Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита.
1.1 Государственный кредит как экономическая категория
1.2. Формы внутриэкономического государственного кредита
1.3 Отличия государственного кредита от банковского
Глава 2. Государственный и муниципальный кредит: сравнительный анализ
ВВЕДЕНИЕ
Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.
Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, предусмотренным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент. Кредит выполняет следующие функции: аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала;
перераспределениеденежногокапитала;экономиюиздержек;ускорениеконцентрацииицентрализациикапитала;регулирование экономики. На рынке, на ряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Темой данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита и Государственный и муниципальный кредит. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Глава 1. Экономическое содержание и функции государственного кредита.
1.1 Государственный кредит как экономическая категория
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.
Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.
Государственный кредит - одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях.
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода станы.
Объем доходной части бюджета ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Т.о. в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств. В периоды экономического кризиса (который имеет место на сегодняшний день), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).
Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер.
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
Из многолетней практики банковского кредитования следует, что поручительство и гарантии являются наиболее действенными способами минимизации рисков при кредитовании. Это объясняется тем, что исполнение обязательств должником обеспечивается обязательством других лиц перед кредитором, которые гарантируют это своим имуществом.
Аналогичная схема действует и в практике государственного кредита на международном уровне. Принимая государственную гарантию за третье лицо ( государство или отдельное предприятие ), государство фактически получает еще одного вспомогательного должника, на платежеспособность которого оно рассчитывает. При этом существенными условиями обязательства гаранта будут являться:
-указание, за кого оно выдано,
-пределы обязательства гаранта, т.е. сумма на которую выдана гарантия,
-срок действия.
Отличительными чертами государственного кредита являются: безотзывность и непередаваемость прав по кредиту.
Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.
Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:
1)Потребность государства в кредите.
Возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется, прежде всего, на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. Могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.
2) Условия сделки. Условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков.
3) Целевое назначение. Банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.
4) Срок возврата ссуды. При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно.
5) Способность увеличивать или сокращать денежную массу. С помощью банковского кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.
Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.
1.2. Формы внутриэкономического государственного кредита
-государственные займы;
-обращение части вкладов населения в государственные займы;
-заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
-казначейские ссуды;
-гарантированные займы.
Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные
денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на
финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга. Государство устанавливает нарицательную (номинальную) стоимость облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что
облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от
номинальной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей
и зависит от ряда факторов. К их числу относятся: величина дохода,
выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки
облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными
ценными бумагами и др.
Другим видом государственных займов являются казначейские
обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой
выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций
направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели.
Средства от реализации казначейских обязательств направляются только
на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вообще,
по казначейским обязательствам – в виде процентов. Облигации
могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом
обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг
обращения и реализуются только среди населения.
Государственные внутренние займы классифицируют по нескольким
признакам. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые:
центральным правительством; республиканскими правительствами; местными органами власти. Широкое распространение получила практика выпуска государственных займов центральным правительством. Задолженность республиканских и местных органов власти является, как правило, незначительной. По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:
только у населения (например, Государственный выигрышный заем 1982 года);
среди юридических лиц (Государственный внутренний 5% заем 1990 года);
универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и
юридических лиц.
В зависимости от формы выплаты доходов выделяют:
процентные займы (владельцы получают твердый доход ежегодно путем
оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления
процентов к номиналу ценных бумаг, но без ежегодных выплат). Примером
процентных долговых обязательств являются казначейские обязательства
государства и облигации 5% займа 1990 года.
выигрышные займы (весь доход держатели облигаций получают в форме
выигрышей в момент погашения облигаций, причем доход выплачивается не
по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тираж). Примером
выигрышного займа является Государственный заем 1982 года.
Процентновыигрышные займы (условиями выпуска таких займов
предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части
–в форме выигрышей) беспроигрышные займы гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию.
В настоящее время процентновыигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются, беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату процентов, но гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который пока полностью не удовлетворяется. Примером является Государственный целевой заем 1990 года.
По срокам погашения займы делятся на:
-краткосрочные – срок погашения до 1 года;
-среднесрочные – срок погашения до 5 лет;
-долгосрочные – срок погашения более 5 лет.
По месту размещения займы подразделяют на:
-добровольные;
-размещенные по подписке;
-принудительные.
Каждому методу размещения займов соответствует свой способ
реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и
покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы
распространяются среди кредиторов в силу постановления правительства,
предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки
облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой
платежа, формально являются добровольными. Однако их реализация сопровождается такой массовополитической компанией, которая делает их
по существу обязательными.
Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными.
Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства.
Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров,
а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств.
В тесной связи с государственными займами находится и вторая форма
государственного кредита, функционирование которой опосредуется
системой сберегательных учреждений (банков, касс и др.) и является
важным каналом формирования финансовых ресурсов государства –
обращение части вкладов населения в государственные займы. В отличие
от первой формы государственного кредита, когда физические и
юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно
свободных денежных средств, сберегательные учреждения предоставляют
кредит государству за счет заумных денежных средств. Наличие
посредника между государством и населением в лице сберегательных
учреждений и предоставление займа последними государству за счет
заемных средств без ведома их реального владельца (населения)
позволяет выделить эти отношения в качестве особой формы
государственного кредита. Эта форма кредитования осуществляется через
покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных
сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских
обязательств), а также оформление безоблигационных займов.
Безоблигационные займы являются, по существу, бессрочными. Они
оформляются государством не выпуском ценных бумаг, а путем
непосредственного учета сумм на счетах соответствующих учреждений и в
книге государственного долга. Сроки погашения таких займов заранее не
оговариваются, но государство оставляет за собой право выкупа займа и
обязуется выплачивать проценты за весь период его действия. Очевидно,
что процент по вкладам, хранящимся в сберегательных учреждениях, не
может быть ниже официального уровня инфляции. Для большей активизации
сберегательного дела начисляемый процент должен превышать этот уровень
в целях обеспечения получения вкладчиком хотя бы минимального дохода.
В нашей стране сейчас это достигается на основе покупки Сбербанком
долговых обязательств государства.