Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 2146
Скачиваний: 40
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гарантом выполнения этих задач могла стать только железная дисциплина – как на фронте, так и, главным образом, в тылу. Поэтому основные усилия органов прокуратуры сразу были направлены на обеспечение неукоснительного выполнения законов об укреплении тыла, что в свою очередь влияло на боеспособность армейских подразделений.
Распоряжением прокурора области от 28.08.1944 года было установлено основное содержание работы прокуратуры, в именно: исполнение следующих приказов Прокурора СССР:
от 03.02.1943 № 6/с о постоянном надзоре за неуклонным выполнением законов, охраняющих интересы семей защитников Родины;
от 29.04.1943 № 23 об усилении борьбы с фактами расхищения имущества колхозов, МТС и совхозов;
от 17.03.1944 № 66/с об усилении борьбы с расхищением и разбазариванием продовольственных и промышленных товаров;
от 01.07.1944 № 159 об усилении борьбы с дезертирством с предприятий военной промышленности;
от 12.07.1944 о надзоре органов прокуратуры за исполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944;
от 25.07.1944 № 176 о надзоре за точным исполнением постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) об уборке урожая и заготовке сельхозпродукции в 1944 году.
Особое внимание прокуратура области уделяла в те годы борьбе с нарушениями государственной, трудовой и воинской дисциплины, хищениями государственной и общественной собственности, самовольным оставлением работы на предприятиях.
Строго исполнялись директивные указания прокурора СССР, которые предписывали прокурорам республик, краев, областей, городов и районов осуществлять постоянный надзор за исполнением Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940 года в части систематических проверок на предприятиях, в колхозах и учреждениях соблюдения правил приема на работу. Согласно этому документу лица, виновные в незаконном приеме на работу и укрывательстве самовольно ушедших с предприятий и из учреждений, привлекались к уголовной ответственности.
Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры в военное время была борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью. Согласно приказу исполняющего обязанности прокурора области Потапаева от 20.09.1944 года прокурорам города Калуги и Калужского района было запрещено давать санкцию на арест несовершеннолетних. Санкции давались только прокурором области, а в его отсутствие – заместителем. Прокурорам остальных районов давались санкции на арест несовершеннолетних, но с немедленным доведением об этом до сведения прокуратуры области.
Все горрайпрокуроры были обязаны принимать участие в допросах несовершеннолетних, выявляя при этом организаторов и подстрекателей детской преступности.
В мае 1944 года вступил в действие приказ прокурора СССР № 121 «О сокращенных сроках расследования по отдельным категориям дел». Дела о хищениях, растратах, злоупотреблениях с карточками и спекуляции надлежало оканчивать в 15-дневный срок. На следствие по преступлениям несовершеннолетних давалось 10 дней, по нарушениям прав семей военнослужащих и должностным преступлениям в сельском хозяйстве – 7 дней. Всего за пять дней должно было завершаться следствие по делам об уклонении от призыва в Красную Армию, о дезертирстве из нее, об уклонении от трудовой повинности.
Согласно данному приказу по отдельным наиболее актуальным делам прокуроры республик, областей и районов могли устанавливать индивидуальные сокращенные сроки расследования. Надо сказать, что практически все дела следователи прокуратуры заканчивали в установленные сроки.
В первый месяц работы Калужской областной прокуратуры в судах было рассмотрено с участием прокуроров 134 уголовных дела, опротестован 31 незаконный приговор. Прокуроры участвовали также и в рассмотрении 175 гражданских дел, предъявили 51 иск, опротестовали 15 незаконных судебных решений.
Проведена 71 общенадзорная проверка, по их результатам привнесено 43 протеста и внесено 28 представлений. Все внесенные документы прокурорского реагирования рассмотрены и удовлетворены.
И еще один немаловажный статистический факт – 945 рассмотренных в прокуратуре обращений граждан.
Из пояснений к первому отчету можно увидеть, что по состоянию на август 1944 года аппарат областной прокуратуры не был укомплектован и наполовину. Вплоть до 7 сентября прокуратура не имела и своего помещения, и размещалась в кабинетах городской прокуратуры. В связи с этим 80 процентов сотрудников было раскомандировано по районам области. А в уголовно-судебном и гражданско-судебном отделах весь штат состоял только из начальника отдела.
На основании приказа прокурора области от 16.11.1944 года приступила к работе аттестационная комиссия, в которую вошли заместитель прокурора области В.И. Леонтьев, начальник отдела кадров А.А. Виноградова и начальник следственного отдела Е.М. Беленький.
Для обсуждения наиболее важных служебных вопросов проводились оперативные совещания. Так, например, 11 декабря 1944 года состоялось совещание, на котором обсуждалось выполнение приказа прокурора СССР об усилении борьбы с дезертирством с предприятий военной промышленности.
В военные годы прокуратура не только осуществляла надзор за исполнением законов, но и сама непосредственно отвечала за положение дел в сельском хозяйстве. В сферу ее ответственности входило, например, обеспечение проведения посевной кампании, проверка ремонта техники в МТС и ее обеспеченности горюче-смазочными материалами, контроль за сохранением семенного фонда.
К одному из оперативных статистических отчетов Калужской областной прокуратуры за военный период 1945 года была приложена пояснительная записка заместителя прокурора области В.Леонтьева. Из нее следовало, что по прокуратуре и милиции увеличилось число прекращенных уголовных дел. Ослабление надзора по данной категории дел он объяснил только одним: районные прокуратуры основные силы отдавали уборке урожая и заготовке сельскохозяйственной продукции. Большую часть времени сотрудники райпрокуратур находились в колхозах.
