Файл: Сведения о своде правил.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

СП 393.1325800.2018
7.9 При транспортировании труб и трубных секций необходимо принимать меры по закреплению груза и предупреждению повреждения защитного покрытия. В горной и холмистой местности необ­
ходимо предусматривать установку на перевозимые трубы (трубные секции) увязочных и стопорных устройств (грузовых цепей, канатов, крепежных поясов), удерживающих груз от перемещения по кони­
кам трубоплетевоза.
7.10 При необходимости транспортирования грузов наземным транспортом в трудных дорожных условиях следует предусматривать применение мероприятий, повышающих тягово-динамические и сцепные свойства транспортных средств (буксировка, применение специального рисунка протектора автомобильных шин, шипов противоскольжения и т. д.).
7.11 Перевозку труб и секций в горной и предгорной местностях на участках с продольными укло­
нами до 10° следует выполнять автомобилями-плетевозами. На участках с частым чередованием подъ­
емов и спусков с продольными уклонами 10°—20° следует применять транспорт на гусеничном ходу или многоосные автомобили.
7.12 При транспортировании грузов на участках с продольными уклонами более 20° следует при­
менять буксиры: тягачи или тракторные самоходные лебедки. Если на маршруте есть трудные участки с подъемами и спусками от 7° до 10° и более, после погрузки труб (трубных секций) следует проводить трактором (краном-трубоукпадчиком) натяжение тягово-страхового каната, переднего и заднего сто­
порных устройств трубоплетевоза с применением натяжного блока прицепа-роспуска.
7.13 Перевозить трубы и трубные секции на обледенелых участках дорог следует в соответствии с СП 86.13330.2014 (пункт 6.4.11).
7.14 В песчано-пустынной местности должны использоваться полноприводные автомобили и гусеничная техника. Для повышения проходимости на прицепах следует применять арочные шины и пневмокатки. В барханных песках тяжелые грузы следует перевозить тракторными поездами, состо­
ящими из гусеничного трактора и двухколесных роспусков. Поезда должны работать колоннами в со­
ставе не менее двух тракторов.
7.15 Секции труб длиной до 36 м от трубосварочных баз на трассу строительства трубопровода следует перевозить трубоплетевозами на базе автомобилей высокой проходимости, колесных и гусе­
ничных тракторов.
7.16 Если в качестве увязочных устройств используются канаты, то для обеспечения сохранности изоляционного покрытия между канатами и трубами следует устанавливать прокладки из резины, не­


тканых материалов и др.
7.17 Транспортирование соединительных деталей трубопроводов (отводы, тройники, переходники и днища) производится в соответствии с СП 86.13330.2014 (пункт 6.4.15).
7.18 Крутоизогнутые отводы перевозятся на платформах полуприцепов седельных автопоездов в горизонтальном положении.
7.19 Крутоизогнутые штампосварные отводы транспортируются в кузовах бортовых грузовых ав­
томобилей.
7.20 Тройники, переходники и днища перевозятся в кузовах бортовых грузовых автомобилей и на полуприцепах седельных автопоездов.
7.21 Транспортирование труб и трубных секций диаметром от 530 до 1420 мм в зимний период года следует предусматривать в основном по временным зимним автомобильным дорогам (автозимни­
кам), технологическим проездам и вдольтрассовым дорогам (зимникам) с полотном и дорожной одеж­
дой из снега, льда и мерзлого грунта.
7.22 Зимники могут сооружаться также в районах, где есть постоянные автодороги, для увели­
чения пропускной способности транспортной сети и создания резервных дорог в условиях их сильной заносимости. Сами постоянные дороги могут быть расширены за счет снега и льда.
7.23 Зимники должны соответствовать следующим требованиям:
- выдерживать нагрузки от прохода колесных и гусеничных транспортных средств, обеспечивать расчетную пропускную способность и интенсивность движения транспортной техники;
- быть устойчивыми к колебаниям температуры и сохранять прочностные свойства в период экс­
плуатации;
- иметь резервные участки на отдельных направлениях дорог, рано выходящих из строя в весенний период года (возвышенности, границы болот, места с пучинистыми грунтами, крутые повороты и др.);
- обеспечивать минимальные затраты на их содержание.
