Файл: Специальность 44. 02. 02 Дошкольное образование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ориентированных на обучающую сторону дидактических игр, возможность ребенка самостоятельно проверить результаты своей игры.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданная в дидактических играх цель остаются игрой для ребенка. Дошкольника привлекает в этих играх, прежде всего игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу [9].

В дидактических играх детям даются определенные задания, решения, требующие концентрации, внимания, умственных усилий, умения понимать правила, последовательность действий, преодолевать трудности. Они способствуют развитию чувств и восприятий детей, усвоению идей и знаний. Эти игры дают возможность научить детей различными экономными и разумными способами решать определенные умственные и практические задачи. Это их развивающая роль.

С введением обучения в детском саду изменилась роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления , уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

По мнению В.А. Сухомлинского дидактическая игра - многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для детей дошкольного возраста, самостоятельной игровой деятельностью и средством всестороннего развития ребенка [15].

Воспитательно-обучающая ценность заключается в содержании предмета игры с целью привлечения некоторых аспектов предмета изучения, которые находят свое отражение в игре. Когнитивное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть – обнаружить и в результате что-то узнать [4].

Классификацией дидактических игр занимались многие ученые, среди них: Бондаренко А.К., Сорокина А.И., Бумаженко Н.И. и др.

Для наглядности классификация предоставлена в таблице 1.
Таблица 1

Классификация дидактических игр

По содержанию

По дидактическому материалу

По характеру игровых действий

По познавательному интересу

1.Математические

1.Словесные

1.Игры–путешествия

1.Интеллектуальные

2.Сенсорные

2.Настолько–печатные

2.Игры–предположения

2.Эмоциональные

3.Речевые

3.С предметами и игрушками

3.Игры–поручения

3.Регулятивные

4.Музыкальные




4.Игры–загадки

4.Творческие

5.Природоведческие




5.Игры–беседы

5.Социальные

6.Для ознакомления с окружающими












Это группа дидактических игр, акцентирующая внимание на обучении, познавательной деятельности ребенка, но недостаточно раскрывающая основы дидактической игры в характеристике детских игр, игровых правил и действий, с организацией жизнедеятельности ребенка, руководстве воспитателя [4].

Возможна следующая классификация игр по А.И. Сорокиной:

  • игра-путешествие;

  • игра-поручение;

  • игра-предположение;

  • игра-загадка;

  • игра-беседа.

Игры-путешествия похожи на сказки, с их развитием и чудесами.

Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обыденное показывается через необыкновенное, простое – через таинственное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное.

Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близко ребенку, радует его.

Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию немного сказочности, необычности, привлекая внимание детей на то, что находится рядом, но не замечаемо ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, понимание задач игры, облегчают преодоление проблем и достижение успеха [10]. Игры-путешествия – это всегда интересно.

Вот что создает интерес и активное участие в развитии игрового сюжета, обогащение игрового действия, желание овладеть правилами игры и получить результат (решить проблему, что-то узнать). Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности получать вопросы детей во время игры с ними, а также осуществлять процесс обучения незаметно.

Игры-поручения имеют схожие структурные элементы с играми-путешествиями, но имеют более простое содержание. В их основе лежат действия с предметами и словесные поручения. Игровая задача основана на предложении что-то сделать. например, «Не ошибись», «Наоборот», «Цветочек», «Волшебный мешочек».

Игра-предположение – смысл таких игр заключается в том, что перед ребятами ставится задача, требующая осмысления и поиска ответа. Она заложена в самом названии игры. Игровые действия, в свою очередь зависят от задачи и требуют действий в соответствии с обстоятельствами. Играя, дети высказывают предположения или констатируют факты. В такой игре очень важно умение соотносить знания с внешними обстоятельствами. Например, «Что было бы.», «Что бы ты сделал» и т.д.



Игры-загадки. Происхождение загадок уходит корнями в далекое прошлое. Загадки создаются самими людьми, участвующими в обрядах, ритуалах и праздниках. Они использовались для проверки знаний и изобретательности. Это очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

Методы составления логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Дети любят игры–загадки. Потребность сравнивать, вспоминать, думать, догадываться приносит радость умственной работы.

Решение головоломок развивает способность анализировать, обобщать и развивать, способность рассуждать, делать выводы. Игры-беседы (диалоги). Игра-беседа основана на общении между педагогами и детьми, детьми с педагогами и детьми друг с другом. Это общение имеет особый характер в игровом обучении и игровой деятельности ребенка.

В игре-беседе воспитатель обычно идет не от себя, а от близкого детям персонажа, следовательно, не только сохраняет игровое общение, но и увеличивает его радость, желание повторить игру. Однако игра-беседа чревато риском усиления методов прямого обучения [12].

Ценность игры-беседы заключается в том, что она является требованием к активизации эмоциональных и психических процессов: единства слов, действий, мыслей и воображения детей.

Игра-беседа приведет к умению слушать и слышать вопросы и ответы детей, умению сосредоточиться на содержании беседы, дополнять сказанное, высказывать суждения. Все это свидетельствует об активном поиске решения проблемы, выявленной игрой. Умение участвовать в разговоре, который отмечает уровень образования, очень важно. Главный инструмент игры-беседы – это слово, словесный образ, вступительный рассказ, о чем-то. Результатом игры является удовольствие, которое получают дети.

А.К. Бондаренко выделила классификацию игр в зависимости от дидактического материала:

  • словесные;

  • настольно-печатные;

  • с предметами и игрушками.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе. Игры развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.


Словесные дидактические игры имеют большое значение в речевом развитии детей. Они построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и другие.

Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.

Настольно-печатные игры представлены в основном печатными картинками рассматривание которых ребенок должен сопровождать речевым образцом, пояснениями, многократным проговариванием слов.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны, в них используются разные игровые материалы: игрушки или реальные предмета, а также объекты природы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», поваров в игре «Кафе», швей в игре «Ателье» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «Медвежонок-невежа»).

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:


  • коллективные;

  • групповые;

  • индивидуальные.

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые – с подгруппой детей, а индивидуальные с 1–3 детьми.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, и дает игре завершенность. Она выступает, прежде всего, в форме решения проблемы и доставляет детям моральное и умственное удовлетворение. Во время игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание и искать знания. Когда дети играют, они не замечают, что познают, запоминают новое; ориентируются в необычных ситуациях; развивают воображение.

Две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь между обучением и игрой. В отличие от непосредственной постановки дидактической задачи на уроке в дидактической игре реализуется через внутриигровую цель, детерминирующую игровое действие, она становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность ее решить, и это активизирует игровое действие. Дидактические игры различаются по содержанию образования, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей и роли педагога.

Основными структурными элементами дидактической игры являются:

  • задачи: дидактическая, игровая;

  • действие;

  • правила;

  • результат, заключение игры.

В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактическая цель. Задачи в игре составляет учебное содержание игры. Задачи в игре всегда выражает причину, по которой собственно составлена игра. Каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного систематического напряжения, умственной работы.

Действие – самое существенная часть игры, без действия осуществление цели игры было бы только «сухим» дозированием, оно отпугивало бы детей, чем привлекали их. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой дидактической игре задачи выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив.

Цикл дидактической игры представляет собой непрерывную последовательность действий в процессе решения задач. Этот процесс условно расчленяется на следующие этапы: