ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СП 393.1325800.2018
8.5.6 Для балластировки и закрепления трубопроводов следует предусматривать следующие кон
струкции:
- кольцевые утяжелители (чугунные, железобетонные);
- железобетонные утяжелители охватывающего типа;
- грунтозаполненные балластирующие устройства [полимерконтейнерные (каркасные и бескар
касные) и балластировку с помощью геотекстильных синтетических материалов];
- обетонированные трубы;
- анкерные устройства.
Применяемые балластирующие устройства должны удовлетворять НД завода-изготовителя, тре
бованиям нормативной технической и проектной документации.
8.5.7 При балластировке трубопроводов на русловых участках подводных переходов, выполняе
мых траншейным способом, на болотах и обводненных участках при укладке трубопровода методом сплава или протаскивания следует предусматривать применение кольцевых железобетонных и чугун
ных утяжелителей, а также обетонированных труб.
8.5.8 Установка кольцевых утяжелителей на трубопровод должна производиться в соответствии с СП 86.13330.2014 (подраздел 13.2).
8.5.9 На пойменных, прибрежных, периодически обводняемых и заболоченных участках трассы, болотах всех типов глубиной от 1,5 до 2,5 м, переходах через малые реки следует применять утяжели
тели охватывающего типа.
8.5.10 Полимерконтейнерные грунтозаполненные утяжелители могут применяться для обеспече
ния устойчивого положения трубопроводов, прокладываемых в условиях обводненной и заболоченной местности, на неразмываемых поймах рек, а также на переходах через болота с мощностью торфа, не превышающей глубины траншеи, и в песчаных многолетнемерзлых грунтах. На переходах через болота с мощностью торфа, превышающего глубины траншеи, и переходах через малые реки допускается при
менение бескаркасных полимерконтейнерных грунтозаполненных утяжелителей.
8.5.11 Утяжелители охватывающего типа и анкерные устройства должны устанавливаться на тру
бопровод, уложенный на проектные отметки, при уровне воды в траншее не более 0,5 диаметра балла
стируемого трубопровода.
8.5.12 Заполнение полостей полимерконтейнерных грунтозаполненных утяжелителей минераль
ным грунтом из отвала траншеи или привозным грунтом должно производиться сыпучим (песчаным или глинистым) грунтом с фракциями размером не более 50 мм. Заполнение их в зимнее время должно производиться талым или размельченным мерзлым минеральным грунтом. Не допускается наличие в грунте посторонних включений, в том числе льда и снега.
8.5.13 Балластировка трубопроводов минеральным грунтом в сочетании с полотнищами геотек
стильных синтетических материалов применяется на участках с прогнозируемым обводнением, на об
водненных и заболоченных участках трассы, на вечномерзлых грунтах при условии отсутствия воды в траншее в процессе производства работ. При условии выполнения специальных мероприятий, в том числе установки противоэрозионных перемычек для грунта, допускается применение геотекстильных синтетических материалов на уклонах микрорельефа более 30°.
8.5.14 Балластировка трубопроводов минеральным грунтом с использованием геотекстильных синтетических материалов осуществляется в соответствии с СП 86.13330.2014 (подраздел 13.4).
8.5.15 Обетонированные трубы могут применяться для обеспечения устойчивости трубопрово
да против всплытия при его прокладке через болота, поймы рек, русла рек и обводненные участки.
Для уменьшения изгибной жесткости обетонированного трубопровода без металлополимерной обо
лочки в бетонном покрытии могут быть предусмотрены кольцевые прорези, выполняемые в завод
ских условиях. Необходимость такого конструктивного решения определяет лицо, осуществившее подготовку проектной документации, с учетом напряжений в стенках стальной трубы в необетониро- ванных зонах.
8.5.16 Бетонное покрытие должно выполняться в заводских (базовых) условиях и в порядке ис
ключения, учитывая сложность транспортирования, в непосредственной близости к водным преградам в трассовых условиях.
