Файл: Примерная программа по учебному предмету Русский родной язык для образовательных организаций 14 класс. О. М. Александрова, М. И. Кузнецова. М. Просвещение, 2020.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Богородская средняя школа
Воскресенского муниципального района
Нижегородской области
Согласовано Утверждено
Заместитель директора по УВР Директор МОУ Богородская СШ
____________ С.В.Голышева _______________ В.С.Тюкина
«__» ___________ 20 Приказ №______ от «__»_________20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
Родному (русскому) языку
4 класс
на 2021 - 2022 учебный год
Составила учитель начальных классов
Круглова Елизавета Владимировна
2021 г.
Паспорт рабочей программы
Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений |
Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; | Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций 1-4 класс. О.М.Александрова, М.И.Кузнецова. М.: Просвещение, 2020. |
Категория обучающихся | Учащиеся 4 класса МОУ Богородская СШ |
Сроки освоения программы | 1 год |
Объём учебного времени | 15 часов |
Форма обучения | очная |
Режим занятий | 0,5 часа в неделю |
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
-
представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка; -
осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; -
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; -
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русский родной язык» в 4 классе является формирование следующих умений:
-
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; -
владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; -
овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе являются формирование следующих умений:
В конце четвёртого года изучения курса «Русского родного языка» в начальной школе обучающийся научится:
-
при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:
-
распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); -
распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; -
использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; -
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; -
понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; -
использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
-
при реализации содержательной линии «Язык в действии»:
-
соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного); -
соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного); -
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); -
выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; -
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; -
заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени; -
выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); -
соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста; -
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; -
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов; -
пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;
-
при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:
-
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; -
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; -
использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; -
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; -
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; -
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; -
составлять план текста, не разделённого на абзацы; -
пересказывать текст с изменением лица; -
создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; -
оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; -
редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; -
соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; -
ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа, -
умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; -
позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; -
формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
-
Содержание учебного предмета, курса.
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)
Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Язык в действии (4 ч)
Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.
Секреты речи и текста (7 ч)
Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов.
-
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов, | |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 6 ч | |
1.1 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | | |
1.2 | Вся семья вместе, так и душа на месте | | |
1.3 | Красна сказка складом, а песня – ладом | | |
1.4 | Красное словцо не ложь | | |
1.5 | Язык языку весть подаёт | | |
1.6 | Контрольная работа №1 по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее». | | |
2 | Язык в действии | 4 ч | |
2.1 | Трудно ли образовывать формы глагола? | | |
2.2 | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | | |
2.3 | Как и когда появились знаки препинания? | | |
2.4 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | | |
3 | Секреты речи и текста | 7 ч | |
3.1 | Задаём вопросы в диалоге | | |
3.2 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | | |
3.3 | Учимся составлять план текста | | |
3.4 | Учимся пересказывать текст | | |
3.5 | Учимся оценивать и редактировать тексты | | |
3.6 | Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» | | |
3.7 | Итоговая проверочная работа | | |
ИТОГО | 17 ч | |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема урока | Виды контроля | Домашнее задание | |
| | ||||
Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч) | |||||
1 | 03.09 | | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | Текущий | Стр. 10 Упр. 7 (2) - написать в тетрадь сообщение об истории слов школа, гимназия, лицей. |
2 | 10.09 | | Вся семья вместе, так и душа на месте | Текущий | Проект «Пословицы и поговорки о семье» |
3 | 17.09 | | Красна сказка складом, а песня – ладом | Текущий | Стр. 30 Упр. 14. |
4 | 24.09 | | Красное словцо не ложь | Текущий | Стр. 45 Упр. 16 (выполнить проект на листах А4) |
5 | 01.10 | | Язык языку весть подаёт | Текущий | Стр. 52 Упр. 11 Задание 1) |
6 | 08.10 | | Контрольная работа №1 по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее». | Тематический | Без задания |
Язык в действии (3 ч) | |||||
7 | 15.10 | | Трудно ли образовывать формы глагола? | Текущий | Стр. 62 Упр. 7 |
8 | 22.10 | | Можно ли об одном и том же сказать по-разному? | Текущий | Без задания |
9 | 12.11 | | Как и когда появились знаки препинания? | Текущий | Стр. 72 Упр. 5 |
10 | | | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | Тематический | |
Секреты речи и текста (6 ч) | |||||
11 | 19.11 | | Задаём вопросы в диалоге | Текущий | Стр. 74, 77 выучить правила Стр. 78 Упр. 6 |
12 | 26.11 | | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | Текущий | Стр. 78-79 выучить правила Стр. 83 Упр. 7 |
13 | 03.12 | | Учимся составлять план текста | Текущий | Стр. 85 выучить правило Стр. 87 Упр. 3 |
14 | 10.12 | | Учимся пересказывать текст | Текущий | Стр. 96 Упр. 5 |
15 | 17.12 | | Учимся оценивать и редактировать тексты | Текущий | Стр. 108 Упр. 8 |
16 | 24.12 | | Проектное задание «Пишем разные тексты об одном и том же» | Тематический | Без задания |
17 | | | Итоговая проверочная работа | Тематический | Без задания |
| Итого | 17 | | | |