Файл: Отчет по преддипломной практике Выполнил студент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 966

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

1. Общая характеристика Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю

1.1 Организационная структура и кадровый состав Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю

1.2. Основные направления деятельности, задачи и функции юрисконсульта Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю

2. Теоретические аспекты защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации

Заключение В ходе прохождения преддипломной практики совместно с руководителями практики было выполнено следующее индивидуальное задание:- изучены правовые основы организации и деятельности принимающей стороны (проанализировать нормативную базу, на основе которой осуществляется деятельность организации; нормативную базу, на которую опирается организация при осуществлении своей деятельности);- изучена структура организации и основные направления деятельности организации;- я принимал участие в разработке правовых актов и подготовке юридических документов;- я принимал участие в подготовке решений, принимаемых должностными лицами организации, при применении законодательства;- я принимал участие в подготовке юридических заключений по различным правовым вопросам для дачи юридических консультаций;- мною был проведен анализ юридической деятельности организации;- был собран фактический (эмпирический) материал для написания ВКР на тему: «Государственная национальная политика России в области защиты прав потребителей: понятие, цель, задачи, основные направления, механизм реализации и приоритетные направления». Список использованных источников и литературы Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. № 15. – Ст. 1691; 2014. – № 31. – Ст.4398. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 01.10.2019) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 46. – Ст. 4532. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95–ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3012. О качестве и безопасности пищевых продуктов: федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 2. – Ст. 150. О техническом регулировании: федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. – № 52 (ч. 1). – Ст. 5140. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 49. – Ст. 5491. О почтовой связи: Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 29.06.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 29. – Ст. 3697. О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – № 48. – Ст. 6794. Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации: постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 05.12.2019) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Электрон. текст. дан. – URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 05.01.2020). Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом: постановление Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612 (ред. 30.11.2019 г.) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Электрон. текст. дан. – URL: www.consultant.ru. (дата обращения: 05.01.2020). Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2018 г. № 74-КГ17-10 [Электронный ресурс] // «Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации». – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 05.01.2020) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 июня 2018 г. № 46-КГ17-16 [Электронный ресурс] // «Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации». – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 05.01.2020) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.06.2016 N 18-КГ16-66 [Электронный ресурс] // Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации. – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 12.01.2020) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06 июня 2017 г. № 46-КГ17-16. [Электронный ресурс] // Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации. – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 12.01.2020) Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.11.2016 N 4-КГ16-40 [Электронный ресурс] // Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации. – URL: http:// судебные решения.рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 12.01.20) Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей [Электронный ресурс] // «Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации». – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 05.01.2020) Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 сентября 2018 г. по делу № А03-3145/2017 [Электронный ресурс] // «Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации». – URL: http: // судебные решения. рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 05.01.2020) Решение Железнодорожного районного суда № 2-1449/2016 2-1449/2016