7.24 Трубы малых диаметров (до 219 мм) для сокращения времени погрузки-выгрузки, обеспече­
ния лучшей их сохранности и повышения безопасности рекомендуется перевозить в пакетах.
18

СП 393.1325800.2018
7.25 Величина заднего свеса трубных секций при транспортировании не должна превышать зна­
чений, установленных паспортом трубовозов.
7.26 При транспортировании грузов по строительной полосе расстояние от следа движения транс­
портного средства до бровки разработанной траншеи должно быть более 3 м.
7.27 Погрузка и разгрузка труб (трубных секций), оборудования, строительных конструкций и ма­
териалов должна производиться в соответствии с СП 86.13330.2014 (подраздел 6.1).
7.28 Разгрузку, погрузку, транспортирование и складирование труб и деталей трубопроводов с за­
водскими покрытиями: изоляционным (антикоррозионным), теплоизоляционным, балластным (из бето­
на) следует производить с обеспечением сохранности покрытий. Не допускается применение открытых стальных канатов, цепей и других грузозахватных устройств, способных повредить покрытия изделий.
7.29 Погрузка и разгрузка труб увеличенной длины должна производиться с применением специ­
альной оснастки.
7.30 При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с обетонированными трубами должны при­
меняться торцевые захваты специальной конструкции (широкие), исключающие повреждение кромок, покрытий и поверхностей труб.
7.31 Выгрузка труб из железнодорожных полувагонов осуществляется по двум схемам: полува­
гон (платформа) — штабель — трубоплетевоз; полувагон (платформа) — трубоплетевоз. Необходимо предусматривать приоритетное применение второй схемы, поскольку она исключает возможность по­
вреждения труб в процессе хранения и выполнения дополнительных погрузо-разгрузочных операций.
7.32 При выгрузке труб с железнодорожных платформ применяются: автомобильные и пневмоко- лесные краны, краны на гусеничном ходу.
7.33 В зависимости от вида покрытий труб грузоподъемные работы должны выполняться при тем­
пературах окружающего воздуха, указанных в сопроводительных документах.
7.34 При строительстве и реконструкции линейной части магистрального трубопровода не допу­
скается применение восстановленных стальных труб и соединительных деталей трубопроводов.
7.35 Приемка трубной продукции, соединительных деталей, ЗРА и других материалов и обору­
дования осуществляется службами контроля качества застройщика (технического заказчика) и лица, осуществляющего строительство, на месте разгрузки продукции с транспортных средств или после транспортирования от мест разгрузки на площадки складирования. При соответствующем обосновании приемка может осуществляться и на месте разгрузки продукции с транспортных средств, и после транс­
портирования от мест разгрузки на площадки складирования.
7.36 Входной контроль МТР осуществляется в соответствии с технологическими картами входного контроля с учетом действующих НД.
7.37 Трубы и элементы трубопроводов, параметры которых по сертификатам (паспортам) не со­
ответствуют требованиям НД или имеют нарушения идентификации и прослеживаемости, отклоняются от дальнейшей приемки и помещаются в изолятор брака. Результаты входного контроля МТР оформля­
ются актами и заносятся в журнал входного контроля.
7.38 Запрещается применение труб и элементов трубопровода, не прошедших входной контроль.
7.39 Трубы, признанные по результатам входного контроля бракованными или требующими ре­
монта, должны быть размещены на площадках складирования отдельно от пригодных и промаркиро­
ваны. Трубы, признанные годными, укладываются в штабели временного хранения или вывозятся на трассу строительства трубопровода после оформления актов входного контроля и разрешения на от­
грузку.
7.40 Принятые и забракованные трубы должны быть промаркированы и храниться отдельно от труб, еще не прошедших входной контроль.
7.41 Складирование и хранение труб (трубных секций), деталей и арматуры следует производить в соответствии с СП 86.13330.2014 (подраздел 6.3) и СП 284.1325800.2016 (раздел 18).
7.42 Складирование труб и других материальных ресурсов осуществляется на подготовленных площадках, на которых должны быть предусмотрены водоотводы поверхностных вод.
7.43 При складировании труб с утяжеляющим бетонным покрытием рядность штабеля должна вы­
бираться в зависимости от диаметра труб и марки бетона по рекомендации завода-изготовителя или в соответствии с НД на трубную продукцию.
