Файл: История развития менеджмента (Разработка рекомендаций по совершенствованию системы менеджмента ООО «Гранд-энергоресурс»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление предприятиями и решаемые ими задачи управления весьма трудоёмкие, что приводит к повышению ответственности за принимаемые управленческие решения.

Осознание управленческой деятельности в последние годы как особого вида деятельности, необходимого в условиях рыночной экономики, с этой деятельности особое место отводится системе менеджмента, в частности определения и роста ее развития.

Совершенствование системы управления предприятия является важным элементом разработки проектных и плановых управленческих решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующего современного менеджмента, проектов или плановых мероприятий, которые разрабатываются на предприятии. Развитость функционирования предприятия вследствие возрастающей сложности, комплексности и усиления взаимосвязей в большей мере зависит от качества использования существующей системы менеджмента.

Повышение качества системы управления предприятия может быть достигнуто при проведении исследования всех сторон внешней и внутренней деятельности организации, проведения общей диагностики системы управления предприятием, что подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение истории развития менеджмента.

Предметом изучения в работе является система менеджмента предприятия.

Объектом исследования в работе служит ООО «Гранд-энергоресурс».

В курсовой работе для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить понятие системы менеджмента;

–рассмотреть историю развития менеджмента;

– представить организационно-правовую характеристику предприятия;

– провести диагностику системы управления ООО «Гранд-энергоресурс»;

– разработать и представить мероприятия по повышению системы управления в торговом предприятии ООО «Гранд-энергоресурс».

Информационной базой написания работы являлись: законодательство РФ, учебники и учебные пособия; материалы специализированных периодических и интернет-изданий; документация ООО «Гранд-энергоресурс»; материалы собственных исследований.

Структура курсовой работы состоит из 3 глав, введения, заключения и списка литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты системы менеджмента предприятия

1.1.Понятие системы менеджмента

Система управления – это группа взаимосвязанных и целенаправленно взаимодействующих элементов, каждый из которых, вносит определённый вклад в характеристики целого[1].

Понятийный аппарат системы управления представлен в таблице 1:

Таблица 1

Понятийный аппарат системы управления

Понятие

Определение

Автор определения со ссылкой на источник литературы

Управление

Самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение намеченных целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением функций и методов экономического механизма управления

Мельников В.П[2].

Организация

Процесс деятельности по упорядочению элементов того или иного объекта в пространстве и времени

Долгов А.И.

Система управления

Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы)

Акимова Т.А.

Система управления

Совокупность связей по поводу воздействия, согласующего деятельность людей в социально-экономической системе

Фрейдина Е.В.

Исследование систем управления

Вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями

Мельников В.П[3].

Результативность управления

Степень достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления

Мескон М.Х[4].

Систему управления предприятием можно оценивать на стадии проектирования предприятия, при исследовании систем управления действующих предприятий и для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления[5].


Системы управления предприятием сферы услуг оценивается по ряду компонентов (рис.1)[6]:

– механизм управления;

– структура управления;

– процесс управления;

– механизм развития;

– искусство управления.

Рисунок 1. Компоненты системы управления предприятием

Система управления оценивается при помощи разных подходов (рис. 2) [7].

Рисунок 2. Подходы к оценке системы управления предприятием

Выделяют следующие критерии оценки системы управления:

– сложность организационной структуры и обоснование целесообразности функционирования каждого из ее звеньев;

– скорость реагирования на вновь возникающие ситуации и принятия соответствующих управленческих решений;

– стратегия, в соответствии с которой осуществляется руководство организацией в целом и каждой из отдельных ее подсистем;

Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с заданным набором ключевых норм, которые регулируют деятельность аппарата компании:

– издержки, которые приходятся на содержание управленческого аппарата, а также их соотношение с полученными результатами;

– результаты непрерывного мониторинга деятельности менеджмента высшего звена;

– оценка воздействия управленческого аппарата на конечный результат деятельности предприятия;

– численный и качественный состав руководящего звена, а также соотношение с общим количеством работников[8].

Таким образом, результаты деятельности организации зависят не только от работы персонала, но также и от того, насколько грамотно и функционально выстроена организационная структура предприятия. Для этого проводится периодическая проверка с целью выявления несоответствия, а также приведения параметров к современным требованиям и нормам[9].

Совершенствование управления предприятием проводится по разным направлениям, начиная от постановки целей бизнеса, формулировки миссии компании, стратегического планирования, и заканчивая приемами и способами принятия тактических решений[10].