По этой причине снизился и судебный надзор по уголовным делам – за отчетный период районные прокуратуры не имели возможности поддержать обвинение по 22 делам.
Несмотря на многочисленные трудности военного времени, предельную загруженность делами и нехватку сотрудников, с августа 1944 по май 1945 года следователями прокуратуры было закончено и направлено в суд 1458 уголовных дел. Государственные обвинители приняли участие в рассмотрении 1731 уголовного дела, опротестовали 36 незаконных приговоров. Работники областной прокуратуры, а также городские и районные прокуроры дали заключения по 2140 гражданским делам, внесли 151 кассационный протест, предъявили 845 исков, внесли 282 протеста и 264 представления в порядке общего надзора, а также рассмотрели 2491 обращение граждан.
Аппарат прокуратуры Калужской области в настоящее время.
-
Прокурор Калужской области-
Первый заместитель прокурора области -
Заместитель прокурора области -
Заместитель прокурора области -
Помощник прокурора области по особым поручениям
-
-
Старшие помощники прокурора области-
Старший помощник прокурора области по организационным вопросам и контролю исполнения -
Старший помощник прокурора области по обеспечению собственной безопасности и физической защите -
Старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействия экстремизму -
Старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами и органами местного самоуправления -
Старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних -
Старший помощник прокурора области по рассмотрению обращений и приему граждан -
Старший помощник прокурора области по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний -
Старший помощник прокурора области по взаимодействию со СМИ и общественностью, правовому обеспечению
-
-
Управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью-
Отдел по надзору за процессуальной деятельностью следственных органов -
Отдел по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и оперативно-розыскной деятельностью
-
-
Управление по надзору за исполнением федерального законодательства-
Отдел по надзору за соблюдением прав и свобод граждан -
Отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики
-
-
Отдел кадров -
Уголовно-судебный отдел -
Отдел по надзору за исполнением законодательства и противодействия коррупции -
Отдел по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении гражданских и арбитражных дел судьями -
Отдел правовой статистики -
Отдел материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта -
Отдел планирования труда, финансового, бухгалтерского учета и отчетности -
Отдел общего и особого делопроизводства
-
Прохождение практики
За время прохождения учебной практики я была ознакомлена с деятельностью прокуратуры, изучила делопроизводство, ознакомилась с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия прокуроров отдела, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности, занималась регистрацией и подшивкой документов.
Ознакомилась с характером деятельности и полномочиями должностных лиц прокуратуры. Изучила структуру и содержание актов прокурорского реагирования.
За время прохождения практики в прокуратуре мною были изучены нормативная база (Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Гражданский процессуальный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, приказы Генерального прокурора Российской Федерации), на которой основывается деятельность органов прокуратуры, а также тактика и порядок проведения следственных действий, их процессуальное оформление (составление протокола, вынесение постановления).
Суть организации и деятельности органов прокуратуры заключается в сочетании интересов органов государственной власти в лице прокуратуры по достижению поставленных перед ними задач, с неукоснительным обеспечением законных интересов граждан и должностных лиц, вовлеченных в сферу реализации прокурором своих надзорных полномочий. Например, федеральное законодательство о выборах в органы местного самоуправления содержит положение, согласно которому участие прокурора в судебном рассмотрении дел о нарушении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления является обязательным, не зависящим от усмотрения как любой из сторон, так и самого прокурора.
Ознакомилась с организацией работы и ведением делопроизводства в прокуратуре. Уяснила основы планирования работы прокуратуры; распределения обязанностей между прокурором, его заместителями и помощниками; осуществления устного приема посетителей; регистрацию и рассмотрению жалоб, заявлений; по организации и проведению анализов и обобщений практики прокурорского надзора, составлению статистических отчетов и докладных записок. Изучил характер и основные формы взаимодействия органов прокуратуры с правоохранительными органами, местными органами исполнительной и представительной власти, общественностью.
Изучила приказы Генерального прокурора № 135 от 05.11.2007г. «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства», № 186 от 18.11.2007г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием», № 114 от 23.09.2007г. «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», от 28.09.2007г.(совместный с МВД РФ) «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений»; Указание № 47 от 05.08.2007г. «Об организации рассмотрения жалоб на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, осуществляющих уголовное судопроизводство».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время прохождения учебной практики я был ознакомлена с основными разделами и направлениями деятельности прокуратуры Калужской области: общей организацией работы и основами делопроизводства с методикой надзора за исполнением законов органами прокуратуры; методикой надзора за исполнением законов и законностью правовых актов; организацией работы по обеспечению участия прокурора в рассмотрении дел.
Считаю, что программу практики выполнила, получила необходимые практические навыки и закрепила полученные теоретические знания. Поэтому цель практики считаю достигнутой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
-
"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) -
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) -
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) -
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 01.07.2021) -
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 14.07.2022) -
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.07.2022) -
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) -
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2022) -
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2022) -
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.08.2022) -
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 11.06.2022) "О прокуратуре Российской Федерации" -
Приказ Генерального прокурора № 135 от 05.11.2007г. «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» -
Приказ Генерального прокурора № 186 от 18.11.2007г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» -
Приказ Генерального прокурора № 114 от 23.09.2007г. «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» -
Указание № 47 от 05.08.2007г. «Об организации рассмотрения жалоб на действия и решения органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора, осуществляющих уголовное судопроизводство». -
Указание Генпрокуратуры России от 06.03.2020 N 137/9 "О совершенствовании работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"