Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При социализированной форме компьютерной зависимости подросток поддерживает социальный контакт с обществом, пусть даже в основном с такими же игроками, как и он сам.
При индивидуализированной форме зависимости нарушаются не только нормальные человеческие особенности миропонимания и мировоззрения, но и взаимодействие с окружающим миром, социумом.
Таким образом, наличие у подростка данной проблемы требует комплексных профилактических мероприятий по предупреждению компьютерной зависимости или коррекционных действий в отношении уже сформировавшейся патологической привязанности.
Так, по мнению исследователей, эффективность профилактики компьютерной и Интернет – зависимости у подростков обеспечивают такие педагогические условия, как:
- формирование ценностного отношения к условиям реальной действительности как результата и следствия социального опыта личности;
- использование потенциалов влияния подростковых (молодежных) общественных объединений;
- интеграция усилий социальных институтов по разработке и реализации профилактических программ для молодежи;
- подготовка кадров в молодежной среде для реализации профилактических программ;
- развитие волонтерского движения на базе молодежных общественных объединений.
Таким образом, можно говорить о том, что профилактика компьютерных зависимостей сегодня – это сложная многоаспектная проблема, обусловленная множеством факторов, среди которых наибольшее значение имеют: личностные, социальные и семейные факторы.
2. Практическая часть
Реализация опытно – экспериментальной работы по профилактике компьютерной зависимости подростков в условиях общеобразовательной школы
Ход исследования
Первым этапом реализации опытно – экспериментальной работы была реализация констатирующего эксперимента, цель которого заключалась в выявлении у диагностируемых подростков признаков зависимости от компьютера и Интернета.
Диагностическая выборка: в эксперименте принимали участие учащиеся 7а класса в количестве 24 человек, из них 10 мальчиков и 14 девочек.
Возраст испытуемых: 12 – 13 лет.
Диагностический инструментарий:
-
Диагностический опросник Интернет – аддикций (ДИА) (А.Л. Катков, Ж. Ш. Аманова); -
Тест на Интернет – зависимость (Лоскутова В. А.); -
Анкета на выявление компьютерной зависимости у подростков «Компьютер в моей жизни».
Первая диагностика, которую мы использовали в ходе исследования – «Диагностический опросник Интернет – аддикций (ДИА)» А.Л. Каткова, Ж. Ш. Амановой. Данный опросник состоит из двух блоков вопросов, первый из которых определяет основную цель использования технических средств компьютера, Интернета (10 вопросов), а второй – уровень вовлечения в Интернет – зависимость 2-го типа (15 вопросов) [2]. Учащимся было предложено выбрать соответствующие утверждения, касающиеся, непосредственно, их состояния. В результате, самыми распространенными целями использования компьютера стали: выполнение учебной работы, общение с людьми (друзьями) и поиск новостей и различных интересных «приколов».
Результаты исследования
Данные исследования показывают нам, что по результатам проведенной диагностики 33, 3 % (8 человек) подростков набрали меньше 50 баллов – это свидетельствует о том, что у них нет Интернет – зависимости. Однако же, большинство подростков из диагностической выборки, а именно 54, 2 % (13 человек), очень много времени проводят в Интернете. Таким образом, можно говорить о наличии у них формирования Интернет – зависимости среднего уровня. И, наконец, на 12, 5 % (3 человека) из числа респондентов Интернет оказывает значительное влияние и является причиной некоторых проблем, – это указывает на то, что у этих учащихся зависимость от Интернета на сегодняшний день находится на высоком уровне, что не может не вызывать беспокойства.
По итогам анализа разработана программа снижения компьютерной зависимости среди подростков.
Таблица 1 - Программа снижения компьютерной зависимости среди подростков
| | | | | | |
Название мероприятия | Форма мероприятия | Цель мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные | Планируемые результаты |
| 1. Диагностический этап | |||||
Анкетирование Занятость во внеурочное время | индивидуальная, групповая | Диагностика интересов и видов деятельности учащихся во внеурочное время | Один раз в четверть | Ученики 5-11 классов | Классные руководители Социальный педагог | Занятость во неурочное время |
Проведение опроса «Игры в моей жизни» | индивидуальная | Выявить степень увлеченности виртуальными играми | Один раз в четверть | Учащиеся 5-11 кл. | Соц.педагог | Выявить учащихся склонных к компьютерной зависимости |
| 2. Формирующий этап | |||||
Вовлечение учащихся во внеурочную занятость | индивидуальная | Организация внеурочной занятости школьников в кружках, спортивных секциях | постоянно | Учащиеся 5-11 кл. | Классные руководители, педагоги доп.образования | Занятость в кружках и секциях |
Проблема компьютерной зависимости. | Заседание классных руководителей | Информирование классных руководителей о данной проблеме, выявление отношения к проблеме, степени достоверности имеющихся знаний | По графику | Классные руководители | Социальный педагог | Формирование тактики поведения |
| 3. Этап оценивания результатов и рефлексии | |||||
Проведение опроса «Игры в которые играют дети» | индивидуальная | Выявить степень востребованности настольных игр | Май | Учащиеся5-11 кл. | Классные руководители | анализа результатов эффективности |
Подведение итогов работы | | | | | | |
Данная программа позволит снизить компьютерную зависимость на 30%.