7.44 Складирование теплоизолированных труб и деталей непосредственно на грунт или снег, а также в местах, подверженных подтоплению, запрещается. Число подкладок, устанавливаемых под трубы нижнего яруса, и их общая площадь должны определяться расчетом, исходя из допустимых удельных нагрузок на теплоизоляционное покрытие труб.
19


СП 393.1325800.2018
7.45 Складирование соединительных деталей трубопроводов (отводы, тройники, переходники и днища) следует предусматривать на отдельных площадках.
7.46 Крутоизогнутые отводы и отводы холодной гибки следует складировать в один ярус по вы­
соте горизонтально, на расстоянии не менее 0,5 м друг от друга, на спланированной и уплотненной площадке.
7.47 При хранении труб, трубных секций, трубной арматуры на складах или на трассе строитель­
ства их внутренняя полость должна быть защищена инвентарными торцевыми заглушками от попада­
ния посторонних предметов независимо от условий строительства и времени года.
7.48 Раскладку труб и элементов трубопровода по трассе следует осуществлять с учетом резуль­
татов входного контроля.
8 Организация выполнения основных видов работ
Для обеспечения заданного темпа строительства в составе каждого комплексного подразделения необходимо выделять ряд специализированных подразделений (бригад):
- инженерно-технологической подготовки;
- линейных работ;
- сварочно-монтажных работ;
- изоляционных работ;
- работ по монтажу средств ЭХЗ;
- по монтажу и сварке углов поворота, переходов через естественные и искусственные преграды, захлестов, прямых вставок (катушек);
- ремонту;
- контролю качества сварных соединений.
В подразделениях инженерно-технологической подготовки следует предусматривать бригады по­
грузочно-разгрузочных работ, входного контроля и отбраковки труб. В подразделениях линейных работ:
- подготовительные звенья, выполняющие раскладку, очистку, отбраковку труб и секций, подго­
товку кромок торцов под сварку;
- головные звенья, выполняющие перемещение трубных секций к стыковому соединению, сборку соединений, предварительный подогрев, сварку корневого слоя шва, горячего прохода, при этом темп сварки комплексного технологического потока определяется темпом сварки корневого слоя;
- завершающие звенья, выполняющие сварку заполняющих, облицовочных слоев шва.
Укомплектование комплексного подразделения технологическим, сварочным оборудованием и рабочим персоналом выполняется лицом, осуществляющим строительство, исходя из выбранного тем­
па строительства, который определяется числом неповоротных сварных стыков, выполняемых за одну смену.
8.1 Организация выполнения земляных работ
8.1.1 Земляные работы при сооружении трубопроводов должны производиться в соответствии с
ППР, а также с соблюдением СП 45.13330, СП 86.13330 и СП 284.1325800. Проведение работ любых видов в местах расположения объектов культурного наследия должно осуществляться в соответствии с действующими НД, федеральными законами и иными правовыми актами.
8.1.2 Земляные работы должны организовываться с пооперационным контролем всех технологи­
ческих операций.
8.1.3 Перед началом выполнения земляных работ следует оформлять следующие документы:
- письменное разрешение на право производства земляных работ в охранной зоне расположе­
ния подземных коммуникаций, выданное организацией, ответственной за эксплуатацию этих комму­
никаций;
- наряд-допуск на производство работ.
8.1.4 Земляные работы в охранной зоне действующих коммуникаций следует проводить в соот­
ветствии сС П 86.13330.2016 (подраздел 18.8) и СП 284.1325800.2016 (пункты 20.1.3—20.1.4).
8.1.5 Сроки выполнения работ на обрабатываемых землях и порядок проведения рекультивацион- ных работ должны быть согласованы с землепользователем.
8.1.6 Выбор землеройных машин при разработке ППР должен производиться в соответствии с
СП 86.13330.2014 (подраздел 8.5) и СП 284.1325800.2016 (подраздел 20.3).
20


СП 393.1325800.2018
8.1.7 Разработка траншеи роторным траншейным экскаватором проводится на участках со спо­
койным рельефом местности, на отлогих возвышенностях, на участках с плотными, нескальными и мерзлыми грунтами без каменистых включений и валунов.
