Файл: Целевой раздел программы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа естественно - научной направленности

Названия:?

«Наука для дошколят»

«Почемучки»

«Юный химик»

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка.

 Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир элементарной химии. Изучение химии объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает  мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование экспериментирования является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и простыми иллюстрациями в книжках их уже сложно удивить. В процессе экспериментирования дошкольники развивают математические способности.

При групповой деятельности дети могут не просто общаться, но и обмениваться советами об этапах экспериментирования и способах получения веществ.

      Психологическая  готовность  к  жизни  в  современном  информационном обществе,  начальная  компьютерная  грамотность  становятся  сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Все это предъявляет качественно новые требования и  к дошкольному  воспитанию  — первому  звену непрерывного  образования,  одна  из  главных  задач  которого  —  заложить потенциал обогащенного развития ребенка.
Цель программы: развитие личности ребенка, развитие у них исследовательского подхода к изучению окружающего мира и умения применять свои знания на практике; развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о химических явлениях с помощью экспериментирования
Задачи:

  • продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

  • обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

  • развивать познавательные умения (анализировать наблюдаемое, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

  • расширять представления о физических свойствах окружающего мира;

  • развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.)


Подходы к организации кружка:

  • объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)

  • репродуктивный (воспроизводящий)

  • проблемный (ставится проблема, и дети под руководством педагога ищут пути её решения).

Ожидаемый результат:

В области образовательных умений и способностей:

  • умение пользоваться образовательным пространством группы;

  • умение применять полученную информацию для выполнения задания;

  • увеличение доли самостоятельности в любой деятельности ребенка;

  • получение опыта взаимодействия со специальными предметами:   свечами, монетами, воздушными шарами, гвоздями;

  • получение опыта взаимодействия со специальными веществами: йодом, зелёнкой, марганцовкой, силикатным клеем, лимонной кислотой, уксусом;  

  • получение первичного опыта в изучении свойств предметов, веществ экспериментальным путем.


2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММ

   Дополнительная образовательная программа, естественнонаучной направленности для детей старшего дошкольного возраста «Физика для дошкольников» с учетом национально-регионального компонента и направлено на привлечение внимания педагогов и родителей к уникальному методу обучения – детскому экспериментированию

   Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.      

   Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости химических явлений для человека и самого себя.          

   Ценность реального эксперимента в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживается скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности, развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения, создается субъектно-новый продукт. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.



  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

  При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий

экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

    Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. При отборе сведений об окружающем мире используется краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего материал о неоценимых богатствах родного края, его природе, что способствует формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к окружающему миру, активного, небезразличного отношения к «малой родине», к ее настоящему и будущему.
 2.1 Учебный  план

№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма аттестации контроля

Всего

Теория

Практика

1

Блок «Что такое химия»
















2.«Какие бывают опыты?»

2

1

2

Опрос




3.«Правила безопасности»

2

1

2

диагностика




4.«Волшебное яблоко»

2




1

Самостоятельная работа




5.«Лимон и шарик»

2




2

Самостоятельная работа




6.«Превращения монеток»

1

1

1

наблюдение


















2

Блок «Какой бывает кислота?»

1.«Полезна ли газировка?»

2

1

1

наблюдение




2. «Волшебные монетки»

 

2




1

Самостоятельная работа




3. «Пожиратель мела»

2




1

наблюдение




4.«Извержение вулкана»

1




1

Самостоятельная работа


















3

Блок «Удивительные свойства веществ»

  1.  «Удивительная жидкость»

1

1

2

наблюдение




  1.  «Соль и вода»

2




1

наблюдение




  1.  «Плавающее яйцо»

1

1

1

Самостоятельная работа




  1. «Да будет соль»

2




1

1

наблюдение


















4

Блок «Крахмал»

1. «Знакомство крахмалом»

1

1

1

наблюдение




2. «Что случилось с картошкой?

