Файл: Реферат Педагогические условия нравственного воспитания детей.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
15.
Е.В. Матюхина полагает, что именно нравственное воспитание «играет решающую роль в дальнейшем формировании личности ребенка, так как оказывает непосредственное влияние на главные составляющие компонента развития личности, а именно: умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие», причем «нравственное воспитание дошкольников формируются в тесном тандеме с нравственным поведением»16.
Т.Г. Ханова и Н.В. Вялова считают, что «до семи лет определяется направленность личности, первые моральные установки и принципы...», а «в процессе нравственного воспитания складывается гуманное отношение к окружающему миру, общая направленность личности, система значимых ценностей, мировоззрение, саморегуляция, что, в конечном итоге, способствует формированию нравственно ценных привычек поведения ..., проявляется в сопереживании, сочувствии, доброте, отзывчивости». Эти авторы видят возможность нравственного воспитания «во всех сферах деятельности детей»17.
О.Г. Терещенко заостряет внимание на необходимость формирования гуманистической направленности общения в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения: «Именно в коллективе детей, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственной личности. Утверждению в сознании ребенка гуманистических чувств, способствует участие ребенка в групповом взаимодействии»18. «Накопленный нравственный опыт ребёнка активизируется, когда рядом с ним находится партнер по игре»19.
О необходимости гуманистической направленности общения дошкольников говорит и Н.А. Колесова, полагая, что сегодня «часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательного отношения друг к другу, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми, в связи с чем современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы»20.
Заметим, что, несмотря на множество подходов к вопросу нравственного воспитания детей, всё ещё недостаточно выяснены «механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, ... ресурсы для совершенствования ... его формирования»21, т.е. «проблема развития нравственности в дошкольной педагогике остаётся неразрешенной»
22.
Заключение
Таким образом, важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании этических категорий. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает знания о мире, в первую очередь, через игры и игровые занятия, которые очень разнообразны. Эффективное средство нравственного воспитания и развития личности дошкольника - игра-драматизация. В такой игре дети учатся брать на себя роли, обыгрывают жизненные ситуации, стараются подражать взрослым, общаются, тем самым усваивая нравственные нормы и правила. Посредством игры-драматизации устанавливаются положительные стереотипы нравственного поведения. Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с этическими ценностями окружающего их мира.
Список использованных источников
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2012 (№303); 09.12.2022 (№279); Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. - 08.06.2015 (№ 122); Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 25.11.2013 (№265); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019; и др.
2 Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста: аспекты теории и практики // Специальное образование. - 2018. - №4. - С. 136.
3 Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 44-45.
4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2020. - С. 246.
5 Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого; она является важной стороной нравственного развития человека.
6 Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.
7 Высоцкая А.В., Газизова Ф.С. Формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Вестник науки. - 2022. - Т. 1. № 6 (51). - С. 21.
8 Сензитивность - восприимчивость к чужим и собственным переживаниям, эмоциям и прочим ощущениям.
9 Новикова Г.В. Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 484.
10 Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Указ. статья. - С. 135, 137.
11 Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (27). - С. 10.
12 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие // https://dou4.aramilgo.ru/kats/obr/1489140393/. Дата обращения 22.12.2022.
13 Демахина Ю.А. Игра-драматизация как средство ознакомления детей с традициями русского народа // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2022. - № 5 (69). - С. 142.
14 Веретенникова В.Б. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Русайнс, 2022. - С. 5
15 Божович Л.И. Указ. соч. - С. 223.
16 Матюхина Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. - 2020. - № 5. - С. 155.
17 Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 362.
18 Терещенко О.Г. Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. - 2018. - № 10 (32). - С. 58.
19 Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Указ. статья. - С. 363.
20 Колесова Н.А. Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 7. - С. 94.
21 Новикова Г.В. Указ. статья. - С. 489.
22 Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/for-mirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.
Е.В. Матюхина полагает, что именно нравственное воспитание «играет решающую роль в дальнейшем формировании личности ребенка, так как оказывает непосредственное влияние на главные составляющие компонента развития личности, а именно: умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие», причем «нравственное воспитание дошкольников формируются в тесном тандеме с нравственным поведением»16.
