Файл: 1. Первый этап развития философского мировоззрения получил название.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 2077
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кейс-задания (3 блок)
1
«Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают куклы. Прежде всего, разве ты думаешь, что находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную передними стену пещеры?» (Платон)
1.Утверждая, что реальность, доступная людям — это всего лишь «тени, отбрасываемые огнём на стену», автор отрывка отстаивает позицию …
●идеализма материализма
эсхатологизма скептицизма
2.Данный отрывок взят из произведения, известного современному читателю как «Миф о _____________» Введите ответ ( ●пещере).
3.Ограниченность и ложность окружающей нас реальности автор отрывка показывает с помощью таких аллегорических образов как …(2 варианта)
между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая высокой стеной
●фокусники поверх ширмы показывают кукол
с малых лет у них на ногах и шее оковы, так что людям не двинуться с места...
●разве ты думаешь, что люди что-нибудь видят, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную передними стену пещеры?
2
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность и последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени... Все явления могут исчезнуть, само же время ...устранить нельзя... Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И.Кант)
«Время — атрибут материи, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему».
(Т.С. Милюхин)
1.Концепция, с точки зрения которой И.Кант рассматривает время, называется …
● гносеологической реляционной
субстанциальной материалистической
2.Представление о времени, изложенное Милюхиным, вписывается в _____концепцию.
Введите ответ. (● субстанциальную)
3.Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются...(не менее 2 вариантов -3)
● длительность необратимость
● абсолютность ● априорность
3
«В человеке рядом с философией присутствуют и другие деятельности: научная, художественная, религиозная. Докажем их различие от предмета, нас занимающего.
Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Науке принадлежит и факт, ещё не осмысленный, не соглашённый с прочими, не вошедший в теорию, не уяснённый гипотезой. Научная деятельность вся поглощена собиранием фактов и определением их относительной вероятности. Философия не есть наука; она есть только деятельность строящая науку, и без неё бы не существовало ни одной науки.
Искусство преследует красоту, стройную форму, оживлённую пафосом художника: форма здесь существенное и только поэтому влечёт за собой пафос, что художник — живая личность, полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для неё самое важное — содержание; форма должна ему подчиниться, к нему приладиться. Философия не искусство, но без неё не было бы ни одного прекрасного произведения, не существовало бы патетизма, а лишь стройные этюды разных родов.
Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от неё по состоянию духа личностей: вера есть существенный признак одной, критика — необходимое условие другой». (П.Л.Лавров)
1.В отличие от художественной деятельности, философию интересует(-ют)...
● содержание факты
вера форма
2.В отличие от религии, существенным свойством философии является... (Введите ответ - ●критика)
3.По мнению автора, наука направлена на... (не менее 2)
●определение их относительной вероятности
осмысление нравственного начала в человеке
абсолютизацию знания
●собирание фактов
4
«Странное дело, но в наш век, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности нив чьих-либо глазах, ни на деле. Полагаю, что причина этого — бесконечные словопрения, которыми её окружили. Глубоко ошибаются те, кто изображает её недоступною для детей, с нахмуренным челом, большими косматыми бровями, внушающей страх. Кто напялил на неё эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал — шаловливого... Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; она не может равным образом не переделать по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей, соответственно, исполненную достоинства гордость, выражение удовлетворения и добродушия». (М.Монтень)
1.В приведённом отрывке М.Монтень повествует о...
схоластике ● философии
технике науке
2.Жанр, в котором автор излагает текст, называется .. . (введите ответ - ● эссе )
3.По мнению автора, «душа, вместившая в себя философию», придаёт нашей внешности такие черты как … (не менее 2)
привередливость ● достоинство
унылость ● удовлетворённость
5
«Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными или закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием. В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становилось образование. В постиндустриальном обществе элита — это элита знающих людей. Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью — исследовательских организаций, университетов и т.п., - но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы всё теснее переплетаются с техническими проблемами, «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать да или нет. (Д.Белл)
1.В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является...
политическая принадлежность родство
материальный достаток ●образование
2.Автор называет новый тип общества...
