Файл: Современный подросток в компьютерном мире.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Другое определение термина «профилактика» предлагает в своем «Словаре терминов по общей и социальной педагогике» Воронин А. С.

Профилактика - использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании [4].

Таким образом, с помощью данного определения мы можем вывести определение понятия профилактика компьютерной зависимости.

Итак, профилактика компьютерной зависимости – это использование совокупности мер, специально разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие отклонений под влиянием компьютера и его технологий.

Профилактика компьютерных зависимостей сегодня – это сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена личностными, социальными и семейными факторами.

Важным элементом профилактической деятельности в условиях школы является профилактическая работа педагогов с семьей, родителями учащегося. Она предполагает решение сразу нескольких задач:

- воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с подростками по предупреждению формирования зависимости и болезненного увлечения компьютерными играми);

- образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики и методов конструктивного взаимодействия с педагогами, психологами и психотерапевтами) [3].

В соответствии с терминологией ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Все представленные направления реализуются за счет профилактических программ, которые предполагают решение следующих основных задач:

• развитие у несовершеннолетних социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);

• становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды, в том числе и групповому давлению);

• предупреждение возникновения проблемы при взаимодействии с окружающими (развитие навыков самоконтроля) [1, 2, 8].

Далее раскроем содержание каждого из направлений профилактики. Предупреждение развития патологического использования компьютеров относится к заданиям первичной профилактики. Она осуществляется по четырем основным направлениям и представляет, во-первых, широкую воспитательную работу среди молодежи, во-вторых, санитарно-гигиеническое воспитание населения, в-третьих – общественные мероприятия по работе с компьютерными технологиями и, в-четвертых, административно – законодательные мероприятия [9].


Педагогическая работа с подростками предполагает коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик, способных провоцировать развитие аддикций. На сегодняшний день в структуре образовательных технологий есть обучающие программы по проблеме чрезмерного использования Интернета или компьютера вообще для всего населения; программы обучения родителей учеников общеобразовательных школ, колледжей и лицеев. Главная цель – научить родителей строить свои взаимоотношения с детьми с акцентом на эмоциональную поддержку, избегая при этом, так называемых, аддиктивных стереотипов. Образовательное направление первичной профилактической работы включает в себя программы обучения педагогов, психологов и социальных работников, работающих в учебных заведениях, обучение работников компьютерных клубов, установления норм и правил (суточная нагрузка, возрастные нормы) работы с компьютером [3].

Говоря о воспитательном направлении профилактики компьютерной зависимости у подростков в масштабе общеобразовательной школы, следует отметить то, что, в первую очередь, должно сводиться к пониманию ребенком того, что компьютер – это всего лишь «инструмент» или «помощник», а не главная и неотъемлемая часть его жизни. И задача педагога – организовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативного воздействия информационных технологий, в том числе и компьютера [4].

Следующая основная цель работы с подростками в рамках профилактики компьютерной зависимости в условиях школы состоит в том, чтобы каждый молодой человек осознал, что он сам отвечает за свое здоровье. Он должен быть информирован о том, что, как и почему с ним происходит, и какие могут быть последствия патологических пристрастий к играм, Интернету и прочим возможностям компьютера. Главное – это формирование у подростков позитивных внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию конструктивного поведения в рамках здорового образа жизни [5].

При проведении первичной профилактики большое значение имеет наличие первых признаков зависимого поведения от компьютера:

1) навязчивое желание деятельности за компьютером;

2) постоянное ожидание следующей работы за компьютером;

3) жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени за компьютером;

4) жалобы окружающих на то, что человек расходует слишком много денег на Интернет, на работу компьютера.



Вторичная профилактика представляет собой комплекс различных мероприятий (социальных, психологических, педагогических), направленных на предотвращение перехода психических и поведенческих нарушений подростка в хронические формы, а также на предупреждение возникновения вторичных дефектов [10].

М. И. Дрепа рассматривает вторичную профилактику компьютерной и Интернет – зависимости у подростков как комплексный процесс развития психологических характеристик личности, включающий три основных компонента:

1. Образовательный компонент, в рамках которого подростки получают знания о механизмах воздействия сети Интернет на человека, о причинах, клинических проявлениях, методах диагностики и последствиях компьютерной зависимости. Целью данного компонента профилактической деятельности является формирование у подростка понимания и осознания того, что происходит с человеком, имеющим компьютерную и Интернетзависимость.

2. Психологический компонент направлен на изменение психологических характеристик личности зависимых подростков, создание благоприятного доверительного климата в коллективе и их психологическую и социальную адаптацию. Основная цель реализации данного компонента – психолого педагогическая поддержка школьника; помощь в преодолении чувства тревоги, депрессии; формирование уверенности в себе, адекватной самооценки, стрессоустойчивости, нацеленности на успех в достижении поставленных задач.

