Файл: Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов образовательной программы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
После нормативно-правовых актов оформляется научная литература в алфавитном порядке. Образцы библиографических записей по ГОСТ Р 7.0.5 -
2008.
Если у документа (книги, статьи и т. д.) один, два или три автора, перед заглавием пишется только первый из них, после фамилии инициалы. В сведе- ниях об ответственности (после заглавия за косой чертой) записываются все авторы: один, два, три – в той форме, как в документе, как правило, инициалы перед фамилией.
Если у документа более трех авторов, он записывается как заглавие, то есть все авторы пишутся в сведениях об ответственности.
При необходимости их количество сокращают. При этом в сведениях об ответственности приводят не более четырех фамилий авторов. Если авторов более четырех, приводят фамилии трех с добавлением слов «и др.».
Научная литература должна быть актуальной (не старше 5 лет). Книги, из- данные в двухтысячных годах и ранее, включаются в список литературы в объеме не более 30 % и только в случае, если это обусловлено логикой исследования
(например, когда вопрос рассматривается в ретроспективе).
При оформлении материалов правоприменительной практики сначала пе- речисляются опубликованные, а затем неопубликованные дела федеральных судов, судов субъектов РФ, правоохранительных органов, материалы нотари- альной практики и т. п.
Все даты следует писать арабскими цифрами, причем день месяца и месяц
– двумя парами арабских цифр, разделенными точкой, а год – четырьмя араб- скими цифрами. Например, дату 5 января 2003 года следует писать так:
05.01.2003.
Библиографическое описание производится в соответствии с ГОСТ 7.0.5.
- 2008 (Приложение 5).
3.1.3. Оформление сносок
Цитируемый текст заключается в кавычки. Цитировать можно лишь изучен- ные автором первоисточники, поэтому цитирование по работам других авторов недопустимо.
Сноски, расположенные непосредственно под текстом, отделяются от основ- ного текста чертой и имеют сквозную нумерацию, единую для всей выпускной ква- лификационной работы. Нумерация проводится арабскими цифрами.
Цитируемый источник дается в полном (или неполном) библиографическом описании с указанием страницы.
Если приводится несколько ссылок на работу одного автора, то название сочинения и выходные данные полностью указываются только один раз (Друзин,
А.И. Воспрепятствование исполнению судебного акта.
/
А.И.Друзин Ульяновск,
ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати», 2001. – С 9.), во всех же остальных случаях даются лишь фамилия, инициалы и сокращенное обозначение работы (Друзин
А.И. Указ соч.– С. 20.).
Если предполагаются неоднократные ссылки на источник с длинным наименованием, то первый раз оно приводится полностью и оговаривается его
14 последующее сокращенное наименование: Постановления Пленума Верховно- го Суда РФ (далее ПП ВС).
Если на одной странице дипломного исследования автор цитирует одну и ту же работу или ссылается на один и тот же источник, то сноски должны вы- глядеть так:
1
Друзин, А.И. Воспрепятствование исполнению судебного акта /А.И.Друзин.–
Ульяновск: ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати», 2001. –С. 9.
2
Там же. С. 32.
3
Там же. С. 27.
В случае, когда дословное цитирование источника не производится, а смысл текста пересказывается своими словами, в сноске перед библиографиче- ским описанием ставится «См.» (смотри).
Подстрочник может быть использован для приведения материалов, цитат, замечаний автора, непосредственно не относящихся к теме выпускной квалифи- кационной работы, но связанных с ней.
3.2. Подготовка к защите
Непосредственная подготовка выпускника к защите дипломной работы включает комплекс мер, которые необходимо выполнить дипломнику: ознако- миться с отзывом научного руководителя, рецензией на его работу и, если в них есть замечания, заранее подготовить на них краткие, но исчерпывающие ответы, подготовить выступление, необходимый иллюстративный материал.
Подготовка отзыва научного руководителя. Отзыв научного ру- ководителя - это его оценка темы и деятельности выпускника по ее ис- следованию.
Дипломную работу вместе с отзывом научного руководителя дипломник лично или через научного руководителя передает заведующему кафедрой. Как правило, если есть какие-либо существенные замечания или претензии к дея- тельности студента, то материалы представляются заведующему кафедрой научным руководителем.