авторитарным тоталитарным
аристократическим ● информационным
3.Элита знания обладает в новом типе общества следующими возможностями ….. (не менее 2)
● консультировать политическую элиту обладать реальной властью в обществе
диктовать свою идеологию ● предлагать возможные решения проблем
исследовать проблемы развития принимать политические решения
6
Вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырёх следующих, лишь бы только я принял твёрдое решение постоянно соблюдать их без единого отступления. Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе — делить каждую из рассматриваемых мной трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье — располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням до познания наиболее сложных допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. (Р.Декарт)
1.В целом приведённый отрывок посвящён …
универсализации гуманитарного знания обновления законов и принципов логики
● поиска универсального метода научного познания поиска универсального критерия истинности знания
●гносеология ● методология
аксиология историософия
7
1) «Для ...вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы... Для неё вещь или существует, или не существует, и точно также вещь не может быть сама собой и в то же время иной...
2)Для ...же, для которой существенно то, что она берёт вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, - такие процессы... лишь подтверждают её собственный метод исследования... Итак, точное представление о Вселенной, о её развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только … путём, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными и регрессивными изменениями». (К.Маркс, Ф.Энгельс)
1.Философское учение, рассматривающее «вещи и их мысленные отражения» как отдельные, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные предметы» называется...
метафизикой плюрализмом
● материализмом диалектикой
2.Во втором отрывке авторы говорят о таком методе исследования как … (введите ответ - ● диалектический )
3.Диалектический метод предполагает рассмотрение мира и его развитие через..(не менее 2)
● прогресс и регресс догматизм и эклектичность
● возникновение и исчезновение статичность и умозрительность мира
8
Быть похожим на утёс, о который непрестанно бьётся волна; он стоит, - и разгорячённая влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлён, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Так запомни на будущее — во всём, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это — несчастье, а мужественно переносить это — счастье. (Марк Аврелий)
1.Данный отрывок отражает нравственную позицию школы …
киников ● стоицизма
марксизма фрейдизма
2.Представленный отрывок, принадлежащий перу Марка Аврелия, появляется в период _______ философии (введите ответ — ● античной (эллинско-римской) ).
3.Данный отрывок можно отнести к этической позиции эвдемонизма, так как в нём утверждается, что …
● счастлив я, что со мной такое случилось ● мужественно переносить это — счастье
перед будущим не робею несчастный я, такое со мной случилось
9
«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живём. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определённое окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещён, - это не только окружающий меня фон, но и моё тело, моя душа. Я — это не моё тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить — независимо от того, больное оно или здоровое. Но я — и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на неё расчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я — это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нём себя, оставляя на нём свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на моё воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его — в другом».
1
«Представь, что люди находятся как бы в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю её длину тянется широкий просвет. С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая, представь, невысокой стеной, вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают куклы. Прежде всего, разве ты думаешь, что находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, своё или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную передними стену пещеры?» (Платон)
1.Утверждая, что реальность, доступная людям — это всего лишь «тени, отбрасываемые огнём на стену», автор отрывка отстаивает позицию …
●идеализма материализма
эсхатологизма скептицизма
2.Данный отрывок взят из произведения, известного современному читателю как «Миф о _____________» Введите ответ ( ●пещере).
3.Ограниченность и ложность окружающей нас реальности автор отрывка показывает с помощью таких аллегорических образов как …(2 варианта)
между огнём и узниками проходит верхняя дорога, ограждённая высокой стеной
●фокусники поверх ширмы показывают кукол
с малых лет у них на ногах и шее оковы, так что людям не двинуться с места...
●разве ты думаешь, что люди что-нибудь видят, кроме теней, отбрасываемых огнём на расположенную передними стену пещеры?
2
«Время не есть эмпирическое понятие, выводимое из какого-нибудь опыта. В самом деле, одновременность и последовательность даже не воспринималась бы, если бы в основе не лежало априорное представление о времени... Все явления могут исчезнуть, само же время ...устранить нельзя... Время есть необходимое представление, лежащее в основе всех созерцаний». (И.Кант)
«Время — атрибут материи, всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Время не существует само по себе, вне материальных изменений; точно так же невозможно существование материальных систем и процессов, не обладающих длительностью, не изменяющихся от прошлого к будущему».