Приложения Приложение 1Приложение № 2к приказу от 10.08.2007 № 224ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮI. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации и определяет задачи, функции, полномочия и организацию деятельности отдела юридического обеспечения (далее – отдел) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Управление).2. Отдел Управления организован в соответствии с приказом Управления и является его структурным подразделением. Отдел подчиняется руководителю Управления. Отдел руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, а также настоящим Положением. 5. Положение об отделе утверждается приказом руководителя Управления (изменения и дополнения в положения вносятся в том же порядке).6. Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями Управления, в том числе его территориальными отделами, федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае».По поручению руководителя Управления отдел вправе осуществлять взаимодействие с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями.7. Деятельность отдела осуществляется в соответствии с планами работы Управления, а также поручениями руководителя Управления.II. ЗАДАЧИ ОТДЕЛА8. Основной задачей отдела является правовое обеспечение деятельности Управления по осуществлению надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.III. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА9. В соответствии с возложенными задачами отдел Управления выполняет следующие функции: участие в обеспечении и проверка соблюдения законности должностными лицами Управления в процессе проведения мероприятий по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о защите прав потребителей. организация соблюдения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; проведение анализа практики применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о защите прав потребителей; представление интересов Управления в судебных инстанциях, правоохранительных органах и в органах прокуратуры; 9.5. участие в работе по размещению заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд.IV. ПОЛНОМОЧИЯ ОТДЕЛА10. Отдел в пределах своей компетенции реализует следующие полномочия: осуществляет правовую экспертизу локальных нормативных актов Управления, а также принимает участие в их подготовке; принимает меры по изменению или отмене актов Управления, в том числе изданных с нарушением действующего законодательства; подготавливает заключения по правовым вопросам, возникающим в деятельности Управления, а также по проектам нормативных актов, поступающих на согласование в Управление; 10.4 ведет работу по анализу и обобщению результатов рассмотрениясудебных дел;10.5 участвует в рассмотрении проектов государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;10.6 участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению служебной дисциплины в Управлении;10.7 участвует в проведении служебных проверок в Управлении; обеспечивает информирование служащих Управления о действующем законодательстве, а также организацию работы по изучению служащими Управления нормативных правовых актов, относящихся к их служебной деятельности; консультирует сотрудников Управления по правовым вопросам; подготавливает для структурных подразделений Управления справочные материалы по законодательству; обобщает совместно с другими структурными подразделениями Управления практику применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их на рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; организует контроль за исполнением постановлений по делам об административных правонарушениях; участвует в рассмотрении обращений граждан и юридических лиц; 10.14 принимает участие в издании в установленном порядке индивидуальных правовых актов, методических, информационно-справочных и иных документов по вопросам, отнесенным к своей компетенции; участвует в подготовке предложений в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Алтайского края, органы местного самоуправления о приведении в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей; ведение делопроизводства в отделе; осуществляет сбор, обработку, обобщение форм государственного и отраслевого статистического наблюдения и иных форм отчетности; участвует в формировании ежегодного доклада о санитарно-эпидемиологической обстановке в субъекте Российской Федерации; организует и проводит конференции, совещания, семинары по вопросам правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, участвует в их работе; 10.20 предоставляет информацию для web-сайта Управления;10.21 запрашивает в установленном порядке и получает на безвозмездной основе от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей материалы и сведения в пределах компетенции Управления; привлекает в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов; участвует в осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контроля в сфере защиты прав потребителей; 10.24 привлекает по согласованию с руководством Управления, руководителей структурных подразделений, работников Управления для подготовки локальных нормативных актов, проектов актов, представляемых в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;10.25 исполняет иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации.11. Возложение на отдел функций, не относящихся к правовой работе, не допускается.V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА12. Отдел возглавляет начальник отдела, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Управления.13. Заместитель начальника отдела назначается на должность и освобождается от должности руководителем Управления по представлению начальника отдела.14. В период отсутствия начальника отдела его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя Управления.15. Специалисты отдела являются федеральными государственными гражданскими служащими. Их правовой статус, в том числе квалификационные требования, права, обязанности, ответственность определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регламентирующими вопросы прохождения федеральной государственной гражданской службы, настоящим положением, должностными регламентами, разрабатываемыми на основании настоящего положения, а также служебными контрактами.16. Начальник отдела имеет право:16.1. Вносить в установленном порядке на рассмотрение руководства Управления:- проекты документов по вопросам, входящим в компетенцию отдела;- предложения по вопросам, связанным с оптимизацией и совершенствованием работы отдела, в том числе по повышению квалификации и совершенствованию знаний и навыков работников отдела; предложения о поощрении и дисциплинарных взысканиях работников отдела; предложения о заключении договоров, контрактов и соглашений по вопросам, входящим в компетенцию отдела. 16.2. Согласовывать проекты актов Управления и документов, представляемых в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.17. Возложение на специалистов отдела обязанностей, не предусмотренных настоящим Положением и не относящихся к компетенции отдела, не допускается.18. Начальник отдела несет ответственность за выполнение возложенных на отдел задач, надлежащую организацию работы отдела, своевременное и квалифицированное выполнение заданий и поручений руководства Управления.19. Специалисты отдела несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, служебным контрактом и должностным регламентом. 1 Положение об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю" (утв. приказом Роспотребнадзора от 10.07.2012 N 754) (ред. от 17.03.2017) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 2 Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 154 (ред. от 21.05.2013) "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 3 Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 13.07.2019) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 4 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения""// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 5 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) "О защите прав потребителей"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 6 Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "О качестве и безопасности пищевых продуктов""// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 7 Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ (ред. от 28.11.2018) Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 8 Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.12.19). 9 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. № 15. – Ст. 1691; 2014. – № 31. – Ст.4398. 10 Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р: распоряжение Правительства РФ от 23.03.2018 N 481-р // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 11 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683// КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 12 Резолюция 70/186 Защита интересов потребителей, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 22 декабря 2015 года // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 13 Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным бюджетным учреждениям, находящимся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: приказ Роспотребнадзора от 29.12.2018 N 1099 (ред. от 04.06.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.20). 14 О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: паспорт проекта Федерального закона N 674572-7 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 15 О внесении изменений в Закон Российской Федерации О защите прав потребителей: федеральный закон от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 31.10.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 16 О требованиях к выполнению работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации: письмо Роспотребнадзора от 12.02.2018 N 01/1840-2018-32 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 17 Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг: федеральный закон от 04.06.2018 N 123-ФЗ // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 18 О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 19 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад Российской Федерации // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 20 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад Российской Федерации // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 21 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад Российской Федерации // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 22 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2018 году: государственный доклад Российской Федерации // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 23 Ситдикова Л.Б. Гражданско-правовой статус потребителя в сфере оказания информационных услуг // Юридический мир. 2017. N 9. С. 56-58. 24 Райлян А.А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. N 10. С. 22 25 Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей // Утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 октября 2018 г. URL: http://www.supcourt.ru/documents/all/27257/ (дата обращения: 10.01.2020) 26 О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 27 Богдан В. В. Гражданско-правовое регулирование защиты прав потребителей в современной России: проблемы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук. Курск , 2015. С. 283. 28 Арабей Е.А. Актуальные проблемы российского права. 2018. № 12. С. 1636. 29 Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. М. 2003. С. 660. 30 О защите прав потребителей: закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 31 О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Режим доступа: www.consultant.ru. (дата обращения: 10.01.2020). 32 Там же. 33 Решение Железнодорожного районного суда № 2-1449/2016 2-1449/2016М-1686/2016 М-1686/2016 от 26 октября 2016 г. по делу № 2-1449/2016 // Единая база данных решений судов общей юрисдикции Российской Федерации. URL: http:// судебные решения.рф/bsr/case/6910684 (дата обращения 12.01.2020) 1   2   3   4   5   6



  1. Консультирование потребителей онлайн с использованием технологий видеосвязи;

  2. Использование систем электронного документооборота в целях передачи письменного или электронного обращения потребителя в Роспотребнадзор;

  3. Использование автоматизированной интерактивной системы помощи потребителям для решения типичных жизненных ситуаций, размещенной в информационных киосках и на компьютерах самообслуживания в МФЦ. Роспотребнадзором создан и апробирован с использованием мультимедийных интернет-киосков тестовый веб-ресурс «Виртуальная справочная система для потребителей» (help.rospotrebnadzor.ru). Как показали результаты опроса потребителей, использовавших тестовый веб-ресурс, ответ на интересующий их вопрос уже в 30-40 % случаев может быть найден на ресурсе help.rospotrebnadzor.ru в течение 1 минуты. Дальнейшее развитие виртуальной справочной системы будет осуществляться в качестве справочного модуля государственного информационного ресурса в сфере защиты прав потребителей (zpp.rospotrebnadzor.ru)20.

Анализ результатов реализации пилотного проекта показал востребованность функционала консультирования потребителей в МФЦ. При этом наиболее эффективным является предоставление возможности посетителям МФЦ самостоятельно ознакомиться с мультимедийным контентом виртуальной справочной системы. Такая форма консультирования способна без существенного привлечения дополнительных ресурсов как снизить количество обращений потребителей за консультациями в органы власти и местного самоуправления, так и решить задачу профилактики нарушения прав потребителей, правового просвещения потребителей, повысить их информированность о полномочиях надзорных органов и порядке самозащиты имущественных прав. Во исполнение пункта 37 Плана мероприятий в части внесения в повестки Всемирной торговой организации (ВТО) и «Группы двадцати» вопросов межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с недобросовестной трансграничной предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов, нарушающих права потребителей, повышения цифровой грамотности потребителей, Роспотребнадзором разработана концептуальная записка, содержащая инициативы, способные оказать влияние на повышение потенциала и защиту прав потребителей в эпоху цифровой экономики. Соответствующий документ от лица Российской Федерации в мае 2018 года распространен на площадке «Группы двадцати». Страны - участницы БРИКС и некоторые страны - члены Европейского союза с интересом восприняли инициативы России для «Группы двадцати», отметив значительную актуальность и своевременность разработанного документа, особый интерес уделив вопросам цифровой грамотности населения
21.

