Файл: Понятие и сущность конституционной ответственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, основанием конституционно-правовой ответственности гражданина страны может стать достаточно большой перечень виновно совершаемых действий.

Правовое регулирование. Безусловно, проблемным вопросом конституционно-правовой ответственности граждан Российской Федерации является отсутствие четкой правовой регламентации, законодательного определения оснований, санкций и других условий наступления конституционно-правовой ответственности. Статусные полномочия гражданина Российской Федерации закреплены как в Конституции РФ, так и в других законах. Однако в силу отсутствия специального закона о конституционной ответственности ограничение тех или иных конституционных прав за неправомерное поведение гражданина можно увидеть в законах, регулирующих различные общественные отношения, причем не только в законах, но и в подзаконных актах, что вряд ли можно назвать правомерным (ограничение прав и свобод граждан допускается исключительно федеральным законом и при определенных условиях (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)).

Представляется оправданным общие основания ограничения прав и свобод гражданина установить в Законе N 62-ФЗ; общие условия привлечения к конституционно-правовой ответственности определить в федеральном конституционном законе о конституционной ответственности (при внесении об этом поправки в Конституцию РФ).

Подводя итоги исследования, следует отметить, что элементами конституционно-правовой ответственности граждан являются:

1) наличие у субъекта ответственности статуса гражданина Российской Федерации;

2) наличие конституционной деликтоспособности в виде возраста совершеннолетия и дееспособности;

3) совершение противоправного деяния, выражающегося в действии или бездействии (общее условие наступления юридической ответственности);

4) осуществление такого действия (бездействия), посредством которого нарушаются нормы конституционного права (общее условие наступления конституционно-правовой ответственности);

5) наличие у субъекта ответственности вины (главный признак любого вида публично-правовой ответственности);

6) указание в законе, что то или иное нарушение норм конституционного права влечет применение мер конституционно-правовой ответственности; либо установление законом ограничений (лишения) статусных прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, представляющих собой санкции конституционно-правовой ответственности;


7) применение к субъекту ответственности санкций конституционно-правовой ответственности в виде ограничения (лишения) статусных правомочий, а в случае внесения изменений в Конституцию РФ - прекращения статуса.

Таким образом может быть представлена теоретическая конструкция конституционно-правовой ответственности граждан.

Заключение
Конституционно-правовая ответственность - особый вид юридической ответственности, используемый в исключительных, предусмотренных нормами конституционного права случаях. Трудно не согласиться с мнением многих авторов, что ответственность в конституционном праве есть ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушения конституционно-правовых норм. Однако она не может применяться всегда, когда речь идет о нарушениях конституционно-правовых отношений, поскольку в этом нет необходимости. Ее основное назначение - защита Конституции и других конституционно-правовых норм присущими ей средствами.

Конституционная ответственность распространяется на определенный круг субъектов. В юридической литературе высказано мнение, что этот круг достаточно широк, поскольку соблюдать Конституцию обязаны органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения. Самостоятельным субъектом выступает государство в целом. Так ст. 2 Конституции РФ устанавливает в качестве обязанности государства признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Государство является субъектом конституционной ответственности и в случае возмещения вреда, причиненного лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В Российской Федерации субъектами конституционной ответственности являются: Президент РФ; Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ; Верховный Суд РФ; Конституционный Суд РФ; органы местного самоуправления; общественные объединения; граждане; должностные лица. Аналогично решается данный вопрос и в других странах (США, Франция, Италия).

Основными формами конституционно-правовой ответственности являются роспуск парламента или досрочный отзыв депутата, вето Президента на принятые парламентом законы, отрешение от должности Президента, отставка правительства или отдельного министра и др. Рассмотрим механизм реализации этих форм, применяемый в современных странах.



Гражданская ответственность означает возмещение ущерба, причиненного гражданам и юридическим лицам в результате деятельности правительства или министров, если при этом были нарушены законы. Возмещение осуществляется по решению суда в результате обращения потерпевшего в суд с гражданским иском. Наконец, существует и уголовная ответственность правительства, его членов за нарушение законов при исполнении служебных обязанностей. Во многих случаях ее формы аналогичны ответственности президента (импичмент, суд, осуществляемые одной из палат парламента, особый суд, специально образуемый парламентом, процесс, проводимый в конституционном суде). Уголовная ответственность всего состава правительства применялась в некоторых странах Африки (Сомали, Экваториальной Гвинее и др.), правда, лишь после военного переворота и свержения этого правительства. Члены правительства в Италии, Японии подвергались уголовной ответственности за взяточничество и за неуплату налогов.

Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Коллективная ответственность предполагает уход правительства во главе с премьер-министром в отставку при вотуме недоверия, являющемся актом неодобрения палатой общей политики правительства. Кроме того, парламент может проголосовать против политики в определенных областях или отдельных мер, предложенных правительством. В этом случае оппозицией предлагается резолюция порицания, которая вносится довольно часто. Она может быть принята, если часть депутатов от правящей партии проголосует вместе с оппозицией. Вотум недоверия, вынесенный в отношении одного министра, как правило, рассматривается как отказ в доверии правительству в целом.


Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федер. закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. от 27.12.2021) // Доступ из СПС «Гарант».

2. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (в ред. от 27.12.2021) // Доступ из СПС «Гарант».

3. О выборах Президента Российской Федерации: Федер. закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (в ред. от 11.12.2021) // Доступ из СПС «Гарант».

4. О гражданстве Российской Федерации: Федер. закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (в ред. от 27.12.2021) // Доступ из СПС «Гарант».

5. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Федер. закон от 03.12.2012 N 229-ФЗ (в ред. от 01.07.2021) // Доступ из СПС «Гарант».

6. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 27.12.2022) // Доступ из СПС «Гарант».

19. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 27.12.2022) // Доступ из СПС «Гарант».
Научная и методическая литература
1. Акт об иммиграции и гражданстве США. URL: http://www.bibliotekar.ru (дата обращения: 23.12.2018).

2. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России и опыт зарубежных стран: Научное издание / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2011.

3. Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. N 10.

4. Авакьян С.А. Санкции в советском государственном праве // Советское государство и право. 1973. N 11. С. 29 - 36.

5. Авдеенкова М.П. Конституционно-правовая ответственность в России: проблемы становления и реализации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. - 200 с.

6. Авилов В.В. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. Елец, 2021. - 185 с.

7. Агапов А.М. Конституционно-правовая ответственность в федеративных отношениях: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. - 160 с.

8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2019.

9. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 6-е изд., изм. и доп. М., 2017.

10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2015. - С. 35.

11. Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2013.

12. Богомолов Н.С. Конституционно-правовая ответственность государственных органов и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. - 209 с.


13. Бондарь Н.С. Российское конституционное право в ценностном измерении: как правовой отрасли, юридической науки, учебной дисциплины // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 11. - С. 4 - 13.

14. Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность: системное исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2015. 343 с.

15. Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности. М., 2003.

16. Витрук Н.В. Законность и правопорядок // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999.

17. Гороховцев О.В. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. - 171 с.

18. Гурвич Г.С. Некоторые проблемы советского государственного права // Советское государство и право. 1957. N 12.

19. Доклад о состоянии местного самоуправления в Российской Федерации: изменение баланса интересов государственной власти и местного самоуправления / Под ред. Е.С. Шугриной. М., 2017.

20. Еременко Ю.П. Советская Конституция и законность. Саратов, 1982.

21. Кондрашев А.А. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021. - С. 41.

22. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций: В 9 т. Т. 1. Основы теории конституционного права / М.П. Авдеенкова, Ю.А. Дмитриев. М., 2015. - С. 306.

23. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2011. - С. 419, 422.

24. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2021. - С. 360, 399.



1 Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2013. – С. 112.

2 Гороховцев О.В. Конституционная ответственность в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. – С. 72.

3 Кондрашев А.А. Теория конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2021. - С. 41.

4 Там же. – С. 42.

5 О гражданстве Российской Федерации: Федер. закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (в ред. от 27.12.2021) // Доступ из СПС «Гарант».

6 О гражданстве Российской Федерации: Федер. закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (в ред. от 27.12.2021) // Доступ из СПС «Гарант».

7 Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России и опыт зарубежных стран: Научное издание / Под ред. С.А. Авакьяна. М., 2011. – С. 43.

8 Там же. – С. 45.

9 Авилов В.В. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: Дис. ... канд. юрид. наук. Елец, 2021. – С. 142.