(Т.С. Милюхин)
1.Концепция, с точки зрения которой И.Кант рассматривает время, называется …
● гносеологической реляционной
субстанциальной материалистической
2.Представление о времени, изложенное Милюхиным, вписывается в _____концепцию.
Введите ответ. (● субстанциальную)
3.Согласно реляционной концепции, основными характеристиками времени являются...(не менее 2 вариантов -3)
● длительность необратимость
● абсолютность ● априорность
3
«В человеке рядом с философией присутствуют и другие деятельности: научная, художественная, религиозная. Докажем их различие от предмета, нас занимающего.
Наука есть сумма сведений, проникнутых философским мышлением, но в ней главный интерес в сведениях, в фактах, а не в их построении. Науке принадлежит и факт, ещё не осмысленный, не соглашённый с прочими, не вошедший в теорию, не уяснённый гипотезой. Научная деятельность вся поглощена собиранием фактов и определением их относительной вероятности. Философия не есть наука; она есть только деятельность строящая науку, и без неё бы не существовало ни одной науки.
Искусство преследует красоту, стройную форму, оживлённую пафосом художника: форма здесь существенное и только поэтому влечёт за собой пафос, что художник — живая личность, полнота содержания не нужна, воплощения одной жизненной черты достаточно, чтобы оживить форму. Философия преследует тоже форму, но соответствующую содержанию. Для неё самое важное — содержание; форма должна ему подчиниться, к нему приладиться. Философия не искусство, но без неё не было бы ни одного прекрасного произведения, не существовало бы патетизма, а лишь стройные этюды разных родов.
Религиозная деятельность довольно сходна с философской по своим целям, но резко отличается от неё по состоянию духа личностей: вера есть существенный признак одной, критика — необходимое условие другой». (П.Л.Лавров)
1.В отличие от художественной деятельности, философию интересует(-ют)...
● содержание факты
вера форма
2.В отличие от религии, существенным свойством философии является... (Введите ответ - ●критика)
3.По мнению автора, наука направлена на... (не менее 2)
●определение их относительной вероятности
осмысление нравственного начала в человеке
абсолютизацию знания
●собирание фактов
4
«Странное дело, но в наш век, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности нив чьих-либо глазах, ни на деле. Полагаю, что причина этого — бесконечные словопрения, которыми её окружили. Глубоко ошибаются те, кто изображает её недоступною для детей, с нахмуренным челом, большими косматыми бровями, внушающей страх. Кто напялил на неё эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал — шаловливого... Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; она не может равным образом не переделать по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей, соответственно, исполненную достоинства гордость, выражение удовлетворения и добродушия». (М.Монтень)
1.В приведённом отрывке М.Монтень повествует о...
схоластике ● философии
технике науке
2.Жанр, в котором автор излагает текст, называется .. . (введите ответ - ● эссе )
3.По мнению автора, «душа, вместившая в себя философию», придаёт нашей внешности такие черты как … (не менее 2)
привередливость ● достоинство
унылость ● удовлетворённость
5
«Каждое из известных нам обществ делилось по тому или иному признаку на элиту и массы. С другой стороны, общество бывает открытым или закрытым. В прошлом большинство обществ были элитарными или закрытыми в том смысле, что аристократия была чрезвычайно замкнутым сословием. В противоположность этому современные общества стали открытыми, при этом по мере того как знания и техническая компетентность становились непременным условием для входа в элиту, основой процесса для такого продвижения становилось образование. В постиндустриальном обществе элита — это элита знающих людей. Такая элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью — исследовательских организаций, университетов и т.п., - но в мире большой политики она обладает не более чем влиянием. Постольку, поскольку политические вопросы всё теснее переплетаются с техническими проблемами, «элита знания» может ставить проблемы, инициировать новые вопросы и предлагать технические решения для возможных ответов, но она не обладает властью сказать да или нет. (Д.Белл)
1.В постиндустриальном обществе условием принадлежности к элите является...
политическая принадлежность родство
материальный достаток ●образование
2.Автор называет новый тип общества...
