Файл: Профилактика любовной зависимости психотерапия москва.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но кто это говорит, что я была должна? А, кажется, так говорили мои учителя, мои родители...
Чаще всего все эти долженствования давно вложены в наше сознание извне кем-то другим. Долженствования сидят в нас прочно и мешают здоровой самооценке. Давайте изменим модальность глагола. Вместо должна была (должен был) поставим могла (мог) или хотела (хотел).
У меня получился новый список:
Я могла закончить статью на прошлой неделе.
Я хотела проявить больше сочувствия к подруге.
Я могла предложить помощь пожилой соседке.
Чувствуете разницу? Теперь от этого списка исходит энергия, мои реальные возможности и ответственность за все, что я делаю.
От «я могла» до «я могу» один шаг. В утверждении «я могла» больше оптимизма, чем в «я должна была». Теперь мне ясно, что я не игрушка в руках обстоятельств. Я сама делаю выбор. У меня есть воля и энергия. Я просто упустила свой шанс выполнить то, что стоит в списке. В следующий раз я обязательно использую свой шанс.
Упражнение «Учимся быть оптимистами»
Пессимисту и самому трудно жить и рядом с ним трудно жить другим. Можно ли научиться быть оптимистом? Можно. Давайте попрактикуемся. Каждый раз, когда вы ловите себя на пессимистическом утверждении, вы можете «повернуть переключатель» и изменить ход ваших мыслей. А потом изменится и сама жизнь. Ниже приводятся примеры, придумывайте свои примеры, отслеживайте пессимистические мысли и переключайтесь на волну оптимизма.
Пессимистическое мышление | Оптимистическое мышление |
Я отвечаю за счастье своей семьи. | Я ответственен (ответственна) за свое поведение и свое счастье, а члены моей семьи ответственны за их счастье. |
Я хочу, чтобы меня все любили. | Это было бы прекрасно, чтобы меня все любили, но это невозможно. Моя ценность не зависит от симпатий ко мне каждого человека. |
Некоторые люди огорчают меня. | Иногда некоторым людям я позволяю огорчать себя. |
Мои несчастья вызваны событиями и людьми, над которыми я не властна. | Я могу взять на себя ответственность за свою жизнь, делая свой выбор. |
Я должен (должна) овладеть высотами мастерства в любой области своей деятельности. | Даже в одной области деятельности трудно овладеть высотами мастерства, а во всех — невозможно. Достижениями не определяется мое человеческое достоинство. |
Моя судьба предрешена. | Все возможно в этой жизни. И я в ответе за свое будущее. |
Почаще произносите утверждения из правого ряда или им подобные. После некоторой практики ваша жизнь изменится. Вы будете расти сами и помогать расти тем, кто рядом. Вы все почувствуете себя лучше.
Упражнение «Что значит любить супруга, детей?»
Ответьте на 3 вопроса:
Подтверждаете ли вы его (ее) значимость?
Признаете ли вы его (ее) нужды? Стараетесь ли их удовлетворить?
Прощаете ли и забываете об его (ее) ошибках?
А теперь скажите, можете ли вы все это сделать по отношению к себе?
Относитесь ли вы к себе с той мягкостью, с какой относитесь к супругу?
Посвятить себя только любви к другим — это путь самоубийства. В мире есть баланс: любовь к себе, любовь к другому.
Упражнение
«Внутренний разговор с предательским голосом»
Утверждение (тщательно печатается) | Негативный отклик (быстро пишется) |
Я люблю себя | Да, но никто другой тебя не любит. |
Я люблю себя | Ты не заслуживаешь любви. |
Я люблю себя | Ты же сделала массу ошибок в жизни. |
Я люблю себя | Ты недостаточно умна. |
Я люблю себя | Ну, может быть, самую малость в себе. |
Я люблю себя | Посмотри, какая у тебя фигура. |
Я люблю себя | Ты не смогла похудеть, но ты пыталась. |
Я люблю себя | Я уже устала писать все это. Ну, ладно, ладно, не грех и любить себя. Да, да! Я достойна любви. |
Я люблю себя | Я люблю себя |
Тест «Хорошо ли вы знаете своего супруга?»
Естественно ожидать, что своего супруга вы знаете лучше любого другого человека. Так ли это на самом деле? Приблизительный ответ на этот вопрос даст предлагаемый тест. Ответьте на каждый вопрос «да» или «нет».
Делится ли ваш супруг своими личными тайнами с вами?
