Файл: Сведения о своде правил.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СП 393.1325800.2018
8.5.6 Для балластировки и закрепления трубопроводов следует предусматривать следующие кон­
струкции:
- кольцевые утяжелители (чугунные, железобетонные);
- железобетонные утяжелители охватывающего типа;
- грунтозаполненные балластирующие устройства [полимерконтейнерные (каркасные и бескар­
касные) и балластировку с помощью геотекстильных синтетических материалов];
- обетонированные трубы;
- анкерные устройства.
Применяемые балластирующие устройства должны удовлетворять НД завода-изготовителя, тре­
бованиям нормативной технической и проектной документации.
8.5.7 При балластировке трубопроводов на русловых участках подводных переходов, выполняе­
мых траншейным способом, на болотах и обводненных участках при укладке трубопровода методом сплава или протаскивания следует предусматривать применение кольцевых железобетонных и чугун­
ных утяжелителей, а также обетонированных труб.
8.5.8 Установка кольцевых утяжелителей на трубопровод должна производиться в соответствии с СП 86.13330.2014 (подраздел 13.2).
8.5.9 На пойменных, прибрежных, периодически обводняемых и заболоченных участках трассы, болотах всех типов глубиной от 1,5 до 2,5 м, переходах через малые реки следует применять утяжели­
тели охватывающего типа.
8.5.10 Полимерконтейнерные грунтозаполненные утяжелители могут применяться для обеспече­
ния устойчивого положения трубопроводов, прокладываемых в условиях обводненной и заболоченной местности, на неразмываемых поймах рек, а также на переходах через болота с мощностью торфа, не превышающей глубины траншеи, и в песчаных многолетнемерзлых грунтах. На переходах через болота с мощностью торфа, превышающего глубины траншеи, и переходах через малые реки допускается при­
менение бескаркасных полимерконтейнерных грунтозаполненных утяжелителей.
8.5.11 Утяжелители охватывающего типа и анкерные устройства должны устанавливаться на тру­
бопровод, уложенный на проектные отметки, при уровне воды в траншее не более 0,5 диаметра балла­
стируемого трубопровода.
8.5.12 Заполнение полостей полимерконтейнерных грунтозаполненных утяжелителей минераль­
ным грунтом из отвала траншеи или привозным грунтом должно производиться сыпучим (песчаным или глинистым) грунтом с фракциями размером не более 50 мм. Заполнение их в зимнее время должно производиться талым или размельченным мерзлым минеральным грунтом. Не допускается наличие в грунте посторонних включений, в том числе льда и снега.
8.5.13 Балластировка трубопроводов минеральным грунтом в сочетании с полотнищами геотек­
стильных синтетических материалов применяется на участках с прогнозируемым обводнением, на об­
водненных и заболоченных участках трассы, на вечномерзлых грунтах при условии отсутствия воды в траншее в процессе производства работ. При условии выполнения специальных мероприятий, в том числе установки противоэрозионных перемычек для грунта, допускается применение геотекстильных синтетических материалов на уклонах микрорельефа более 30°.
8.5.14 Балластировка трубопроводов минеральным грунтом с использованием геотекстильных синтетических материалов осуществляется в соответствии с СП 86.13330.2014 (подраздел 13.4).
8.5.15 Обетонированные трубы могут применяться для обеспечения устойчивости трубопрово­
да против всплытия при его прокладке через болота, поймы рек, русла рек и обводненные участки.
Для уменьшения изгибной жесткости обетонированного трубопровода без металлополимерной обо­
лочки в бетонном покрытии могут быть предусмотрены кольцевые прорези, выполняемые в завод­
ских условиях. Необходимость такого конструктивного решения определяет лицо, осуществившее подготовку проектной документации, с учетом напряжений в стенках стальной трубы в необетониро- ванных зонах.
8.5.16 Бетонное покрытие должно выполняться в заводских (базовых) условиях и в порядке ис­
ключения, учитывая сложность транспортирования, в непосредственной близости к водным преградам в трассовых условиях.
