Файл: Методы управления инновационными проектами (Организационно-экономическая характеристика ООО «Идеал-Пласт»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующим шагом является составление перечня всех возможных негативных событий, влияющих на способность предприятия вовремя запустить новый вид продукции в производство, с учетом собранной информации. Определяются:

- источник каждого идентифицированного риска;

- характеристики риска;

- причины возникновения возможных рисков;

- последствия (зона поражения).

Для получения указанной информации необходимо проанализировать возможные виды риска для данной ситуации и их характерные особенности.

Важным аспектом выступает то, что идентификация каждого риска должна быть систематической. В большинстве случаев идентификация риска основана на прогнозировании и интерпретации ожидаемых проблемных ситуаций.

Имеется ряд инструментов и методов идентификации риска:

1) анализ документации (бухгалтерской отчетности, организационной структуры, штатного расписания, договоров и контрактов и т.п.);

2) методы сбора информации:

- мозговой штурм;

- экспертные оценки (функциональных руководителей и менеджеров);

- анкетные опросы;

- метод Делфи (подтверждение рисков);

- идентификация основной причины;

- анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT- анализ);

3) анализ контрольных списков и категорий рисков:

- исторические данные;

- предыдущий опыт;

- оценки из других проектов;

- данные испытаний и моделирования;

- общие категории рисков для предприятия;

4) анализ допущений;

5) метод отображения с помощью диаграмм:

- диаграммы причинно-следственных связей;

- системная диаграмма или диаграмма зависимостей процесса;

- диаграмма влияния.

Далее осуществляется оценка риска, цель которой состоит в том, чтобы проанализировать и оценить идентифицированные виды риска, расставить приоритеты и определить, требуется ли их обработка.

Разделение рисков по вероятности возникновения всегда является субъективным. Для нужд оценки рисков шкала вероятности делиться на 5 интервалов: от полной неопределенности с вероятностью близкой к 0 до полной определенности с вероятностью близкой к 1. Таким образом, все риски запуска новой продукции в производство по вероятности возникновения делятся на 5 групп:

1.слабовероятные (событие может произойти в исключительных случаях, при этом Рq = 1, 0< Р < 0,1);

2.маловероятные (редкое событие, но уже имело место, при этом Pq = 2, 0,1 < Р < 0,4);

3.вероятные (имеют место свидетельства, достаточные для предположения возможности события, при этом Pq = 3, 0,4 < Р < 0,6);


4.весьма вероятные (событие может произойти, при этом Pq = 4, 0,6 < Р < 0,9);

5.почти возможные (ожидается реализация события, при этом Pq = 5, 0,9 < Р < 1,0).

Далее оценивается величина возможных потерь от каждого идентифицированного риска (см. табл. 11).

Таблица 11

Оценка величины потерь от риска

Виды рисков

Величина потерь

Iq (баллы)

I (в % от плановой прибыли по объекту)

Минимальные

1

0% < I < 10%

Низкие

2

10% < I < 40%

Средние

3

40% < I < 60%

Высокие

4

60% < I < 80%

Максимальные

5

80% < I < 100%

Следующим действием является определение степени воздействия риска на запуск продукции в производство (величина вероятных потерь, характеризующая негативный эффект на ход запуска новой продукции в производство от наступления ситуации, связанной с риском) (см. табл. 12):

Таблица 12

Оценка степени воздействия риска

Вид риска

Индекс риска (R)

Степень воздействия

Критические

20 < R < 25

Крайняя степень возможности приостановки запуска новой продукции в производство

Существенные

11 < R < 19

Увеличение продолжительности выполнения запуска, несоблюдение проектных решений, объёмы дополнительных работ, недопустимые для заказчика

Умеренные

9 < R < 10

Увеличение продолжительности выполнения запуска, несоблюдение проектных решений, объёмы дополнительных работ требуют согласований с заказчиком

Незначительные

5 < R < 8

Увеличение продолжительности выполнения запуска и объёмы дополнительных работ в рамках бюджета и плановых сроков запуска; несоблюдение проектных решений, допустимые для заказчика

Игнорируемые

1 < R < 4

Отсутствие какого-либо воздействия на ход реализации запуска

M = P х I,

где

P-вероятность возникновения рисков, в соответствии с классификацией (в долях единицы);

I-величина потерь, в соответствии с классификацией (в % от плановой прибыли по проекту).

Затем по форме, представленной в виде таблицы 13, определяется

уровень риска, характеризующий степень допустимости риска при реализации инновационного проекта и отражающий приоритетность рисков при их обработке.


Таблица 13

Оценка уровня риска

Вид риска

Индекс риска(R)

Уровень риска

Недопустимые

11 < R < 25

Определяются как риски, первичные для обработки. Каждый риск с недопустимым уровнем должен иметь стратегию обработки, а также настойчиво и непрерывно обрабатываться до тех пор, пока уровень риска не снизится до приемлемого. При этом риск должен находиться под постоянным жёстким контролем и его уровень должен периодически переоцениваться

Оправданные

5 < R < 10

Определяются как риски, вторичные для обработки. Каждый риск с оправданным уровнем должен иметь стратегию обработки, а также обрабатываться до тех пор, пока уровень риска не снизится до приемлемого. При этом риск должен находиться под постоянным контролем и его уровень должен периодически переоцениваться

Приемлемые

1 < R < 4

Рассматриваются к принятию. Периодически переоценивается уровень каждого риска

Качественный анализ позволяет составить список основных, наиболее опасных рисков. После выделения наиболее опасных рисков производится их количественная оценка.

