Файл: Специальность 44. 02. 02 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
слоговых рядов с согласными звуками, оппозиционными по звонкости–глухости или мягкости–твердости (па–ба–па, ша–жа–ша, ро–рё–ро), слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, мотоциклисты, трактористы, транспорт, фотографироваться), выполняет с многочисленными ошибками. Это свидетельствует о том, что при внешне благоприятной картине формирование фонематического восприятия не соответствует возрастной норме. Такое отставание проявляется в произношении. Но только в фонематических сложных комбинациях, которые редко встречаются в самостоятельных высказываниях [14].

При произношении слов с чередованием акустически и артикуляционно – близких фонем: шоссе, раскладушка, учительница, смеющаяся девочка, балерина, рояль. Если ребенок не имеет специальной подготовки, он не сможет в дальнейшем грамотно писать и читать.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании» [24]. Он же указывает: «под звуковым анализом» понимается:

  • определение порядка слогов и звуков в слове;

  • установление различной роли звука;

  • выделение основных качественных характеристик звука.

Развитие звукопроизношения дошкольника тесно связано с развитием фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие (если речевое развитие ребенка в норме) не требует специального обучения, а звуковой анализ требует (это дидактический фактор, определяющий необходимость организации специального обучения). Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая (порядковый фактор). Еще один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от одного года до четырех лет, звуковой анализ – более поздним возрастом (возрастной фактор). Так же фонематическое восприятие – способность различить особенности их устно, звуковой анализ – способствует то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме (содержательный фактор).

По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Шваркина в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи.

А.Н. Гвоздев и Н.И Красногорский отмечают, что особенность передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения. Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом), а с другой – с собственным произношением [23].


Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком. Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают.

Р.Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного звука и определение его отличия среди других [24].

В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных), затем, в старшем дошкольном возрасте, переходит к различению тончайших нюансов звука (звонких – глухих, мягких – твердых согласных). Сходство артикуляции побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом». Ребенок начинает со слуховой дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим различением.

Фонематическое восприятие постепенно развивается с младенческого возраста, когда ребенок начинает реагировать на звуки, затем отзывается на сказанные слова, на интонацию слова. Фонематическим восприятием называют способность воспринимать и различать звуки речи [16].

У.К. Дмитриевич отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».

Пятилетний ребенок имеет достаточно развитый фонематический слух. Он не только хорошо слышит звуки, но и способен выполнять различные задания, связанные с выделением слогов или слов с заданным звуком из группы других слогов или слов, производить подбор слов на определенные звуки, выполнять другие, более сложные задания. Однако некоторые дети не все звуки одинаково легко различают на слух. Не смешивая звуки [к], [и], [р], [ш], [и], [л], акустически и артикуляционно контрастные, они недостаточно четко различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком с из группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш). Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: [с], [и], [ш], [ж], [з], звуки [с] и [ц], [щ] и [ч], [ц] и [ч].



М.М. Алексеева говорит о том, что у части дошкольников в возрасте пяти лет наблюдаются дефекты в произношении свистящих, шипящих и сонорных [р], [л] звуков. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и [р]) [2].

Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленно, так как навык неправильного произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до некоторой степени угасает (со звуком [ш] дети подбирают слова – шкаф, стол, сервант).

Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи – внимание к речи друг друга, желание помогать товарищам [2].

К старшему дошкольному возрасту при правильной постановке работы дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание. Развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи.

Воспитание звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте направлено на:

  • совершенствование произношения звуков;

  • на выработку отчетливого произношения слов;

  • умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки;

  • дифференцировать звуки [с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш], [ш] – [ж], [ч] – [ц], [ж] – [з], [л] – [р] [2].

В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов (вычленение в словах и фразах нужных звуков, называние слов с заданным звуком), определению места звука в слове (начало, середина, конец).

Продолжается работа по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи [2].

Согласно программе «От рождения до школы» в развитие звукопроизношения дети старшего дошкольного возраста могут:


  • различать на слух и произносить все звуки родного языка;

  • внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;

  • называть слова с определенным звуком;

  • находить слова с определенным звуком в предложении;

  • определять место звука в слове [19].

Проблемы, существующие у детей при воспитании основных компонентов звукопроизношения, будут влиять на нарушение речи ее воспитания и понимания, а значит, будет изучаться учеными. Именно поэтому общий культурный уровень человека может определить по выбору им и использованию тех или иных средств интонационной и звуковой выразительности. Если он обладает звуковой культурой речи, то чаще всего не имеет трудностей ни при их восприятии, ни при воспроизведении. Поэтому искусству «риторики» как в древние времена, так и в современных условиях жизни необходимо учиться специально.

Таким образом, рассмотрев взгляды ученых о проблеме развития звукопроизношения старшего дошкольника мы увидели, что данной проблемой занимались многие учёные, однако проблема остаётся до конца неизученной.

1.2. Дидактическая игра, ее сущность и классификация


Дошкольное детство – это первый этап в психическом развитии ребенка и его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для образования на следующей ступени – школьном обучении. Основное различие между ребенком в детском саду и школе заключается в различии между основными, ведущими видами его деятельности [3].

Каждая из этих деятельностей предъявляет свои требования к психике ребенка и создает особые условия для развития определенных психических процессов и черт личности. Поэтому, задача изучения преемственности между возрастами состоит, в частности, в том, чтобы определить, какие психические характеристики развиваются в игре, они наиболее важны для будущего обучения, и как направить игру ребенка к развитию этих характеристик.

Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми [23].

Дидактическая игра – это разновидность игр, с определенными правилами специально создаваемых педагогикой для эффективного воспитания и обучения детей. Такие игры нацелены на решение конкретных задач при обучении детей, но, в то же время, в них проявляются развивающее и воспитывающее влияние игровой деятельности.

Дидактические игры развивают словарь, грамматический строй речи в процессе сравнения и классификации предметов, усвоения сенсорных эталонов, составления самостоятельных рассказов о предметах, явлениях природы и общественной жизни.

Общаясь с товарищами в игре, дети учатся решать спорные вопросы, аргументировать свои суждения, выводы. Так речь включается в совокупность психических процессов, где выступает средством познания, выполняя функцию орудия мышлениях [22].

Впервые для дошкольного воспитания системы дидактических игр были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтессори [23]. Которые предполагали использование различных пособий в играх