Файл: Лекция 2ч. Вопросы Понятие и виды методов административной деятельности полиции.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Меры поощрения (морального и материального стимулирования). Применяются в отношении граждан и внештатных сотрудников полиции, активно участвующих в охране общественного порядка, и в отношении сотрудников органов внутренних дел, образцово исполняющих свои служебные обязанности.

Система мер поощрения многообразна. Она включает государственные награды (ордена, медали, почетные звания), ведомственные медали и знаки, другие виды поощрений.

Так, за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений:

— объявление благодарности;

— выдача денежной премии;

— награждение ценным подарком;

— занесение в Книгу почета, на Доску почета;

— награждение Почетной грамотой;

— награждение нагрудным знаком;

— награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел;

— награждение именным оружием;

— досрочное присвоение очередного специального звания;

— присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов поощрений применяются также повышение размера стипендии и предоставление внеочередного увольнения из расположения учебного заведения.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее десяти лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

3. Меры общественного воздействия — это товарищеское влияние трудового коллектива, общественной организации на нарушителя.

К числу мер воздействия организационного характера следует отнести обучение, пропаганду, агитацию, обмен опытом. Большое влияние на граждан оказывают инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Убеждает организационная практика органов внутренних дел, пресс-конференции, выступления руководителей ОВД в средствах массовой информации, встречи руководителей с населением, информирование о достигнутых успехах и т. д.


Меры организационного характера можно объединить в две группы:

1. Меры, обеспечивающие гласность в деятельности полиции:

а) агитационно-пропагандистская работа (в частности, направленная на то, чтобы убедить население воздержаться от участия в митинге, либо по линии ГИБДД соблюдать правила дорожного движения);

б) выступление сотрудников полиции с докладами на правовые темы (организация вечеров вопросов и ответов, круглых столов);

в) встречи (брифинги, пресс-конференции) руководителей с представителями средств массовой информации для информирования об оперативной обстановке, результатах работы;

г) выступления в средствах массовой информации по вопросам борьбы с преступностью и административными правонарушениями;

д) опубликование статистики о состоянии преступности и общественного порядка;

е) отчеты отдельных категорий сотрудников полиции (например, участковых уполномоченных полиции) перед трудовыми коллективами о состоянии общественного порядка и другие.

2. Меры по организационно-массовой работе среди населения:

а) оказание организационной и методической помощи общественным формированиям, участвующим в охране общественного порядка;

б) координация деятельности общественных объединений, участвующих в охране общественного порядка;

в) обобщение практики и передового опыта конкретных коллективов;

г) подготовка информационных обзоров, рекомендаций и их распространение.

Применение органами внутренних дел отдельных видов убеждения нашло правовое закрепление в действующем законодательстве, в ведомственных актах, регламентирующих деятельность полиции.

Эффективность метода убеждения никогда не теряла своего значения. Соответствуя природе демократического правового государства, этот метод должен совершенствоваться и получать свое дальнейшее развитие.


3. Понятие и классификация мер административного
принуждения, применяемого полицией



Принуждение в административной деятельности полиции является таким воздействием, которое обеспечивает исполнение конкретными лицами установленных правил поведения независимо от того, желают они следовать этим правилам или нет. Оно направлено на то, чтобы заставить лицо совершить какие-либо действия, либо отказаться от совершения каких-либо действий вопреки его желанию.

Административное принуждение как отраслевой вид государственного принуждения — это метод государственного управления, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридических обязанностей лицами, в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности.

Основными признаками, характеризующими административное принуждение, в том числе применяемое полицией, являются следующие:

— административное принуждение применяется как реакция соответствующих органов и должностных лиц полиции на правонарушения либо общественно-опасные действия и явления. Поэтому основаниями применения данного вида государственного принуждения в административной деятельности полиции являются:

а) возникновение обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности;

б) совершение лицом административного правонарушения;

в) совершение лицом уголовно наказуемого деяния;

— содержание административного принуждения заключается в психологическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей. Суть мер административного принуждения сводится к правовым лишениям (к примеру, лишение специального права), обременениям (например, явка для регистрации в ОВД), правовому урону (уплата штрафа), причинению вреда (огнестрельного ранения) конкретному лицу. Их применение влечет наступление неблагоприятных последствий личного
, физического, имущественного или организационного характера;

— административное принуждение имеет государственно-властный характер, только государство в лице органов законодательной власти может устанавливать меры административного принуждения;

— административное принуждение имеет исключительно правовой характер, то есть меры административного принуждения применяются только на основе и в рамках закона уполномоченными на то должностными лицами, в том числе должностными лицами органов внутренних дел. Основания и порядок применения мер административного принуждения установлены административным и административно-процессуальным законодательством;

— административно-принудительному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и коллективные субъекты (организации). Используя терминологию КоАП РФ, можно сказать, что объектом административного принуждения могут быть как физические, так и юридические лица;

— административное принуждение применяется в большинстве случаев быстро и оперативно. Поэтому его реализация возможна без предварительной судебной оценки, устанавливающей законность применения той или иной меры административного принуждения. Порядок применения мер административного принуждения отличается относительной процессуальной простотой. К примеру, порядок назначения административных наказаний по сравнению с процессуальным регламентом уголовного и гражданского судопроизводства значительно проще и лишен относительно громоздкой процедуры;

— основной объем административного принуждения, применяемого полицией, реализуется сотрудниками подразделений полиции общественной безопасности при осуществлении административной деятельности.— административное принуждение применяется уполномоченными должностными лицами милиции в рамках внеслужебной подчиненности. Субъект административной власти и нарушитель непосредственно по службе друг другу не подчинены. Должностное лицо полиции является субъектом функциональной власти по отношению к нарушителю или обязанному лицу;

— с точки зрения содержания административного принуждения, применяемого полицией, отличительной его особенностью является наличие в арсенале полиции таких мер принуждения, как применение физической силы
, специальных средств, применение и использование огнестрельного оружия. Их наличие и применение в установленных случаях позволяет органам внутренних дел успешно решать поставленные перед ними задачи.

На основании этих признаков можно дать следующее определение административному принуждению — это метод воздействия на сознание и поведение людей (граждан и должностных лиц), выражающийся в применении сотрудниками полиции установленных нормами административного и административно-процессуального права принудительных мер психологического, физического, материального и организационного характера, направленных на неукоснительное выполнение физическими и юридическими лицами правовых обязанностей при возникновении обстоятельств, угрожающих общественной безопасности или безопасности личности или в связи с совершением административно или уголовно наказуемых деяний в целях обеспечения безопасности жизнедеятельности общества, предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.

Административное принуждение, применяемое полицией, единое по своей сущности, не исключает определенной дифференциации его на отдельные виды. Разнородность общественных отношений, регулируемых правом, многообразие посягательств на эти отношения обусловливает необходимость применения в целях их охраны различных видов государственного принуждения, отличающихся по своему содержанию, основаниям и порядку реализации.

Исходя из целей применения, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы:

— меры административного предупреждения;

— меры административного пресечения;

— меры административно-процессуального обеспечения;

— меры административной ответственности (административные наказания).

Отдельные меры, применяемые полицией, одинаковые по названию, но имеющие различное целевое назначение и основания их применения (например, проверка документов, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие предметов, средств и веществ и др.), могут входить в состав разных групп.