В рамках согласования итогового заявления Министров по цифровым технологиям «Группы двадцати» российская делегация также обозначила необходимость учета защиты прав потребителей в цифровом секторе.

Благодаря активной позиции российской делегации по продвижению инициатив, заложенных в концептуальной записке, в согласованном заявлении лидеров G20 (Джи 20) «Формирование консенсуса для справедливого и устойчивого развития» отмечено, что страны будут продвигать меры по поддержанию защиты прав потребителей в цифровую эпоху, а также работать над укреплением доверия потребителей к электронной торговле.

На площадке ВТО в рамках реализации совместного министерского заявления по электронной коммерции по итогам 11 сессии Министерской Конференции ВТО, регламентирующего запуск подготовительной работы к переговорам по электронной коммерции и подготовки многостороннего соглашения, российская делегация принимает активное участие в консультациях инициативной группы стран-подписантов указанного заявления. Консультации в настоящее время заключаются в обмене мнениями и практиками по отдельным вопросам регулирования электронной торговли с целью дальнейшего запуска переговорного процесса по разработке международных правил регулирования в данной области.

Роспотребнадзором совместно с Минэкономразвития России были подготовлены и распространены среди членов ВТО текстовые предложения России по вопросам повышения доверия потребителей к электронной торговле и защиты их прав22. Тем самым была задекларирована позиция России, считающей данную тему важной, требующей внимания, и она должна быть учтена при выработке переговорного досье по электронной торговле на площадке ВТО. В основу распространённого документа легли инициативы по развитию международного сотрудничества в целях повышения потенциала и защиты прав потребителей в эпоху цифровой экономики, продвигаемые на площадке «Группы двадцати».

Документ содержит вопросы, которые необходимо урегулировать на площадке ВТО с целью достижения такого же уровня защиты онлайн- потребителей, как и при традиционной торговле. К таким вопросам относятся: обеспечение конфиденциальности и защищенности проводимых платежей, признание ключевых прав потребителей при осуществлении электронной торговли, в том числе права на достоверную информацию о товарах и/или услугах, выработка единых принципов взаимодействия и взаимопомощи в целях пресечения недобросовестных трансграничных практик и т п.



В ходе очередного раунда консультаций, проходившего 31 октября - 1 ноября 2018 года, Роспотребнадзор представил национальный опыт изменений в регулировании, направленный на защиту интересов потребителей в электронной торговле, тем самым показав, что Россия заинтересована в разработке прогрессивных правил по защите прав потребителей в электронной торговле. В докладе также были обозначены основные видения России, необходимые для построения электронной торговли, которой потребители могут доверять.

Состоявшаяся дискуссия показала признаки потенциального совпадающего интереса стран - членов ВТО к изучению нескольких конкретных областей, включая защиту потребителей. Предполагается дальнейшее участие Роспотребнадзора в данной работе в целях закрепления на многостороннем уровне приемлемых для нашей страны принципов и правил регулирования электронной коммерции, в том числе по защите прав потребителей в электронной торговле.

Таким образом, 2018 год стал первым годом практической реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, была продолжена начатая в 2017 году масштабная системная работа по формированию новых базовых основ правового регулирования этой важной области общественных отношений, призванных всемерно развивать и совершенствовать существующие механизмы защиты потребительских прав граждан.
2.2 Способы защиты прав потребителей по законодательству Российской Федерации

Согласно закона о защите прав потребителей, потребителем является гражданин, который имеет намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребители, независимо от формы заключенного договора, имеют определенные права. Проанализировав Закон о защите прав потребителей, можно сделать вывод о том, что существуют общие права потребителей (Глава 1 Закона), а также специальные (главы 2, 3, 4 Закона).

Так, к общим правам потребителей, согласно Закона РФ «О защите прав потребителей», относятся права на: просвещение в области защиты прав потребителей; надлежащее качество услуг, работы, товара; безопасность товара (работы, услуги); надлежащую информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах); компенсацию морального вреда; судебную защиту.