В случае серьезных претензий к результатам деятельности выпускника, научный руководитель вправе сделать вывод о том, что «дипломная работа не отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным рабо- там института, и она не рекомендуется к защите». Данный факт чаще всего мо- жет иметь место вследствие игнорирования студентом в процессе разработки дипломной работы рекомендаций научного руководителя, халатности при устранении серьезных упущений и недостатков, указанных дипломнику при до- работке, что в итоге сказалось на качестве выполненной работы. В этом случае научный руководитель дипломную работу вместе с отзывом передает заведующему кафедрой и информирует декана факультета.
Заведующий кафедрой знакомится с дипломной работой и отзывом научного руководителя и приглашает на заседание кафедры ее автора. По ито- гам обсуждения принимается решение о допуске или недопуске студента к за- щите дипломной работы. Если кафедра подтвердит вывод научного руководи- теля, то декан факультета представляет документы (служебную записку, вы-
15 писку из решения кафедры, отзыв научного руководителя и характеристику на студента) директору института для принятия решения. При положительном от- зыве научного руководителя заведующий кафедрой знакомится с дипломной работой и, приняв решение о рекомендации ее к защите, расписывается на ти- тульном листе диплома. Подписанная заведующим кафедрой дипломная рабо- та и отзыв на нее научного руководителя поступают к декану факультета для принятия решения о направлении ее на рецензию.
В роли рецензента могут выступать ведущие специалисты в области ис- следуемой в дипломной работе проблемы, а также авторитетные руководители, опытные практические работники центров социальной защиты и Пенсионного фонда.
Непосредственная подготовка к защите включает также подготовку необ- ходимого иллюстративного материала для защиты дипломной работы. В каче- стве такого материала могут выступать различные информационные материа- лы, графики, таблицы, схемы. Количество иллюстративного материала, необ- ходимого для оперативной реализации замысла, определяет сам выпускник, предварительно согласовав это с научным руководителем. Иллюстративный материал помогает лучше (достаточно наглядно, полно и оперативно) пред- ставить Государственной экзаменационной комиссии, что и как конкретно было выполнено в процессе исследовательской работы выпускником, а также какие результаты были получены.
Дипломник может пригласить на защиту представителей организаций
(учреждений), где он проходил практику, выполнял свою исследовательскую деятельность, апробировал материалы, и где получили внедрение выработан- ные им рекомендации, предложения. Соответственно, руководители этих учре- ждений вправе дать отзыв на его исследовательскую деятельность с оценкой ее результативности. Такой отзыв также представляется декану факультета до защиты дипломной работы, а потом вместе с другими документами представ- ляется. Такой подход позволяет более объективно оценить результаты научной работы студента и ее практическую значимость.
3.3. Защита выпускной квалификационной работы
Это заключительный этап деятельности выпускника. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях экзаменацион- ной с участием не менее двух третей ее состава. Порядок защиты дипломной работы:
• информация председателя Государственной экзаменационной ко- миссии о дипломнике (фамилия, имя и отчество), теме его дипломной работы и его научном руководителе;
• выступление дипломника (представление своей дипломной работы) с использованием всего иллюстративного материала, который он подготовил и представил на защиту. Выступление выпускника на защите имеет большое зна- чение. Оно позволяет ему достойно представить свою работу и защитить ее перед экзаменационной комиссией, которой предоставлено право оценить ее результаты.
16
На выступление дипломнику предоставляется 7-10 минут. Структура вы- ступления дипломника на защите:
- актуальность темы дипломной работы — это своего рода обоснование необходимости ее исследования в историческом, теоретическом, практическом плане. Оно должно включать наиболее существенное, что определяет ее важ- ность для исследования;
- объект и предмет, цель и основные задачи дипломной работы, из- бранный путь их решения;
- в логической последовательности по главам показывается, что сделано дипломником и что получено в результате исследования. Постепенно обосно- вываются одно за другим положения, выносимые на защиту;
- делается вывод о степени достижения цели, поставленной в дипломной работе.
