Файл: Методическая разработка урока истории Отечества по теме " Борьба за власть после смерти царя Федора Алексеевича. Царевна Софья".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методическая разработка урока истории Отечества по теме:

Борьба за власть после смерти царя Федора Алексеевича. Царевна Софья”.

Методическая цель: показ приемов индивидуального и дифференцированного подхода на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Образовательные цели: познакомить обучающихся с ситуацией в России после смерти царя Федора, не оставившего наследника. Обозначить роль Софьи и стрельцов.

Развивающие цели: развивать умения анализировать, объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать факты; развивать навыки анализа исторических источников и иллюстративного материала; работать самостоятельно с интернет ресурсами для подготовки сообщений.

Воспитательные цели: пробудить у студентов чувство уважения и интереса к истории России; воспитывать нравственные, патриотические качества личности, чувство гражданского долга.

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений.

Вид урока: комбинированный с элементами самостоятельной работы.

Материальное обеспечение урока: мультимедиа, презентация учебного материала в форме слайдов и видеофрагментов. Раздаточный материал. Атласы.

Россия долгое время развивалась вне общеевропейских традиций. Это позволило ей сохранить свою самобытную культуру и государственное устройство.

Но в 17 веке ситуация изменилась. Россия серьёзно отстала от передовых стран Европы в экономическом развитии.

К началу 18 века большинство европейских стран было втянуто в мировую торговлю. Она способствовала обогащению этих государств, развитию в них товарно-денежных отношений.

Быстрыми темпами развивалось европейское мануфактурное производство.

Благодаря этому из старого феодального общества выделились новые слои: буржуазия (владельцы производства и капиталов), наёмные рабочие.

Вместо старого феодального хозяйства окончательно утвердилось новое – товарное.

Россия, из-за отсутствия выхода к Балтийскому и Чёрному морям, не могла составить конкуренцию в торговле самым развитым странам Европы. Объём торговли через Архангельск был невелик.

Мануфактурное дело в России было развито недостаточно. Такое производство обслуживало в основном только верхушку общества и армию.

Сложные климатические условия и политика страны по закрепощению крестьян, обусловили то, что сельское хозяйство России сохраняло многие натуральные черты.


К концу 17 века русский царь обладал практически неограниченной властью. Но старая система управления страной (множество приказов, большие полномочия у назначенных на места чиновников, традиционное влияния бояр и дворян на решения царя) не позволяла проводить необходимые преобразования в короткие сроки.

В российском обществе так же был ряд проблем. Одна из главных – последствия церковного раскола. Кроме того, российская система образования готовила ещё недостаточное количество специалистов, что отрицательно сказывалось на развитии многих сторон жизни государства.

Армия  России, достойно показавшая себя во многих войнах 17 века, к концу столетия так же требовала преобразований. Она была очень неоднородна по своему составу и обучению, и, самое главное – у России не было своего военно-морского флота.

Причины отставания

  • Многие необходимые товары привозились из-за границы .

  • Не ведутся разработки полезных ископаемых, как следствие недостаток металлов.

Таким образом, наличие неразрешённых экономических, политических, и социальных проблем, необходимость в реформировании армии, подвели Россию к осознанию того, что без преобразований в этих областях, Русское государство не сможет конкурировать с Европой, а следовательно, рано или поздно окажется в сфере её влияния.

Необходимость перемен прекрасно осознавали ещё первые Романовы.

Но перед ними стоял важнейший вопрос: «оставаться верным старине или брать уроки у «чужих»?

В первой половине 17 века, помня времена Смуты, на контакты с Европой Россия шла неохотно. Только при необходимости заимствуя что-то на Западе.

Усиление западного влияния на Россию

  • Постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией.

  • Польская шляхта привнесла новые обычаи, иностранные слова.

  • Приглашение для консультаций и на службу иностранных специалистов, прежде всего военных.

  • Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с Польше1.

  • При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным образцам.

  • Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в Москве и первого русского военного корабля.

  • Мода на западноевропейскую одежду, танцы, иностранные языки.


Основных причин, по которым «усиленная» европеизация России началась именно во второй половине 17 века, было несколько.

Итоги внешней политики России. В ходе войн с Речью Посполитой к России были присоединены земли Украины. От туда, в основном через деятелей просвещения, многие элементы западной культуры проникли в Россию и закрепились в образовании, религии, искусстве, быту.

Во многом благодаря этому качественно изменился уровень образования российских правителей и части знати. Эти люди хорошо знали историю и культуру Европы, владели иностранными языками, следили за текущими европейскими событиями.

Для того чтобы выступать на равных в отношениях с европейскими странами, было необходимо по крайней мере не уступать им в уровне развития экономики, военного дела, дипломатии, торговли. Ввиду того что во второй половине 17 века эти показатели во многом были не в пользу России, в этих сферах стали проводиться частичные преобразования.

Проекты реформ и их частичное исполнение были представлены видными государственными деятелями России. Среди них Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605 – 1680 годы).

Вводное слово преподавателя: На прошлом уроке мы вели с вами речь о третьем царе династии Романовых – о Федоре Алексеевиче. Так давайте же вспомним его и время его правления.