8.5.17 Конструкция бетонного покрытия труб (толщина, марка бетона, плотность покрытия) должна определяться в проектной документации. Наружная поверхность бетонного покрытия не должна содержать дефектов, влияющих на степень отрицательной плавучести (несплошности, не­
доливы и т. д.).
26


1   2   3   4   5   6   7   8   9

СП 393.1325800.2018
8.5.18 Трубопровод из обетонированных труб должен укладываться на проектные отметки мето­
дом протаскивания по дну, с бровки траншеи с усиленным проездом или выносной стрелой, подкопом.
8.5.19 Анкерные устройства применяются для закрепления на проектные отметки трубопровода на обводненных, заболоченных и периодически затопляемых участках трассы с устойчивыми подсти­
лающими грунтами, а также на переходах через болота.
8.5.20 Анкерные устройства должны устанавливаться на трубопровод в соответствии с
СП 86.13330.2014 (подраздел 13.6).
8.5.21 При необходимости изменения проектных решений по обеспечению устойчивого положе­
ния трубопровода в ходе строительства или подготовки к строительству, замены конструкций и спосо­
бов балластировки и закрепления трубопроводов проектная документация должна быть согласована с застройщиком (техническим заказчиком), лицом, осуществившим подготовку проектной документа­
ции, и государственным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государ­
ственной экспертизы проектной документации, в порядке, установленном [1].
8.5.22 Запрещается устанавливать на трубопровод утяжеляющие железобетонные грузы или ан­
керные устройства без футеровочных матов или защитных оберток (защитное бетонное покрытие не­
допустимо рассматривать как защитную обертку). Конструкция футеровочных матов или тип обертки устанавливается проектом. Необходимость футеровки при применении анкерных устройств с силовы­
ми поясами из технической ткани или лент определяется проектом.
8.5.23 Устойчивость балластируемых и закрепляемых трубопроводов, прокладываемых в услови­
ях обводненной и заболоченной местности, а также на подводных переходах, следует проверять для отдельных участков в зависимости от конкретных условий строительства и эксплуатации.
8.6 Строительство подводны х переходов
8.6.1 Строительство подводных переходов должно выполняться в соответствии с СП 86.13330.2014
(разделы 15 и 16).
8.6.2 Строительство подводных переходов через малые водотоки глубиной до 0,5 м (в межень) должно выполняться линейными колоннами по ходу строительства трубопровода. Через водные пре­
грады глубиной до 1,5 м — в общем потоке строительства специализированной бригадой, оснащенной необходимым оборудованием для устройства траншей глубиной до 4,5 м.

8.6.3 До начала основных работ на подводном переходе должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
- составление ППР;
- прием-передача ГРО на участке подводного перехода должен оформляться актом согласно 6.3.4 или 6.3.5;
- прием-передача оси трассы трубопровода на участке подводного перехода должен оформлять­
ся согласно 6.3.7;
- - сгущение пунктов ГРО для проведения разбивочных работ на участке подводного перехода;
- контрольные геодезические измерения по профилю (черным отметкам дна) трассы трубопрово­
да для выявления отклонений фактических данных от проектных;
- разбивка полосы отвода по трассе трубопровода;
- вынос и закрепление пикетажа по трассе трубопровода;
- установка временных водомерных постов;
- строительство временных сооружений производственного, бытового и хозяйственного назначения;
- строительство подъездных путей и причальных сооружений к переходам с созданием служб по их поддержанию в рабочем состоянии;
- обустройство площадок или амбаров для складирования мокрого грунта;
- проведение природоохранных мероприятий (введение запрета на мойку транспортных средств и других механизмов на водных объектах, обвалование строительных площадок для снижения влияния загрязненного поверхностного стока и т. д.);
- оформление разрешительной документации в области обеспечения экологической безопасно­
сти (в том числе компенсационные мероприятия на воздействие на биологические ресурсы).
8.6.4 Расхождения с рабочей документацией, обнаруженные при приемке створов переходов, должны быть отмечены в акте и в 10-дневный срок устранены с внесением при необходимости соот­
ветствующей корректировки в рабочую документацию.
