Файл: Профилактика любовной зависимости психотерапия москва.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Но кто это говорит, что я была должна? А, кажется, так говорили мои учителя, мои родители...

Чаще всего все эти долженствования давно вложены в наше сознание извне кем-то другим. Долженствования си­дят в нас прочно и мешают здоровой самооценке. Давайте изменим модальность глагола. Вместо должна была (должен был) поставим могла (мог) или хотела (хотел).

У меня получился новый список:

Я могла закончить статью на прошлой неделе.

Я хотела проявить больше сочувствия к подруге.

Я могла предложить помощь пожилой соседке.

Чувствуете разницу? Теперь от этого списка исходит энергия, мои реальные возможности и ответственность за все, что я делаю.

От «я могла» до «я могу» один шаг. В утверждении «я мог­ла» больше оптимизма, чем в «я должна была». Теперь мне ясно, что я не игрушка в руках обстоятельств. Я сама делаю выбор. У меня есть воля и энергия. Я просто упустила свой шанс выполнить то, что стоит в списке. В следующий раз я обязательно использую свой шанс.

Упражнение «Учимся быть оптимистами»

Пессимисту и самому трудно жить и рядом с ним труд­но жить другим. Можно ли научиться быть оптимистом? Можно. Давайте попрактикуемся. Каждый раз, когда вы ловите себя на пессимистическом утверждении, вы мо­жете «повернуть переключатель» и изменить ход ваших мыслей. А потом изменится и сама жизнь. Ниже приво­дятся примеры, придумывайте свои примеры, отслежи­вайте пессимистические мысли и переключайтесь на вол­ну оптимизма.

Пессимистическое мышление

Оптимистическое мышление

Я отвечаю за счастье своей семьи.

Я ответственен (ответствен­на) за свое поведение и свое счастье, а члены моей семьи ответственны за их счастье.

Я хочу, чтобы меня все любили.

Это было бы прекрасно, чтобы меня все любили, но это невоз­можно. Моя ценность не зави­сит от симпатий ко мне каждо­го человека.

Некоторые люди огорчают меня.

Иногда некоторым людям я позволяю огорчать себя.

Мои несчастья вызваны событиями и людьми, над которыми я не властна.

Я могу взять на себя ответ­ственность за свою жизнь, де­лая свой выбор.

Я должен (должна) овладеть высотами мастерства в любой области своей деятельности.

Даже в одной области деятель­ности трудно овладеть высота­ми мастерства, а во всех — не­возможно. Достижениями не определяется мое человечес­кое достоинство.

Моя судьба предрешена.

Все возможно в этой жизни. И я в ответе за свое будущее.


Почаще произносите утверждения из правого ряда или им подобные. После некоторой практики ваша жизнь из­менится. Вы будете расти сами и помогать расти тем, кто рядом. Вы все почувствуете себя лучше.

Упражнение «Что значит любить супруга, детей?»

Ответьте на 3 вопроса:

Подтверждаете ли вы его (ее) значимость?

Признаете ли вы его (ее) нужды? Стараетесь ли их удовлетворить?

Прощаете ли и забываете об его (ее) ошибках?

А теперь скажите, можете ли вы все это сделать по отно­шению к себе?

Относитесь ли вы к себе с той мягкостью, с какой отно­ситесь к супругу?

Посвятить себя только любви к другим — это путь само­убийства. В мире есть баланс: любовь к себе, любовь к дру­гому.

Упражнение

«Внутренний разговор с предательским голосом»

Утверждение (тщательно печатается)

Негативный отклик (быстро пишется)

Я люблю себя

Да, но никто другой тебя не любит.

Я люблю себя

Ты не заслуживаешь любви.

Я люблю себя

Ты же сделала массу ошибок в жизни.

Я люблю себя

Ты недостаточно умна.

Я люблю себя

Ну, может быть, самую малость в себе.

Я люблю себя

Посмотри, какая у тебя фигура.

Я люблю себя

Ты не смогла похудеть, но ты пыталась.

Я люблю себя

Я уже устала писать все это. Ну, ладно, ладно, не грех и любить себя. Да, да! Я достойна любви.

Я люблю себя

Я люблю себя

Тест «Хорошо ли вы знаете своего супруга?»

Естественно ожидать, что своего супруга вы знаете луч­ше любого другого человека. Так ли это на самом деле? При­близительный ответ на этот вопрос даст предлагаемый тест. Ответьте на каждый вопрос «да» или «нет».

