Файл: Практических заданий по дисциплине теория управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра экономики и управления
Форма обучения: заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ



Группа -
Студент
-


МОСКВА 2023

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Задание 1

Цель задания: систематизировать теоретические знания в облас­ти различных направлений менеджмента.

Содержание задания: заполните следующую таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологи­ческой последовательности:



п/п

Школа или на­правление в менедж­менте

Годы

возникно-­

вения

Основные

представи­-

тели

Основные

достижения

Основные

недостатки

Степень использова­ния науч­ных дос­тижений прошлых лет в со­временных условиях

1

Класси-­

ческая

школа

1911

Ф. Тейлор, X. Эмерсон, Г. Форд и др.

Внедре­ние НОТ

Разра­ботка

принципов

управления

Созда­ние цехо­вого

управления

Возник­новение института мастеров

Слабо учитывал­ся чело­веческий фактор

Использу­ется НОТ, принципы управле­ния

2

Административная школа

1920

А. Файоль,
М. Вебер,
О. Шелдон,
Л. Урвик,
Блюмфилд,
Муни,
Рейли

Общая теория управления организацией
Создание системы универсальных принципов управления

Недооценка социальных аспектов управления.
Невнимание к человеческому фактору в организации.
Недостаточное внимание к научной разработке методов управления.
Организация рассматривалась как закрытая система, не связанная с внешней средой.

Используется система подхода к управлению.

3

Школа человеческих отношений

1930

Фоллетт, Лайкерт, Мэйо,
Мюнстерберг


Определяла менеджмент как обеспечение выполнения работы путем организации труда людей.
Обосновывала роль взаимодействия между людьми в процессе совместной деятельности.

Объясняла активность деятельности людей и мотивов их поведения потребностями.

Вырабатывала определенные приемы управления человеческими отношениями.

Отсутствие математических методов исследования.

Учет особенностей конкретного индивидуума.

4

Школа науки о поведении

Конец 40-х

Дракер, Маслоу, Макгрегор,
Арджирис,
Фредерик Герцберг

Различные аспекты социального взаимодействия, мотивации.
Характер власти и авторитета.
Роль организационной структуры.
Коммуникации в организации.
Лидерство.
Разработали иерархию потребностей

Качества трудовой жизни человека и др.

Отсутствие математических методов исследования.

Иерархия потребностей.

Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

5

Школа социальных систем

1940-по наше время

Барнард, Саймон, Селзник,

Алвин Гоулднер и Амитай Этциони

Формальная организация – система сознательно координированных действий или сил двух и большего количества людей.


Разработали более сложные системы мотивации.

Двухстороннее понимание отношений персонала и организации: мотивация персонала зависит от характеристик организации, но и организация может стимулировать персонал.


Верховенство целей организации над целями индивидуума.

Социологические аспекты менеджмента.

Роль коммуникации

6

Количественная школа

1950 – по наше время

Каунот, Дмитриев, Фельдман, Канторович, Слуцкий, Шумпеттер, Фишер, Калецкий, Тинберген

Математические модели позволяют объективно описать различные факторы, переменные характеристики и отношения между ними, что невозможно сделать в условиях реального эксперимента.

Недооценка человеческого фактора.

Широко используется количественный подход, математика, статистика, инженерные науки и количественные методы особенно с появлением компьютеров.

Теория игр.

Теория решений.

Долгосрочное прогнозирование.

7

Процессный подход

1930 – по наше время

Файоль,

Т. Конти

Управление - процесс, состоящий из ряда функций.


Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.


Иногда сложно разделить процесс управления на составные функции.

Не достаточное внимание функциональному разделению

Выделение основных и вспомогательных функций.

Разделение бизнеса на бизнес единицы

8

Системный подход

1950-по настоящее время


Парсонс,

Мертон,

Барнард,

Бенталанфи,

Винер, П. Друккер

Постановка целей.


Проектирование организационных систем.


Организация- открытая система.


Системное мышление.


Организацию рассматривает как социотехническую систему (открытую или закрытую).


Обосновывает зависимость организации от переменных факторов внешней и внутренней среды.


Теория систем помогла интегрировать вклады всех школ, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.


Не уделяли внимание составным частям организации, имеющим свои собственные цели.

Организация как открытая или закрытая система. Управление по целям.

9

Ситуационный подход

1960-по настоящее время

Бернс,

Столкер,

Вудворд,

Порш,

Р. Дэвис, Ньюмен

Динамическое окружение.


Внешняя среда.


Матричные структуры.


Информационные системы.


Стратегическое управление.


Социальная ответственность.


Дают рекомендации, как следует управлять в конкретных ситуациях.


Стремление приблизить теоретические исследования к практике.

Сложно разработать общие принципы и критерии.

Опыт управления и теоретические исследования позволяют выделить основные ситуационные переменные. Их установление явилось наиболее значимым вкладом в теорию и практику управления.



Задание 2

Определите стиль руководства.

Для определения возможного вашего стиля работы в качестве руководителя предлагается несколько ситуаций производственного, экономического и социального характера и варианты их решения.

1. За последнее время результаты работы руководимого вами коллектива ухудшились по причинам как объективного, так и субъ­ективного характера.


Действие

Стиль руководства

выжидаете, рассчитывая, что ситуация исправиться сама

Либеральный

определяете направление перемен и заставляете подчиненных выполнять их

Авторитарный

на собрании коллектива выслушиваете предложения по улучше­нию деятельности и на их основе принимаете решение

Демократический


2. В связи с сокращением объема производства необходимо со­кратить штат работников.


Действие

Стиль руководства

выносите на обсуждение коллектива и принимаете решение после того, как подчиненные выскажутся

Демократический

передаете решение общественным организациям и самому коллективу

Либеральный

принимаете решение о сокращении штатов и конкретных ра­ботников единолично

Авторитарный

3. Вас назначили руководителем коллектива и поставили задачу повысить эффективность деятельности данного коллектива.


Действие

Стиль руководства

сложившуюся ситуацию обсудите, примите решение

Демократический

ничего не предпримете, так как считаете, что задача всем по­нятна и работники сами сделают все необходимое для повышения эффективности своей работы

Либеральный

уточняете ответственность и задания каждого работника и начинаете строго контролировать их работу

Авторитарный