Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Театральная мастерская.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего и четвертого уровня (получение школь¬ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль¬ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Содержание учебного курса




Раздел

Количество часов

Теория

Практика

Итого

1

Вводное занятие






1 ч

2

Театральная игра

1 ч

4 ч

5 ч

3

Ритмопластика




3 ч

3 ч

4

Культура и техника речи

1 ч

5 ч

6 ч

5

Основы театральной культуры

3 ч




3 ч

6

Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)

3 ч

11 ч

15 ч

7

Заключительное занятие







1 ч






п/п

Перечень разделов

Краткое содержание

1.

Вводное занятие, заключительное занятие.

-решение организационных вопросов;

-подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;

2.

Театральная игра.


Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия. Диагностика творческих способностей воспитанников.

3.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.

4.

Ритмопластика.

Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.

5.

Основы театральной культуры.

Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.



Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.

Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Перечень учебно- методического и материально-технического обеспечения.


  1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

  2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

  3. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

  4. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

  5. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php

  6. ПохмельныхА.А.Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc

  7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

  8. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/


Музыкальный центр;

музыкальная фонотека;

аудио и видео кассеты;

СД– диски;

костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;


элементы костюмов для создания образов;

пальчиковые куклы;

сценический грим;

видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

электронные презентации «Правила поведения в театре»

сценарии сказок, пьес, детские книги.

Календарно - тематическое планирование

Театральная мастерская





Тема занятий

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Раздел 1. Вводный










1

Вводное занятие.

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». Игра-знакомство

беседа с элементами игры. Знакомство с помощью куклы. Упражнение снежный ком. Беседа: «Что такое театр?» Пантомима «Шар»










Раздел 2. Театральная игра ( 5 ч)

2

Здравствуй, театр!


Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театрами Москвы, Серпухова (презентация)










3

Театральная игра

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему.

Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.










4

Репетиция сказки «Теремок».


Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле»,«Шайба в воротах»,

«Разбилась любимая мамина чашка».










5

В мире пословиц.

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

В человеке все должно быть прекрасно. Упражнение на освобождение мышц, на снятие телесных зажимов.










6

Виды театрального искусства

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с 26.разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.










Раздел 3. Ритмопластика( 3 ч)

7

Правила поведения в театре

Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему










8

Импровизация

Слушание музыки. Импровизация.










9

Кукольный театр.

Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.










Раздел 4. Культура и техника речи ( 6 ч).

10

Мы актеры. Работа над техникой речи

Диалог и монолог. Участие в сценках двух учащихся, умение реагировать на игру товарища, отвечать в соответствии с содержанием сценки.










11

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

Викторина по сказкам. Развитие интонационной выразительности «Повторяй со мной».










12

Сценическое действие. Поочерёдное проигрывание сказки.

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Игра Зеркало». Экспромт










13

Великая сила слова. Работа над техникой речи. Интонационная отработка.

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Игра «Превращение»










14

Великая сила слова. Слушание и чтение сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки

Игра на выразительность мимики и жестов Развитие интонационной выразительности «Повторяй со мной».










15

Театральная игра


Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.










Раздел 5. Основы театральной культуры ( 3 ч).

16

Основы театральной культуры

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения










17

Попробуем измениться

Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения










19

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой

Э.Успенского

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ










Раздел 6. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) ( 15 ч)

19

Инсценирование народных сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.

Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ










20

Одну простую сказку хотим мы показать

Пантомимическая игра

Творческая игра

«Что это за сказка?» Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ










21

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ










22

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.










23

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

Диалоги героев, репетиции, показ










24

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Пых»

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ










25

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Пых»

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ










26

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Пых»

Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений










27

Постучимся в теремок

Игра-загадка «Узнай, кто это?»

Знакомство со сказкой «Теремок». Этюд на расслабление «Разговор с лесом»










28

Характеризуем героев сказки

Характеристика персонажей сказки. Интонационные упражнения










29

Творческий пересказ сказки

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов 1










30

Узнай героя

Игра «Угадай героя»

Драматизация сказки










31

Узнай героя

Игра «Угадай героя»

Драматизация сказки










32

Учимся говорить по- разному

Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности










33

Учимся говорить по- разному

Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности