Файл: Лекция Основное содержание дисциплины Содержание лекции Ключевые моменты 4 Цель курса 1.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Адаптация на рынке труда и профессиональная карьера
Лекция 1.
Основное содержание дисциплины
Содержание лекции
Ключевые моменты
4
Цель курса
1
Трудовая адаптация
2
Этапы трудовой адаптации
3
Типичные ошибки
5
Цель курса:
обеспечить изучение студентами ключевых принципов психолого-этических аспектов поиска работы, трудоустройства и деловых отношений, приобретение навыков оптимального поведения в разнообразных ситуациях на рабочем месте, оптимизации необходимых психологических условий в служебной обстановке на основе предшествующего изучения учебных курсов.
В этих условиях работодатели предъявляют все более высокие требования к деловым и личным характеристикам выпускников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам
«Адаптация» – ключевое понятие
В самом общем виде термин этот означает процесс приспособления, привыкания.
В зависимости от характера и масштабов изменения окружающей среды и личных свойств человека адаптация может происходить быстро и незаметно, а может потребовать длительного времени и значительных материальных и физических затрат.
Трудовая адаптация
Особую проблему представляет собой трудовая адаптация как процесс приспособления работника к ситуации на рынке труда, характеру труда на новом рабочем месте, взаимоотношениям в новом трудовом коллективе и т.п.
В современной учебной литературе трудовая адаптация рассматривается, как правило, в контексте внутрифирменной организации труда.
Этапы трудовой адаптации
этап ориентации и ознакомления, этап привыкания и приспособления, этап действенной адаптации, или ассимиляции, и этап эффективного функционирования
, предполагающий полную идентификацию целей работника с целями нового предприятия.
Виды адаптации:
Профессиональная,
Психофизиологическая
Социально-психологическая.
Понятие «темпы адаптации», характеризующее то, как быстро происходит привыкание работника к новому рабочему месту.
Результатом адаптации на рынке груда (в отличие от процесса адаптации) является нахождение выпускником вакантного рабочего места, соответствующего профессии и уровню квалификации выпускника профессиональной школы, устраивающего выпускника по условиям и режиму труда, уровню заработков, гарантиям занятости, возможностям карьерного роста и творческой самореализации.
Трудовое самосознание
осознание выпускником собственных желаний и предпочтений. Это наиболее сложный момент. Этим не всегда могут похвастаться работники и в более зрелом возрасте. Но понимание того, «к чему душа лежит», кем хотелось бы стать и почему, приведение в равновесие юношеского романтизма и определенного практицизма совершенно необходимо, как предпосылка поиска работы и принятия решения в условиях свободного выбора.
Навыки трудоустройства - понимание правил функционирования рынка труда, которое состоит из следующих элементов: прохождение собеседования, заполнение резюме, умение вести поиск вакансий и выяснение их реальною содержания.
Трудовая ориентация - изучение и оценка реалий рынка труда (существующих возможностей трудоустройства) и их сопоставление с собственными устремлениями с целью выяснения возможности их реализации.
Ключевыми составляющими адаптации выпускников СПО являются:
а. Рассогласование системы среднего профессионального образования и потребностей рынка труда.
б. Психологическая сложность перехода «СПО - работа» для значительного числа выпускников. Различие основополагающих «правил поведения» в ходе обучения в колледже и на рынке труда значительно. Тем не менее, этот факт не всегда до конца выпускниками осознается.
типичные ошибки, сделанные при выборе профессии
Отношение к выбору профессии как к неизменному.
Бытующие мнения о престижности профессии.
Выбор профессии под влиянием товарищей
Перенос отношения к человеку
, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.
Вопросы для самопроверки:
Лекция 1.
Основное содержание дисциплины
Содержание лекции
Ключевые моменты
4
Цель курса
1
Трудовая адаптация
2
Этапы трудовой адаптации
3
Типичные ошибки
5
Цель курса:
обеспечить изучение студентами ключевых принципов психолого-этических аспектов поиска работы, трудоустройства и деловых отношений, приобретение навыков оптимального поведения в разнообразных ситуациях на рабочем месте, оптимизации необходимых психологических условий в служебной обстановке на основе предшествующего изучения учебных курсов.
В этих условиях работодатели предъявляют все более высокие требования к деловым и личным характеристикам выпускников, качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации, умениям и навыкам
«Адаптация» – ключевое понятие
В самом общем виде термин этот означает процесс приспособления, привыкания.
В зависимости от характера и масштабов изменения окружающей среды и личных свойств человека адаптация может происходить быстро и незаметно, а может потребовать длительного времени и значительных материальных и физических затрат.
Трудовая адаптация
Особую проблему представляет собой трудовая адаптация как процесс приспособления работника к ситуации на рынке труда, характеру труда на новом рабочем месте, взаимоотношениям в новом трудовом коллективе и т.п.
В современной учебной литературе трудовая адаптация рассматривается, как правило, в контексте внутрифирменной организации труда.
Этапы трудовой адаптации
этап ориентации и ознакомления, этап привыкания и приспособления, этап действенной адаптации, или ассимиляции, и этап эффективного функционирования
, предполагающий полную идентификацию целей работника с целями нового предприятия.
Виды адаптации:
Профессиональная,
Психофизиологическая
Социально-психологическая.
Понятие «темпы адаптации», характеризующее то, как быстро происходит привыкание работника к новому рабочему месту.
Результатом адаптации на рынке груда (в отличие от процесса адаптации) является нахождение выпускником вакантного рабочего места, соответствующего профессии и уровню квалификации выпускника профессиональной школы, устраивающего выпускника по условиям и режиму труда, уровню заработков, гарантиям занятости, возможностям карьерного роста и творческой самореализации.
Трудовое самосознание
осознание выпускником собственных желаний и предпочтений. Это наиболее сложный момент. Этим не всегда могут похвастаться работники и в более зрелом возрасте. Но понимание того, «к чему душа лежит», кем хотелось бы стать и почему, приведение в равновесие юношеского романтизма и определенного практицизма совершенно необходимо, как предпосылка поиска работы и принятия решения в условиях свободного выбора.
Навыки трудоустройства - понимание правил функционирования рынка труда, которое состоит из следующих элементов: прохождение собеседования, заполнение резюме, умение вести поиск вакансий и выяснение их реальною содержания.
Трудовая ориентация - изучение и оценка реалий рынка труда (существующих возможностей трудоустройства) и их сопоставление с собственными устремлениями с целью выяснения возможности их реализации.
Ключевыми составляющими адаптации выпускников СПО являются:
а. Рассогласование системы среднего профессионального образования и потребностей рынка труда.
б. Психологическая сложность перехода «СПО - работа» для значительного числа выпускников. Различие основополагающих «правил поведения» в ходе обучения в колледже и на рынке труда значительно. Тем не менее, этот факт не всегда до конца выпускниками осознается.
типичные ошибки, сделанные при выборе профессии
Отношение к выбору профессии как к неизменному.
Бытующие мнения о престижности профессии.
Выбор профессии под влиянием товарищей
Перенос отношения к человеку
, представителю той или иной профессии, на саму профессию.
Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.
Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.
Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства.
Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).
Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.
Вопросы для самопроверки:
- В чем проявляется особенность адаптации выпускников СПО на современном этапе развития экономики?
Каковы особенности современного рынка труда?
Что такое адаптация в широком смысле?
Что такое трудовая адаптация?
Каковы различия между процессом адаптации и ее результатом?
По каким критериям можно определить эффективность результата адаптации выпускника?
Проанализируйте ошибки при выборе профессии, выделите основные и наметьте пути их преодоления при выборе профессии?