1.2.История развития и возникновения менеджмента

История развития менеджмента уходит в далекое прошлое. Зарождался он еще во времена древней Греции. Сама история развития менеджмента довольно запутана на первых этапах развития, но очень важна для современности.

Начало истории развития менеджмента было положено мыслителем Платоном, который написал труды о том, что должны существовать разделение труда, чтобы достичь высоких результатов. Далее Сократ внес свой вклад, отметив, то, что независимо от рода деятельности у работника обязанности одинаковые – правильно распределить рабочую силу и полномочия, тогда и процесс производства будет очень эффективным.

Позднее Катон Старший описал, как управленцы отчитывались перед владельцев о проделанной ими работе и сдавали ему отчеты о прибылях в сравнении с другими результатами[11].

Возникновение и развитие менеджмента современные ученые собирали по крупицам, выявляли основные факторы, которые воздействовали на развитие менеджмента[12]:

1. Развивалось общественное, а потом и промышленное производство.

2. Появились новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт.

3. Начала развиваться логика менеджмента, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой. История возникновения менеджмента основывается на опыте, собранном нашими далекими предками. Пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить результаты гораздо лучше прежних. Основные принципы не изменялись с годами, а стали дополняться новыми подходами к подчиненным.

К основным этапам развития менеджмента можно отнести[13]:

1. Древний период. Это самый длительный период, который начинался с 9 тысячелетия до н.э. по 18 век. Период накопления знаний и опыта.

2. Индустриальный период, который существовал с 1776 года по 1890 год. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда, благодаря А. Смиту. Менеджмент становится учением и его применяют в управлении, как производством, так и государством.

3. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно развивается, стали появляться новые учения и подходы к вопросам эффективного управления. Менеджмент начинает развиваться как наука. Появляются первые менеджеры.

4. Информационный период. С 1960 до сегодняшнего дня. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений[14].


На сегодняшний день ни одно из существующих предприятий не может полноценно существовать и добиваться успехов в своей работе без менеджмента. Однако менеджмент в том виде, каким мы видим его на сегодняшний день не появился сразу. С доисторических времен люди начали сплачиваться и жить в совместно, их объединяли общие цели и задачи, соответственно для правильной и продуктивной организации своих работ уже в то время появилась необходимость в управлении[15].

На начальных этапах, когда сообщества людей – племена – были невелики, ими управлял один человек – это был вожак. Со временем, группы стали разрастаться и соответственно, сам он не смог справляться большими задачами, тогда появилась необходимость в помощниках для того, чтобы разделить его функции. На сегодняшний день известны примеры организаций, которые возникли еще в древности и существуют по сей день, и всё это благодаря грамотно поставленной работе, которая невозможна без правильного менеджмента. В пример такой организации можно поставить римскую католическую церковь, Главой которой является Папа Римский.

Церковь имеет простейшую структуру менеджмента: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник. Спустя тысячелетия с момента своего возникновения, церковь существует и по сей день, показывая тем самым свою состоятельность в плане управления. В настоящее время очень актуально изучение истории возникновения и развития менеджмента, так как отталкиваясь от ошибок прошлого, опираясь на опыт, который нам даёт история легче прийти к пониманию наиболее эффективных методов управления[16].

На протяжении всей истории человечества существует немало примеров, показывающих эффективное управление, существовавшее в древности.

Примером высшего искусства управления могут послужить пирамиды в Гизе, которые были построены ещё 4500 лет назад. Строительство таких масштабов требовало от руководства высшего искусства управления людьми, разграничения обязанностей – то есть организации их труда[17].

Со временем, сталкиваясь с конкуренцией и приспосабливаясь к нюансам развивающегося мира, управляющие стали адаптироваться и развивать науку менеджмента и знания о том, как выгоднее использовать имеющиеся человеческие и материальные ресурсы. На любых стадиях развития науки менеджмента складывались соответствующие школы управления.

На сегодняшний день мы можем говорить о восьми этапах, через которые прошла наука управления. Начало первого из этих этапов (который называют Тейлоризмом) можно отнести к началу XX века, фундамент которого был заложен известным американским инженером и основоположником научной организации труда и управления. Главной задачей его учения являлось улучшение качества труда и получение лучшего результата правильно используя трудовые резервы организации Им была издана книга, в которой он рассказывал способы и методы правильного устройства организации труда[18].