27

СП 393.1325800.2018
8.6.5 До начала строительно-монтажных работ лицо, осуществляющее строительство, должно получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с [3].
8.6.6 Строительство подводных переходов трубопроводов может осуществляться следующими способами:
- наклонно-направленным бурением;
- микротоннелированием;
- тоннелированием с применением щитовой проходки;
- траншейным.
8.6.7 Строительство переходов трубопроводов ННБ должно производиться в соответствии с ППР, раз­
работанным строительной организацией с учетом СП 86.13330.2014 (пункт 16.1.3). В составе ППР должны разрабатываться разделы по бурению скважины и отдельно по протаскиванию трубопровода в скважину.
8.6.8 До начала основных работ на подводном переходе при прокладке трубопровода ННБ необ­
ходимо выполнить подготовительные работы, в том числе:
- получить лицензию на право пользования недрами для строительства и эксплуатации подзем­
ных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- оформить разрешительную документацию на использование водных ресурсов;
- оформить паспорта на отходы, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрешение на захоронение бурового раствора и шлама после строитель­
ства или его утилизацию на полигонах специализированных организаций;
- подготовить площадки для бурового комплекса, емкостей регенерации бурового раствора и ем­
костей для отработанного бурового раствора;
- провести монтаж установок приготовления и регенерации бурового раствора;
- подготовить площадку монтажа трубопровода и спусковой д орож и дюкера;
- выполнить монтаж буровой установки и вспомогательного технологического оборудования.
8.6.9 Строительство переходов ННБ включает следующие основные комплексы и виды работ:
- на монтажной площадке: сварочно-монтажные работы; неразрушающий контроль качества сварных соединений; изоляция сварных стыков; монтаж спусковой дорожки; подготовка трубной плети к протаскиванию;
- гидравлическое испытание трубопровода первого этапа дюкера подводного перехода до про­
таскивания трубопровода в скважину;
- комплекс буровых работ: бурение пилотной скважины, ее расширение и калибровка;
- контроль качества строительно-монтажных работ переходов через водные преграды (русловая/ пойменная часть) до протаскивания трубопровода «сухой протяжой» инспекционных приборов с маг­
нитной системой;
- протаскивание рабочей плети трубопровода;
- соединение участка ННБ с береговыми участками перехода;
- засыпка руслового и береговых участков перехода;
- гидравлическое испытание трубопровода второго этапа дюкера подводного перехода трубопро­
вода после укладки до засыпки береговых участков;
- соединение участка ННБ с прилегающими участками перехода;
- засыпка руслового и береговых участков перехода;
- проверка состояния изоляции участка перехода методом катодной поляризации на соответствие сопротивления проектным значениям;
- проверка сплошности изоляционного покрытия;
- гидравлическое испытание трубопровода третьего этапа подводного перехода трубопровода по­
сле укладки и засыпки с прилегающими участками.
8.6.10 Организация и технология выполнения отдельных видов работ по прокладке трубопрово­
дов способом ННБ через водные преграды должны соответствовать СП 86.13330.2014 (раздел 16), на­
стоящему своду правил и действующим НД.
8.6.11 Контроль качества выполненных работ при строительстве подводных переходов трубопро­
водов ННБ должен осуществляться в соответствии с СП 86.13330 и действующими НД. Лицо, осуще­
ствившее подготовку проектной документации, должно осуществлять авторский надзор выполнения технических решений, требований проектной и рабочей документации в соответствии с СП 246.1325800.
8.6.12 Оборудование для проходки тоннеля МТ и технология выполнения отдельных видов работ по строительству переходов МТ через водные преграды должны соответствовать настоящему своду правил, СП 86.13330.2014 (раздел 14) и действующим НД.
28


СП 393.1325800.2018
8.6.13 ППР при строительстве подземных трубопроводов в тоннелях (МТ, щитовая проходка) на переходах через водные преграды должны разрабатываться отдельно на строительство тоннеля и от­
дельно на прокладку трубопровода в тоннеле в соответствии с СП 86.13330.2014 (пункт 14.2.1).