А мы с вами совместными усилиями вспомним личность этого царя. (Идет опрос по цепочке:

  • чьим сыном был Федор? Кто отец, мама?

  • Какой рок преследовал их детей?

  • Как царь Федор получил престол?

  • Что можно сказать об образовании царя?

  • Что нам известно о личной жизни?

  • Были ли у царя дети?

  • Какова участь сына?

  • Второй женой царя стала…

  • Царь умер…

Пока ребята работают, мы с вами попробуем разгадать кроссворды (Приложение 1) два варианта, преподаватель раздает их ребятам и предупреждает: кто разгадает первым, поднимаем руку. Если ребята у доски готовы- делают перекрестную проверку.

Итак, первые “победители ” кроссвордов: проверяем: вариант №1(2), первое слово -…, второе -…, третье… и ключевое слово – Федор, спасибо, садитесь, оценка “5”, Молодец!

Вариант №2 проверяется по аналогии, если есть ошибки, преподаватель спрашивает у всех ли такой вариант ответа, корректируя и снижая оценку. Ключевое слово – Софья.


Переходим к проверке ответов ребят на доске: Проверяем внутреннюю политику. Есть замечания, дополнения? Если нет, то у меня вопрос: “Скажите, из всех реформ Федора, на Ваш взгляд, какая была самой важной и почему?” (В зависимости от правильности и полноты ответов преподаватель оценивает его). Дополняя информацией о том, что историки предполагают, что именно отмена “вражнотворного местничества” стала причиной скорой смерти Федора.

Проверяем внешнюю политику. Есть замечания, дополнения? Скажите, а какой вывод можно сделать по решению конфликта с Речью Посполитой и Османской империей по Малороссийским землям? (Идет оценка ответа)

Итак, мы вспомнили с вами время правления царя Федора, а на сегодняшнем уроке мы рассмотрим тему: “Борьба за власть после смерти Фёдора. Царевна Софья”, записываем в рабочие тетради.

Итак, на 21-ом году жизни 27 апреля 1682 года умер царь Федор, не оставивший наследника. Встал вопрос – кому же передавать престол?

(Идет показ фрагмента фильма)

После его смерти в России очень остро встал вопрос о престолонаследии.
По устоявшимся порядкам новым царём должен был стать 
Иван Алексеевич. Но ввиду болезни, он был неспособен управлять страной.
Пётр был следующим по старшинству. Но он не мог стать царём ввиду малолетства.

В таком положении с новой силой разгорелась борьба между двумя родами царских родственников (Милославскими и Нарышкиными).

Претендентов как минимум двое: родной брат Федора 16-летний Иван, но он слабоумен, и сводный брат – Петр, он здоров, но ему всего 10 лет, поэтому уже через несколько часов после смерти Федора патриарх Иоаким объявил царем десятилетнего Петра, а мать Наталью Кирилловну Нарышкину регентшей. Еще во время царствования Федора при дворе сложились два противоборствующих блока: за Милославских и за Нарышкиных, и теперь в выигрыше были вторые, но изворотливый и лишенный твердых нравственных понятий Иван Михайлович Милославский не собирался мириться. Не желала этого и сестра Петра 25-летняя Софья.
В ход будут брошены стрелецкие полки, в рядах которых уже давно зрело недовольство из-за бесчинств и притеснений полковников. Они жаловались еще и при Алексее, но результатов не было. И, вот, в конце апреля 1682г. Сразу 16 из 20 московских полков подали челобитную с угрозами: если виновных не накажут, будет самосуд! И … недальновидная Наталья Кирилловна вместо расследования дела, с испуга, уступила стрельцам, уволив всех полковников и взыскав с них денежные претензии.

Повод к мятежу

Непосредственным поводом к мятежу стали слухи, распространенные Милославскими. 15 мая 1682 года Иван Милославский вместе с племянником Петром Толстым объехали все места проживания стрельцов и рассказали им о том, что Нарышкины убили царевича Ивана (данные события должны быть хорошо известны широкой аудитории благодаря роману «Петр Первый» Алексея Толстого).

Вооруженные стрельцы стали собираться под стенами московского Кремля. Живой и невредимый Иван был предъявлен разъяренной толпе, но это уже не смогло остановитць начало бунта.

Но стрельцы, почувствовав поддержку Нарышкиной, все равно устроили самосуд, вот тут и вступил Милославский: “ Нарышкины и их бояре злоумышляют на царскую семью, хотят убить Ивана и Софью!” а утром 15 мая прошел слух, что Иван уже убит…

(Идет показ второго фрагмента фильма)

Вот как в романе “Петр Первый” Алексей Толстой описывает этот бунт (Приложение 2), Четверо ребят читают текст по ролям.

Так были убиты Ромодановский, Языков, два брата Натальи Кирилловны Нарышкиной Афанасий и Иван, всего 67 человек, убийства продолжились и 16 и 17 мая. Места убитых заняли сторонники Софьи: сам Милославский возглавил Иноземный и Рейтарские приказы, Голицын – Посольский, а Хованский с сыном – Стрелецкий. Но не такой власти хотела Софья, поэтому она снова прибегнет к помощи стрельцов! Действуя через Хованских, Софья добилась новой челобитной: “Двух царей на царство! Первым – Ивана, вторым – Петра, а Софью регентшей!”