Т.Г. Ханова и Н.В. Вялова считают, что «до семи лет определяется направленность личности, первые моральные установки и принципы...», а «в процессе нравственного воспитания складывается гуманное отношение к окружающему миру, общая направленность личности, система значимых ценностей, мировоззрение, саморегуляция, что, в конечном итоге, способствует формированию нравственно ценных привычек поведения ..., проявляется в сопереживании, сочувствии, доброте, отзывчивости». Эти авторы видят возможность нравственного воспитания «во всех сферах деятельности детей»17.
О.Г. Терещенко заостряет внимание на необходимость формирования гуманистической направленности общения в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения: «Именно в коллективе детей, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственной личности. Утверждению в сознании ребенка гуманистических чувств, способствует участие ребенка в групповом взаимодействии»18. «Накопленный нравственный опыт ребёнка активизируется, когда рядом с ним находится партнер по игре»19.
О необходимости гуманистической направленности общения дошкольников говорит и Н.А. Колесова, полагая, что сегодня «часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательного отношения друг к другу, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми, в связи с чем современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы»20.
Заметим, что, несмотря на множество подходов к вопросу нравственного воспитания детей, всё ещё недостаточно выяснены «механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, ... ресурсы для совершенствования ... его формирования»21, т.е. «проблема развития нравственности в дошкольной педагогике остаётся неразрешенной»
22.
Заключение
Таким образом, важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании этических категорий. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает знания о мире, в первую очередь, через игры и игровые занятия, которые очень разнообразны. Эффективное средство нравственного воспитания и развития личности дошкольника - игра-драматизация. В такой игре дети учатся брать на себя роли, обыгрывают жизненные ситуации, стараются подражать взрослым, общаются, тем самым усваивая нравственные нормы и правила. Посредством игры-драматизации устанавливаются положительные стереотипы нравственного поведения. Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с этическими ценностями окружающего их мира.
Список использованных источников
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2012 (№303); 09.12.2022 (№279). -
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. - 08.06.2015 (№ 122). -
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 25.11.2013 (№265); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019; и др. -
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2020. - 446 с. -
Веретенникова В.Б. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Русайнс, 2022. - 87 с. -
Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 44-49. -
Высоцкая А.В., Газизова Ф.С. Формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Вестник науки. - 2022. - Т. 1. № 6 (51). - С. 19-24. -
Демахина Ю.А. Игра-драматизация как средство ознакомления детей с традициями русского народа // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2022. - № 5 (69). - С. 142-146. -
Колесова Н.А. Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 7. - С. 93-95. -
Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста: аспекты теории и практики // Специальное образование. - 2018. - №4. - С. 135-143. -
Матюхина Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. - 2020. - № 5. - С. 154-156. -
Новикова Г.В. Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 482-490. -
Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (27). - С. 10-13. -
Терещенко О.Г. Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. - 2018. - № 10 (32). - С. 58-61. -
Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 362-364. -
Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер. - М.: МГУ, 2020. - 126 с. -
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие // https://dou4.aramilgo.ru/kats/obr/1489140393/. Дата обращения 22.12.2022. -
Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2012 (№303); 09.12.2022 (№279); Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. - 08.06.2015 (№ 122); Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 25.11.2013 (№265); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019; и др.
2 Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста: аспекты теории и практики // Специальное образование. - 2018. - №4. - С. 136.
3 Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 44-45.
4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2020. - С. 246.
5 Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого; она является важной стороной нравственного развития человека.
6 Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.
7 Высоцкая А.В., Газизова Ф.С. Формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Вестник науки. - 2022. - Т. 1. № 6 (51). - С. 21.
8 Сензитивность - восприимчивость к чужим и собственным переживаниям, эмоциям и прочим ощущениям.
9 Новикова Г.В. Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 484.
10 Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Указ. статья. - С. 135, 137.
11 Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (27). - С. 10.
12 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие // https://dou4.aramilgo.ru/kats/obr/1489140393/. Дата обращения 22.12.2022.
13 Демахина Ю.А. Игра-драматизация как средство ознакомления детей с традициями русского народа // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2022. - № 5 (69). - С. 142.
14 Веретенникова В.Б. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Русайнс, 2022. - С. 5
15 Божович Л.И. Указ. соч. - С. 223.
16 Матюхина Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. - 2020. - № 5. - С. 155.
17 Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 362.
18 Терещенко О.Г. Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. - 2018. - № 10 (32). - С. 58.
19 Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Указ. статья. - С. 363.
20 Колесова Н.А. Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 7. - С. 94.
21 Новикова Г.В. Указ. статья. - С. 489.
22 Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/for-mirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.