Вывод
Итак, по результатам анкеты нам удалось выяснить, что среднее количество времени, которое подростки проводят за компьютером, составляет не менее 3-часов в день. Однако среди ответов были, например, и такие: «сколько захочу», «почти весь день» и др. В то же время, 87, 5 % (21 человек) подростков не пренебрегают учебной деятельностью из–за компьютерных игр или социальных сетей. Далее мы выяснили, что 67 % (16 человек) подростков испытывают удовольствие, проводя время за компьютером, 20, 5 % (5 человек) ответили: «не очень» и только 12,5 % (3 человека) не испытывают удовольствия от времяпровождения за компьютером. На вопрос: «В каких социальных сетях ты зарегистрирован?» только два подростка (8,3 %) ответили: «не в каких». Оставшиеся 91,7 % (22 человека) подростков имеют свой аккаунт в социальной сети, а большинство из них сразу в нескольких. Вопрос творческого и полезного проведения досуга также является неотъемлемой частью жизни подростков. Поэтому мы поинтересовались, посещают ли они творческие кружки или спортивные секции. Результат показал, что 58, 3 % (14 человек) подростков посещают занятия дополнительного образования, соответственно, 41, 7 % (10 человек) не ходят не на какие кружки и секции.
В настоящее время феномен компьютерной зависимости изучен не в полной мере, однако он становится все более распространенным среди человечества и, в первую очередь, среди подрастающего поколения. Это объясняется тем, что именно в этом возрасте, психика человека больше всего подвержена различным отрицательным влияниям. А также с потребностью подростков найти свое место в жизни, утвердиться в социуме, и в то же время показать свою индивидуальность. Результат проделанного исследования позволяет сделать следующие выводы.
В формировании компьютерной зависимости участвуют два механизма: уход от реальности и принятие роли. Выделяют следующие стадии компьютерной зависимости: стадия легкой увлеченности, стадия увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности.
Заключение
Сейчас с трудом можно найти семью, в которой нет компьютера. Количество пользователей Интернет увеличивается с каждым годом по всему миру, в том числе и в России. Вся наша культура становится более зависимой от IT. Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей современной жизни. Большая часть детей проводит в них все свободное время. Здесь подростки ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности люди вступают в разнообразные отношения, получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы.
Польза социальных сетей для ребенка будет в первую очередь зависеть от его личности, которая в нежном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещенными» темами.
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
Главная опасность социальных сетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Ведь в социальной сети всё просто – напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Постепенно подросток отвыкает от человеческого общения. Незаметно для самого себя, а зачастую и для родителей.
Список литературы
-
Ахрямкина Т.А. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп: методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов / Т.А. Ахрямкина, И.Л. Матасова. – Самара, 2020. -
Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Новые информационные технологии и проблемы одаренности: Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева. – Москва, 2020. -
Баллонов И.М. Компьютер и подросток / И.М. Баллонов. – Москва, 2022. -
Боброва Т. В. Педагогические условия организации профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде / Т. В. Боброва. – Москва, 2021. -
Бредихина M.B. Педагогическая профилактика игровых зависимостей у подростков в образовательном учреждении / М.В. Бредихина. – Нижний Новгород, 2019. -
Войскунский // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. - № 4. -
Венгер А. Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития/ А.Л. Венгер. – Москва, 2020. -
Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект / А.В. Гордеева – Краснодар, 2019. -
Дрепа М.И. Знание. Понимание. Умение: Интернет – зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии. 2019.
10. Друзин В.Н. Проблема профилактики игровой компьютерной аддикции подростков / В.Н. Друзин // Инновации в образовании. – 2021. - № 5.