8.5.17 Конструкция бетонного покрытия труб (толщина, марка бетона, плотность покрытия) должна определяться в проектной документации. Наружная поверхность бетонного покрытия не должна содержать дефектов, влияющих на степень отрицательной плавучести (несплошности, не
доливы и т. д.).
26
1 2 3 4 5 6 7 8 9
СП 393.1325800.2018
8.5.18 Трубопровод из обетонированных труб должен укладываться на проектные отметки мето
дом протаскивания по дну, с бровки траншеи с усиленным проездом или выносной стрелой, подкопом.
8.5.19 Анкерные устройства применяются для закрепления на проектные отметки трубопровода на обводненных, заболоченных и периодически затопляемых участках трассы с устойчивыми подсти
лающими грунтами, а также на переходах через болота.
8.5.20 Анкерные устройства должны устанавливаться на трубопровод в соответствии с
СП 86.13330.2014 (подраздел 13.6).
8.5.21 При необходимости изменения проектных решений по обеспечению устойчивого положе
ния трубопровода в ходе строительства или подготовки к строительству, замены конструкций и спосо
бов балластировки и закрепления трубопроводов проектная документация должна быть согласована с застройщиком (техническим заказчиком), лицом, осуществившим подготовку проектной документа
ции, и государственным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государ
ственной экспертизы проектной документации, в порядке, установленном [1].
8.5.22 Запрещается устанавливать на трубопровод утяжеляющие железобетонные грузы или ан
керные устройства без футеровочных матов или защитных оберток (защитное бетонное покрытие не
допустимо рассматривать как защитную обертку). Конструкция футеровочных матов или тип обертки устанавливается проектом. Необходимость футеровки при применении анкерных устройств с силовы
ми поясами из технической ткани или лент определяется проектом.
8.5.23 Устойчивость балластируемых и закрепляемых трубопроводов, прокладываемых в услови
ях обводненной и заболоченной местности, а также на подводных переходах, следует проверять для отдельных участков в зависимости от конкретных условий строительства и эксплуатации.
8.6 Строительство подводны х переходов
8.6.1 Строительство подводных переходов должно выполняться в соответствии с СП 86.13330.2014
(разделы 15 и 16).
8.6.2 Строительство подводных переходов через малые водотоки глубиной до 0,5 м (в межень) должно выполняться линейными колоннами по ходу строительства трубопровода. Через водные пре
грады глубиной до 1,5 м — в общем потоке строительства специализированной бригадой, оснащенной необходимым оборудованием для устройства траншей глубиной до 4,5 м.
8.6.3 До начала основных работ на подводном переходе должны быть выполнены следующие подготовительные работы:
- составление ППР;
- прием-передача ГРО на участке подводного перехода должен оформляться актом согласно 6.3.4 или 6.3.5;
- прием-передача оси трассы трубопровода на участке подводного перехода должен оформлять
ся согласно 6.3.7;
- - сгущение пунктов ГРО для проведения разбивочных работ на участке подводного перехода;
- контрольные геодезические измерения по профилю (черным отметкам дна) трассы трубопрово
да для выявления отклонений фактических данных от проектных;
- разбивка полосы отвода по трассе трубопровода;
- вынос и закрепление пикетажа по трассе трубопровода;
- установка временных водомерных постов;
- строительство временных сооружений производственного, бытового и хозяйственного назначения;
- строительство подъездных путей и причальных сооружений к переходам с созданием служб по их поддержанию в рабочем состоянии;
- обустройство площадок или амбаров для складирования мокрого грунта;
- проведение природоохранных мероприятий (введение запрета на мойку транспортных средств и других механизмов на водных объектах, обвалование строительных площадок для снижения влияния загрязненного поверхностного стока и т. д.);
- оформление разрешительной документации в области обеспечения экологической безопасно
сти (в том числе компенсационные мероприятия на воздействие на биологические ресурсы).
8.6.4 Расхождения с рабочей документацией, обнаруженные при приемке створов переходов, должны быть отмечены в акте и в 10-дневный срок устранены с внесением при необходимости соот
ветствующей корректировки в рабочую документацию.
27
СП 393.1325800.2018
8.6.5 До начала строительно-монтажных работ лицо, осуществляющее строительство, должно получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в соответствии с [3].
8.6.6 Строительство подводных переходов трубопроводов может осуществляться следующими способами:
- наклонно-направленным бурением;
- микротоннелированием;
- тоннелированием с применением щитовой проходки;
- траншейным.
8.6.7 Строительство переходов трубопроводов ННБ должно производиться в соответствии с ППР, раз
работанным строительной организацией с учетом СП 86.13330.2014 (пункт 16.1.3). В составе ППР должны разрабатываться разделы по бурению скважины и отдельно по протаскиванию трубопровода в скважину.
8.6.8 До начала основных работ на подводном переходе при прокладке трубопровода ННБ необ
ходимо выполнить подготовительные работы, в том числе:
- получить лицензию на право пользования недрами для строительства и эксплуатации подзем
ных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- оформить разрешительную документацию на использование водных ресурсов;
- оформить паспорта на отходы, документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрешение на захоронение бурового раствора и шлама после строитель
ства или его утилизацию на полигонах специализированных организаций;
- подготовить площадки для бурового комплекса, емкостей регенерации бурового раствора и ем
костей для отработанного бурового раствора;
- провести монтаж установок приготовления и регенерации бурового раствора;
- подготовить площадку монтажа трубопровода и спусковой д орож и дюкера;
- выполнить монтаж буровой установки и вспомогательного технологического оборудования.
8.6.9 Строительство переходов ННБ включает следующие основные комплексы и виды работ:
- на монтажной площадке: сварочно-монтажные работы; неразрушающий контроль качества сварных соединений; изоляция сварных стыков; монтаж спусковой дорожки; подготовка трубной плети к протаскиванию;
- гидравлическое испытание трубопровода первого этапа дюкера подводного перехода до про
таскивания трубопровода в скважину;
- комплекс буровых работ: бурение пилотной скважины, ее расширение и калибровка;
- контроль качества строительно-монтажных работ переходов через водные преграды (русловая/ пойменная часть) до протаскивания трубопровода «сухой протяжой» инспекционных приборов с маг
нитной системой;
- протаскивание рабочей плети трубопровода;
- соединение участка ННБ с береговыми участками перехода;
- засыпка руслового и береговых участков перехода;
- гидравлическое испытание трубопровода второго этапа дюкера подводного перехода трубопро
вода после укладки до засыпки береговых участков;
- соединение участка ННБ с прилегающими участками перехода;
- засыпка руслового и береговых участков перехода;
- проверка состояния изоляции участка перехода методом катодной поляризации на соответствие сопротивления проектным значениям;
- проверка сплошности изоляционного покрытия;
- гидравлическое испытание трубопровода третьего этапа подводного перехода трубопровода по
сле укладки и засыпки с прилегающими участками.
8.6.10 Организация и технология выполнения отдельных видов работ по прокладке трубопрово
дов способом ННБ через водные преграды должны соответствовать СП 86.13330.2014 (раздел 16), на
стоящему своду правил и действующим НД.
8.6.11 Контроль качества выполненных работ при строительстве подводных переходов трубопро
водов ННБ должен осуществляться в соответствии с СП 86.13330 и действующими НД. Лицо, осуще
ствившее подготовку проектной документации, должно осуществлять авторский надзор выполнения технических решений, требований проектной и рабочей документации в соответствии с СП 246.1325800.
8.6.12 Оборудование для проходки тоннеля МТ и технология выполнения отдельных видов работ по строительству переходов МТ через водные преграды должны соответствовать настоящему своду правил, СП 86.13330.2014 (раздел 14) и действующим НД.
28
СП 393.1325800.2018
8.6.13 ППР при строительстве подземных трубопроводов в тоннелях (МТ, щитовая проходка) на переходах через водные преграды должны разрабатываться отдельно на строительство тоннеля и от
дельно на прокладку трубопровода в тоннеле в соответствии с СП 86.13330.2014 (пункт 14.2.1).
