Файл: Замысел исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из темы и проблемы научного труда, его объекта и пред­мета определяются цель и задачи исследования. Цель формулирует­ся кратко и предельно точно в смысловом отношении, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она может быть сформулирована, например, так: «Обоснование новых концептуаль­ных подходов в обучении и воспитании школьников»; «Разработка более совершенных методик и технологий образования, путей, средств и психолого-педагогических условий совершенствования управления

образовательным процессом»; «Обоснование новых теоретических и прикладных положений, стимулирующих развитие новых форм и ме­тодов обучения и воспитания» и т. п.

Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования — «ступеньках», пройдя по которым можно достичь намеченной цели. Постановка конкретных задач осуществляется в творческом поиске решения частных вопросов исследования, без чего невозможно реа­лизовать замысел, решить главную проблему. С этой целью изуча­ется специальная литература, анализируются существующие точки зрения, позиции; выделяются те вопросы, которые можно решить с помощью уже полученных научных данных, и те, решение которых представляет прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования. Иначе гово­ря, складывается, формируется гипотеза исследования — научно-со­стоятельное предположение, предвидение его хода и результата.

Формирование гипотезы — сложный и мало исследованный про­цесс. Здесь многое зависит от способностей исследователя, таких его личностных качеств, как творческое мышление, проблемное видение, интуиция, конструктивные и проектировочные умения и др. Все эти качества дают возможность обнаружить необходимые факты, обес­печить полноту их изучения и на этой основе выявить несоответст­вие (противоречие) накопленного фактического материала сущест­вующим в науке объяснениям.

Второй этап. На данном этапе вырабатывается методика исследо­вания. Этот процесс имеет ярко выраженный индивидуализирован­ный характер, поэтому не терпит следования жестко регламентиро­ванным правилам и предписаниям. И все же есть ряд принципиаль­ных вопросов, которые необходимо учитывать.
Разработка методики обязательна, так как она дает ответ, каким образом требуется реализовать возможности различных методов для достижения поставленной научной цели. Исходя из этого, в исследо­вании мало выбрать совокупность методов, необходимо их сконст­руировать и привести в систему.


Таким образом, методику исследования необходимо рассматри­вать как совокупность приемов и способов исследования, определя­ющих порядок их применения, и интерпретацию полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов и общей квалификации исследователя.

Методика каждого психолого-педагогического исследования все­гда конкретна и уникальна. Нет методики вообще, есть конкретная методика исследования. И чем более оригинален исследователь, тем более оригинальные методики он создает, тем более он изящен в ин­терпретации полученных результатов. Каждый человек вносит в ме­тодику нечто новое, идущее от его понимания проблемы, его иссле­довательских способностей.

Формальный подход к определению методики — переписывание одних и тех же методов из одного научного труда в другой — мало что дает, так как последние не находят полной реализации в ходе ис­следования и содержательного отражения в тексте научной работы.

Невозможно обосновать методику исследования, во-первых, без уяснения, в каких внешних феноменах проявляется изучаемое, како­вы показатели, критерии его развития; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными проявлениями исследуемо­го феномена. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные научные выводы.

Методика психолого-педагогического исследования, несмотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи, имеет оп­ределенную структуру. Ее основными элементами являются:

♦ теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;

♦ исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;

♦ субординационные связи и зависимости между ними;

♦ совокупность применяемых методов, их координация;

♦ порядок применения методов и методических приемов;

♦ последовательность и техника обработки и обобщения результа­тов исследования.

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения составляет искусство исследования. Хо­рошо продуманная методика организует исследование, определяет его основные этапы, базу, обеспечивает получение необходимого фак­тического материала, на основе анализа которого и делаются науч­ные выводы.

В ходе исследования, как правило, составляется 

программа ис­следования, в которой отражается, какое психолого-педагогическое явление исследуется; по каким показателям; какие критерии при этом выбираются и используются; какие методы исследования при-

меняются. В программе исследования нередко указывается и цель применения тех или иных методов. В табл. 7.1 приведена часть про­граммы исследования по теме «Формирование и развитие способно­стей студента в период обучения в вузе».

Методика — это как бы модель исследования, развернутая во вре­мени. Естественно, чем точнее и детальнее эта модель отражает дей­ствительность, тем результативнее, при прочих равных условиях, будет и само исследование. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При этом учитыва­ются рациональность применения разработанной методики, доста­точность и соответствие ее задачам исследования.

На выработку методики влияет много факторов, и прежде все­го — предмет, цели и задачи исследования. Важно ясно и точно пред­ставлять то, что предстоит изучить, выявить.

Третий этап. Наиболее важным и значимым этапом реализации любой методики исследования является поисково-преобразующий этап работы. Он связан, как правило, с введением в педагогический процесс запланированных нововведений (инноваций). Его содержа­ние специфично, зависит от целей, предмета, характера изучаемых процессов, особенностей предполагаемых нововведений, степени го­товности к осуществлению их на практике. На этом этапе исследова­ния определяются содержательная сторона нововведений (что вно­сится, каковы «носители» нового), временные рамки и технологии нововведений. Это может быть, например, разработка и опробование новых образовательных программ, освоение нетрадиционных техно­логий или методик обучения, способов стимулирования и оценива­ния успехов в воспитании и развитии учащихся и др.

На поисково-преобразующем этапе исследования требуется осо­знать, что было сделано на предшествующих этапах, какие удалось создать условия, какие исследовательские задачи были решены, а ка­кие — нет, каков уровень исследовательских подходов и умений у участников опытно-поисковой работы. Видимо, полезно сопоста­вить исследовательский проект, обозначенные в нем позиции и под­ходы с реально полученными результатами, конкретными трудно­стями, находками, ошибками. Жизнь всегда богаче и разнообразнее схем. Где-то и в чем-то, возможно, придется отойти от первоначаль­но намеченной программы, где-то вернуться назад; возникнут новые


проблемы и препятствия, обнаружатся и новые способы решения за­дач. Не решенные на предшествующих этапах задачи придется пере­нести на текущий этап. Результатом этой работы становятся скор­ректированные, обогащенные представления о путях их решения, об осуществлении общего замысла, уточнение логики и процедуры ис­следования.

Помимо учета непредвиденных обстоятельств, на этом этапе не­обходимо детально разработать документы, способствующие внедре­нию инноваций, последовательность исследовательских процедур, обеспечить их координацию и синхронизацию. Нельзя, скажем, сна­чала вводить новые программы, а потом — соответствующую замыс­лу технологию. Их следует вводить комплексно.

Для прогнозирования результатов поисково-преобразующего эта­па исследования необходимо вести речь о процедуре, аналогичной той, которая используется при выдвижении гипотезы и представляет собой мысленное преобразование объекта, построение модели по­требного будущего. Быть может, именно на этом этапе проявятся, оформятся конструктивные элементы замысла, промелькнет та «ис­кра», которая придаст импульс дальнейшей работе. Это может быть оригинальный подход (например, раздельное обучение мальчиков и девочек по разным программам с учетом несинхронности их физио­логического и интеллектуального созревания), представление о еще не достигнутых, но возможных результатах и многое другое.

Практическое преобразование предполагает «запуск» того новше­ства, ради которого велась вся подготовительная работа. Новшест­вом могут быть новые предметы, обновленные программы, учебни­ки, технологии, средства обучения и воспитания и т. п.