Знаете ли вы его (ее) любимый цвет?
Знаете ли, как предпочитает снимать стресс ваш партнер по браку?
Знаете ли вы, сколько весит ваш супруг?
Знаете ли вы, что больше всего в вас нравится вашему партнеру?
Знаете ли вы, что его (ее) больше всего раздражает в вас?
Знаете ли вы любимое блюдо своего партнера?
Известно ли вам слабое место супруга?
Знаете ли вы что-нибудь об общественной деятельности вашего супруга?
Знаете ли вы, чего больше всего он (она) боится?
Каждое «да» — «5» баллов, «нет» — «0». Суммируем, потом читаем дальше:
40 — 50 баллов. Поздравляем вас! Вы действительно знаете своего партнера. А это серьезная предпосылка для долгой и счастливой семейной жизни.
30 — 35 баллов. Результат хороший. Нельзя не признать, что вы достаточно знаете своего партнера. Однако неплохо бы обратить внимание и на другие стороны его личности.
20 — 25 баллов. Вы знаете о своем партнере по браку довольно много, но далеко не все. Вам бы следовало уделять ему больше времени.
Менее 20 баллов. Вы плохо знаете своего партнера по браку. Вам надо проявить к нему больше интереса, найти лучшие способы общения с ним.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, из прочитанного выше содержания книги можно сделать следующий вывод. Чтобы вам наконец повезло в любви, попробуйте пересмотреть и, если захотите, поработать над следующими вопросами:
Самооценка.
Незавершенные дела моего детства, или работа с родительской семьей.
Работа с чувствами.
Границы личности.
Работа с прошлыми травмами.
Крути близости.
Личностный рост.
Здоровая взаимозависимость вместо созависимости.
То, что с нами происходит сегодня, готовит нас к завтрашнему дню. Ничто не пропадает зря. Будем спокойно и благодарно принимать прошлый опыт. Возможно, в нем заключались бесценные обучающие нас ситуации. Еще раз осмыслим и попытаемся извлечь уроки из своего прошлого. Самое значительное наше прошлое — это детство. И поведение наше определяется в основном уроками, выученными в детстве.
Вы хотите, чтобы в созданной вами семье все было лучше, чем в той семье, где вы выросли? Это возможно. Здоровые интимные отношения строятся постепенно. Если прежнее поведение не помогало достижению ваших целей, то зачем его продолжать? В ваших силах начать делать что-то иначе.
На пути строительства здоровых интимных отношений неизбежны ошибки, борьба, разочарования. На этом же пути вас ожидают любовь, радость, понимание, общение, сотрудничество, доверие, надежность, защищенность, духовный рост.
Выбор за вами.
ЛИТЕРАТУРА
Битти М. Алкоголик в семье, или преодоление созависи-мости: Как перестать контролировать других и начать заботиться о себе. — М.: Физкультура и спорт, 1997. — 331 с.
Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь. В семье зависимость от алкоголя и наркотиков. Как выжить тем, кто рядом? — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ПЭР СЭ, 2004. - 335 с.
Мюррей М. Узник иной войны: Удивительный путь исцеления от детской травмы. — М.: HRI Press, 2004. — 207 с.
Johnson R J. Ross M.W., Taylor W.C. et al. A history of drug use and childhood sexual abuse among incarcerated males in a County jail // Substance Use and Misuse. — 2005. — 40. - №2. - P. 211-229.
Paez D., Velasco C, Gonzalez J.L. Expressive writing and the role of alexythimia as a dispositional deficit in self-disclosure and psychological health // Journal of Personality and Social Psychology. - 1999. - 77(3). - P. 630-641.
Pennebaker J. W. Putting stress into words: Health, linguistic, and therapeutic implications // Behavior. Research Therapy. - 1993. - 31(6). - P. 539-548.
Pennebaker J.W., Kiecolt-Glaser J.K., Glaser R. Disclosure of trauma and immune function: Health implication for psychotherapy // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1980. - 56. - P. 239-245.
Pennebaker J.W., Golder M., Sharp K.L. Accelerating the coping process // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - 52. - P. 781-793.
216
Pennebaker J.W., Hughes C.F., O'Heeron R.C. The psychophysiology of confession: Linking inhibitory and psychosomatic processes // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 1998. - 66(1). - P. 174-184.
Smyth J.M. Written emotional expression: Effect sizes, outcome types, and moderating variables // Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - 58(3). - P. 528 -537.
