Файл: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2014 г. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс.
(2014 - 39 / 39)
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Не выполнены условия, позволяющие поставить 3 или 4 балла. Программа работает в целом верно, эффективно или нет, нов реализации алгоритма содержится до двух содержательных ошибок, допустимые виды ошибок перечислены в критериях на 3 балла. Количество синтаксических описок не должно быть более семи. Программа может быть неэффективна повремени. Например, все числа запоминаются в массиве (ниже n – количество прочитанных чисел, и перебираются всевозможные пары элементов последовательности. Например, так max := 0; for i := 1 to n - 1 do for j := i + 1 to n do if ((a[i]*a[j]) mod 21 = 0) and
((a[i]*a[j]) > max) then max := a[i]*a[j];
2 Не выполнены условия, позволяющие поставить 2, 3 или 4 балла. При этом выполнено одно из двух условий.
1. Из описания алгоритма и общей структуры программы видно, что экзаменуемый в целом правильно представляет путь решения задачи.
2. Программа правильно работает водном из важных частных случаев, например в случае, когда искомое произведение – это произведение наибольшего числа, которое делится на 3, и наибольшего числа, которое делится на 7. Допускается любое количество синтаксических ошибок
1 Не выполнены критерии, позволяющие поставить 1, 2, 3 или
4 балла
0 Максимальный балл
Единый государственный экзамен по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
2 Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ (далее – кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый и профильный уровни) (приказ
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089). В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные курсивом в разделе стандарта Обязательный минимум содержания основных образовательных программ данное содержание подлежит изучению, ноне включено в раздел стандарта Требования к уровню подготовки выпускников, те. не является объектом контроля. Также в кодификатор не включены те требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых не может быть проверено в рамках единого государственного экзамена. Раздел 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ, составлен на основе раздела Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов среднего полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый и профильный уровни) В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания. В третьем столбце приводится словесное описание контролируемого элемента содержания.

ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
3 Таблица 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ Код раздела Код контролируемого элемента Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ Информация и информационные процессы
1.1 Информация и ее кодирование
1.1.1 Виды информационных процессов
1.1.2 Процесс передачи информации, источники приемник информации. Сигнал, кодирование и декодирование. Искажение информации
1.1.3 Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Единицы измерения количества информации
1.1.4 Скорость передачи информации
1.2 Системы, компоненты, состояние и взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь
1.3 Моделирование
1.3.1 Описание (информационная модель) реального объекта и процесса, соответствие описания объекту и целям описания. Схемы, таблицы, графики, формулы как описания
1.3.2 Математические модели
1.3.3 Использование сред имитационного моделирования виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности
1.4 Системы счисления
1.4.1 Позиционные системы счисления
1.4.2 Двоичное представление информации
1.5 Логика и алгоритмы
1.5.1 Высказывания, логические операции, кванторы, истинность высказывания
1.5.2 Цепочки (конечные последовательности, деревья, списки, графы, матрицы (массивы, псевдослучайные последовательности
1.5.3 Индуктивное определение объектов
1.5.4 Вычислимые функции, полнота формализации понятия вычислимости, универсальная вычислимая функция
1.5.5 Кодирование с исправлением ошибок
1
1.5.6 Сортировка ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
4
1.6 Элементы теории алгоритмов
1.6.1 Формализация понятия алгоритма
1.6.2
Вычислимость. Эквивалентность алгоритмических моделей
1.6.3 Построение алгоритмов и практические вычисления
1.7 Языки программирования
1.7.1 Типы данных
1.7.2 Основные конструкции языка программирования. Система программирования
1.7.3 Основные этапы разработки программ. Разбиение задачи на подзадачи Информационная деятельность человека
2.1 Профессиональная информационная деятельность. Информационные ресурсы
2.2 Экономика информационной сферы
2
2.3 Информационная этика и право, информационная безопасность Средства ИКТ
3.1 Архитектура компьютеров и компьютерных сетей
3.1.1 Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Виды программного обеспечения
3.1.2 Операционные системы. Понятие о системном администрировании
3.1.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места
3.2 Технологии создания и обработки текстовой информации
3.2.1 Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций
3.2.2 Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей
3.2.3 Использование специализированных средств редактирования математических текстов и графического представления математических объектов
3.2.4 Использование систем распознавания текстов
3.3 Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации
3.3.1 Форматы графических и звуковых объектов
3.3.2 Вводи обработка графических объектов
3
3.3.3 Вводи обработка звуковых объектов

ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
5
3.4 Обработка числовой информации
3.4.1 Математическая обработка статистических данных
3.4.2 Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей
3.4.3 Использование инструментов решения статистических и расчетно-графических задач
3.5 Технологии поиска и хранения информации
3.5.1 Системы управления базами данных. Организация баз данных
3.5.2 Использование инструментов поисковых систем формирование запросов)
3.6 Телекоммуникационные технологии
3.6.1 Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий
3.6.2 Инструменты создания информационных объектов для Интернета
3.7 Технологии управления, планирования и организации деятельности человека Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ, составлен с учетом сформулированных в образовательном стандарте целей изучения предмета, а также на основе раздела Требования к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ базовый и профильный уровни. В первом столбце даны коды требований, во втором столбце – требования к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на ЕГЭ. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
6 Таблица 2. Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ Код требований Проверяемые умения или способы действий

1
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ/УМЕТЬ:
1.1 Моделировать объекты, системы и процессы
1.1.1 Проводить вычисления в электронных таблицах
1.1.2 Представлять и анализировать табличную информацию в виде графиков и диаграмм
1.1.3 Строить информационные модели объектов, систем и процессов в виде алгоритмов
1.1.4 Читать и отлаживать программы на языке программирования
1.1.5 Создавать программы на языке программирования по их описанию
1.1.6 Строить модели объектов, систем и процессов в виде таблицы истинности для логического высказывания
1.1.7 Вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний
1.2 Интерпретировать результаты моделирования
1.2.1 Использовать готовые модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
1.2.2 Интерпретировать результаты, получаемые входе моделирования реальных процессов
1.3 Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов
1.3.1 Оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации
1.3.2 Оценивать скорость передачи и обработки информации
2 ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
2.1 Осуществлять поиски отбор информации
2.2 Создавать и использовать структуры хранения данных
2.3 Работать с распространенными автоматизированными информационными системами
2.4 Готовить и проводить выступления, участвовать в коллективном обсуждении, фиксировать его ходи результаты с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций
2.5 Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера
2.6 Выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации

ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
7 Возможные алгоритмические задачи для подраздела 1.1 перечня требований к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по информатике и ИКТ.
 Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных чисел без использования массивов и циклов.
 Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.
 Запись натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10. Обработка и преобразование такой записи числа.
 Нахождение сумм, произведений элементов данной конечной числовой последовательности (или массива.
 Использование цикла для решения простых переборных задач (поиск наименьшего простого делителя данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.).
 Заполнение элементов одномерного и двумерного массивов по заданным правилам.
 Операции с элементами массива. Линейный поиск элемента. Вставка и удаление элементов в массиве. Перестановка элементов данного массива в обратном порядке. Суммирование элементов массива. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию.
 Нахождение второго по величине (второго максимального или второго минимального) значения в данном массиве за однократный просмотр массива.
 Нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве и количества элементов, равных ему, за однократный просмотр массива.
 Операции с элементами массива, отобранных по некоторому условию например, нахождение минимального четного элемента в массиве, нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве.
 Сортировка массива.
 Слияние двух упорядоченных массивов в один без использования сортировки.
 Обработка отдельных символов данной строки. Подсчет частоты появления символа в строке.
 Работа с подстроками данной строки с разбиением на слова по пробельным символам. Поиск подстроки внутри данной строки, замена найденной подстроки на другую строку.
Единый государственный экзамен по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по информатике и ИКТ подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
2 СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года
по информатике и ИКТ
1. Назначение КИМ ЕГЭ Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Результаты единого государственного экзамена по информатике и
ИКТ признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по информатике и ИКТ.
2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базового и профильного уровней (приказ
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в следующие тематические блоки Информация и ее кодирование, Моделирование и компьютерный эксперимент, Системы счисления, Логика и алгоритмы, Элементы теории алгоритмов, Программирование, Архитектура компьютеров и компьютерных сетей, Технология обработки графической и звуковой информации, Обработка числовой информации, Технологии поиска и хранения информации».
Содержанием экзаменационной работы охватываются основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики. Работа содержит как задания базового уровня сложности, проверяющие знания и умения, предусмотренные стандартами базового уровня подготовки по предмету, таки задания повышенного и высокого уровней, проверяющие знания и умения, предусмотренные профильным стандартом. Количество заданий в тесте должно, с одной стороны, обеспечить всестороннюю проверку знаний и умений выпускников, приобретенных завесь период обучения предмету, и, с другой стороны, соответствовать критериям трудности, устойчивости результатов, надежности измерения. С этой целью в тесте используются задания трех

ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
3 типов с выбором одного ответа из четырех предложенных, с кратким ответом, с развернутым ответом. Задания первого типа дают наиболее надежные результаты, вероятность ошибки распознавания ответа экзаменуемого при использовании этого типа заданий чрезвычайно низка. Задания с кратким ответом (в виде числа или строки символов, распознаваемыми проверяемым компьютером, исключают возможность угадывания ответа, но увеличивают вероятность ошибки распознавания. Наконец, задания с развернутым ответом, наиболее трудоемкие и позволяющие экзаменуемым в полной мере проявить свою индивидуальность и приобретенные в процессе обучения умения, проверяются экспертами региональных экзаменационных комиссий на основании единых критериев проверки, являющихся частью контрольных измерительных материалов по предмету. В экзаменационной работе всего
4 таких задания, их выполнение требует значительного времени ив связи с наличием человеческого фактора при их проверке имеется определенная вероятность ошибки оценивания. Таким образом, структура экзаменационной работы обеспечивает оптимальный баланс заданий разных типов, трех уровней сложности, проверяющих знания и умения на трех различных уровнях воспроизведения, применения в стандартной ситуации, применения в новой ситуации. Содержание экзаменационной работы отражает значительную часть содержания предмета. Все это обеспечивает валидность результата тестирования и надежность измерения.
4. Структура КИМ ЕГЭ Общее количество заданий в экзаменационной работе – 32. Экзаменационная работа состоит из 3 частей. Часть 1 содержит 13 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных задания относятся ко всем тематическим блокам, кроме блока Программирование. В этой части имеются задания как базового, таки повышенного уровня сложности, однако большинство заданий рассчитаны на небольшие временные затраты и базовый уровень знаний экзаменуемых. Часть 2 содержит 15 заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. В этой части собраны задания с кратким ответом, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде числа или последовательности символов. Часть 2 включает в себя задания по темам из всех блоков, кроме раздела Технология обработки графической и звуковой информации. В этой части работы 6 заданий относится к базовому уровню, 8 заданий имеют повышенный уровень сложности, 1 задание – высокий уровень, поэтому выполнение заданий части 2 в целом потребует большего времени и более глубокой подготовки, чем выполнение заданий части 1. ИНФОРМАТИКА и ИКТ, 11 класс
© 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки РФ
4 Часть 3 содержит 4 задания, первое из которых повышенного уровня сложности, остальные 3 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают запись развернутого ответа в произвольной форме. Задания части 3 направлены на проверку сформированности у экзаменующихся важнейших умений записи и анализа алгоритмов, предусмотренных требованиями к обязательному уровню подготовки по информатике учащихся средних общеобразовательных учреждений. Эти умения проверяются на повышенном и высоком уровнях сложности. Также на высоком уровне сложности проверяются умения по теме Технология программирования. Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу (= 40) Тип заданий Часть 1 13 13 32,5 С выбором ответа Часть 2 15 15 37,5 С кратким ответом Часть 3 4
12 30 С развернутым ответом Итого 32 40 100
5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам деятельности Отбор содержания, подлежащего проверке в КИМ ЕГЭ 2014 г, осуществляется на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования базовый и профильный уровни. Распределение заданий по разделам курса информатики представлено в таблице 2.