Файл: 1. Первый этап развития философского мировоззрения получил название.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 2077

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кейс-задания (3 блок)

1

«Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают куклы. Прежде всего, разве ты думаешь, что находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную передними стену пещеры?» (Платон)

1.Утверждая, что реальность, доступная людям — это всего лишь «тени, отбрасываемые огнём на стену», автор отрывка отстаивает позицию …

●идеализма    материализма

эсхатологизма    скептицизма

2.Данный отрывок взят из произведения, известного современному читателю как «Миф о _____________» Введите ответ ( ●пещере).

3.Ограниченность и ложность окружающей нас реальности автор отрывка показывает с помощью таких аллегорических образов как …(2 варианта)

между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая высокой стеной

●фокусники поверх ширмы показывают кукол

с малых лет у них на ногах и шее оковы, так что людям не двинуться с места...

●разве ты думаешь, что люди что-нибудь видят, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную передними стену пещеры?

2

«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность и последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени... Все явления могут исчезнуть, само же время ...устранить нельзя... Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И.Кант)

«Время — атрибут материи, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему». 
(Т.С. Милюхин)

1.Концепция, с точки зрения которой И.Кант рассматривает время, называется …

● гносеологической    реляционной

субстанциальной    материалистической

2.Представление о времени, изложенное Милюхиным, вписывается в _____концепцию.

Введите ответ. (● субстанциальную)

3.Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются...(не менее 2 вариантов -3)

● длительность      необратимость

● абсолютность     ● априорность

3

«В человеке рядом с философией присутствуют и другие деятельности: научная, художественная, религиозная. Докажем их различие от предмета, нас занимающего.

Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Науке принадлежит и факт, ещё не осмысленный, не соглашённый с прочими, не вошедший в теорию, не уяснённый гипотезой. Научная деятельность вся поглощена собиранием фактов и определением их относительной вероятности. Философия не есть наука; она есть только деятельность строящая науку, и без неё бы не существовало ни одной науки.

Искусство преследует красоту, стройную форму, оживлённую пафосом художника: форма здесь существенное и только поэтому влечёт за собой пафос, что художник — живая личность, полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для неё самое важное — содержание; форма должна ему подчиниться, к нему приладиться. Философия не искусство, но без неё не было бы ни одного прекрасного произведения, не существовало бы патетизма, а лишь стройные этюды разных родов.

Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от неё по состоянию духа личностей: вера есть существенный признак одной, критика — необходимое условие другой». (П.Л.Лавров)

1.В отличие от художественной деятельности, философию интересует(-ют)...

● содержание   факты

вера     форма

2.В отличие от религии, существенным свойством философии является... (Введите ответ -   ●критика)

3.По мнению автора, наука направлена на... (не менее 2)

 ●определение их относительной вероятности

осмысление нравственного начала в человеке



абсолютизацию знания

 ●собирание фактов

4

«Странное дело, но в наш век, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности нив чьих-либо глазах, ни на деле. Полагаю, что причина этого — бесконечные словопрения, которыми её окружили. Глубоко ошибаются те, кто изображает её недоступною для детей, с нахмуренным челом, большими косматыми бровями, внушающей страх. Кто напялил на неё эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал — шаловливого... Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; она не может равным образом не переделать по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей, соответственно, исполненную достоинства гордость, выражение удовлетворения и добродушия». (М.Монтень)

1.В приведённом отрывке М.Монтень повествует о...

схоластике     ● философии

технике     науке

2.Жанр, в котором автор излагает текст, называется .. . (введите ответ - ● эссе )

3.По мнению автора, «душа, вместившая в себя философию», придаёт нашей внешности такие черты как … (не менее 2)

привередливость    ● достоинство

унылость      ● удовлетворённость

5

«Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными или закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием. В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становилось образование. В постиндустриальном обществе элита — это элита знающих людей. Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью — исследовательских организаций, университетов и т.п., - но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы всё теснее переплетаются с техническими проблемами, «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать да или нет. (Д.Белл)


1.В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является...

политическая принадлежность   родство

материальный достаток     ●образование

2.Автор называет новый тип общества...

авторитарным     тоталитарным

аристократическим    ● информационным

3.Элита знания обладает в новом типе общества следующими возможностями ….. (не менее 2)

● консультировать политическую элиту   обладать реальной властью в обществе

диктовать свою идеологию       ● предлагать возможные решения проблем

исследовать проблемы развития     принимать политические решения

6

Вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырёх следующих, лишь бы только я принял твёрдое решение постоянно соблюдать их без единого отступления. Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе — делить каждую из рассматриваемых мной трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье — располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням до познания наиболее сложных допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. (Р.Декарт)

1.В целом приведённый отрывок посвящён …

универсализации гуманитарного знания    обновления законов и принципов логики

● поиска универсального метода научного познания  поиска универсального критерия истинности знания

  1.  Требование «делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы  лучше их разрешить» в современной науке соответствует методу … (введите ответ -  ● анализ)

  1.  На современном этапе развития философии вопрос, поставленный в данном отрывке, решается в таких разделах философского знания как …

●гносеология   ● методология

аксиология    историософия

7

1) «Для ...вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы... Для неё вещь или существует, или не существует, и точно также вещь не может быть сама собой  и в то же время иной...


2)Для ...же, для которой существенно то, что она берёт вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, - такие процессы... лишь подтверждают её собственный метод исследования... Итак, точное представление о Вселенной, о её развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только …  путём, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными и регрессивными изменениями». (К.Маркс, Ф.Энгельс)

1.Философское учение, рассматривающее «вещи и их мысленные отражения» как отдельные,  неизменные, застывшие, раз и навсегда данные предметы» называется...

метафизикой    плюрализмом

● материализмом   диалектикой

2.Во втором отрывке авторы говорят о таком методе исследования как … (введите ответ - ● диалектический )

3.Диалектический метод предполагает рассмотрение мира и его развитие через..(не менее 2)

● прогресс и регресс      догматизм и эклектичность

● возникновение и исчезновение   статичность и умозрительность мира

8

Быть похожим на утёс, о который непрестанно бьётся волна; он стоит, - и разгорячённая влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлён, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Так запомни на будущее — во всём, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это — несчастье, а мужественно переносить это — счастье. (Марк Аврелий)

1.Данный отрывок отражает нравственную позицию школы …

киников     ● стоицизма

марксизма    фрейдизма

2.Представленный отрывок, принадлежащий перу Марка Аврелия, появляется в период _______ философии (введите ответ —  ● античной (эллинско-римской) ).

3.Данный отрывок можно отнести к этической позиции эвдемонизма, так как в нём утверждается, что …

● счастлив я, что со мной такое случилось  ● мужественно переносить это — счастье

перед будущим не робею      несчастный я, такое со мной случилось

9

«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живём. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определённое окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещён, - это не только окружающий меня фон, но и моё тело, моя душа. Я — это не моё тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить — независимо от того, больное оно или здоровое. Но я — и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на неё расчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я — это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нём себя, оставляя на нём свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на моё воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его — в другом».