1




1

наблюдение




 

3. «Йод»

2




1

наблюдение




4. «Сморщенная картошка» 

2







Самостоятельная работа




5.«Зелёное и красное яблоко»

1

1

1

наблюдение




6.«А в тебе есть крахмал?»

2




1

Самостоятельная работа


















5

Блок «Свойства воды»

1. «Вода и соль»

 

2

1

2

наблюдение




2. «Вода и песок»

1




2

наблюдение


















6

Блок «Перекись водорода»

1. «Что это такое?»

1

1

1

наблюдение




2. «Игра в прятки»

2




2

наблюдение


















7

Блок «Фенолфталеин»

1 «Волшебные красители»

2




1

наблюдение




2 «Рисуем с помощью химии»

1




1

наблюдение




3 «Индикатор на кухне»

1

1

1

наблюдение




4«Фрукты и уксусная кислота»

2




1

Самостоятельная работа


















8

Блок «Полезные вещества»

1. «Старая добрая зелёнка?»

2




1

наблюдение




2. «Наша марганцовка»

2




1

наблюдение


















9

Блок «Растения на огороде»

1.«Акварельные краски»

1

1

1

диагностика

10

 Блок «Что такое щёлочь?»

1




1

наблюдение




1.«Мыло и вода»

2




2

Самостоятельная работа




2.«Полезные мыльные пузыри»

1

1

1

наблюдение

11

Блок «Волшебный желатин»

1




1

Самостоятельная работа




1. «Свойства желатина»

2




2

наблюдение





















54ч




2.3 Содержание учебного плана

№ занятия

Тема

Цель

1

Химия или магия?

Познакомить детей с наукой о превращениях - химией.

2

Что тебе понадобится для опытов.

Вызвать  интерес к химии-науке о веществах и превращениях.

3

Правила безопасности.

Познакомить детей с правилами безопасности при проведении опытов,  чтобы избежать неприятности и сохранить здоровье своё и окружающих.




Как уберечь яблоко?

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить забавные опыты.

5

Надуй шарик с помощью лимона.

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить  опыты, проникать в тайны взаимодействия разных веществ.

6

Монетки меняют цвет.

Знакомить детей с интересными превращениями, происходящими с медными монетами.

Учить детей наблюдать за опытом, обсуждать, самостоятельно проводить  опыты.

7

Есть ли в газировке кислота?

Пропагандировать здоровое питание, учить детей самостоятельно проводить опыт, наблюдать, обсуждать.

8

Что ещё можно сделать с монеткой?

Учить наблюдать, делать вывод.

Сообщать детям  интересные случаи из истории химии для расширения  познавательных интересов.

9

Пожиратель мела

Познакомить детей с уксусной кислотой и её взаимодействием с различными веществами. Наблюдать  за опытом, обсуждать и сравнивать.

10

Извержение  вулкана

(Сода + уксус

Знакомить детей  с химическими  свойствами соды, уксуса,  мела,

взаимодействием   веществ     друг с  другом.

11

Разбегающиеся зубочистки.

Знакомить детей  с химическими  свойствами сахара, жидкого мыла для мытья посуды.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

12

Научи яйцо плавать.

Знакомить детей  с химическими  свойствами соли, воды.  

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

13

Добываем соль.

Знакомить детей  с химическими  свойствами соли, учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

14

Картошка для химии.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, белым хлебом, мукой, киселём, картофелем.

Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат.

15

Картошка для химии.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, сырым и варёным  картофелем.

Учить детей наблюдать за ним, обсуждать результат.

16

Картошка «надутая» и картошка «съёжившаяся».

Знакомить детей  с химическими  свойствами соли, воды, сока, содержащегося в картошке.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат

17

Яблоко зелёное, яблоко красное.

Химический анекдот.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с йодом, зелёным и спелым яблоком.

Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии.

18

А в тебе есть крахмал?

Химический анекдот.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями.

Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии.

19

Почему вода в море солёная?

Приключения соли.

Знакомить детей  с химическими  свойствами воды.

Расширять познавательную сферу ребёнка, знакомя его с интересными явлениями природы.

20

Играем в песочек.

Знакомить детей  с химическими  свойствами воды: вода- прекрасный растворитель.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

21

Как йод играл в прятки с кошкой. (Случай из истории химии).

Кошкин опыт.

Расширять познавательную сферу ребёнка.

Познакомить с химическими свойствами перекиси водорода.

22

Йод- любитель масла.

Знакомить детей  с химическими  свойствами йода.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

23

«Разноцветные» опыты.

Химический анекдот.

Знакомить детей  с химическими  свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами.  

Создать весёлое настроение, найти в анекдоте серьёзное зерно химии.

24

Рисуем с помощью химии.

Знакомить детей  с химическими  свойствами фенолфталеина и его взаимодействием с другими веществами - силикатным клеем.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

25

Индикаторы на кухне.

Знакомить детей   с химическими  свойствами уксусной кислоты, нашатырного спирта и их взаимодействием с овощами: свёклой, краснокочанной  капустой, салатом.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

26

Индикаторы на кухне

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Выполнить самостоятельно опыты с чаем, лимоном, содой, йодом, картофелем.

Знакомить детей   с химическими  свойствами уксусной кислоты, соды и их взаимодействием с фруктами: черникой, вишней, малиной, черносливом; с лепестками цветов: ириса, фиалки, бордовых пионов.

27

Старая знакомая.

Познакомить со свойствами зелёнки-« раствора бриллиантового зелёного».

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

28

«Добрая « марганцовка.

Познакомить со свойствами перманганата калия.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать.

29

Мяч для богов.

Расширять познавательную сферу ребёнка.

Познакомить детей с историей появления мяча.

30

Акварельные краски.

Увеличить долю самостоятельности детей в проведении опытов из растений, которые растут на даче и в огороде. Учить наблюдать  и обсуждать.

31

Мыло и вода.

Познакомить детей со свойствами щелочей, содержащихся в мыле.

Произвести  самостоятельно наблюдения с мылом, дождевой и водопроводной водой и сделать выводы.

32

Полезные мыльные пузыри.

Получить  первичный практический  опыт экспериментирования.

Приготовить самостоятельно раствор для мыльных пузырей.

33

Опыты с желатином.

Познакомить детей со свойствами желатина.

Учить детей самостоятельно проводить  опыт, наблюдать за ним, обсуждать результат.

34

Занятие-развлечение «Удивительный мир химии».

Подготовить кроссворды, проблемные вопросы, побуждающие детей проявить и применить свои знания.


 

3. Методы обучения и воспитания:

Основной формой работы являются занятия: занятия-путешествия, занятия-эксперименты, занятия-экскурсии.

На них  целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию. Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, экспериментально-исследовательскую.

   Алгоритм занятий: мотивация, подготовительная беседа, практическое (экспериментальное) задание, анализ деятельности.

   На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, лабораторные работы, выполняемые в пространственно-предметной среде группы), фронтальная (беседа), подгрупповая (наблюдение, проведение эксперимента).В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

   Методы стимуляции и мотивации:   вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы, вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность; метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”

Игровые методы:

-экспериментальные игры “Тонет – не тонет”, “Хотела галка пить...”, “Мыльные пузыри”, “Сделаем растворы”, “В какой воде легче плавать?” позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

  Практические действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

   Наглядные: схемы проведения к опытам, таблицы, иллюстрации природных и химических явлений позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. Метод драматизации: когда ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, лаборанта или ученого.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для успешного освоения программы кружка численность детей в группе составляет 10-12 человек.

Кружок посещают дети по запросам родителей, интересам и потребностям детей.

2.Дидактические материалы:
-Презентации  и учебные фильмы  (по темам занятий);