• вопросы к дипломнику и ответы его на них. Вопросы задаются, прежде всего, членами Государственной экзаменационной комиссии. Они касаются научного аппарата, содержания, методики разработки, оформления дипломной работы и пр. Затем представляется возможность задать вопросы и всем остальным присутствующим. Так как защита носит открытый характер, то лю- бой присутствующий на ней имеет право задавать вопросы выпускнику, защи- щающему свою дипломную работу. Ответы на вопросы должны быть краткими и по существу. Чем короче и предметнее ответ, тем лучше. При этом выпускник вправе использовать все материалы, которые он подготовил к свой защите
(черновик своей дипломной работы, специально подготовленные ответы на возможные вопросы, иллюстративный материал, приложение к дипломной ра- боте);
1 2 3
• слово предоставляется научному руководителю, а в случае его от- сутствия зачитывается отзыв. В выступлении научный руководитель излагает краткое содержание своего отзыва;
• если имеются замечания к дипломнику или к его работе, то пре- доставляется слово ему для ответа на них;
• затем предоставляется слово рецензенту, а в случае его отсутствия за- читывается рецензия;
• если в рецензии высказаны замечания, то предоставляется слово вы- пускнику для ответа на них;
• если есть другие отзывы (от руководителя стажировки, руководителя центра, где проводилось исследование, руководителя, где работает выпускник), то они зачитываются, и предоставляется возможность выпускнику ответить на вопросы (если таковые будут в них);
• в заключение может быть дискуссия по проблемам дипломной работы.
Речь идет о выступлениях членов Государственной экзаменационной комиссии, присутствующих на защите гостей по проблемам дипломной работы;
• итог дискуссии и защиты дипломной работы в целом подводит предсе- датель комиссии; он говорит, что защита состоялась и предлагает дипломнику занять место в аудитории.
• если имеются замечания к дипломнику или к его работе, то пре- доставляется слово ему для ответа на них;
• затем предоставляется слово рецензенту, а в случае его отсутствия за- читывается рецензия;
• если в рецензии высказаны замечания, то предоставляется слово вы- пускнику для ответа на них;
• если есть другие отзывы (от руководителя стажировки, руководителя центра, где проводилось исследование, руководителя, где работает выпускник), то они зачитываются, и предоставляется возможность выпускнику ответить на вопросы (если таковые будут в них);
• в заключение может быть дискуссия по проблемам дипломной работы.
Речь идет о выступлениях членов Государственной экзаменационной комиссии, присутствующих на защите гостей по проблемам дипломной работы;
• итог дискуссии и защиты дипломной работы в целом подводит предсе- датель комиссии; он говорит, что защита состоялась и предлагает дипломнику занять место в аудитории.
17
Результаты защиты дипломных работ определяются оценками «отлич- но», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решение при- нимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в за- седании. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
«Отлично» ставится студенту:
- продемонстрировавшему глубокие и полные теоретические знания в области исследования, умение аргументировать выводы, умение аргументиро- вать актуальность и практическую значимость исследования;
- представившему работу, оформленную в соответствии с требованиями;
- аккуратно и грамотно оформившему иллюстрации к докладу;
- получившему высокую оценку научного руководителя.
«Хорошо» ставится студенту:
- продемонстрировавшему глубокие и полные теоретические знания в области исследования;
- не сумевшему объяснить отдельные факты из результатов собственных исследований;
- не сумевшему показать связь собственных результатов с общими зако- номерностями;
- представившему работу с опечатками;
- имеющему незначительные замечания по оформлению иллюстраций к докладу;
- в отзыве научного руководителя о работе не было принципиальных за- мечаний по организации исследования и выводам.
«Удовлетворительно» ставится студенту:
- продемонстрировавшему в ответах на вопросы к докладу недостаточ- ные знания закономерностей в области исследования;
- испытывающему затруднения в объяснении результатов собственных исследований и выводов;
- нарушившему регламент доклада;
- допустившему серьезные нарушения в оформлении работы (техниче- ские, стилистические погрешности, несоответствие списка литературы цитиро- ванию ее в тексте, несоответствие требованиям структуры работы и т.д.);
- неаккуратно и неграмотно оформившему иллюстрации к докладу;
- получившему низкую оценку научного руководителя.
«Неудовлетворительно» ставится студенту:
- продемонстрировавшему в ответах на вопросы к докладу отсутствие знаний закономерностей в области исследования;
- незнание содержания использованных в докладе научных терминов;
- неумение аргументировать выводы и объяснить результаты собствен- ных исследований;
- представившему работу, оформленную без соблюдения требований;
- получившему отрицательную оценку научного руководителя.
По итогам защиты работ ГАК может рекомендовать лучшие работы к публикации, представлению на конкурс.