8.1.8 В мерзлых грунтах для увеличения темпа работ применяются комбинированные способы разработки траншей:
- поочередные проходы нескольких роторных экскаваторов с роторами различных размеров, каж­
дый из которых разрабатывает часть профиля, постепенно дорабатывая ее до проектных размеров;
- поочередная работа одноковшового или роторного экскаватора и бульдозеров, причем сначала роют выемку на глубину 0,7— 0,9 м бульдозером, а затем осуществляют доработку траншеи до проект­
ной отметки экскаватором (одноковшовым или роторным).
8.1.9 Для районов с глубиной промерзания 0,4 м и более должны предусматриваться мероприя­
тия по предохранению грунта от промерзания (рыхление поверхностного слоя, снежный валик, утепле­
ние древесными остатками и др.). Для сокращения продолжительности оттаивания мерзлого грунта в теплое время необходимо к периоду установления положительных температур удалить с поверхности будущей траншеи снег, моховой покров, порубочные остатки.
8.1.10 Во избежание заноса траншеи снегом, промерзания и поднятия дна траншеи, а также смер­
зания отвала грунта при работе зимой и обрушения траншей летом темп разработки траншей должен соответствовать темпу укладочных работ при минимальном технологическом заделе траншеи.
8.1.11 На участках с озерами при разработке траншеи в летнее время следует применять понто­
ны и скреперные установки; в зимнее время при промерзании воды до дна озера разработку траншеи производят со льда. При непромерзании воды до дна устраивают майну и траншею разрабатывают экскаватором с понтона.
8.1.12 В скальных или многолетнемерзлых грунтах разрабатывают траншеи с предварительным его рыхлением механическим или взрывным способом.
8.1.13 На период работы в горной местности должны быть организованы службы безопасности, оповещения, аварийно-спасательная и др.
8.1.14 При строительстве трубопровода параллельно действующему трубопроводу проект произ­
водства буровзрывных (взрывных) работ должен согласовываться с организацией, эксплуатирующей этот трубопровод. Допуск к производству работ выдается эксплуатирующей организацией. Рекомендо­
ванные правила производства взрывных работ приведены в [32].
8.1.15 Разработку траншей на болотах следует предусматривать в зависимости от типа болот в соответствии с СП 86.13330.2014 (подраздел 8.7) и СП 284.1325800.2016 (подраздел 20.6).
8.1.16 При глубине торфяного слоя до 1 м разработка траншеи предусматривается с предвари­
тельным удалением торфа бульдозером или экскаватором и складированием его на специально от­
веденной площадке.
8.1.17 На болотах второго и третьего типов большой протяженности разработку траншеи следует предусматривать зимой, после предварительного промораживания.
8.1.18 Траншеи в песчаных грунтах должны разрабатываться бульдозерами, скреперами, одноков­
шовыми экскаваторами. Неглубокие траншеи (до 1,2 м — в сыпучих грунтах и до 1,5 м — во влажных) допускается разрабатывать бульдозерами продольно-поперечным способом. При устройстве глубоких траншей в сыпучих песках должен применяться комбинированный способ разработки грунта. Верхний слой грунта (глубиной до 1,0 м) разрабатывается бульдозерами, а остальная часть до проектной от­
метки — одноковшовыми экскаваторами.
8.1.19 Для разработки траншей в плотных, закрепленных растительностью и влажных песча­
ных грунтах могут применяться роторные экскаваторы, снабженные откосообразователями, форми­
рующими стенки с откосами от дна траншеи. В местах кривых вставок трубопровода при работе в закрепленных несыпучих песчаных грунтах траншеи должны разрабатываться одноковшовыми экс­
каваторами.
8.1.20 Прокладку трубопроводов на поливных землях следует выполнять в период, когда не произ­
водится орошение земель. После засыпки трубопровода следует восстанавливать поливные борозды.
8.1.21 До начала работ по засыпке уложенного трубопровода необходимо выполнять комплекс работ в соответствии с СП 284.1325800.2016 (пункт 20.4.2).
8.1.22 Засыпать уложенный на проектные отметки трубопровод необходимо так, чтобы исключить смещения трубопровода в поперечном направлении. С этой целью трубопровод предварительно при­
сыпается грунтом. Требования к свойствам грунта для подсыпки и присыпки трубопровода, а также значения допустимых отклонений должны соответствовать СП 86.13330 и СП 284.1325800.
21