Делится ли ваш супруг своими личными тайнами с вами?

Знаете ли вы его (ее) любимый цвет?

Знаете ли, как предпочитает снимать стресс ваш парт­нер по браку?



Знаете ли вы, сколько весит ваш супруг?

Знаете ли вы, что больше всего в вас нравится ваше­му партнеру?

Знаете ли вы, что его (ее) больше всего раздражает в вас?

Знаете ли вы любимое блюдо своего партнера?

Известно ли вам слабое место супруга?

Знаете ли вы что-нибудь об общественной деятель­ности вашего супруга?

Знаете ли вы, чего больше всего он (она) боится?

Каждое «да» — «5» баллов, «нет» — «0». Суммируем, потом читаем дальше:

40 — 50 баллов. Поздравляем вас! Вы действительно зна­ете своего партнера. А это серьезная предпосылка для дол­гой и счастливой семейной жизни.

30 — 35 баллов. Результат хороший. Нельзя не признать, что вы достаточно знаете своего партнера. Однако неплохо бы обратить внимание и на другие стороны его личности.

20 — 25 баллов. Вы знаете о своем партнере по браку до­вольно много, но далеко не все. Вам бы следовало уделять ему больше времени.

Менее 20 баллов. Вы плохо знаете своего партнера по браку. Вам надо проявить к нему больше интереса, найти лучшие способы общения с ним.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, из прочитанного выше содержания книги можно сделать следующий вывод. Чтобы вам наконец повезло в любви, попробуйте пересмотреть и, если захотите, пора­ботать над следующими вопросами:

Самооценка.

Незавершенные дела моего детства, или работа с ро­дительской семьей.

Работа с чувствами.

Границы личности.

Работа с прошлыми травмами.

Крути близости.

Личностный рост.

Здоровая взаимозависимость вместо созависимости.

То, что с нами происходит сегодня, готовит нас к завт­рашнему дню. Ничто не пропадает зря. Будем спокойно и благодарно принимать прошлый опыт. Возможно, в нем зак­лючались бесценные обучающие нас ситуации. Еще раз осмыслим и попытаемся извлечь уроки из своего прошло­го. Самое значительное наше прошлое — это детство. И поведение наше определяется в основном уроками, выу­ченными в детстве.

Вы хотите, чтобы в созданной вами семье все было луч­ше, чем в той семье, где вы выросли? Это возможно. Здо­ровые интимные отношения строятся постепенно. Если прежнее поведение не помогало достижению ваших це­лей, то зачем его продолжать? В ваших силах начать де­лать что-то иначе.

На пути строительства здоровых интимных отношений неизбежны ошибки, борьба, разочарования. На этом же пути вас ожидают любовь, радость, понимание, общение, сотрудничество, доверие, надежность, защищенность, ду­ховный рост.

Выбор за вами.

ЛИТЕРАТУРА

Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависи-мости: Как перестать контролировать других и начать заботиться о себе. — М.: Физкультура и спорт, 1997. — 331 с.


Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. В се­мье зависимость от алкоголя и наркотиков. Как выжить тем, кто рядом? — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ПЭР СЭ, 2004. - 335 с.

Мюррей М. Узник иной войны: Удивительный путь исце­ления от детской травмы. — М.: HRI Press, 2004. — 207 с.

Johnson R J. Ross M.W., Taylor W.C. et al. A history of drug use and childhood sexual abuse among incarcerated males in a County jail // Substance Use and Misuse. — 2005. — 40. - №2. - P. 211-229.

Paez D., Velasco C, Gonzalez J.L. Expressive writing and the role of alexythimia as a dispositional deficit in self-disclosure and psychological health // Journal of Perso­nality and Social Psychology. - 1999. - 77(3). - P. 630-641.

Pennebaker J. W. Putting stress into words: Health, linguistic, and therapeutic implications // Behavior. Research Therapy. - 1993. - 31(6). - P. 539-548.

Pennebaker J.W., Kiecolt-Glaser J.K., Glaser R. Disclosure of trauma and immune function: Health implication for psychotherapy // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1980. - 56. - P. 239-245.

Pennebaker J.W., Golder M., Sharp K.L. Accelerating the coping process // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - 52. - P. 781-793.

216

Pennebaker J.W., Hughes C.F., O'Heeron R.C. The psychophysiology of confession: Linking inhibitory and psychosomatic processes // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1998. - 66(1). - P. 174-184.

Smyth J.M. Written emotional expression: Effect sizes, outcome types, and moderating variables // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - 58(3). - P. 528 -537.

