Файл: Практикум по подготовке педагогических работников к работе в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием в период каникул.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Психолого-педагогический практикум по подготовке педагогических работников к работе в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием в период каникул

Зыкова Н.Ю. к.псх.н., доцент

План

Командообразование в работе со школьниками

Технологии командообразования с детьми реализуются посредством:

1. «Волшебная страна». Игровой материал. Используется серия последовательных картинок. Конец одной по смыслу связан с началом другой. При соединении картинок образуется длинное полотно.

2.Домик из бумаги (бумагопластика). Игровой материал. 10 листов белой бумаги, скотч, ножницы, клей и простой карандаш по желанию.

3. «Слепые фигуры»

Развивает коммуникационные навыки. Необходимый инвентарь: повязки на глаза, веревка.

4. «Переверни пирамиду»

Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.

5. «Переправа».

Развивает коммуникативные навыки, навыки принятия группового решения, групповую ответственность. Необходимый инвентарь: три листа бумаги формата А4.

Структура управления конфликтом

Способы разрешения конфликта

Практические упражнения

Упражнение «Достойный ответ».

Цель упражнения: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Обсуждение: легко ли было выполнять задание? Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?

Вопросы для обсуждения

1. Определите значение командообразования для детского коллектива в условиях лагеря дневного пребывания.

2. Раскройте содержание основных стадий конфликта.

3. Назовите методы управления конфликтными ситуациями.

4. Обоснуйте тезис о том, что уход от конфликта - наиболее популярный метод управления.

Психолого-педагогический практикум по подготовке педагогических работников к работе в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием в период каникул

Зыкова Н.Ю. к.псх.н., доцент


2020

План

  • Командообразование в детском коллективе в условиях оздоровительных учреждений с дневным пребыванием в период каникул.
  • Управление конфликтами в условиях оздоровительных учреждений с дневным пребыванием в период каникул.

  •  

Командообразование в работе со школьниками

Технологии командообразования с детьми реализуются посредством:

  • установления правил поведения в группе;
  • бесед о дружбе и взаимопомощи;
  • Клуба обсуждений;
  • традиций;
  • дидактических игр на сплочение;
  • тематических спортивно-развлекательных и интеллектуальных игр;
  • спортивных игр;
  • тематических вечеринок.

1. «Волшебная страна». Игровой материал. Используется серия последовательных картинок. Конец одной по смыслу связан с началом другой. При соединении картинок образуется длинное полотно.

Детям предлагается посетить Волшебную страну и познакомиться с ее жителями. Сообщается, что для этого нужно выложить верную последовательность картинок. Отметим, что при использовании материала этого вида дети часто совершают смысловые ошибки, благодаря чему в команде можно развернуть полноценную дискуссию на тему поиска верного ответа.

2.Домик из бумаги (бумагопластика). Игровой материал. 10 листов белой бумаги, скотч, ножницы, клей и простой карандаш по желанию.

Детей просят построить дом (или замок) для какого-либо персонажа. Дом должен быть объемным, стоять самостоятельно, желательно сделать его достаточно высоким. Педагог отмечает, что для этого дети могут использовать 10 листов, но не более, поэтому бумагу важно расходовать разумно. В ходе занятия отдельное внимание уделяется этапу планирования. Как правило, он вызывает у детей наибольшие затруднения. Поощряется моделирование, то есть условное изображение планируемых для создания конструкций без реального расходования бумаги. Как и на предыдущем этапе педагог ориентирует ребенка на комфортное самоощущение в корректной командной роли и доносит до детей значимость каждого из видов корректного ролевого поведения.

3. «Слепые фигуры»

Развивает коммуникационные навыки. Необходимый инвентарь: повязки на глаза, веревка.

Игроки надевают повязки и становятся в круг. Концы веревки связываются вместе, и она укладывается перед участниками также в форме круга чтобы каждый из игроков мог наклониться и ее нащупать. Ведущий говорит игрокам, чтобы они взяли в руки веревку и образовали с ее помощью геометрическую фигуру: квадрат, треугольник, прямоугольник и т. п. Игроки могут переговариваться, но им нельзя снимать повязки. Если у вас очень много участников, их можно разбить на команды и дать по веревке каждой из команд. Победит та команда, которая быстрее построит нужную фигуру.

4. «Переверни пирамиду»

Развивает умение адаптироваться, навыки командной работы.

Участники становятся так, чтобы образовать пирамиду, подобно шарам в бильярде. Затем ведущий говорит, что трое из участников команды должны переместиться таким образом, чтобы вершина и основание пирамиды поменялись местами. Лучше всего делать это упражнение в большой группе, которую можно разделить на маленькие команды и посмотреть, кто перевернет пирамиду быстрее.

5. «Переправа».

Развивает коммуникативные навыки, навыки принятия группового решения, групповую ответственность. Необходимый инвентарь: три листа бумаги формата А4.

Ведущий мелом обозначает на полу берега реки (шириной 4 больших взрослых шага). Необходимо переправиться с одного берега реки на другой, наступая только на бумагу, при этом команда идет цепочкой, не разрывая рук. Если кто-то оступится или разорвет руки, вся команда начинает переправу сначала.
  • Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
  • Конфликтная ситуация - накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов образовательного взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.
  • Мотивы конфликта - это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

  • Управление конфликтом - целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.
  • Управление педагогическим конфликтом - целенаправленное, обусловленное законами образовательного процесса воздействие на его динамику в интересах развития педагогической системы и достижения образовательных целей.

Структура управления конфликтом


Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности

Предупреждение или стимулирование конфликта

Регулирование конфликта, управление им

Разрешение конфликта

Способы разрешения конфликта


Компромисс - принятие точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения

Принуждение - попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой

Сглаживание - попытка нормализовать эмоциональный фон без разрешения проблемы

Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях

Сотрудничество -признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон

Практические упражнения

Упражнение «Достойный ответ».

Цель упражнения: отработка навыка конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.

Все участники сидят в кругу. Каждый получает от ведущего карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одного из участников.

Все участники по очереди произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза, соседу справа, задача которого достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и происходит обсуждение.

Обсуждение: легко ли было выполнять задание? Принимали ли вы близко к сердцу нелестное замечание о себе?



Минусы конфликта

Плюсы конфликта





Упражнение «Минусы и плюсы конфликта».

Необходимо заполнить таблицу, после чего происходит групповое обсуждение полученного результата, создается общий список.
Участники делятся на пары, каждая пара получает карточки с примером конфликтной ситуации. Согласно 4 шаговому алгоритму разрешения конфликта (Выражение_Понимание_Поддержка_Решение), необходимо смоделировать разрешение конфликтной ситуации, предложенной в карточке.

Вопросы для обсуждения

1. Определите значение командообразования для детского коллектива в условиях лагеря дневного пребывания.

2. Раскройте содержание основных стадий конфликта.

3. Назовите методы управления конфликтными ситуациями.

4. Обоснуйте тезис о том, что уход от конфликта - наиболее популярный метод управления.