Файл: Институт общественных наук и массовых коммуникаций кафедра философии и теологии Постклассическая мусульманская философия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Кафедра философии и теологии
Постклассическая мусульманская философия
Составление глоссария
по дисциплине «Исламоведение»
Проверил:
к. филос. н., доцент,
доцент кафедры философии
и теологии Резник С. В.
Выполнил:
студент группы 02022202
Лахина Дарья Викторовна
БЕЛГОРОД 2023
Термин | Определения | |
Антропология | наука о происхождении и эволюции человека, человеческих рас, опирающаяся на изучение человеческого тела, естественных различий между людьми. | |
Абстрагирование | это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства пред мета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов. | |
Буддизм | нетеистическая религия, то есть отрицающая сущест¬вование Бога-творца и вечной души. Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама. На санскрите слово «будда» означает «пробужденный». | |
Бифуркация | всевозможные качественные перестройки или метаморфозы различных объектов при изменении параметров, от которых они зависят. | |
Будда | в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолютного совершенства и способное указать другим путь к религиозному спасению. | |
«Благородный муж» | совершенный муж, исходное значение - дитя правителя. Синонимы - великий человек, гуманный человек. | |
Бытие | категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии; в теории познания рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий. | |
Бог | в развитых религиозных системах непостижимый в Своем Существе Абсолют, открывающий Себя в творении мира и попечении о нем. | |
Вайшьи | земледельцы, ремесленники, торговцы. | |
Ведизм | это система вероисповедания, а точнее сборник практик, которые пришли из Вед, древних священных писаний. | |
Веды | сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. | |
Вера | эмоционально-личностный способ отношения человека к миру (естественному или сверхъестественному), состоящий в принятии реальности этого мира без необходимости соответствующих доказательств. | |
Восприятие | чувственное познание (субъективно представляющееся непосредственным) предметов (физических вещей, живых существ, людей) и объективных ситуаций (взаимоотношения предметов, движений, событий). | |
Гипотеза | предположение или догадка, утверждение, которое, в отличие от аксиом, постулатов, требует доказательства. | |
Гармония | установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом, так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренней упорядоченности. | |
Государство | политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право применения насилия. | |
Гедонизм | тип этических учений, а также система нравственных воззрений, согласно которым все моральные определения (содержание понятий добра и зла и др.) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные). | |
Гуманизм | 1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; 2) особый тип философского мировоззрения, в центре которого - человек с его земными делами и свершениями, с присущей его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. | |
Дао | понятие древнекитайской философии, обозначающее то, что: не имея ни имени, ни формы; будучи вечно единым, неизменным, непреходящим, существующим от века; являясь неслышимым, невидимым, недоступным для постижения - неопределяемым, но совершенным; находясь в состоянии покоя и неизбывного движения; выступая первопричиной всех изменений, - является "матерью всех вещей", "корнем всего". | |
Даосизм | это религия, в основе которой лежит учение о «дао» - пути достижения гармонии | |
Деизм | религиозная концепция, в которой Бог рассматривается как Первопричина мира, но не как Вседержитель. | |
Дедукция | способ познания, предполагающий движение от общего, данного с очевидностью к частному неизвестному, или процесс логического вывода. | |
Дуализм | философская интерпретационная парадигма, фундированная идеей о наличии двух несводимых друг к другу начал: духовной и материальной субстанций, объекта и субъекта, сознания и телесной организации человека, а также добра и зла, природного мира и свободы, факта и ценности, темных и светлых начал бытия. | |
Догма | доктрина или отдельное положение, принимаемое лишь на основе веры или слепого подчинения авторитету. | |
Догмат | Утверждённое церковью положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике. | |
Жень | означает «человечность», «гуманность», «человеколюбие», «милосердие», «доброта». | |
Заблуждение | понятие, фиксирующее момент ограниченности знания, его несоответствия своему объекту или несовместимости с принятым знанием. Как философское понятие заблуждение обозначает неотъемлемый аспект познавательного процесса, состоящий в незавершенности и исторической переоценке его результатов, зависимости знания от изменяющихся условий его производства, а также являющийся источником содержательного многообразия знания, противостоящего познавательным идеалам и нормам. | |
Западничество | течение русской общественно-политической мысли, окончательно оформившееся в 40-х гг. 19 в. в полемике со славянофильством. Выступая за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, сторонники западничества отстаивали необходимость развития России в направлении, пройденном или указанном западной цивилизацией. | |
Исследование по философии | это возможность ставить и изучать предельно общие вопросы, исходя из личного интеллектуального опыта. Некоторые мыслители прошлого и настоящего не считают философию наукой, а философское исследование - научным. Кто-то видит в нем прежде всего творчество и описание личного опыта мышления. | |
Идеализм | философское направление, противоположное материализму в решении основных вопросов философии. Иделизм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом | |
Инь | женственная, пассивная, слабая и нередко разрушительная сторона реальности. | |