В процессе измерения оценки рисков можно использовать следующие методы (в зависимости от объема имеющейся исходной информации):

- статистический метод;

- метод аналогий;

- метод экспертных оценок;

- расчетно-аналитический метод.

После того, как риски идентифицированы и оценены, необходимо определить подходы к их управлению, т.е. следующий шаг - разработка мероприятий, направленных на предупреждение и устранение возникновения рисковых событий.

Все множество методов управления рисками (снижения степени влияния их последствий) можно разделить на 4 основных группы (стратегии): снижение, принятие, уклонение, передача.

После определения метода управления риском осуществляется анализ приемлемости антирисковых мероприятий, критериями которого выступают:

- стоимость ожидаемого от реализации мероприятий эффекта должна превышать стоимость самих мероприятий (работ);

- исключение возможности появления новых рисков;

- соблюдение установленных сроков проекта.

Оценка с точки зрения приемлемости проводится по 5-бальной шкале, при этом чем выше оценка, тем более предпочтительно то или иное мероприятие по сравнению с остальными.

По итогам оценки выбираются наиболее приемлемые мероприятия.


В зависимости от выбранной стратегии разрабатываются и описываются мероприятия по ее внедрению. Целесообразно определить основную и резервную стратегии. На случай, если выбранная стратегия не

сработает или окажется малоэффективной, а также, если возникнет принятый риск, можно разработать и задействовать резервный план.

За реагирование на каждый согласованный и подкрепленный бюджетом риск назначается ответственный.

Работать с рисками следует последовательно, в порядке убывания вероятности их реализации вплоть до достижения приемлемого уровня надежности.

В соответствии с выбранными мероприятиями проводят соответствующую корректировку инновационного проекта и уведомляют об этом заказчика для повторения процедуры согласования.

В процессе выполнения антирисовых мероприятий должен проводиться постоянный мониторинг на предмет обнаружения новых и измененных рисков и контроль результатов управления рисками, правильность результатов измерений и оценки.

В процессе контроля следят за:

- идентификацией рисков, определяют остаточные риски;

- процессом оценки рисков;

- обеспечением выполнения плана рисков;

- оценкой эффективность плана и внедренных мероприятий с учетом понижения риска.

Показатели рисков, связанные с осуществлением условий выполнения плана фиксируются. Мониторинг и контроль сопровождает весь процесс внедрения запуска продукции в производство.

В завершению реализации антирисковых мероприятий целесообразно провести качественных анализ выполненных действий.

Для предоставления полной информации о выполнении проекта необходимо постоянное взаимодействие между всеми менеджерами проекта, фиксирование все изменения и явления. Отчеты по выполнению проекта должны формироваться регулярно.

Например, для реализации каждого инновационного проекта характерен инвестиционный риск, заключающийся в вероятности полной или частичной потери вложений или недополучении ожидаемого дохода.

На основе результатов идентификации риска посредством применения одного из вышеуказанных способов (анализ документации; анализ контрольных списков и категорий рисков и т.д.) осуществляется оценка риска, в рамках которой определяется:

- вероятность возникновения риска (в данном случае, она примет значение 0,2);

- оценка величины потерь от риска (например, 50% = 3 балла);

- индекс риска R: R = Pq х Iq = 2 х 3 = 6 (группа «незначительный»);

- степень воздействия риска на запуск продукции в производство: M = P х I = 0,2 х 70 = 14 (группы «оправданные»).


На следующем этапе определяется метод управлении риском: например:

1.снижение (корректировка программы реализации инновационного проекта с целью снижения степени влияния последствий риска);

2. принятие (учет фактора риска без внесения изменений в программу реализации инновационного проекта);

3. уклонение (отказ от реализации проекта);

4. передача (например, страхование).

В каждом конкретном случае после выбора оптимального метода управления риском определяется стоимость антирисковых мероприятий и их приемлемость.

Таким образом, разработанная модель управления рисками при запуске новой продукции в производство позволяет идентифицировать риски и оценить их с целью определения специфики корректирующих действий. Данная модель позволяет предупреждать риски, минимизировать их последствия, а следовательно, и сокращать затраты, связанные с возможностью их реализации.

3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий

Внедрение разработанной модели управления рисками инновационных проектов предполагает организацию повышения квалификации персонала (заработная плата сотрудника, проводящего курсы по повышению квалификации; техническое сопровождение), задействованного в мероприятии, а также затраты на приобретение оргтехники и обеспечение условий труда рабочих мест участников рабочей группы (см. табл. 14).

Таблица 14

Затраты на реализацию предложенного мероприятия

№ п/п

Затраты от предложенного мероприятия

Величина затрат, руб

1

Затраты на повышение квалификации персонала

50000

2

Затраты на приобретение оргтехники и обеспечение условий труда рабочих мест участников рабочей группы

100000

Итого

150000

Общая сумма необходимых затрат по внедрению мероприятия составит 150 тыс.руб.

При осуществлении расчетов экономической эффективности реализации предложенных мероприятий необходимо учитывать, что, согласно экспертной оценке, внедрение моделей, подобных представленной модели управления рисками инновационных проектов, снижает трудоемкость процесса управления данными проектами в среднем на 4%.