Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 03. Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества) Дисциплина Психология Практическое занятие 2.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03.Педагогика дополнительного образования (в области технического творчества)

Дисциплина: Психология

Практическое занятие 2


Выполнил:

Обучающийся Коваленко Александр Васильевич

Преподаватель:

Беликова Татьяна Валентиновна

Задание 1. Напишите психологическую характеристику детей младшего школьного возраста. При написании характеристики необходимо указать методики для диагностики (название методики, авторы, на какие психические процессы направлена).

Иванова Маша, 8 лет

Обучается в ГБОУ Школа504, г. Москва во 2 классе


Физически развита, здорова, никаких хронических заболеваний не имеет

Воспитывается в интеллигентной семье в хороших культурно – бытовых условиях, родители имеют огромное влияние на дочь, пользуются у неё авторитетом, основанном на уважении. У Маши есть старшая сестра и младший брат, отношения у них теплые и дружелюбные, они много времени проводят вместе, любят спорт: занимаются плаванием, гимнастикой и волейболом.

Взаимоотношения в семье доверительные, более тесный эмоциональный контакт обучающаяся имеет с сестрой; конфликты в семье возникают очень редко и разрешаются конструктивно, отношения с другими родственниками дружественные.

За время обучения Маша зарекомендовала себя как способную и старательную ученицу. Систематически выполняет домашнее задание, на уроках преобладает устойчивое внимание и умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Наиболее выражены гуманитарные способности и тяга к иностранным языкам.

Так же Маша увлекается спортом. Принимает активное участие в жизни класса (участвует в соревнованиях, хорошо поет и рисует, также танцует)

По типу темперамента сангвиник, долго думает, прежде чем, что-то сделать или сказать, но решившись, полностью отдается этому делу.

Склона считать себя ответственной за все события, происходящие в её жизни, объясняя это своим характером, поведением и способностями; вынослива, последовательна при достижении цели, склона к самообразованию и самосовершенствованию.

В труде вынослива, активно включается в новую деятельность, инициативна.
самооценка средняя адекватная, уверена в своих силах и способностях, реально их оценивает; средняя стадия формирования самокритичности, учащиеся задумывается о себе и может адекватно оценивать свои действия, при этом наблюдается тенденция к завышенной самооценке.

Общественные поручения выполняет активно и добросовестно, переживает за свои успехи и успехи коллектива.

Среди друзей и одноклассников пользуется авторитетом. Очень надежна в дружбе, в классе общительная, подвижная. Имеет много друзей, может быть лидером.

К старшим относится уважительно.

в классе наблюдается благоприятный психологический климат, отсутствует дух соперничества, ребята активные, отзывчивые, культурные, что способствует хорошим взаимоотношениям коллектива и учащегося.

легко адаптируется в новых условиях; может общаться со взрослыми, не испытывать при этом робости; естественна, непринуждённая в общении. В классе контактирует с представителями различных микрогрупп.

потребность в общении в норме; круг общения ограничен, хотя она способна общаться без конфликтов с представителями разных микрогрупп; общение чаще всего поверхностное;
низкий уровень агрессивности: не склона выражать свои негативные чувства, нет тенденции к взрывам ярости, раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости, ненависти, зависти, гнева; агрессия может проявляться в ответ на агрессию определённых людей в исключительных случаях.

уровень проявления организаторских склонностей высокий: с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, всё делает не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

В структуре личности учащейся не требуется коррекционное воздействие

За время учебы в школе не имела замечаний со стороны учителей и старших.

Всегда отличительными чертами были: воспитанность, опрятность, соблюдение «Устава школы».

Отрицательным влияниям не поддается, всегда имеет свое мнение.

учащаяся может заблаговременно подготовиться к какой-то работе, что-то без напоминаний доделать до конца, но это ещё не стало образом её жизни; для формирования необходимых навыков самоконтроля родителям нужно помогать Маше в планировании, продумывании важных вопросов;
в межличностных отношениях проявлениями сильных сторон личности можно обозначить высокую значимость собственных целей и ценностей в решении спорных вопросов, эмоциональную уравновешенность и сдержанность при взаимоотношениях с окружающими; при решении проблем и в учёбе

может проявить хорошие творческие способности, но так как имеется скрытая тенденция к завышению самооценки, это может послужить поводом для зависти определённого круга людей.

Использованная литература:
Григорович Л.А. Педагогика и психология. Учебное пособие. 2003

Использованные методики:

методика «Рисунок несуществующего животного», тест на определение темперамента.
Задание 2. Составьте подборку игр-упражнений, которые способствуют развитию общения и развитию правил поведения в среде (группе) сверстников. При написании подборки необходимо опираться на возрастные и психологические особенности данного возраста.

  1. Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)


Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

  1. Давай поговорим (автор — Е. Лютова)


Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его
желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

  1. Ладонь в ладонь (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)


Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

  1. Войди в круг — выйди из круга (автор — К. Фопель)


Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: не больше 10 человек.

Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы дети не проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.


Задание 3. Напишите ошибки взаимодействия и общения при организации взаимодействия с детьми во время проведения занятий. Составьте рекомендации по эффективному взаимодействию с воспитанниками.

Первая ошибка педагогов, по – моему мнению, это авторитарная позиция, которая проявляется в строгих требованиях, указаниях, «дрессировке» детей, наказаниях, подавлении естественной активности детей. Педагог не интересуется личными переживаниями детей, не пользуется у них доверием. Дети перестают реагировать на спокойный голос, так как привыкли к сильным стимулам (окрикам, повышением голоса)

Внешний порядок и дисциплина являются следствием строгой проверки и контроля учащихся со стороны учителя. Это создает напряженность во взаимоотношениях между учителем и детьми, нередко приводит к конфликтам между ними.

Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задач. Оно происходит только тогда, когда учитель и ученик понимают и уважают друг друга, а значит и доверяют друг другу. Именно такое взаимодействие учителя и ученика на уроке, основанное на понимании, доверии, уважении друг друга, помогает достичь основной образовательной цели.

Основные рекомендации для эффективного взаимодействия педагога с учениками:

- соблюдать дистанцию в межличностных отношениях. Педагог должен сохранять свою ведущую роль по отношению к подрастающему поколению.

- сочетать требовательность с уважением к человеку, независимо от возраста, статуса, успехов и неудач

- не зацикливаться на ошибках и недостатках, а наоборот, стараться открывать положительное в учениках, обращать на это внимание

- с добром относиться ко всем детям, оптимистично смотреть на их возможности прогрессивного развития

- сохранять и поощрять дружелюбные отношения в детском коллективе.

- стараться в ходе занятий, чтобы дети были соучастниками, а не присутствующими.
Задание 4. Разработайте проект интерактивной группы в сети Internet для родителей и педагогов для решения задач обучения и воспитания, где родители и педагоги могли бы эффективно общаться по возникающим проблемам педагогического взаимодействия.