8.6.14 При траншейном способе строительства трубопроводов до начала разработки траншей на подводных переходах следует:
- закрепить створ оси траншеи подводного перехода по трассе трубопровода;
- выполнить контрольные геодезические измерения по профилю (черным отметкам дна) трассы трубопровода для выявления отклонений фактических и проектных данных;
- выполнить обследование участка реки или водоема на проектную ширину подводной траншеи поверху для выявления случайных препятствий.
8.6.15 Организация и технология работ по сооружению подводных переходов в зимних условиях определяются характеристикой водной преграды, температурным режимом и состоянием ледяного по
крова. В проектной и рабочей документации на строительство подводного перехода в зимних условиях должны быть предусмотрены выполнение специальных зимних видов работ (ледорезные работы, уборка льда, работы по поддержанию майн, увеличение несущей способности льда и др.) и способы укладки.
8.6.16 Земляные, сварочно-монтажные, изоляционные работы, балластировка и укладка трубо
провода, водолазные работы по контролю устройства и засыпки траншеи, укладки дюкера, очистка полости и испытания на прочность и герметичность, а также берегоукрепительные работы при тран
шейном способе строительства трубопроводов через водные преграды выполняются в соответствии с СП 86.13330.2014 (разделы 8— 11, 13, 15, 19), подразделами 8.1— 8.5 и другими действующими НД.
8.7 С троительство переходов через автомобильны е и железные дороги
8.7.1 Выбор способов и технологии строительства переходов трубопроводов через автомобиль
ные и железные дороги осуществляют в соответствии с СП 86.13330.2014 (раздел 17).
8.7.2 Перед началом производства работ по строительству переходов через автомобильные и желез
ные дороги необходимо согласовать проектные решения, ППР и сроки производства работ с владельцами автомобильных и железнодорожных дорог, получить от них технические условия по проведению работ.
8.7.3 Технологическая последовательность выполнения работ при строительстве переходов через автомобильные и железные дороги, требования к земляным и сварочным работам, укладке трубопро
вода и гидравлическим испытаниям, конструкции и параметрам переходов определяются СП 36.13330,
СП 86.13330, СП 119.13330, СП 284.1325800 и другими действующими НД на конкретные виды работ.
8.8 Монтаж средств электрохимической защиты трубопроводов
8.8.1 Трубопроводы при всех способах прокладки, кроме надземной, подлежат комплексной за
щите от коррозии защитными покрытиями и средствами электрохимической защиты независимо от коррозионной агрессивности среды.
8.8.2 Средства ЭХЗ трубопроводов от коррозии должны проектироваться в соответствии с
ГОСТ 9.602, ГОСТ Р 51164, СП 36.13330, СП 86.13330 и другими действующими НД, которые должны быть определены в проектной документации.
8.8.3 Средства и установки ЭХЗ должны быть поставлены комплектно в соответствии со специфи
кацией, указанной в проектной документации с сертификатами или техническими паспортами, удосто
веряющими качество оборудования, изделий и материалов и соответствовать требованиям НД. При монтаже ЭХЗ следует руководствоваться СП 86.13330.2014 (раздел 20).
8.8.4 Монтаж установок катодной, электродренажной и протекторной защиты, воздушных и ка
бельных линий электропередачи, электродов анодного заземления следует предусматривать в соот
ветствии с ГОСТ 12.3.032, СП 86.13330.2014 (раздел 20) и правилами по устройству электроустановок, изложенными в [29], а также рекомендациями заводов-изготовителей.
8.9 Очистка полости и испытание трубопроводов
8.9.1 Очистку полости и испытание магистральных трубопроводов необходимо осуществлять в соответствии с СП 86.13330.2014 (раздел 19), настоящим сводом правил и иными действующими НД; правила безопасности для магистральных трубопроводов изложены в [38].
8.9.2 Очистку полости и испытание промысловых трубопроводов необходимо осуществлять в со
ответствии с СП 284.1325800.2016 (раздел 24), ГОСТ Р 55990—2014 (раздел 13), настоящим сводом правил и иными действующими НД.
29