дубровина С. В. Совершенствование технологии создания элек- тронных карт на примере карт для автонавигации // Геодезия, картография и аэрофотосъемка. – 2013. – Вып. 78. – С. 77–81.
26. Основные понятия теории графов [Электронный ресурс]. –
Режим доступа : http://www.matmetod – popova.narod.ru.
27. Титаренко E. Ю. Теория графов [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.portal.tpu.ru.pdf
28. Технологии – Маршрутизация [Электронный ресурс]. – Режим доступа :Yandex.ru – Компания Яндекс.

Учебное издание
Радченко Людмила Константиновна
НАВИГАЦИОННАЯ КАРТОГРАФИЯ
Редактор Е. Н. Ученова
Компьютерная верстка К. В. Ионко
Изд. лиц. ЛР № 020461 от 04.03.1997.
Подписано в печать 20.01.2017. Формат 60 × 84 1/16.
Усл. печ. л. 4,01. Тираж 70 экз. Заказ .
Гигиеническое заключение
№ 54.НК.05.953.П.000147.12.02. от 10.12.2002.
Редакционно-издательский отдел СГУГиТ
630108, Новосибирск, ул. Плахотного, 10.
Отпечатано в картопечатной лаборатории СГУГиТ
630108, Новосибирск, ул. Плахотного, 8.