К специальным правам относятся23: права потребителя при обнаружении в товаре недостатков (ст. 18 ФЗ РФ «О защите прав потребителей»); право на обмен товара надлежащего качества; права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги), (ст. 29 Закона о защите прав потребителей); право на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг); право на государственную и общественную защиту прав потребителей; права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов). Реализовать перечисленные права, потребитель может различными способами и в различных формах.

На сегодняшний день, для защиты прав потребителей используются пять способов гражданско-правовой защиты: самозащита; прекращение или изменение правоотношения; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсация морального вреда. Рассмотрим каждый из этих пяти способов защиты подробнее.

Так, самозащита - это «действие или система действий по защите гражданских прав, предпринимаемых управомоченным на то в силу закона или договора лицом, без обращения в соответствующие государственные или иные правоохранительные органы»24.

Существует государственная и общественная защита прав потребителей. Ее осуществляют: орган государственного надзора, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), Союз потребителей РФ.

Следующий способ защиты: прекращение или изменение правоотношения. Данный способ допустим лишь в прямо предусмотренных законом или договором случаях. Основанием прекращения или изменения правоотношения является установление юридических фактов, свидетельствующих о том, что правоотношение изменилось или прекратилось.

Как показывает судебная практика, например, купленный автомобиль, в котором были обнаружены какие-либо недостатки, которые не могут быть признаны существенными, тоже может быть возвращен, а договор может быть расторгнут.

Так, гражданин А. спустя 11 дней, после покупки нового автомобиля, обнаружил в нем недостатки25. Он обратился в суд с иском к автосалону о расторжении договора купли-продажи данного автомобиля. Во время проведения экспертизы, недостатки в автомобиле во внешнем проявлении не были выявлены, а некоторые из них были признаны производственным дефектом при сборке автомобиля. Тем не менее, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования потребителя, сославшись на то, что недостатки в автомобиле были выявлены в течение 15 дней со дня его передачи.


Суд апелляционной инстанции отменил данное решение суда, сославшись на то, что выявленные недостатки не являются существенными и не создают препятствий для эксплуатации автомобиля.

Но, Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала ошибочным данный вывод и оставила в силе решение суда первой инстанции, на основании норм п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей и п. 38 Постановления Пленума ВС РФ № 17.

Таким образом, даже если, недостатки товара являются не существенными и устранимыми, потребитель может расторгнуть договор купли-продажи в течение 15-дневного срока со дня передачи ему товара. Также ст. 25 Закона о защите прав потребителей устанавливает, что: «потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации»26.

Исключения из данной нормы содержатся в Постановлении Правительства РФ от № 55 от 19.01.1998 г., а именно, перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату или обмену в течение 14 дней на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона расцветки или комплектации. Данными товарами, например, могут являться: предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, автомобили, животные и растения, и так далее.

Таким образом, при выборе правомочия по поводу изменения или прекращения правоотношения для потребителя существуют ограничения, лишь предусмотренные в законодательстве.

Как отмечает В.В. Богдан, наиболее распространены требования потребителей о безвозмездном устранении недостатков (ремонте товара) и об отказе от исполнения договора (возврате денежных средств)27. Первое из них, обеспечивается дополнительными гарантиями: предоставление аналогичного товара на время ремонта и осуществление ремонта в течение не более 45 дней. Но из данного правила также есть исключения, содержащиеся в указанном Постановлении Правительства РФ от № 55.

При некачественно выполненной работе (услуге), существует специфика в реализации прав потребителей. Так, при обнаружении недостатков в работе потребитель не вправе сразу отказаться от нее. Он вправе требовать безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (услуги), уменьшения цены работы, возмещения понесенных расходов по устранению недостатков, и в случае не устранения недостатков в срок - отказаться от исполнения договора. Если же возникла просрочка выполнения работы (услуги), то потребитель вправе сразу заявить требование об отказе от исполнения договора. Что касается возмещения убытков, то в ГК РФ, предполагается возмещение двух видов убытков: реального ущерба и упущенной выгоды. Исходя из определения понятия «потребитель», он не вправе использовать товары (работы, услуги) в целях извлечения прибыли, следовательно, не