VanDeMark N.R., Brown E., Borneman A, Williams S. New directions for families: A family-oriented intervention for women affected by alcoholism and other drug abuse, mental illness and trauma // Alcohol. Treat. Quart. - 2004. - 22. -№3-4. - P. 141-160.

Приложение

СЕМИНАРЫ

ВАЛЕНТИНЫ МОСКАЛЕНКО

ТЕРАПИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ТРАВМ, ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕПРИВАЦИИ Метод Мэрилин Мюррей

1-й день

Психическая травма и ее последствия

основы выживания;

здоровье как сочетание 4 компонентов: физическое, умственное, духовное, эмоциональное;

«Плачущий, обиженный ребенок», «Контролирующий ребенок», «Естественный ребенок», «Злой бунтующий ребенок», «Упрямый эгоистичный ребенок» — обзор определений;

«Яйцо травмы» — общие представления, диаграмма, инструкции по выполнению задания;

практическая часть — слушатели рисуют «Плачуще­го обиженного ребенка»;

обсуждение рисунков в парах;

групповая терапевтическая работа;

домашнее задание «Яйцо травмы».

218

2-й день

Практика работы над травмой

обзор рисунков «Яйцо травмы»;

добровольцы комментируют свои рисунки;

обсуждение подходов по работе над последствиями травмы;

эффективные и неэффективные методы «обезболи­вания» травмы;

как связаны травма и зависимости;

создание рисунка «Контролирующий ребенок» (КР);

обсуждение КР;

создание рисунка «Естественный ребенок» (ЕР);

обсуждение ЕР.

3-й день

Травма и зарождение зависимостей

понятие о «Злом бунтующем ребенке» (ЗБР)» и об «Упрямом эгоистичном ребенке (УЭР)»;


создание рисунков ЗБР и УЭР;

обсуждение рисунков в парах и в группе;

понимание того, что только воздержание от алкоголя и наркотиков не дает исцеления, пока не начнется работа над корнями зависимостей;

здоровая и нездоровая системы взаимоотношений;

пути достижения здоровых взаимоотношений.

4-й день

Здоровая уравновешенная личность (ЗУЛ)

анализ диаграммы ЗУЛ;

отдельные компоненты ЗУЛ;

пути достижения ЗУЛ;

обсуждение рисунков ЗУЛ в парах;

групповая терапевтическая работа.

5-й день Взаимоотношения с людьми

— понятие о кругах близости, ответственности и влияния;

219

здоровая и нездоровая система взаимоотношений;

обсуждение рисунков здоровых и нездоровых систем;

анализ систем, в которых мы живем;

пути достижения баланса в здоровье и взаимоотно­шениях.

КОГДА ЛЮБВИ СЛИШКОМ МНОГО

Самопожертвование в любви? Где проходит граница между преданностью и угодничеством, между здоровой вза­имопомощью и чрезмерной заботой, между сохранением собственной личности и поглощенностью любимым чело­веком? Правдива ли русская пословица «Не бьет — не лю­бит»? Что такое здоровые интимные взаимоотношения? Существует ли психологический тип «Невеста алкоголи­ка» ? Чем отличаются женщины, которым не везет в люб­ви, от женщин, которым везет в любви?

Эти и другие аспекты супружеских или партнерских взаимоотношений рассматриваются на семинаре.

Вы сможете:

распознать собственные психологические особенно­сти, которые повторяющимся образом приводят к не­удовлетворительным взаимоотношениям.

начать тренинг здоровых подходов к строительству интимных взаимоотношений.

1-й день

Упражнение «Мифы о любви»

Обсуждение результатов, дискуссия. Замена мифов на реальные представления о предпосылках здоровых взаи­моотношений в паре.

2-й лень

«Невеста алкоголика» — ее детство, юность, будущее. Признаки функциональной и дисфункциональной семей.

220

3-й день

Психологические типы: «Жена-угодница», «Жена-ма­мочка», «Жена-девочка», «Жена-стерва», «Жена-жерт­ва». Выгоды и потери, что с этим делать.

4-й день

Родительская семья жениха и невесты. Тренинговая ра­бота над незавершенными делами нашего детства.

5-й день

Границы личности. Понятие о кругах близости, ответ­ственности и влияния.

РАБОТА С СОЗАВИСИМОСТЬЮ И СОЗАВИСИМОЙ СЕМЬЕЙ

Авторская программа по проблеме созависимости.

Роль семьи в возникновении зависимостей