8.6.14 При траншейном способе строительства трубопроводов до начала разработки траншей на подводных переходах следует:
- закрепить створ оси траншеи подводного перехода по трассе трубопровода;
- выполнить контрольные геодезические измерения по профилю (черным отметкам дна) трассы трубопровода для выявления отклонений фактических и проектных данных;
- выполнить обследование участка реки или водоема на проектную ширину подводной траншеи поверху для выявления случайных препятствий.
8.6.15 Организация и технология работ по сооружению подводных переходов в зимних условиях определяются характеристикой водной преграды, температурным режимом и состоянием ледяного по­
крова. В проектной и рабочей документации на строительство подводного перехода в зимних условиях должны быть предусмотрены выполнение специальных зимних видов работ (ледорезные работы, уборка льда, работы по поддержанию майн, увеличение несущей способности льда и др.) и способы укладки.
8.6.16 Земляные, сварочно-монтажные, изоляционные работы, балластировка и укладка трубо­
провода, водолазные работы по контролю устройства и засыпки траншеи, укладки дюкера, очистка полости и испытания на прочность и герметичность, а также берегоукрепительные работы при тран­
шейном способе строительства трубопроводов через водные преграды выполняются в соответствии с СП 86.13330.2014 (разделы 8— 11, 13, 15, 19), подразделами 8.1— 8.5 и другими действующими НД.
8.7 С троительство переходов через автомобильны е и железные дороги
8.7.1 Выбор способов и технологии строительства переходов трубопроводов через автомобиль­
ные и железные дороги осуществляют в соответствии с СП 86.13330.2014 (раздел 17).
8.7.2 Перед началом производства работ по строительству переходов через автомобильные и желез­
ные дороги необходимо согласовать проектные решения, ППР и сроки производства работ с владельцами автомобильных и железнодорожных дорог, получить от них технические условия по проведению работ.
8.7.3 Технологическая последовательность выполнения работ при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги, требования к земляным и сварочным работам, укладке трубопро­
вода и гидравлическим испытаниям, конструкции и параметрам переходов определяются СП 36.13330,
СП 86.13330, СП 119.13330, СП 284.1325800 и другими действующими НД на конкретные виды работ.
8.8 Монтаж средств электрохимической защиты трубопроводов
8.8.1 Трубопроводы при всех способах прокладки, кроме надземной, подлежат комплексной за­
щите от коррозии защитными покрытиями и средствами электрохимической защиты независимо от коррозионной агрессивности среды.
8.8.2 Средства ЭХЗ трубопроводов от коррозии должны проектироваться в соответствии с
ГОСТ 9.602, ГОСТ Р 51164, СП 36.13330, СП 86.13330 и другими действующими НД, которые должны быть определены в проектной документации.
8.8.3 Средства и установки ЭХЗ должны быть поставлены комплектно в соответствии со специфи­
кацией, указанной в проектной документации с сертификатами или техническими паспортами, удосто­
веряющими качество оборудования, изделий и материалов и соответствовать требованиям НД. При монтаже ЭХЗ следует руководствоваться СП 86.13330.2014 (раздел 20).
8.8.4 Монтаж установок катодной, электродренажной и протекторной защиты, воздушных и ка­
бельных линий электропередачи, электродов анодного заземления следует предусматривать в соот­
ветствии с ГОСТ 12.3.032, СП 86.13330.2014 (раздел 20) и правилами по устройству электроустановок, изложенными в [29], а также рекомендациями заводов-изготовителей.
8.9 Очистка полости и испытание трубопроводов
8.9.1 Очистку полости и испытание магистральных трубопроводов необходимо осуществлять в соответствии с СП 86.13330.2014 (раздел 19), настоящим сводом правил и иными действующими НД; правила безопасности для магистральных трубопроводов изложены в [38].
8.9.2 Очистку полости и испытание промысловых трубопроводов необходимо осуществлять в со­
ответствии с СП 284.1325800.2016 (раздел 24), ГОСТ Р 55990—2014 (раздел 13), настоящим сводом правил и иными действующими НД.
29