3. Социальный компонент представляет собой оказание помощи в социальной и психологической адаптации подростков; формирование у них умения противостоять негативному влиянию; развитие навыков принятия рациональных решений, межличностного общения; актуализацию мотивов здорового образа жизни [3].

Планируя свою систему профилактической работы, Друзин В.Н. представляет ее структуру единством следующих компонентов:

- когнитивного (информационного);

- эмоционального (эмоционально-оценочного);

- поведенческого.

Когнитивный компонент профилактической деятельности отражает информационное наполнение превентивной системы. Участники профилактики должны получать достаточно достоверной информации по возникающим вопросам. Кроме того, участники должны обладать навыками оперирования информации, т.е. уметь добывать необходимую информацию, уметь ее анализировать, а также выделять причинно – следственные связи. Эмоциональный компонент обеспечивает формирование стойкого негативного отношения к заявленной проблеме. Согласовываясь с когнитивным компонентом, возможно формирование антипатии к данному явлению, построенное не на догадках, а подкрепленное достоверными данными.


И, наконец, поведенческий компонент интегрирует знания и навыки в определенный поведенческий акт, являющийся в той или иной степени реализованной целью деятельности профилактической системы [7].

В зависимости от используемых методов профилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно – психических расстройств.

Новосельцев В. И. выделяет следующие методы работы в деятельности по профилактике компьютерной аддикции:

1) информационный (обеспечение необходимой информацией по проблемам зависимостей от компьютерных и азартных игр у подростков);

2) метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций, способствующих расширению знаний путем обсуждения и анализа проблем, связанных с компьютерной зависимостью);

3) конструктивно-позитивный метод (организация и проведение тренингов и игр, направленных на повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, снижение уровня тревожности, повышение уверенности и т.п.)

Как утверждает Т. В. Боброва, профилактику компьютерной и Интернет зависимости у подростков необходимо понимать как субъект – субъектный процесс, направленный на формирование теоретической и практической готовности всех субъектов процесса профилактики [6]. Где субъектами будут выступать, непосредственно, сами подростки, их родители и педагоги школы. Так, исследователь подчеркивает, что в качестве педагогических условий организации профилактики компьютерной и Интернет – зависимости следует рассматривать обстоятельства и ситуации целенаправленного взаимодействия всех субъектов процесса профилактики в подготовке молодежи к освоению социально значимых средств преодоления сложных жизненных ситуаций. Эффективность профилактики компьютерной и Интернет – зависимости у подростков, по мнению исследователя, обеспечивают следующие педагогические условия:

- формирование ценностного отношения к условиям реальной действительности как результата и следствия социального опыта личности;

- использование потенциалов влияния подростковых (молодежных) общественных объединений;

- интеграция усилий социальных институтов по разработке и реализации профилактических программ для молодежи;


- подготовка кадров в молодежной среде для реализации профилактических программ;

- развитие волонтерского движения на базе молодежных общественных объединений [10].

Отсюда следует, что А. Е. Войскунский большое значение придает влиянию подростковых (молодежных) объединений на эффективность профилактики компьютерной и Интернет – зависимости и даже считает их основным педагогическим условием при осуществлении профилактической деятельности.

Итак, в ходе изучения и анализа различных источников по проблеме исследования мы выяснили, что под компьютерной зависимостью понимается патологическое пристрастие человека к времяпровождению за компьютером, его желание к использованию ресурсов, которые так или иначе связаны с компьютером. Также в ходе исследования нами были выявлены виды компьютерной зависимости и механизмы ее формирования, наиболее актуальные для подросткового возраста.

Из всего сказанного в первой главе, можно сделать вывод, что проблемой компьютерной зависимости стали интересоваться еще задолго до бурного развития информационно – коммуникативных технологий, однако психическим расстройством она была признана только в XXI веке.

На сегодняшний день доказано, что основным контингентом группы риска, наиболее подверженным формированию компьютерной зависимости, являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет, это объясняется тем, что в данный период развития нервная система еще неустойчива и легко поддается влиянию. Современные исследователи выделяют такие отличительные особенности зависимых подростков, как нарушенный режим питания, потеря чувства времени и ощущения реального мира. Для них характерно раздражение, в особенности при длительном отсутствии контакта с компьютером, эгоизм и проблемы в установлении взаимоотношений с окружающим социумом.

Среди основных причин развития зависимости от компьютера выделяют:

- отсутствие навыков самоконтроля;

- дефицит общения;

- стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир;

- низкая самооценка и неуверенность в своих силах, зависимость его от мнения окружающих;

- подражание, уход из реальности вслед за друзьями;

- родительская гиперопека/гипоопека.

Также известно, что компьютерная зависимость проявляется в различных формах: социализированная и индивидуализированная.