Истина | категория философии и культуры, обозначающая адекватное воспроизведение объекта в сознании субъекта. | |
Йога | религиозно-идсалистическое учение, возникшее в Древней Индии. | |
Конфуцианство | система социальной этики, образования, искусства управления государством, политической идеологии, мировоззрения и образа жизни. Для легизма же характерно такое определение - направление древнекитайской социальной философии рассматривающее закон в качестве абсолютного и всеобщего принципа организации вселенной | |
Кшатрии | вторая варна, состоящая из влиятельных воинов, из кшатриев обычно избирали царей. | |
Карма | в учениях индийских религий — особая мистическая сила, непреложный автоматически действующий «закон возмездия» за совокупность поступков, намерений, стремлений, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. В брахманизме и индуизме карма - главным образом функция выполнения или невыполнения предписанных данной варкой (кастой) обрядов. В буддизме карма определяется в первую очередь степенью выполнения моральных требований, последовательностью в непротивлении злу насилием во всех предшествующих перерождениях. | |
«Картина мира» | истематизированное целостное представление о природе, ее фундаментальных законах и свойствах. | |
Ли | один из важнейших терминов китайской классической философии, в особенности конфуцианства. Ли примерно переводится на европейские языки как «культурность», «нормы поведения», «обряд» и т.д. | |
Либерализм | буржуазное движение и идеология, возникшая в период борьбы против феодализма. | |
Мироздание | это Вселенная, в совокупности пересечения всех Отражённых и Параллельных Миров через Ось Сути, где связующим звеном является Мысль. | |
Мораль | понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования. Мораль обобщает тот срез человеческого опыта, разные стороны которого обозначаются словами «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «правильное» и «неправильное», «долг», «совесть», «справедливость» и т.д. | |
Материя | философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности). | |
Наблюдение | преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Исторически наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу. | |
Небытие | не существование, отсутствие бытия. | |
Неотомизм | официальная философская доктрина римско-католической церкви, основанная на модернизированном учении Фомы Аквинского. | |
Нирвана | полное исчезновение, освобождение от уз сансары, высшее состояние духа, в котором все земные привязанности преодолены, нет ни желаний, ни страстей. Нирвана - разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютно ненарушимый покой. Нирвана не поддается никаким определениям. | |
Неортодоксальные школы | школы индийской философии, которые не признают веды священными и базируются на иных источниках. | |
Ортодоксальные школы | школы индийской философии, которые признают веды священными книгами и базируются на них. | |
Онтология | раздел философии, изучающий проблему бытия мира, включая бытие человека. | |
Принцип ахимса | это особый образ жизни, при котором в жизнь не допускается зло, ни в каком его проявлении. | |
Русская идея | философия СоловьеваВ., БердяеваН. и других. Идея об особой религиозно-исторической миссии России - быть примиряющим началом в вековом конфликте Запада и Востока. | |
Романтизм | Идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению | |
Систематизация | мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа. | |
Сансара | в индуизме и буддизме - представление о текучести и непостоянстве всего живого, единая цепь переходов из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, трансмиграция, метемпсихоз. Душа может пребывать в теле человека, животного, растения, а ее переселение происходит в соответствии с законом кармы (воздаяния). | |
Суждение | мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел. | |
Теизм | религиозное мировоззрение, трактующее Бога в качестве личностного Абсолюта, Творца и Вседержителя. | |
Теория | в широком смысле комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле - высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории. | |
Философия | сфера изучения и рассмотрения явной и неявной реальности. Фактически философия - это нестандартная и своеобычное искусство - наука, занятая собственно реальным миром и его объяснением. | |
Ценность | дна из основных понятийных универсалий философии, означающая в самом общем виде невербализуемые, «атомарные» составляющие наиболее глубинного слоя всей интенциональной структуры личности - в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего), -которые конституируют ее внутренний мир как «уникально-субъективное бытие». | |
Цивилизация | общество, рассмотренное в аспекте своего целостного существования с присущими ему формами обеспечения жизнедеятельности. | |
Шудры | слуги, наёмные рабочие. | |
Эпицикл | понятие, используемое в древних и средневековых теориях движения планет, включая геоцентрическую модель Птолемея. | |
Эклектика | соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т. д. Для эклектики характерно игнорирование логических связей и обоснования положений, непротиворечия закона, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в определениях и классификациях и т. д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, некритически соединяя противоположные воззрения, эклектика стремится вместе с тем создать видимость логической последовательности и строгости. | |
Ян | мужское, сильное и созидательное начало. |
Источник информации:
1. Философия в таблицах и схемах./ Шестаков А.А. — Самара: 2014.
2. Философия в схемах и таблицах: Учеб. пособие для вузов/ С.Р. Аблеев. — М.: 2004.
Составлен по философскому словарю под редакцией И.Т. Фролова. М., 1991. и по новейшему философскому словарю под редакцией В.А. Кондрашова. – Ростов н / Дону .: Феникс, 2005.