авторитарным тоталитарным
аристократическим ● информационным
3.Элита знания обладает в новом типе общества следующими возможностями ….. (не менее 2)
● консультировать политическую элиту обладать реальной властью в обществе
диктовать свою идеологию ● предлагать возможные решения проблем
исследовать проблемы развития принимать политические решения
6
Вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырёх следующих, лишь бы только я принял твёрдое решение постоянно соблюдать их без единого отступления. Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе — делить каждую из рассматриваемых мной трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье — располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням до познания наиболее сложных допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. (Р.Декарт)
1.В целом приведённый отрывок посвящён …
универсализации гуманитарного знания обновления законов и принципов логики
● поиска универсального метода научного познания поиска универсального критерия истинности знания
-
Требование «делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить» в современной науке соответствует методу … (введите ответ - ● анализ)
-
На современном этапе развития философии вопрос, поставленный в данном отрывке, решается в таких разделах философского знания как …
●гносеология ● методология
аксиология историософия
7
1) «Для ...вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы... Для неё вещь или существует, или не существует, и точно также вещь не может быть сама собой и в то же время иной...
2)Для ...же, для которой существенно то, что она берёт вещи и их умственные отражения в их взаимной связи, в их сцеплении, в их движении, в их возникновении и исчезновении, - такие процессы... лишь подтверждают её собственный метод исследования... Итак, точное представление о Вселенной, о её развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только … путём, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными и регрессивными изменениями». (К.Маркс, Ф.Энгельс)
1.Философское учение, рассматривающее «вещи и их мысленные отражения» как отдельные, неизменные, застывшие, раз и навсегда данные предметы» называется...
метафизикой плюрализмом
● материализмом диалектикой
2.Во втором отрывке авторы говорят о таком методе исследования как … (введите ответ - ● диалектический )
3.Диалектический метод предполагает рассмотрение мира и его развитие через..(не менее 2)
● прогресс и регресс догматизм и эклектичность
● возникновение и исчезновение статичность и умозрительность мира
8
Быть похожим на утёс, о который непрестанно бьётся волна; он стоит, - и разгорячённая влага затихает вокруг него. Несчастный я, такое со мной случилось! Нет! Счастлив я, что со мной такое случилось, а я по-прежнему беспечален, настоящим не уязвлён, перед будущим не робею. Случиться-то с каждым могло подобное, но беспечальным остаться сумел бы не всякий. Так запомни на будущее — во всём, что наводит на тебя печаль, надо опираться на такое положение: не это — несчастье, а мужественно переносить это — счастье. (Марк Аврелий)
1.Данный отрывок отражает нравственную позицию школы …
киников ● стоицизма
марксизма фрейдизма
2.Представленный отрывок, принадлежащий перу Марка Аврелия, появляется в период _______ философии (введите ответ — ● античной (эллинско-римской) ).
3.Данный отрывок можно отнести к этической позиции эвдемонизма, так как в нём утверждается, что …
● счастлив я, что со мной такое случилось ● мужественно переносить это — счастье
перед будущим не робею несчастный я, такое со мной случилось
9
«Существование означает, прежде всего, такое состояние, когда мы обречены осуществить проект, каковым мы являемся в данных обстоятельствах. Нам не суждено, не дано выбирать мир или обстоятельства, в которых мы живём. Наоборот, без какого-либо согласия с нашей стороны мы раз и навсегда ввергнуты в определённое окружение, в мир, который присутствует здесь и сейчас. Данный мир или обстоятельства, в которые я вмещён, - это не только окружающий меня фон, но и моё тело, моя душа. Я — это не моё тело, ибо с ним я встречаюсь и должен жить — независимо от того, больное оно или здоровое. Но я — и не моя душа, поскольку сам встречаюсь с ней и вынужден на неё расчитывать, чтобы жить, хотя иногда она меня сильно подводит из-за безволия и беспамятства. И тело, и душа суть вещи, а я отнюдь не вещь. Я — это драма, это борьба за то, чтобы стать тем, кем я должен стать. И это стремление, и эта программа, которые составляют наше «Я», прорываются в мир, запечатлевая в нём себя, оставляя на нём свой особый оттиск, а сам мир в свою очередь отвечает на моё воздействие, воспринимая или, наоборот, отвергая его, то есть потворствуя такому стремлению в одном и затрудняя его — в другом».