VanDeMark N.R., Brown E., Borneman A, Williams S. New directions for families: A family-oriented intervention for women affected by alcoholism and other drug abuse, mental illness and trauma // Alcohol. Treat. Quart. - 2004. - 22. -№3-4. - P. 141-160.
Приложение
СЕМИНАРЫ
ВАЛЕНТИНЫ МОСКАЛЕНКО
ТЕРАПИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ТРАВМ, ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ДЕПРИВАЦИИ Метод Мэрилин Мюррей
1-й день
Психическая травма и ее последствия
основы выживания;
здоровье как сочетание 4 компонентов: физическое, умственное, духовное, эмоциональное;
«Плачущий, обиженный ребенок», «Контролирующий ребенок», «Естественный ребенок», «Злой бунтующий ребенок», «Упрямый эгоистичный ребенок» — обзор определений;
«Яйцо травмы» — общие представления, диаграмма, инструкции по выполнению задания;
практическая часть — слушатели рисуют «Плачущего обиженного ребенка»;
обсуждение рисунков в парах;
групповая терапевтическая работа;
домашнее задание «Яйцо травмы».
218
2-й день
Практика работы над травмой
обзор рисунков «Яйцо травмы»;
добровольцы комментируют свои рисунки;
обсуждение подходов по работе над последствиями травмы;
эффективные и неэффективные методы «обезболивания» травмы;
как связаны травма и зависимости;
создание рисунка «Контролирующий ребенок» (КР);
обсуждение КР;
создание рисунка «Естественный ребенок» (ЕР);
обсуждение ЕР.
3-й день
Травма и зарождение зависимостей
понятие о «Злом бунтующем ребенке» (ЗБР)» и об «Упрямом эгоистичном ребенке (УЭР)»;
создание рисунков ЗБР и УЭР;
обсуждение рисунков в парах и в группе;
понимание того, что только воздержание от алкоголя и наркотиков не дает исцеления, пока не начнется работа над корнями зависимостей;
здоровая и нездоровая системы взаимоотношений;
пути достижения здоровых взаимоотношений.
4-й день
Здоровая уравновешенная личность (ЗУЛ)
анализ диаграммы ЗУЛ;
отдельные компоненты ЗУЛ;
пути достижения ЗУЛ;
обсуждение рисунков ЗУЛ в парах;
групповая терапевтическая работа.
5-й день Взаимоотношения с людьми
— понятие о кругах близости, ответственности и влияния;
219
здоровая и нездоровая система взаимоотношений;
обсуждение рисунков здоровых и нездоровых систем;
анализ систем, в которых мы живем;
пути достижения баланса в здоровье и взаимоотношениях.
КОГДА ЛЮБВИ СЛИШКОМ МНОГО
Самопожертвование в любви? Где проходит граница между преданностью и угодничеством, между здоровой взаимопомощью и чрезмерной заботой, между сохранением собственной личности и поглощенностью любимым человеком? Правдива ли русская пословица «Не бьет — не любит»? Что такое здоровые интимные взаимоотношения? Существует ли психологический тип «Невеста алкоголика» ? Чем отличаются женщины, которым не везет в любви, от женщин, которым везет в любви?
Эти и другие аспекты супружеских или партнерских взаимоотношений рассматриваются на семинаре.
Вы сможете:
распознать собственные психологические особенности, которые повторяющимся образом приводят к неудовлетворительным взаимоотношениям.
начать тренинг здоровых подходов к строительству интимных взаимоотношений.
1-й день
Упражнение «Мифы о любви»
Обсуждение результатов, дискуссия. Замена мифов на реальные представления о предпосылках здоровых взаимоотношений в паре.
2-й лень
«Невеста алкоголика» — ее детство, юность, будущее. Признаки функциональной и дисфункциональной семей.
220
3-й день
Психологические типы: «Жена-угодница», «Жена-мамочка», «Жена-девочка», «Жена-стерва», «Жена-жертва». Выгоды и потери, что с этим делать.
4-й день
Родительская семья жениха и невесты. Тренинговая работа над незавершенными делами нашего детства.
5-й день
Границы личности. Понятие о кругах близости, ответственности и влияния.
РАБОТА С СОЗАВИСИМОСТЬЮ И СОЗАВИСИМОЙ СЕМЬЕЙ
Авторская программа по проблеме созависимости.
Роль семьи в возникновении зависимостей